Заседание президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости экономики в условиях санкций
Вступительное слово Михаила Мишустина
Доклад Максима Решетникова о мерах по стабилизации ситуации в российской экономике
Доклад Антона Силуанова о мерах по повышению устойчивости финансового сектора
Доклад Мэра Москвы Сергея Собянина о мерах по стабилизации ситуации в субъектах Российской Федерации
Из стенограммы:
М.Мишустин: Добрый день, уважаемые коллеги! Вчера Президент провёл совещание по экономическим вопросам и особо отметил, что необходимо не допускать ухудшения положения граждан и бизнеса.
Правительство продолжает принимать меры для повышения устойчивости экономики в условиях санкций.
Начну с поддержки системообразующих предприятий. За их состоянием Правительство следит особенно внимательно. Ведь речь идёт не только о крупных проектах и больших инвестициях. Эти компании обеспечивают высокую занятость и влияют на ситуацию у многих смежников.
Для таких организаций Правительство разработало специальные программы льготного кредитования. Финансы идут в первую очередь на пополнение оборотных средств. Сейчас крайне важно дать нашим ведущим производителям возможность оперативно перестроить работу и найти новых поставщиков или покупателей.
Решения готовятся поэтапно и с учётом специфики конкретных отраслей. Они уже охватили сферы промышленности, торговли и агропромышленного комплекса.
Предусмотрены и меры по поддержке жилищно-коммунального хозяйства. Одним из значимых факторов, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли, является сильный износ сетей, из-за чего нередко происходят аварии и существенные потери коммунального ресурса, а наши граждане в результате периодически сталкиваются с непредвиденными расходами и бытовыми неудобствами.
На необходимость системных решений по проблеме изношенности сетей ЖКХ ранее указывал Президент.
Главная причина сложившейся ситуации – низкая доходность проектов по их обновлению. Что требует немалых затрат, а окупаемость невысока.
Правительством принято решение о предоставлении дешёвых кредитов на капитальный ремонт коммунальных сетей. Ставка по ним составит лишь 3% годовых. Также по этим видам работ с 100 млн до 10 млн рублей будет снижена минимальная стоимость проекта, которая требуется для получения займа Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Рассчитываем, что подобный шаг позволит повысить надёжность и качество коммунальных услуг, привлечёт к развитию этого сектора больший интерес бизнеса и дополнительный капитал.
Ещё одна мера касается инвестиционных программ в сферах тепло- и водоснабжения, а также водоотведения. В условиях нынешней ценовой турбулентности профильным предприятиям необходимо время для уточнения своих планов, исходя из стоимости оборудования.
Поэтому предполагается максимально продлить срок корректировки таких документов в этом году. Установить его практически вплотную к завершению тарифной сессии, сдвинув до 30 ноября.
Тогда компании смогут точнее определять приоритетные инвестиционные мероприятия и предпринимать необходимые действия для выполнения производственной программы.
Разумеется, в сферах строительства и жилищно-коммунального хозяйства Правительство прорабатывает меры не только по поддержке бизнеса, но и наших граждан, покупателей квартир и получателей бытовых услуг.
Ранее Правительство уже сделало ряд шагов по сохранению льготных ипотечных программ. В рамках дополнительного пакета принято ещё одно решение, которое направлено на раскрытие информации о полной стоимости ипотечного кредита.
Зачастую банки не включают в неё страховку, но заёмщик такие расходы всё равно несёт.
Полное раскрытие всех услуг покажет людям реальную стоимость кредита. А банкам придётся уже более открыто конкурировать друг с другом, чтобы привлечь заёмщиков. Ведь граждане смогут оценить все расходы и обратиться туда, где им предложат более выгодные условия.
Ряд мероприятий в новом, дополнительном пакете направлен на поддержку регионов. Планируем расширить её для закупок лекарств и медицинских изделий, которые граждане получают в больнице бесплатно.
Несмотря на изменение стоимости препаратов, медицинская помощь должна оставаться качественной и доступной людям в любых обстоятельствах. Это один из основных приоритетов работы Правительства.
Важно постоянно контролировать ситуацию и корректировать размер индексации федеральной поддержки, направляемой в адрес территориальных фондов обязательного медицинского страхования, исходя из условий, которые сложатся на тот момент.
Коллеги!
По всем перечисленным предложениям из дополнительного пакета принципиальные решения приняты.
Одновременно необходимо внимательно следить за ходом реализации уже действующих мер, оперативно реагировать на изменения в экономике и вовремя корректировать параметры принятых программ.
Подготовлено уточнение правил по поддержке промышленных и торговых системообразующих предприятий. Для них предполагается увеличить предельный размер займа до 30 млрд рублей.
Сегодня обсудим ещё один набор мер. Среди них – снижение регуляторных ограничений и стимулирование деловой и инвестиционной активности, поддержка транспорта, агропромышленного комплекса, строительной индустрии, а также сферы физкультуры и спорта.
Рассчитываем, что эти предложения помогут быстрее адаптировать экономику к новым условиям. Достойно пройти этот период. Найти ответы на современные вызовы.
Перейдём к обсуждению.
Максим Геннадьевич (обращаясь к М.Решетникову), пожалуйста, расскажите, как идёт работа по принятым решениям.
М.Решетников: Уважаемый Михаил Владимирович, уважаемые коллеги!
Я несколько слов о текущей ситуации скажу. У нас ситуация в финансовом секторе остаётся стабильной: рубль на прошлой неделе торговался около 80 рублей за доллар США, считаем эти показатели обоснованными в текущих условиях. Снижается и доходность по ОФЗ.
В банковском секторе ситуация также стабильная, хотя нам пока не удаётся в полном объёме преодолеть охлаждение кредитования экономики.
На потребительском рынке ушёл ажиотажный спрос. Данные оборотов контрольно-кассовой техники показывают, что мы находимся на уровне чуть ниже докризисного по оборотам на потребительском рынке. Более того, у нас приобретение товаров длительного пользования – муки, сахара, растительного масла, соли – за прошедшую неделю было на четверть ниже, чем на эталонной докризисной неделе. Это всё привело к восстановлению запасов в розничных сетях, они у нас восстановились до уровня середины февраля.
Одновременно с этим замедляется инфляция: за неделю со 2 по 8 апреля цены выросли на 0,66%. Напомню, в начале марта цены повышались темпом более 2% в неделю. Данные о прошедшей неделе Росстат предоставит завтра, но уже сейчас по данным ККТ мы можем судить о том, что произойдёт существенное замедление инфляции, – данные контрольно-кассовой техники позволяют оперативно об этом судить.
Таким образом, экономика выдержала первый удар санкций, мы получили необходимое время на перестройку производственных цепочек, логистики и на структурные изменения в экономике. Во многом это результат тех мер, которые были оперативно приняты и реализованы по поручению Президента Российской Федерации Правительством и Банком России. На сегодняшний момент план первоочередных действий насчитывает уже 250 мер, из которых по 193 мерам подготовлены и приняты все необходимые решения.
Какие это блоки вопросов? Первое – это поручение максимально упростить ведение бизнеса внутри страны. Здесь одна из ключевых мер – введение моратория на проверки бизнеса. Впервые мы его применили в таком объёме для всех российских компаний: и для малого бизнеса, и для среднего, и для крупных, и для крупнейших компаний. Всего по состоянию на вчерашний день отменено более 217 тыс. проверок, в том числе отменены все внеплановые проверки, которые контрольные органы начали до 10 марта, и две трети плановых проверок. В среднем с момента введения моратория еженедельно сейчас проверок по стране проходит в семь раз меньше, чем в те же недели 2021 года.
Во-вторых, мы продлили для 140 тысяч предпринимателей сроки исправления нарушений по ранее проведённым проверкам, запретили привлекать бизнес к административной ответственности без факта проведения проверки, должным образом оформленного. А чтобы решения Правительства выполнялись, мы запустили обратную связь: специальный адрес электронной почты, а также используем действующую систему досудебного обжалования. Пока к нам пришла по этим каналам одна жалоба, она касалась пекарни в Кирове, которую хотели оштрафовать за нарушения региональных правил – там две вывески было на одном здании. После вмешательства решение по КоАП было отменено. Это показывает, что система в целом работает. И мы проводим регулярные встречи с бизнесом, а также, по Вашему поручению, координационный центр регулярно делает опросы, в том числе три опроса прошло с конца марта и в апреле. Мы получили подтверждение, что предприниматели знают об этой мере. Более 50% опрошенных считают её самой эффективной из реализованных.
Не менее важная мера – это продление автоматом лицензий и разрешений, то, о чём мы неоднократно говорили: свыше 2,5 млн документов более чем по 150 видам деятельности автоматически продлены. По итогам опросов две трети предпринимателей позитивно оценивают эту меру – продление лицензий.
Ещё одно решение – это упрощение процедур ввоза продукции и её выпуска на рынок, в том числе и в результате производства, в рамках технического регулирования. Так, на год продлены сроки действия 25 тыс. сертификатов и 332 тыс. деклараций. Введён также упрощённый режим декларирования. За три недели в рамках упрощённого режима декларирования, когда мы по факту перешли от сложных процедур лабораторных испытаний к упрощённым процедурам выпуска продукции на рынок, зарегистрированы 422 декларации, из них 95% – это импорт продукции, чего мы и хотели добиться, чтобы больше импортировалось новой продукции. При этом почти половина – это продукция из Китая. По видам товаров это и низковольтное оборудование, и бытовые товары, и одежда, и косметика. Есть конкретные примеры: предприятие из Москвы, используя эту упрощённую декларацию, ввезло партию блоков питания для производства светодиодных светильников. Крупный поставщик импортной одежды для нескольких сетевых магазинов, используя упрощённое декларирование, сократил на две недели время попадания товаров на полки. 400 деклараций – это 400 конкретных примеров, и мы видим, что темп очень хороший, то есть эта мера востребована.
Отдельный блок вопросов – это отмена обязательных требований, которые должны были вступать в силу с этого года или со следующего. Однако подготовка к этому требовала значительных и временны́х, и материальных затрат, поэтому мы отложили эти требования – что-то на год, что-то больше. Михаил Владимирович, Вы подробно об этом говорили на отчёте в Государственной Думе.
Второй блок задач, который мы решаем в рамках плана, – это бесперебойная работа предприятий, доступность финансирования для пополнения оборотных средств. И здесь первое и, наверное, самое главное направление – это льготное кредитование предприятий. Всего планируется реализовать более 20 различных программ льготного кредитования, общий портфель для корпоративного сектора составит более 3 трлн рублей. На сегодняшний момент уже работают, то есть реально идут выдачи, по девяти программам: программы для малого, среднего бизнеса, программы поддержки системообразующих предприятий, сельхозпроизводителей, программы агролизинга. Выдано кредитов на сумму более 260 млрд рублей. При этом более половины выдано за последнюю неделю, то есть у нас темп действительно существенно увеличился по реализации этих программ.
При этом очень важное решение, почему эти программы так активно запустились и интенсивно развиваются: государство разделило с банками риски кредитования реального сектора экономики и системообразующих компаний. Было принято беспрецедентное решение о выдаче поручительств Внешэкономбанка, по сути это государственные гарантии на 50% портфеля банка тех кредитов, которые предоставляются системообразующим предприятиям. При этом банк может в ряде случаев даже увеличить долю покрытия. Без этого таких бы темпов не было, и на сегодняшний момент договоры по поручительствам более чем на 100 млрд уже подписаны, ещё порядка 300 млрд находятся на финальной подписи. Ещё раз подчеркну, лимит у нас 800 млрд рублей.
При этом в промышленности за две недели заключены кредитные соглашения общим объёмом почти на полтриллиона рублей. Фактические выдачи – свыше 100 млрд рублей. В ВПК заключены договоры на сумму 70 млрд рублей, выдано 24 млрд рублей. Также утверждена программа кредитования системообразующих предприятий в энергетике. Минэнерго обещает начать выдачи уже на следующей неделе. Поддерживаем и малый, и средний бизнес. Чтобы покрыть операционные расходы субъектов МСП, запущены четыре программы, общий объём кредитования – 1 трлн рублей. По всем уже идут выдачи. Заключены соглашения на 124 млрд рублей, на руках у бизнеса уже почти 100 млрд. Ещё на 170 млрд рублей реструктурированы ранее выданные кредиты. То есть у нас программа реализована уже почти на 30% по МСП.
Работа ведётся и в отраслевом разрезе, очень важная программа, чтобы не допустить, в частности, срыв посевной кампании, – это льготное кредитование сельхозпроизводителей. На 26 млрд рублей также уже выдано кредитов.
И на прошлой неделе у нас запустилась программа агролизинга. «Росагролизингом» сейчас начата покупка сельхозтехники, уже закуплено более 70 единиц сельхозтехники из плана в тысячу.
Параллельно ведётся реструктуризация кредитов по плавающим ставкам. Я напомню, у нас в результате резкого подъёма ключевой ставки процентные платежи многих компаний существенно увеличились. Был принят специальный закон, который позволяет ввести переходный период. И за три недели крупный бизнес воспользовался переходным периодом, чтобы реструктурировать задолженность уже более чем по 7% всего портфеля. По оценкам, более 800 млрд рублей реструктурировано именно кредитов с плавающей ставкой.
Ещё одна важная мера – это запуск льготной ипотеки для граждан на новых параметрах. На сегодняшний момент в банках уже идёт приём и одобрение заявок.
Принят ряд налоговых послаблений, самым крупным из которых является перенос на месяц срока уплаты авансового платежа по налогу на прибыль организаций за март 2022 года. Почти 0,5 трлн рублей компаниям на этот месяц высвобождено.
Также мы даём возможность российским компаниям и капиталу вернуться в страну. Для этого был запущен очередной, четвёртый, этап амнистии капиталов и существенно упрощены условия для переезда в специальные административные районы. Мы видим, что уже за эти четыре недели возвратилось 14 компаний и порядка 20 компаний, которые сейчас работают, проявили интерес. Это благодаря тому, что изменились требования по возрасту компаний, по срокам инвестирования на территории страны, по освобождению от проверок, то есть режимы крайне привлекательны для возвращения. Очень важный канал поступления средств в экономику – это бюджетные расходы, главным из которых для бизнеса являются государственные закупки и исполнение госконтракта. Здесь мы существенно упростили процедуры по государственным закупкам и закупкам компаний с госучастием, дали возможность авансировать бизнесу от 50 до 90% стоимости контрактов при условии казначейского сопровождения. Кроме того, теперь заказчики имеют право списать штрафы по контрактам, а также сократились сроки оплаты по контрактам с 30 до 7 дней. Мы видим, что эти нормы активно применяются, особенно в регионах. У нас 69 регионов сообщили, что уже заключили более 1200 контрактов на сумму более 60 млрд рублей именно по новым правилам.
Если в целом говорить о госзакупках, то по состоянию на 17 апреля общий объём заключённых госконтрактов с начала года составил 2,4 трлн рублей – это на 11% больше аналогичного периода прошлого года.
Третий блок задач касается обеспечения зелёного коридора в импорте и максимального упрощения и ускорения всех процедур здесь. Правительством упрощён ввоз продукции в страну. Благодаря плотной работе с Евразийской комиссией обнулены до 30 сентября пошлины на 15% объёма всего нашего импорта. Сейчас решение работает почти по 100 товарным группам, в ближайшее время, буквально на следующей неделе, вступит в силу решение ЕЭК, которое распространят ещё на 1100 товарных позиций, и нулевая пошлина будет применяться автоматически при подаче таможенной декларации.
Тема импорта, равно как и тема экспорта, напрямую связана с вопросами логистических цепочек грузовых поставок. Здесь надо отметить, что на еженедельной основе проходят заседания оперативного штаба Минтранса совместно с регионами. За период работы этим штабом было рассмотрено почти 2400 адресных запросов, из которых 2250 проблем, обозначенных органами власти, субъектами, компаниями, физическими лицами, решены.
31 марта также состоялось большое совещание у Президента о поддержке авиаотрасли, где было принято беспрецедентное решение о поддержке внутренних перевозок на сумму более 110 млрд рублей. Это действительно позволит существенно изменить ситуацию.
Необходимо отметить большую работу в сфере железнодорожного транспорта. Были смягчены ранее действующие правила недискриминационного доступа: они отменены и заменены более гибкой системой, которая позволит в опережающем порядке и вывозить из страны более дорогие и выгодные для экономики экспортные грузы, и привозить сюда продукцию с большей добавленной стоимостью, необходимый нам импорт.
Дополнительное решение, которое уже принято и реализовано, – это поддержка инвестпрограммы «РЖД» на развитие магистральной железнодорожной инфраструктуры на сумму 250 млрд рублей.
В завершение несколько слов о рынке труда. Ситуация там в целом стабильная. За прошедшую неделю несколько сократилось количество рабочих мест в зоне риска. Вместе с тем, конечно, по отношению к 4 марта у нас число работников, которые находятся в режиме неполной занятости, простое или отпуске за свой счёт, несколько увеличилось – на 50 тысяч по сравнению – и достигло 250 тысяч человек. Но это произошло за счёт двух сфер – это воздушные перевозки, что вполне объяснимо, и автомобильная промышленность. При этом сейчас там ситуация в целом стабилизирована, и ни роста безработицы, ни каких-то других проблем мы пока не видим.
Активно работает Министерство труда и социальной защиты: у нас в рамках антикризисного плана предусмотрено более 25 млрд рублей для организации оплачиваемых временных работ, а также 13 млрд рублей для переобучения ищущих работу граждан. Эти программы запущены, 81 соглашение с субъектами заключено. То есть вся необходимая инфраструктура здесь развёрнута, но пока текущая ситуация на рынке труда делает эту работу не в полной мере востребованной, что, наверное, и хорошо.
Мы регулярно продолжаем рассматривать вместе с бизнесом, с регионами дополнительные меры поддержки, в том числе и сегодня будут такие меры рассмотрены, ситуацию мониторим и активно работаем. Михаил Владимирович, все оперативные вопросы Вам докладываются, и решения находятся.
М.Мишустин: Спасибо, Максим Геннадьевич!
Коллеги, очень важно контролировать точность, сроки исполнения всех принятых решений в рамках плана первоочередных действий, отслеживать их влияние на развитие различных отраслей нашей экономики, на жизнь людей и вовремя реагировать, когда начинаются какие-то отклонения или появляются новые вызовы. Если нужно – оказывать дополнительную поддержку.
Пожалуйста, Антон Германович (обращаясь к А.Силуанову), расскажите, какова ситуация с бюджетом в контексте принимаемых мер и подробнее о том, что делается для поддержки финансового сектора в целом.
А.Силуанов: Уважаемый Михаил Владимирович!
Остановлюсь на двух вопросах.
Первый вопрос, как Вы и поручили, это обеспечение финансовой и ценовой стабильности. И второй вопрос: хотел бы доложить о финансовом наполнении плана мероприятий по повышению устойчивости экономики в условиях санкционного давления.
Первый вопрос – обеспечение финансовой и ценовой стабильности. Мы видим, что вернулось доверие к банковской системе. Стабилизировалась ресурсная база. Почти 90% вкладов вернулось в банки из ушедших в конце февраля. Это порядка 2,4 трлн рублей.
Кроме того, курс рубля вернулся к уровням до введения масштабных санкций. Текущий счёт платёжного баланса укрепляется, а это даёт возможность постепенно смягчать и ограничения по капитальным операциям.
Замедляется инфляция. Темпы инфляции постепенно снижаются благодаря стабилизации на финансовых рынках.
Финансовая стабилизация положительно влияет и на процентные ставки в экономике. Долгосрочные ставки по облигациям федерального займа снизились до 10,5%. Мы ожидаем дальнейшее снижение этого показателя по мере снижения инфляции.
Банк России приступил к снижению процентных ставок, не создавая каких-то рисков для инфляции. Дальнейшее замедление инфляции будет способствовать и снижению процентных ставок в экономике, соответственно, и доступности кредита для расширения предпринимательской деятельности.
В целом укрепление финансовой стабильности создаёт основу для устойчивого развития, несмотря на беспрецедентное внешнее давление.
Теперь несколько слов о финансовом обеспечении плана мероприятий. В целом финансовое обеспечение плана превышает 2,5 трлн рублей. Здесь учтены бюджетные ассигнования, средства Фонда национального благосостояния, а также налоговые преференции, которые мы приняли.
Реализуются меры поддержки системообразующих предприятий, в отдельных отраслях системообразующих, малых и средних предприятий. Об этом Максим Геннадьевич (Решетников) сказал. Запущены программы льготного кредитования. Расширены программы для МСП. Мы реализуем программы мер по отдельным приоритетным отраслям и секторам экономики.
Предусмотрены и изменения налогового законодательства. Они уже реализуются – в части отсрочки по упрощённым системам налогообложения для предпринимателей, малого и среднего бизнеса, отсрочки по налогу на прибыль, ускорения возмещения налога на добавленную стоимость.
Предусмотрены в рамках плана средства на реализацию мер поддержки рынка труда. В первую очередь речь идёт о помощи сотрудникам компаний, где есть риск потерять работу. Средства предусмотрены также и на переобучение сотрудников.
В мае начнутся новые выплаты на детей для семей с невысоким доходом. На это также предусмотрены средства в бюджете.
Финансирование идёт ритмично. Уже в I квартале текущего года расходы федерального бюджета возросли по сравнению с уровнем соответствующего периода прошлого года на 20%. Это самый быстрый рост расходов за последние годы. При этом мы очень аккуратно относимся к финансовым мерам. Делаем это сбалансированно, с тем чтобы выдержать баланс между финансовой поддержкой и сохранением финансовой и ценовой стабильности.
М.Мишустин: Спасибо, Антон Германович.
Сейчас многим предприятиям нужна финансовая помощь через льготные кредиты, ускоренную оплату работ или авансирование. И конечно, необходимо выделять все предусмотренные ресурсы и следить, чтобы они расходовались на утверждённые цели.
Сергей Семёнович (обращаясь к С.Собянину), пожалуйста, расскажите подробнее о принимаемых мерах и координации оперативных решений на региональном уровне.
C.Собянин: Добрый день, Михаил Владимирович! Добрый день, уважаемые коллеги!
Во всех регионах созданы комиссии по устойчивому развитию экономики, которые возглавляют главы субъектов. Утверждены планы действий в сложной ситуации, в которой находится экономика. Обеспечено взаимодействие с предприятиями, организациями, общественными организациями бизнеса и по вертикали – с министерствами и ведомствами Правительства Российской Федерации. Хотел бы поблагодарить коллег за то, что они активно отзываются на предложения, которые поступают из регионов.
Сформированы региональные и федеральные перечни системообразующих предприятий, по которым запущены региональные и федеральные программы поддержки – как оборотного капитала, так и инвестиционной активности предприятий.
Согласен с Максимом Геннадьевичем (Решетниковым), что в настоящее время мы видим активизацию банков и программ по субсидированию кредитных ставок. За прошедшую неделю действительно произошёл если не перелом, то высокая динамика поддержки предприятий и запуска кредитования как малого и среднего бизнеса, так и системообразующих предприятий.
Тем не менее по ряду отраслей пока такие меры не приняты – мы об этом говорили. Надеюсь, что на этой неделе мы эти решения примем.
Приняты решения по 44-му закону по всем регионам. Изменения, которые были разрешены федеральным законодателем. Приняты решения по единому поставщику. Авансирование государственных контрактов – практически по всем регионам. Это позволило увеличить и ускорить процедуры доведения средств до бизнеса, с одной стороны, с другой стороны – дать им оборотные средства, для того чтобы они могли не брать эти деньги у банков, не утяжелять экономику и обеспечить бюджетный государственный контракт.
Усилены программы импортозамещения, которые были традиционно в регионах. Теперь мы понимаем, что задачи по импортозамещению просто другие – другого уровня, глубины и качества. Совместно с министерствами и ведомствами такие программы серьёзно корректируются. И в среднесрочной перспективе должны вылиться в полноценные программы развития отечественной продукции.
Как уже было сказано, один из больших и серьёзных вызовов – это проблема занятости. Мы видим некую волатильность на рынке труда, тем не менее каких-то сверхкритических явлений нет. Более того, программы, запущенные Минтрудом, действуют. Параллельно запускаются программы и мониторится ситуация со стороны регионов. Каких-то критических ситуаций в настоящее время нет. Тем не менее мы должны держать руку на пульсе.
В целом ведётся мониторинг ситуации в регионах. Каждую неделю в рабочую группу Госсовета поступают десятки новых предложений. Мы с коллегами активно отрабатываем. Благодарю всех, кто принимает участие в рабочей группе, за быструю и активную реакцию на предложения, которые поступают от регионов, что чрезвычайно важно в нынешней ситуации.
М.Мишустин: Спасибо, Сергей Семёнович. Важно продолжать совместно с главами регионов мониторить ситуацию на местах, поддерживать бизнес в текущих условиях. Чтобы он быстрее адаптировался, как Вы сказали, и все проекты работали без сбоев. Конечно, помогать людям, которые столкнулись с потерей работы или другой трудной жизненной ситуацией, помочь им быстрее восстановить доход.
Многие меры Правительство разрабатывало и реализует совместно с Банком России.
Владимир Викторович (обращаясь к В.Чистюхину), хочу попросить Вас рассказать о шагах, которые предприняты по линии Центрального банка. Пожалуйста, Вам слово.
В.Чистюхин: Уважаемый Михаил Владимирович, уважаемые коллеги! Основной пакет мер Банк России принял в первые дни после введения санкций для борьбы с крайне высокими рисками финансовой стабильности и для необходимости обеспечения непрерывности функционирования финансового рынка.
Так, к 28 февраля мы повысили ключевую ставку до 20% годовых и практически одновременно после блокировки части резервов ввели элементы валютного контроля за движением капитала для предотвращения оттока валюты из страны.
Чтобы рыночная волатильность не привела к банкротству участников рынка и к эффекту домино, были приостановлены торги в большинстве секций биржевой торговли. Также оперативно были приняты масштабные регуляторные послабления для банков и распущены макропруденциальные буферы.
В целях создания необходимой перестраховочной ёмкости в 10 раз был увеличен капитал Российской национальной перестраховочной компании, которая фактически заместила собой в большом количестве случаев иностранных перестраховщиков. Также были введены кредитные каникулы для физических лиц и малого и среднего бизнеса.
В последние недели мы сосредоточили работу на уточнении мер поддержки и смягчении нашей политики в тех сферах, по тем направлениям, где риски финансовой стабильности перестали нарастать. Так, Банк России с 11 апреля снизил ключевую ставку до 17%. При этом мы допускаем дальнейшее снижение ключевой ставки на ближайших заседаниях.
Проведённое ранее повышение ключевой ставки прекратило отток средств со счетов граждан, значительная часть наличных рублей, которые граждане снимали со своих счетов, уже вернулись в банки. Продолжился рост депозитов.
На бирже постепенно были возобновлены торги всеми основными инструментами, стабилизировалась ситуация на валютном рынке, курс рубля укрепился, его волатильность снизилась.
В этих условиях мы посчитали возможным отменить часть ограничений на операции с иностранной валютой и для внешнеэкономической деятельности. В частности, была отменена комиссия 12% на покупку валюты через брокеров. Также отменены требования к банкам ограничивать курсовую разницу по операциям купли-продажи валюты, кроме импортёров, для которых эта мера является защитной. Для них курсовая разница действительно установлена в размере не более двух рублей.
Также мы смягчили правила валютного контроля по внешнеторговым контрактам, отменён 30-процентный лимит по авансовым платежам для контрактов с нерезидентами в сфере транспорта, туризма, ремонта и обслуживания зданий и оборудования.
Банк России продолжает вводить дополнительные регуляторные послабления для банков, чтобы они могли кредитовать сделки, проведение которых необходимо в текущих условиях.
В частности, речь может вестись о финансировании сделок по выкупу российскими резидентами акций у нерезидентов, которые решили продать свой российский бизнес.
Регуляторные послабления вводятся и не для банковских финансовых организаций. Так, в целях расширения страхования были смягчены требования к капиталу страховых компаний. Для обеспечения доступности платёжных сервисов Банк России увеличил максимальный размер одной операции в системе быстрых платежей с 600 тыс. до 1 млн рублей. Эта мера, которая вступает в силу с 1 мая, касается как переводов, так и платежей через СБП.
Уже идут выдачи кредитов, и коллеги об этом говорили, в рамках антикризисных программ льготного кредитования МСП. Эти программы были разработаны Банком России во взаимодействии с Правительством и направлены на финансирование оборотных средств на срок до одного года и инвестиционных кредитов на срок до трёх лет. На 10 апреля по двум программам новых кредитов выдано более 4 тыс. на сумму свыше 38 млрд рублей, реструктурировано более 2 тыс. кредитов на сумму 138 млрд рублей.
Банками за месяц дополнительно реструктурировано почти 170 тыс. кредитов физических лиц по собственным программам реструктуризации и свыше 31 тыс. кредитов по закону о кредитных каникулах. Мы проводим постоянный мониторинг развития ситуации, готовы оперативно реагировать, принимать дополнительные меры при необходимости.
Источник: http://government.ru/news/45214/