Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Брифинг Михаила Меня по завершении заседания

Вступительное слово Дмитрия Медведева:

Нам предстоит большая работа. Будем встречаться регулярно, достаточно часто.

Мы определились, какие направления требуют особого внимания, концентрации финансовых, административных и управленческих усилий. В связи с этим главные задачи президиума – во-первых, качественный отбор конкретных проектов в рамках отдельных направлений с учётом оценки всех рисков и наших возможностей.

Во-вторых, установка целевых показателей, которых мы должны добиваться на каждом этапе.

В-третьих, подготовка нормативно-правовой базы, которая необходима для реализации проектов.

В-четвёртых, необходимо решать вопросы финансирования приоритетных направлений. Работу по ним нужно будет встроить в бюджетный процесс.

В-пятых, необходима координация работы между ведомствами, сотрудничество с экспертными и деловыми кругами, регионами, представителями гражданского общества.

Наконец, мы должны обеспечить эффективный мониторинг, то есть контроль исполнения, установить чёткую ответственность на каждом участке работы.

На заседании президентского совета, которое прошло 13 июля, были утверждены 11 приоритетных направлений. Они сгруппированы по двум основным блокам. Первый – это решение социальных вопросов, повышение качества жизни. Мы продолжим развивать и здравоохранение, и образование, корректировать ситуацию в моногородах, заниматься дорогами, работать над улучшением жилищно-коммунальных условий, развивать возможности решения жилищного вопроса. Отдельное и не менее важное направление – это улучшение экологической обстановки.

Второй блок посвящён развитию экономики. Сюда мы отнесли проекты, которые позволят сформировать благоприятную среду для малого бизнеса, для индивидуальных предпринимателей, повысить производительность труда, развивать международную кооперацию и несырьевой экспорт. Чтобы уменьшить бюрократический прессинг, будем реформировать контрольно-надзорную деятельность.

Сегодня у нас в повестке дня один вопрос. Я считаю, что это правильно – рассматривать один вопрос или пару вопросов, но подробно, что называется, во всех нюансах, чтобы можно было всем желающим высказаться, в случае необходимости поспорить по каким-то направлениям и принять решение. Вопрос очень важный, он посвящён ипотеке и арендному жилью, и очевидно, что этот вопрос будет актуальным ещё долгое время.

Д.Медведев: «Мы продолжим работать над улучшением жилищно-коммунальных условий, развивать возможности решения жилищного вопроса. Прошлый год  стал самым успешным по вводу жилья – 85,3 млн кв. м. С 2005 года объёмы выдачи ипотеки выросли более чем в 20 раз. В 2014 году поставлен рекорд для нашей ипотеки: кредитов было выдано на сумму 1,76 трлн рублей».

Прошлый год  стал самым успешным по вводу жилья – 85,3 млн кв. м. Домов было возведено больше, чем в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике в рекордном 1987 году (тогда было введено 73 млн кв. м). То есть сам по себе результат неплохой, это во многом следствие развития ипотечного рынка, который ещё десять лет назад не существовал. С 2005 года объёмы выдачи ипотеки выросли более чем в 20 раз. В 2014 году вообще был поставлен рекорд для нашей ипотеки: кредитов было выдано на сумму 1,76 трлн рублей.

С 1 марта прошлого года начала действовать программа «Ипотека с государственной поддержкой». Она дала возможность покупать жильё на первичном рынке по ипотечной ставке не выше 12% годовых, оставшаяся часть субсидируется банками. На эти цели в 2015 году из бюджета выделено 2,1 млрд рублей. В этом году предусмотрено ещё 16,5 млрд рублей (из них 7,8 млрд уже выделено). В результате в 2015 году каждый третий ипотечный кредит у нас был взят в рамках программы «Ипотека с государственной поддержкой». С начала 2016 года рост рынка ипотеки превысил 40%.

Все эти позитивные тенденции нужно закрепить, поэтому, конечно, очень важно повысить доступность ипотеки. Сегодня рыночные ставки действительно снизились, однако нужно постоянно держать это направление в фокусе нашего общего внимания. Удешевление ипотеки возможно, если активно развивать рынок ипотечных ценных бумаг с поручительством нашего агентства, привлекать туда частный капитал. Надеюсь, что Агентство по ипотечному жилищному кредитованию вместе с Банком России эту работу продолжит. Также необходимо оцифровать финансовые услуги. Уже в этом году нам следует завершить работу по переходу на так называемую электронную закладную и электронный документооборот.

Второе – мы должны поддержать набранные темпы ввода жилья. Сейчас рынок испытывает так называемый отложенный эффект кризисных явлений конца 2014 – начала 2015 года. Число новых проектов тогда упало, и сегодня несколько снижается ввод жилья. Чтобы возобновить рост, нужно использовать и промышленные зоны в крупных городах. Значительный объём земель находится в государственной собственности и зачастую используется крайне неэффективно.

Д.Медведев: «С 1 марта прошлого года начала действовать программа «Ипотека с государственной поддержкой». Она дала возможность покупать жильё на первичном рынке по ипотечной ставке не выше 12% годовых, оставшаяся часть субсидируется банками. На эти цели в 2015 году из бюджета выделено 2,1 млрд рублей. В этом году предусмотрено ещё 16,5 млрд рублей».

И, конечно, доступность и качество жилья напрямую связаны с темпами строительства, поэтому нужно активнее работать по вовлечению востребованных земель в жилищное строительство.

Ещё одна мера – это прямая бюджетная поддержка проектов по комплексу освоения территорий, региональных программ обустройства участков, которые отобраны под жилищное строительство, социальной, коммунальной и другой инфраструктурой.

И наконец, ещё одна задача – это развитие рынка арендного жилья. Во многих странах, во всяком случае в промышленно развитых странах, его доля в среднем составляет от 30 до 60%. В крупнейших городах ещё больше. По данным исследования, из 23 млн российских семей приблизительно 30% с лишним потенциально готово рассматривать возможность найма жилья, при условии, конечно, если будет создан цивилизованный, понятный, прозрачный рынок аренды. Это также говорит о востребованности такого формата решения жилищной проблемы и большом потенциале этой сферы.

Нужно подумать и над использованием различных стимулов для развития рынка арендного жилья. Жду здесь также предложений.

Мы обсудим и ключевые вопросы финансирования наших инициатив в жилищной сфере. Я проводил совещание предварительно по этому поводу. Несмотря на сложный бюджет, необходимые средства под решение поставленных задач должны быть найдены и выделены. В этом, кстати, и смысл, собственно, работы по проектам, по приоритетам, потому что уж на что – на что, а на приоритеты деньги найтись должны. Поручение такое было дано.

Сегодня мы также рассмотрим некоторые вопросы организации проектной деятельности, каким образом работать в дальнейшем: как организовать взаимодействие между Правительством, между регионами, ведомствами, бизнесом, общественными организациями, назначить кураторов, закрепить ответственность за достижение целевых показателей, добиться эффективного межведомственного согласования и, конечно, обеспечить выход необходимых нормативно-правовых актов сопровождения проектов.

Все поручения по проектам должны оперативно включаться в утверждённые планы, чтобы проектное управление не превращалось в привычную работу по поручениям. Потому что в значительной степени у нас ведомства работают по поручениям, а проектная работа должна быть иной. В любом случае реализация стратегических программ должна быть приоритетом в работе всей административной системы, в работе каждого государственного служащего.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/24054/