Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Максима Топилина по завершении заседания
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Прежде чем мы приступим к заседанию президиума, хочу обратить внимание на следующее. Мы с вами (я имею в виду членов Правительства) обсуждали это в четверг, и с вице-премьерами я говорил: в Правительство, ко мне, обратились депутаты Государственной Думы по поводу реализации национальных проектов.
Напомню, что на эти цели в виде межбюджетных трансфертов регионам в федеральном бюджете предусмотрено весьма значительное финансирование. В 2019 году – около 600 млрд рублей. Подчёркиваю: речь идёт о трансфертах. Все без исключения субъекты, как известно, заключили соглашения с федеральными органами власти о предоставлении субсидий. Но при этом, по данным Федерального казначейства, из этих денег потрачено регионами совсем немного.
С одной стороны, это объективная ситуация, поскольку кассовые расходы федерального бюджета нужно осуществлять под существующую потребность. С другой стороны, нужно настроить систему управления национальными проектами таким образом, чтобы происходящие процессы не мешали, а, наоборот, помогали достижению существующих целей.
Со своей стороны Правительство приняло решения, которые необходимы для старта национальных проектов. Мы утвердили паспорта национальных проектов, определили целевые показатели, ответственных лиц, изыскали огромные финансовые ресурсы.
На что хочу обратить внимание? Региональные власти должны начинать работу по реализации национальных проектов ровно в тот момент, как получено уведомление о предоставлении трансферта, – проще говоря, после распределения денег в законе о бюджете. Это касается не только этого года, это касается всей предстоящей работы над национальными проектами. Иными словами, этим можно заниматься с 1 января. Не позже, а с 1 января. Можно проводить конкурсы в самом начале года. На тех правовых основаниях, которые даёт федеральный бюджет, можно проводить конкурсные процедуры и заключать договоры, а не ждать каких-то других решений. Я хочу, чтобы все это услышали и именно в таком ключе действовали. Надо подготовить моё поручение всем главам субъектов Федерации и сегодня же его выпустить.
Региональные власти должны начинать работу по реализации этих проектов в сроки, о которых я сказал, но у нас таким правом редко кто-либо пользовался, это правда. И эту возможность нужно и министерствам, и ведомствам, регионам подробно разъяснять, а кураторам национальных проектов, то есть заместителям Председателя Правительства, это всё контролировать. Причём консультации должны проходить в режиме онлайн. Здесь нужно с коллегами из регионов работать, чтобы не затягивать с реализацией национальных проектов. Там колоссальный объём задач и довольно сжатые сроки. Это касается и тех решений, которые в регионах должны приниматься. Я имею в виду их внутренние распорядительные документы, их нормативные акты – всё это нужно подвёрстывать под такой график процесса. И ещё раз напоминаю: всё это должно быть сделано в самые короткие сроки, поскольку это диктует сама работа, само содержание работы. И конечно, никто персональную ответственность за эти вопросы не отменял.
Кроме того, если в ходе исполнения региональных проектов их расходные обязательства будут выходить за пределы доведённых трансфертов, то Правительство, подчёркиваю это, готово принимать решения о предоставлении права на заключение соглашений на весь срок реализации этого обязательства. Понятно, о чём я говорю? Вот в такой логике и нужно действовать. Если выходят за рамки доведённых денег, то мы можем принять решение о том, чтобы право на заключение соглашения было на весь срок этого обязательства, чтобы потом не создавать проблем. Таким образом, если, скажем, у того или иного субъекта Федерации есть проект по строительству школы или медицинского центра в 2022, 2023 годах, то мы можем дать право по заключению соглашений о субсидии на эти цели и на этот период. При условии, конечно, что проект проработан, просчитан и обоснован.
И наконец, нужно совершенствовать правила о контрактной системе, с тем чтобы регионы могли начинать расходовать средства как можно быстрее. В данном случае я говорю уже не о доведённых обязательствах, а о контрактной системе. Поскольку и сама эта система, надо признать, у нас очень тяжеловесная, очень сложная. Когда речь шла об исполнении единичных обязательств, эти сроки можно было как-то преодолевать. Сейчас с учётом огромных денег на национальные проекты и колоссальных задач эта система нуждается в упрощении.
Это я, конечно, адресую не регионам, а своим коллегам по Правительству: нужно подготовить соответствующие предложения – при участии регионов, если они сами этим занимаются. Нужно, чтобы они тоже приняли в этом участие.
Теперь по повестке дня. Мы обсудим исполнение национального проекта «Демография». Напомню, его бюджет за счёт всех источников составит более 3 трлн рублей на предстоящие шесть лет. Деньги, конечно, огромные. Нам нужно чётко понимать, какие новые возможности, какие риски здесь могут возникнуть. Чтобы поддержка, которую мы оказываем людям, стала более ощутимой и максимально ориентированной на реальные потребности семей с детьми, молодёжи, пенсионеров – то есть всех тех, кто в этом проекте задействован.
В состав национального проекта «Демография» входит пять федеральных проектов. Первый сосредоточен на поддержке семей с детьми, второй посвящён дошкольному образованию, третий – старшему поколению, четвёртый направлен на укрепление здоровья граждан, пятое направление посвящено спорту.
По всем этим направлениям нужно будет работать. О том, как эта работа организована, доложит Министр труда и социальной защиты.
Источник: http://government.ru/news/36062/