О функционировании электросетевого комплекса России

Перед совещанием Дмитрий Медведев посетил подстанцию 220 кВ «Слобода» ПАО «Россети» – МОЭСК.

Подстанция №836 «Слобода» была введена в эксплуатацию в 1998 году в селе Павловская Слобода Истринского района Московской области. Истринский район – один из самых динамично развивающихся в области, отличается высоким электропотреблением и наибольшим приростом новых абонентов (здесь проживает 120 тысяч человек и более 200 тысяч дачников). В 2011 году большое количество заявок на технологическое присоединение потребовало комплексной реконструкции подстанции «Слобода» с переводом её со 110 кВ на 220 кВ.

Особенностью подстанции является наличие оборудования четырёх классов напряжения – 220 кВ, 110 кВ, 10 кВ, 6 кВ, что позволяет обеспечивать переток мощности в зависимости от уровня нагрузки. Класс 220 кВ обеспечивает переток по пяти линиям электропередачи для связи с Единой энергетической системой России, оборудование 110 кВ – с питающими центрами МОЭСК. По сети 6 и 10 кВ подстанция непосредственно питает абонентов: крупные промышленные объекты, коттеджные посёлки и социальные объекты.

В июле 2018 года Истринский район электрических сетей выбран пилотным для отработки комплекса типовых решений для цифровизации электрических сетей в рамках реализации стратегии построения цифровой сети на территории России до конца 2030 года.

Совещание о функционировании электросетевого комплекса Российской Федерации

Вступительное слово Дмитрия Медведева:

Сегодня обсудим, как обстоят дела в электросетевом комплексе, какие дополнительные решения требуются для его успешного развития в будущем.

В целом комплекс эффективно решает свои задачи – обеспечивает надёжность электроснабжения, качество обслуживания, выполняет роль инфраструктурной основы для нашего экономического роста.

Если сравнивать с 2012 годом, то более чем наполовину снизилась аварийность сетей и более чем на треть – средняя длительность перерывов электроснабжения. Мы сейчас обсуждали, смотрели несколько роликов о том, как всё это выглядело раньше и как это происходит сейчас. Показатели хорошие.

Кроме того, нам удалось существенно упростить условия присоединения и для частных потребителей, и для компаний. Всё это нашло своё отражение в международном рейтинге Doing Business, где мы занимаем (и это действительно приятный результат, обращаю внимание) 10-е место в мире по показателю «Подключение к сетям» и 28-е место по индексу «Надёжность электроснабжения». Что в условиях такой сложной и многообразной страны, как Россия, имеет особую ценность.

Три четверти всей вырабатываемой в нашей стране электроэнергии передаётся и распределяется через инфраструктуру компании «Россети». Прошлый год компания в целом завершила с хорошими финансовыми показателями.

В последние годы в отрасли довольно активно идут преобразования. Мы создаём условия для модернизации предприятий, замены устаревшего оборудования и установок, для внедрения ресурсосберегающих технологий. Был принят и ряд важных решений. В частности, по регулированию тарифов, по снижению компаниями операционных расходов. Но это не значит, что всё абсолютно гладко. Ещё многое предстоит сделать. Перед отраслью стоит целый ряд важных задач.

Первое, на что хочу обратить внимание, – это совершенствование условий технического присоединения. Правила присоединения и тарифы должны, с одной стороны, давать операторам сетей возможность инвестировать в своё развитие, обновлять свою инфраструктуру, но, с другой стороны, не быть чрезмерным финансовым грузом для потребителей. Найти этот баланс –  сложная задача.

Мы завершили три крупных инфраструктурных проекта, которые требовали очень существенных инвестиций по линии «Россетей». Я имею в виду Олимпиаду в Сочи, чемпионат мира по футболу и строительство энергомоста в Крым. На очереди новые задачи, в том числе, например, электрообеспечение участков, которые были получены по программе «Дальневосточный гектар». Сегодня уже более 100 тыс. заявок на присоединение.

Ещё одна важная составляющая – это оплата резервируемых мощностей сетевых компаний. Мы только что эту тему обсуждали. Потребители резервируют под себя мощности, а затем их не выбирают. В результате расходы ложатся на сети, а в конечном счёте перекладываются просто на обычных граждан, на людей. Кроме того, компании не могут передать этот резерв другим потребителям. Здесь требуется более рациональный подход.

Вторая задача, о которой мы тоже только что с коллегами говорили, – это внедрение цифровых принципов работы. Необходимо, чтобы в ближайшие годы компании уделяли этой теме особое внимание в своих инвестиционных программах.

Мы посмотрели сейчас подстанцию «Слобода». Это одна из самых современных электросетевых подстанций, которая является примером успешной цифровой трансформации. По-хорошему, в будущем все подстанции должны быть такими.

На её базе создаётся пилотная площадка для цифровизации электросетей в Московском регионе. Все процессы отображаются и контролируются удалённо (сейчас мы это видели в диспетчерской), через программное управление. За счёт технологий качественно улучшены и показатели надёжности. Контроль за сетью возрастает практически до 100%. Во всяком случае, это вполне достижимо. Происходит и полная автоматизация управления – с возможностью делать это удалённо, без выезда персонала. Поэтому ощутимо снижается уровень потерь.

И третья тема, которую я хотел бы во вступительном слове затронуть, – это переход на долгосрочное тарифное регулирование.

Все участники рынка согласны с тем, что планирование вдолгую – благо для отрасли. Равно как и для других отраслей, для компаний, чьё ценовое и инвестиционное планирование зависит от тарифов на электроэнергию. А таких большинство, практически все.

Сегодня мы готовы обсуждать тарифную политику в отрасли на перспективу в пять, может быть, даже десять лет вперёд. Такое решение было бы позитивно воспринято не только крупными предприятиями, государственными монополиями, но и малым и средним бизнесом. Давайте посмотрим, что здесь можно сделать.

И есть ещё одна тема, которая является традиционной и весьма сложной, – это тема перекрёстного субсидирования, которая выливается в рост ценовой нагрузки на отдельных потребителей, в том числе на малые предприятия, бюджетную сеть. На эту тему были даны разные поручения. Давайте проанализируем, как здесь продвигается дело.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/33855/