Заседание Правительственной комиссии по социально-экономическому развитию Калининградской области

Посещение образовательного комплекса «Детский сад – начальная школа» гимназии №22

Вступительное слово Дмитрия Медведева на заседании комиссии

Доклад заместителя Министра экономического развития Александра Цыбульского об изменении экономических условий ведения предпринимательской деятельности на территории Калининградской области после 1 апреля 2016 года

Сообщение губернатора Калининградской области Николая Цуканова

Перед заседанием  Дмитрий Медведев посетил строящийся образовательный комплекс «Детский сад – начальная школа» калининградской гимназии №22. Он создаётся в рамках реализации Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2020 года.

Комплекс детского сада (первый этап строительства) уже построен. Он состоит из трёхэтажного здания детского сада и двухэтажного административного корпуса. В административном корпусе размещаются пищеблок, прачечная, медицинский блок, технические и административные помещения.

В корпусе детского сада размещены бассейн, раздевалки и душевые для детей, физкультурный зал, музыкальный зал, игротеки, компьютерный класс, изостудия, кабинет иностранного языка, кабинеты медсестры, психолога и логопеда, помещения для преподавателей и тренеров.

Детский сад рассчитан на 350 мест (14 групп по 25 детей). На его территории расположено 14 прогулочных площадок, оснащённых современными игровыми комплексами, с крытыми верандами и местами для игр со специальным покрытием.

Коллектив сотрудников дошкольного учреждения состоит из 76 человек, в том числе 30 педагогических работников, двух инструкторов по физкультуре, двух инструкторов по плаванию, трёх музыкальных работников, педагога-психолога, учителя-логопеда.

Корпус начальной школы (второй этап строительства) рассчитан на 300 мест (12 классов по 25 учеников). Техническая готовность корпуса в настоящее время – 25%.

Заседание Правительственной комиссии по социально-экономическому развитию Калининградской области

Из стенограммы:

Д.Медведев: Уважаемые коллеги, мы сегодня проводим очередное заседание Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Калининградской области. Понятно, почему мы встречаемся в таком составе и в чём причина регулярных заседаний этой комиссии. Это особый регион, он географически отделён от основной территории страны территориями иностранных государств, но это наша земля, здесь живёт миллион наших граждан, они не должны себя чувствовать отделёнными от страны в целом, оторванными от России, поэтому такое особое внимание. Мы с членами Правительства и другими участниками комиссии приехали для того, чтобы посмотреть, как идут дела.

Напомню, что с 2002 года здесь действует специальная федеральная целевая программа. В дополнение к ней в марте 2013 года принята отдельная государственная программа по развитию самого региона. Сегодня мы рассмотрим, что сделано по выполнению этих программных документов и какие есть проблемы.

Несколько дней назад я подписал постановление Правительства, которое вносит изменения в Федеральную целевую программу развития Калининградской области на период до 2020 года. Речь идёт о продолжении, то есть о второй очереди, реконструкции и развития аэропорта Храброво. Новый транспортный узел необходим региону и для обеспечения потребности области в пассажирских авиаперевозках, и для развития здесь туризма. Кроме того, аэропорт отнесён к объектам транспортной инфраструктуры чемпионата мира по футболу 2018 года.

Конечно, Калининградская область имеет не только трудности, связанные с таким отдельным, эксклавным положением, но и серьёзные преимущества из-за своего особого географического положения: близость к европейским рынкам, доступность балтийских и атлантических морских путей и, конечно, большой туристический потенциал. Возможности для развития бизнеса дала и особая экономическая зона.

С другой стороны, такое расположение также генерирует и много специфических проблем. Каких прежде всего проблем? По ряду позиций это высокие транспортные и таможенные издержки, а также определённые сложности с развитием энергетического и транспортного комплексов. В последнее время к ним добавилась ещё одна нагрузка, связанная с падением цен на нефть, валютным курсом, то есть валютными колебаниями, и санкционным давлением. Понятно, что эти трудности так или иначе испытывают все регионы нашей страны, но по ряду направлений их последствия для Калининградской области оказались более чувствительными, ведь региональная экономика в основном базируется на производстве товаров из иностранных компонентов, на переработке продукции из импортного сырья, которое поступает из Европы и, естественно, приобретается за валюту.

Несмотря на трудности, по некоторым показателям (мы сейчас с губернатором об этом говорили) регион показывает неплохие темпы, опережая другие субъекты России. Особенно сильно прибавила Калининградская область по объёмам ввода жилья. В 2015 году сдано более 1 млн 200 тыс. кв. м – это больше на 8%, чем в 2014-м. Это один из лучших показателей в стране, потому что это практически больше, чем 1,2 кв. м на одного жителя, что выше норматива, который мы считаем рекомендуемым на всей территории страны.

Неплохих результатов добивается и агропромышленный комплекс. В целом социально-экономическая обстановка, считаю, здесь остаётся вполне стабильной. Конечно, уровень жизни – это отдельная тема, он отстаёт от европейских соседей, и здесь, безусловно, много чем нужно заниматься.

Функционирование особой экономической зоны. Она действительно здесь имеет ключевое значение, с момента создания остаётся основным драйвером развития региона. Как вы знаете, с 1 апреля этого года перестаёт действовать так называемый переходный период для организаций, которые зарегистрированы до 2006 года, они больше не пользуются специальным режимом. Это, конечно, создаёт определённые риски не только для предпринимателей, но и для региональной экономики. Напомню, что на этих предприятиях работает около 50 тыс. человек, здесь производится практически пятая часть валового регионального продукта. Поэтому ещё раз хочу отметить, что федеральные и региональные власти должны сделать всё возможное, чтобы в максимальной степени защитить эти предприятия от негативных последствий, которые связаны с завершением переходного периода. Очевидно, что эти риски были просчитаны, были приняты меры для их минимизации. Как адаптировать экономику области к завершению этого переходного периода, мы обсуждали с вами на отдельном совещании с представителями бизнес-сообщества здесь в 2014 году и на предыдущем заседании нашей комиссии. 

Были даны поручения относительно дополнительных мер поддержки. Часть этих решений работает уже, к примеру, постановление Правительства, которое предусматривает поддержку участников особой экономической зоны, развитие рынка труда и направлено на улучшение экономических и социальных условий. Оно было принято ещё в ноябре 2014 года. В федеральном бюджете этого года на реализацию соответствующих полномочий предусмотрены деньги, причём немаленькие. Но, хочу это специально отметить, некоторые решения находятся пока либо в стадии проектов нормативных актов, либо в стадии законопроектов. Это плохо, это означает, что не все ведомства сделали то, что было положено. Сейчас мы проведём разбор полётов, кто что сделал и кто какой оценки в этом смысле заслуживает. Сделаем мы это, естественно, после того как ведомства отчитаются. Я напоминаю, что переходному периоду остался всего месяц, и если у кого-то есть трудности с реализацией соответствующих задач, скажите, мы найдём исполнителей более оперативных.

Важнейший законопроект о снижении минимального порога инвестиций для получения статуса резидента до 50 млн рублей внесён в Государственную Думу, но внесён только в декабре прошлого года. Конечно, его нужно принимать как можно быстрее – я обращаюсь и к коллегам из Государственной Думы, вот Александр Дмитриевич Жуков здесь присутствует. Это на самом деле важно, просто всё это можно было сделать, ещё раз говорю, значительно раньше, поэтому и коллегам из Правительства, и, надеюсь, нашим коллегам из региона и законодательных органов нужно будет действовать сейчас максимально оперативно.

Сегодня подведём итоги работы, проделанной в рамках подготовки к завершению переходного периода,  и поговорим о том, что ещё можно сделать. Также поговорим о том, как выполняется Федеральная целевая программа развития Калининградской области до 2020 года. Подробно о том, что сделано по программе, доложат представители Минэкономразвития и Минфина, естественно, руководство региона. В целом проблемы с выполнением этой программы известны. Рассчитываю также услышать более детальный анализ причин недопустимо медленного освоения выделенных бюджетных средств.

Нужно сделать из всего этого правильные выводы, в этом году работать максимально эффективно, тем более с деньгами у нас, вы знаете, весьма напряжённая ситуация. К тому же в правила формирования и предоставления субсидий из федерального бюджета внесены изменения, которые направлены на повышение качества бюджетного планирования и ответственности за эффективное использование средств – как главных распорядителей средств федерального бюджета, так и региональных органов власти. Соответствующее постановление Правительства я подписал.

Кроме того, мы обсудим важные для региона вопросы, о том, как работает электроэнергетический и транспортный комплекс. Мы всегда их обсуждаем. Очевидно, что из-за отсутствия общей границы с другой частью России, калининградская энергосистема зависит от поставок из соседних государств, от других факторов. Что нужно сделать, чтобы всё-таки обеспечить надёжное энергоснабжение потребителей в ближайшее время? Я подписал сегодня с утра «дорожную карту», новую её версию, об обеспечении энергоснабжения Калининградской области. Коллеги должны доложить, что предстоит сделать, но обращаю внимание, что работа по предыдущей карте оказалась неисполненной, во всяком случае по ряду направлений, что потребовало корректировки. Это последняя версия, и за её исполнение отвечают все федеральные структуры, которые работают по этим направлениям.

Что касается транспорта. Мы уже приняли ряд мер, которые направлены на обеспечение бесперебойного воздушного и паромного сообщения. Сегодня также обсудим, насколько эффективно эти меры работают, какие дополнительные решения нужны, в том числе по увеличению флота на железнодорожной переправе, и некоторые другие.

У нас будет несколько сообщений. Просил бы всех выступать максимально компактно, рассказывать о том, что сделано, что не сделано, не только рапортовать об успехах или сваливать на других… Общую информацию по нормативному регулированию и тому, что предстоит сделать, даст Минэкономразвития, потом хотел бы, чтобы с сообщением выступил губернатор Калининградской области, и дальше уже, соответственно, коллеги тоже примут участие.

Пожалуйста, замминистра экономического развития Александр Витальевич Цыбульский.

А.Цыбульский (заместитель Министра экономического развития): Спасибо.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые члены правительственной комиссии!

В современных условиях, как было правильно сказано, развитие Калининградского региона, оказание ему государственной поддержки является очевидным приоритетом для Правительства и Министерства экономического развития в частности. Основным инструментом государственной поддержки на сегодняшний день является функционирующая с 2006 года особая экономическая зона. Данный механизм стал основой для экономического роста и поддержания макроэкономической стабильности в регионе, сформировал условия для привлечения дополнительных инвестиций, создания новых рабочих мест. 

В настоящее время на территории Калининградской области зарегистрированы 106 компаний-резидентов и 785 юридических лиц, которые имеют право использовать таможенные льготы. Производство данных компаний, как уже было Вами, Дмитрий Анатольевич, сказано во вступительном слове, действительно охватывает порядка 22% ВРП, и на этих предприятиях работают порядка 50 тыс. человек. При этом эти цифры не учитывают мультипликативный эффект других компаний, которые вписаны в кооперационные цепочки, и если смотреть в совокупности, то эти цифры достигают 170 тыс. работающих на предприятиях, так или иначе использующих эти льготные режимы, или 35% всех занятых в регионе людей, и порядка 60% ВРП.

Вместе с тем, как уже было сказано, с 1 апреля 2016 года особую экономическую зону ожидают серьёзные изменения, связанные с прекращением действия льготного переходного режима. Напоминаю, что данный режим позволяет сегодня беспошлинно вывозить из Калининградской области в страны – участницы Евразийского экономического союза продукты переработки, в производстве которых были использованы импортные товары, ранее беспошлинно ввезённые в рамках таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Эти изменения могут привести к рецессии в экономике Калининградской области, а может быть, и переносу действующих производств на остальную территорию Российской Федерации или за рубеж, в близлежащие страны, и, как следствие, к освобождению 50 тыс. рабочих мест в регионе. Это хорошо известная угроза, и мы приняли определённые меры.

Для предотвращения этих негативных последствий, сохранения текущих условий деятельности предприятий Калининградской области Правительством проводилась следующая работа. В частности, 29 ноября было принято постановление №1275 «О предоставлении из федерального бюджета бюджету Калининградской области иных межбюджетных трансфертов на обеспечение поддержки юридических лиц и резидентов особой экономической зоны, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области». На реализацию указанного постановления в федеральном бюджете на 2016 год предусмотрено 66,7 млрд рублей. Указанные средства будут направлены на создание и содержание рабочих мест в Калининградской области, импортозамещение, локализацию сборочного производства, а также на улучшение экономических и социальных условий проживания в регионе. 

В настоящее время правительством Калининградской области уже приняты необходимые нормативно-правовые акты для реализации данного постановления, а Министерством экономического развития с правительством Калининградской области подписано соответствующее соглашение о передаче межбюджетных трансфертов. Таким образом, уже сейчас создана вся необходимая нормативно-правовая база для реализации постановления сразу с 1 апреля 2016 года. На основании этого реализация запланированных мероприятий, по нашему мнению, обеспечит неухудшение действующих условий осуществления предпринимательской деятельности юридических лиц, а также резидентов особой экономической зоны в Калининградской области.

Ещё одним важным потенциальным направлением экономического роста, как уже было Вами отмечено, является, несомненно, развитие туризма. Напомню, что на сегодняшний день Калининградская область находится на пятом месте по привлекательности среди основных туристических направлений России. Калининградская область располагает всеми ресурсами и возможностями для развития туризма, сельского хозяйства, рыболовства и многих других отраслей. В этих условиях особую значимость приобретает подготовленный Правительством и 24 февраля принятый в третьем чтении Государственной Думой законопроект о снижении минимального порога инвестиций, необходимых для получения статуса резидента особой экономической зоны, со 150 млн рублей до 50 млн рублей. Это действует в случае реализации инвестиционных проектов в сфере туристско-рекреационной, санаторно-курортной деятельности, профилактики заболеваний, медицинской реабилитации, рыболовства и сельского хозяйства. По нашим оценкам, данный законопроект окажет позитивное влияние на повышение привлекательности инвестиционного климата в регионе в целом и позволит запустить новые производства, создать новые рабочие места. Важно было снизить этот порог, потому что, по нашим оценкам, для строительства отелей от трёх звёзд примерно требуется инвестиций от 30 млн. Поэтому мы таким образом расширяем возможности для потенциальных инвесторов.

Учитывая особую значимость комплексного социально-экономического развития Калининградской области как геостратегически значимого региона Российской Федерации, в настоящее время Правительством во исполнение поручения Президента разрабатывается проект федерального закона с условным названием «О социально-экономическом развитии Калининградской области». Основной задачей, как нам кажется, должно стать создание условий для устойчивого повышения качества жизни жителей области и упрощения процесса ведения предпринимательской деятельности. Основной идеей законопроекта является преобразование особой экономической зоны в Калининградской области в режим, аналогичный территориям опережающего социально-экономического развития, действие которого предполагается распространить на всю территорию Калининградской области и увязать с необходимостью осуществления потенциальными резидентами определённого объёма инвестиций. 

При этом для резидентов особой экономической зоны, возможно, будет предусмотрена перерегистрация с сохранением действующих льгот и преференций, а также их расширение в соответствии с льготами, предусмотренными режимом территории опережающего социально-экономического развития. Также предполагается предложить некоторые нормы по возможности упрощённого или безвизового въезда иностранных граждан на территорию области с целью туризма и санаторно-курортного лечения, создание свободного порта на территории Калининградской области, а также другие меры поддержки социально-экономического развития Калининградской области.

В завершение хотел отметить, что принятие и реализация указанных мер, по нашему мнению, может обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие субъекта. Спасибо.

Д.Медведев: Спасибо. Нужно только максимально быстро сейчас действовать в рамках тех поручений, которые были даны, и тех сроков, которые остаются, о чём я уже сказал. Николай Николаевич, короткий анализ того, что ещё предстоит сделать, пожалуйста, дайте.

Н.Цуканов: Дмитрий Анатольевич, во-первых, хотел бы поблагодарить Вас лично, Правительство Российской Федерации и министров за конструктивную и неоценимую работу Дмитрия Николаевича Козака, потому что всё нередко у нас решается в последние минуты, последние часы, но самое главное, что решается. Практически все проблемы сегодня сняты всеми министерствами. С Министерством экономики есть понимание, Министерством финансов, Министерством транспорта, практически все вопросы решены. 

Есть некоторые вопросы, связанные с таможенным регулированием. Есть приказ о таможнях. Насколько я знаю, до последнего работали, но до конца эта работа не урегулирована с таможней. В приказ необходимо внести некоторые изменения. Я бы просил всё-таки дать чёткие поручения с конкретными датами, чтобы эти изменения в этот приказ были внесены. Если этого не сделать, я боюсь, что 1 апреля наступит коллапс, вся работа, которая была нами проделана, пойдёт насмарку.

В части НДС поблагодарил бы Минфин, я думаю, что все изменения будут внесены сейчас, чтобы не было двойного обложения НДС. Эта работа уже сегодня завершена, это я тоже готов подтвердить. В части железнодорожного сообщения, субсидирования ж/д перевозок Министерство транспорта Российской Федерации вопросы все практически согласовало на сегодняшний день. Поэтому я с удовлетворением хочу сказать, что, если снять вопрос по таможне, некоторые нюансы урегулировать, мы в принципе готовы. Все свои организационные вопросы мы провели. На территории Калининградской области создано учреждение, которое будет организовывать работу, связанную с выделением субсидий. Штатные единицы нам понятны. Там дополнительно потребуются какие-то приказы, которые мы сделаем день в день, когда будет понятна вся система полностью… Поэтому, на мой взгляд, если снять вот этот маленький нюанс, вся работа основная сделана.

Д.Медведев: Спасибо.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/21962/