Заседание Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Брифинг Николая Никифорова по завершении заседания

Вступительное слово Дмитрия Медведева:

Прежде чем мы приступим к обсуждению вопросов, хочу сказать, что утвердил план перехода федеральных органов исполнительной власти, а также государственных внебюджетных фондов, на использование отечественного программного обеспечения. Рассчитан этот план на три года, включая текущий. За это время должны быть разработаны необходимые для перехода нормативно-правовая, методическая и техническая базы, определены правила предоставления офисного программного обеспечения, в том числе по облачным технологиям, а также утверждены требования к самим программам, которые будут использоваться органами власти, и должен быть запущен пилот по этим направлениям.

Теперь – непосредственно к теме нашего сегодняшнего совещания. Несколько вопросов важных: обсудим, как продвигается предоставление государственных услуг в электронном виде, рассмотрим подготовленные «дорожные карты» по поддержке российской микроэлектроники. Затронем также вопросы, которые связаны с электронной подписью и созданием единого информационного ресурса, где в перспективе должны быть собраны сведения обо всех гражданах нашей страны, населении всего государства, и какие-то организационные вопросы посмотрим.

Теперь несколько слов по государственным и муниципальным услугам. В прошлом году в электронном виде было оказано более 100 млн таких услуг. Чаще всего это достаточно простые услуги: люди проверяли, есть ли у них штрафы в ГАИ, задолженность по налогам, оформляли заграничные паспорта, узнавали о состоянии пенсионного счёта. Но есть и более сложные, комплексные услуги, которые тоже становятся востребованными.

Доля граждан, которые сегодня получают государственные услуги в электронном виде, уже сейчас составляет 40%. Это в два раза больше по сравнению с тем, что было ещё некоторое время назад, и в два раза больше по сравнению с теми, кто пользуется коммерческими электронными сервисами.

Намеченных на этот год показателей мы в основном достигли, но нужно двигаться дальше, делать сами сервисы более удобными, следить, чтобы как можно больше ведомств оказывали услуги в электронном виде, с тем чтобы к 2018 году государственные услуги именно в электронной форме, как это и вытекает из известных указов, получало уже 70% населения. Для этого нужно продолжить проведение информационной кампании, объяснять людям, что не нужно отстаивать длинные очереди, чтобы получить какую-то справку. Вроде это понятная, рутинная вещь, тем не менее далеко не все понимают, как в современном мире это можно сделать, что взаимодействие с государством через электронную систему общения – это и достаточно просто, и удобно, что всё это уже получило своё развитие. Наконец, такая система исключает по понятным причинам коррупцию: решение о предоставлении услуги никак не связано с настроением чиновника, который принимает заявление.

Также мы обсудим ряд проектов, для осуществления которых нужна российская микроэлектронная продукция. На прошлом заседании был рассмотрен план гарантированных закупок российской гражданской микроэлектронной продукции на среднесрочную перспективу, он должен сориентировать государственный заказ в этой области.

И ещё одна тема – это совершенствование процедуры идентификации и аутентификации при получении услуг. В нашей стране для этого используется электронная подпись различных видов. Здесь есть ряд сложностей, мы не так давно их обсуждали на другом совещании. Нет единой электронной подписи, люди вынуждены заверять в специальном удостоверяющем центре сразу несколько подписей для работы с разными ведомствами. Это не бесплатно, люди фактически переплачивают. Об этой проблеме и Президент недавно говорил. Есть предложения, как эту ситуацию можно исправить. И в целом нужно смотреть в будущее, какова судьба этих подписей в общем контексте цифровизации всего окружающего мира.

И заслушаем ещё один доклад о едином информационном ресурсе со сведениями о тех, кто живёт в России, – это регистр населения. Проект новый, масштабный, работа над ним будет идти в несколько этапов, должна закончиться в 2025 году, но появление такого регистра в обозримой перспективе существеннейшим образом оптимизирует государственные услуги в электронном виде. Для этого нужно, конечно, проработать вопросы информационной безопасности, условий, каким образом ведомства к такой информации допускаются. Если мы всё это сделаем, тогда этот регистр населения действительно будет играть очень положительную роль.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/24003/