Заседание Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона
Д.Медведев: «Конечно, изменения требуют времени, но всё же у тех, кто живёт и работает на Дальнем Востоке, постепенно появляются дополнительные возможности. Это отражается и в настроениях людей. Хочу специально отметить отрадный факт, что за первые месяцы текущего года отток населения с Дальнего Востока сократился практически на порядок, можно считать, что он вообще практически прекратился. Это очень важное событие, это впервые достигнуто за последние годы».
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Юрия Трутнева и Александра Галушки по завершении заседания
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
У нас заседание Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Проводим мы его в Москве, и у нас несколько тем для обсуждения. Поговорим о том, как в целом реализуется подход к развитию дальневосточных территорий, что удалось сделать за последние несколько лет, чего пока не происходит, на какие направления нужно обратить особое внимание. Предметно сосредоточимся на Байкальском регионе – с докладами выступят наши коллеги-губернаторы. Обсудим планы по созданию международных транспортных коридоров, которые соединят Приморье и северо-восточные провинции Китая, а также подведём итоги того, как исполняются поручения, которые были ранее даны на заседаниях правительственной комиссии и других совещаниях по развитию Дальнего Востока.
В целом политика на дальневосточном направлении претерпела значительные изменения в последние годы. Принят целый ряд очень важных и сложных решений, многие из которых реализуются. Уже действуют 12 территорий опережающего развития, создан юридически свободный порт Владивосток. Разработан уникальный механизм поддержки проектов, когда государство берёт на себя часть расходов инвестора на создание инфраструктуры. Строительство десятка добывающих, перерабатывающих предприятий ведётся уже по этим правилам. Фонд развития Дальнего Востока наконец начал осуществлять первые инвестиции. Во многом благодаря этим изменениям, новым механизмам удалось саккумулировать дополнительный денежный ресурс, его масштабы весьма значительны – это практически под триллион рублей инвестиций. Они ещё далеко не все осуществлены, но это именно уже такие подписанные инвестиции. Помимо этого утверждены две новые программы – развития Курил и программа развития Комсомольска-на-Амуре, обе сроком на 10 лет.
Ещё один важный шаг – закон о новых налоговых льготах инвесторам на Дальнем Востоке. Два дня назад он был подписан Президентом. Важно, что в законе заложен понятный, доступный механизм получения льгот, в отличие от того, что действовал ранее. Напомню, что если инвестор в течение трёх лет вложил в проект не менее 50 млн рублей собственных средств, то он освобождается на определённый срок от уплаты налога на прибыль и НДПИ.
Через неделю вступают в силу правила бесплатного предоставления одного гектара земли – такая тоже достаточно раскрученная новелла. Те, кто отвечают за соответствующие проекты, за эти решения, должны проследить, чтобы новый порядок работал именно так, как он изначально и планировался: минимум волокиты и максимальная польза для людей. Правом на получение земли должны воспользоваться те, кто готов обзавестись хозяйством, начать собственное дело. Посмотрим, как это будет работать в современных условиях, потому что мы все помним исторические аналоги, решения, которые принимались практически 100 лет назад. Тогда они принесли пользу Дальнему Востоку, посмотрим, как будет в этот раз.
Конечно, изменения требуют времени, но всё же у тех, кто живёт и работает на Дальнем Востоке, постепенно появляются дополнительные возможности. Это отражается и в настроениях людей. Хочу специально отметить отрадный факт, что за первые месяцы текущего года отток населения с Дальнего Востока сократился практически на порядок, можно считать, что он вообще практически прекратился. Это очень важное событие, это впервые достигнуто за последние годы.
Цель, которую мы ставим перед собой по Байкальскому региону, – подтянуть основные показатели социально-экономического развития к среднероссийскому уровню. Нужно преодолеть существующее отставание регионов в социальной сфере, оживить предпринимательскую активность.
Сам по себе Байкальский регион, как и любой другойрегион, неоднороден. Каждый из субъектов, которые включены в регион (это Бурятия, Иркутская область, Забайкальский край), имеет собственную структуру производства и расселения, свои особенности, свои сильные и слабые стороны, проблемы, которые нужно учитывать.
Часть мероприятий по изменению ситуации в экономике и социальной сфере заложена в государственных программах – они в основном касаются строительства дорог и аэропортов, их реконструкции. Есть планы по развитию энергетики, жилищной сферы, строительства жилья. Сегодня мы также обсудим способы дальнейшей газификации региона и возможности развития туризма.
Но как, к сожалению, часто бывает, задач больше, чем ресурсов. По сути, мы имеем дело с дефицитом средств на исполнение важных задач при опережающем росте расходов. Проанализируем, какими возможностями мы сейчас располагаем, для того чтобы эти процессы подтолкнуть, чтобы выбрать наиболее перспективные инвестиционные проекты, которые прошли предварительный отбор. И Дальнему Востоку, и Забайкальскому региону нужны частные инвестиции. Один из наиболее эффективных способов их привлечь – встроиться в сложившиеся в регионе цепочки производства, в разделение труда, которое существует, для чего необходим транспорт.
Сегодня мы рассмотрим проект по развитию транспортных коридоров между Приморьем и промышленно развитыми регионами Китая. Нам нужно учиться использовать потенциал, который в регионе саккумулирован, развивать приграничную торговлю, замыкать часть транзитных грузов на российские порты. Долгосрочная работа на этом направлении – это пример интеграционного сопряжения с Азиатско-Тихоокеанским регионом, которое способно принести весьма значительную пользу.
Хотел бы услышать сегодня, какова оценка рентабельности проекта по строительству таких коридоров, какой объём грузопотока мы можем на себя замкнуть, каков интерес инвесторов, в том числе из Китая, можем ли мы рассчитывать на то, что эта программа может быть реализована за счёт частных средств. И ряд других вопросов. Также Юрий Петрович (Трутнев) поделится информацией о том, как исполняются поручения.
Источник: http://government.ru/news/23165/