Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Сначала хочу вас проинформировать, что, как мы и договаривались, я утвердил государственную программу комплексного развития сельских территорий. Мы подробно о ней говорили на правительственной комиссии в Воронеже. Программа рассчитана до 2025 года, охватывает весь спектр вопросов, который касается жителей села, то есть более 37 миллионов человек. Задача – приблизить уровень их жизни к городскому. В рамках государственной программы продолжим решать проблемы доступности медицинской помощи, социального обеспечения, образования. Будем заниматься жилищным строительством и благоустройством сельских территорий. Будут приниматься меры для поддержки занятости, развития инфраструктуры, я имею в виду дороги, прокладку водопроводов, газопроводов и развитие интернета. Все эти вопросы надо решать, поскольку село здесь существенно отстаёт от города.
Этим вопросам, конечно, и раньше уделялось внимание. Мы работали в рамках ФЦП «Социальное развитие села» (2003‑2013 годы), потом в рамках ведомственной программы «Устойчивое развитие сельских территорий». Часть мероприятий этой программы вошли в новую государственную программу, соответственно, у неё более высокий уровень. Будет использоваться проектный подход, чтобы учитывать потребности каждого конкретного населённого пункта. В программу заложены весьма значительные средства – это и федеральные средства, и внебюджетные, и средства регионов. Рассчитываем, что эти деньги изменят ситуацию в сёлах. Но самое главное – работа, которая будет проводиться.
В том числе для того, чтобы быстрее всё заработало, я дал поручение по итогам правительственной комиссии увязать госпрограмму с национальными проектами.
Теперь непосредственно к повестке дня президиума. Обозначу темы, которые мы обсудим.
Первая тема касается Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Формально этот план не является одним из национальных проектов, но он синхронизирован с ними, структурирован по аналогии с ними. В него входят 11 федеральных проектов, у каждого – чёткие целевые показатели, определены сроки и источники финансирования.
Сегодня рассмотрим паспорт транспортной части комплексного плана. На его реализацию понадобится до конца 2024 года из всех источников, включая внебюджетные, не менее 6,3 трлн рублей. Из федерального бюджета предполагается выделить 3 трлн. Заслушаем доклад министра.
Работа предстоит большая. Планируется расширить важнейшие транспортные магистрали. В первую очередь это коридоры «Запад – Восток» и «Север – Юг». Сформировать более современную логистическую инфраструктуру, которая обеспечит транзит и экспорт, то есть морские и воздушные порты, автомобильные и железные дороги. Для нас важно, чтобы регионы были связаны единой транспортной сетью. Не должен стоять вопрос доступности. Налаженная транспортная инфраструктура – это ещё и возможности для развития бизнеса и торговли, наращивания межрегиональных связей.
Здесь целый ряд задач надо будет решать. Это строительство и модернизация автомобильных дорог, увеличение мощности российских морских портов за шесть лет – до 1,3 млрд тонн. Речь идёт в том числе о портах Дальневосточного, Северо-Западного, Волго-Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов, о развитии Северного морского пути и увеличении грузопотока по нему до 80 млн тонн.
Изменения планируются и в железнодорожной отрасли. Мы будем принимать меры, чтобы обеспечить существенный рост объёма транзитных перевозок. К 2025 году необходимо сократить время перевозки контейнеров, ввести их в определённые параметры. В 1,5 раза мы планируем увеличить пропускную способность Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, будем создавать основу для развития высокоскоростного железнодорожного сообщения.
Отдельное внимание – внутренним водным путям, авиасообщению. Должно увеличиться число межрегиональных регулярных пассажирских авиамаршрутов, по которым летают, минуя Москву. Продолжим субсидировать региональные маршруты, пополнять парк воздушных судов. Задачи там очень амбициозные, показатели серьёзные. Поговорим об этом.
Второе, о чём хотел бы сказать, – это национальная программа «Цифровая экономика». Напомню, паспорт мы утвердили в конце прошлого года, затем я утвердил Положение о системе управления реализацией программы. Сегодня мы рассмотрим обновлённый паспорт программы с учётом того, что, как мы договорились, в рамках программы будут работать шесть федеральных проектов. Они касаются создания нужной для внедрения технологий правовой базы, развития информационной инфраструктуры, безопасности, подготовки кадров, развития сквозных цифровых технологий. О федеральном проекте «Цифровое госуправление» мы подробно говорили буквально неделю назад на заседании правительственной комиссии. И недавно на совещании у Президента обсуждалась идея создания ещё одного федерального проекта в рамках этой деятельности – по развитию технологий искусственного интеллекта.
На реализацию всей программы «Цифровая экономика» до конца 2024 года понадобится свыше 1,6 трлн рублей. Деньги тоже весьма значительные. Более 1 трлн рублей – это федеральный бюджет. Они пойдут на развитие цифровых технологий, на увеличение российских разработок в этом секторе, на то, чтобы обеспечить цифровую экономику кадрами. За шесть лет не менее 120 тысяч человек должны быть приняты в вузы на IT-специальности. А 10 миллионов человек должны пройти онлайн-курсы цифровой грамотности.
Мы продолжим создавать современную цифровую образовательную среду в школах, университетах, подключать к интернету все социально значимые объекты, в первую очередь те же самые школы, а также фельдшерско-акушерские пункты. Первые результаты должны быть к концу этого года.
Но, чтобы достичь этих и целого ряда других целей, конечно, нужно грамотно распределить силы и средства. Посмотреть, что уже сделано в регионах, на что потребуется больше средств или, наоборот, меньше, какие мероприятия первостепенны. Следить, чтобы деньги вовремя поступали к исполнителям мероприятий, потому что пока с этим есть определённые сложности.
И целый ряд других проектов и предложений по совершенствованию проектной деятельности мы сегодня рассмотрим.
Источник: http://government.ru/news/36906/