О некоторых вопросах регулирования тарифов на электроэнергию в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах
Справка
Внесено ФАС России.
Постановлением Правительства от 28 июля 2017 года №895 «О достижении на территориях Дальневосточного федерального округа базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность)» предусмотрен переход к долгосрочному регулированию цен (тарифов) на электроэнергию и услуги, оказываемые на розничных рынках электроэнергии, в изолированных энергорайонах.
Изолированные энергорайоны – это территории, не присоединённые к Единой энергетической системе России, в которых энергоснабжение потребителей происходит от децентрализованных источников, тарифы устанавливаются региональными властями исходя из фактической себестоимости. Из-за высокой стоимости доставки топлива (в основном дизельное топливо) и сезонных ограничений на его доставку производство электроэнергии в таких районах характеризуется высокой себестоимостью и низкой энергетической эффективностью. К ним в первую очередь относятся территории Дальнего Востока, а также изолированные энергорайоны республик Алтай, Карелия, Коми, Красноярского края, Архангельской, Иркутской, Мурманской, Томской и Тюменской областей, Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого и Ненецкого автономных округов.
Переход к долгосрочному регулированию тарифов на электроэнергию в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах будет способствовать повышению эффективности производства электроэнергии и снижению её стоимости за счёт модернизации генерирующих мощностей, в том числе с использованием возобновляемых источников энергии в комбинации с традиционной дизельной генерацией. Ранее такая возможность была предусмотрена исключительно для генерирующих источников, работающих на возобновляемых источниках энергии, к которым электроустановки, работающие на дизельном топливе, не относятся.
С целью формирования экономических стимулов развития таких комбинированных источников энергии и повышения их инвестиционной привлекательности подписанным постановлением внесены изменения в ряд нормативных правовых актов Правительства России.
Вводится возможность сохранения у энергоснабжающих организаций экономии, возникающей в результате перехода на другие виды топлива или на использование возобновляемых источников энергии. Устанавливается, что в распоряжении производителя электроэнергии будет сохраняться экономия от реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на срок их окупаемости и на два года после его окончания.
Кроме того, вводится обязанность производителей электроэнергии в изолированных энергосистемах снижать удельный расход условного топлива до 2025 года не менее чем на 1% ежегодно.
Органам исполнительной власти субъектов Федерации в области государственного регулирования тарифов предоставлено право дифференциации тарифов на услуги по передаче электроэнергии по электроэнергетическим системам.
В целях повышения прозрачности процесса формирования стоимости электрической энергии в изолированных энергорайонах расширен список информации, которую энергоснабжающие организации обязаны будут размещать в открытом доступе (в том числе в интернете). Установлено, что владельцы децентрализованных источников генерации должны будут раскрывать информацию об основных показателях работы таких объектов. В частности, будет подлежать раскрытию информация об удельном расходе топлива по генерирующим объектам, работающим в изолированных энергосистемах. Раскрытие такой информации, с одной стороны, позволит потребителям сравнивать издержки различных энергокомпаний в сходных условиях, а с другой стороны, станет дополнительным фактором, способствующим привлечению инвесторов в эту сферу.
Внесённые изменения будут стимулировать повышение эффективности изолированной электроэнергетики и в перспективе позволят снизить ценовую нагрузку на потребителей.
Постановление Правительства РФ от 30 января 2019 года №64
Источник: http://government.ru/docs/35660/