Заседание Правительственной комиссии по импортозамещению

Вступительное слово Дмитрия Медведева:

Сегодня на заседании Правительственной комиссии по импортозамещению обсудим, как идёт импортозамещение в ключевых отраслях промышленности, сельском хозяйстве и вообще в экономике нашей страны. За почти пять лет, со второй половины 2014 года, мы целенаправленно придерживаемся курса на импортозамещение. Оно не только призвано обеспечить безопасность страны – это, по сути, ключевой инструмент развития производственной базы наиболее важных отраслей, в которых зависимость от импорта продукции, услуг, технологий весьма высока.

В течение 2015–2018 годов на импортозамещение в промышленности было направлено более 1,6 трлн рублей – сумма огромная! Мы продолжаем оказывать поддержку в замещении импорта по важнейшим направлениям. Это позволило запустить процессы импортозамещения в целом ряде отраслей. Наиболее успешно растёт пищевая, перерабатывающая промышленность, неплохо увеличились объёмы нашей отечественной продукции в машиностроении, радиоэлектронной промышленности, лесной отрасли, стабильный рост также в химической промышленности. Я назвал отрасли, в которых рост составил примерно от 10 до 30%. В других этот рост пониже, но он тоже есть. Необходимо, чтобы темпы развития были выше и в других сферах. Давайте обсудим, как эту работу ускорить. Для этого мы запланировали в этом и следующем годах финансирование проектов по импортозамещению в размере около 1,3 трлн рублей.

Приведу только несколько примеров успешной работы по созданию новых материалов и продукции. Это ДНК-тесты, которые помогут вовремя выявить тяжёлые заболевания, включая онкологические. Это современное реанимационное, неонатальное, анестезиологическое медицинское оборудование. Это система для бурения нефтяных и газовых скважин. Это материалы, которые применяются в строительстве дорог, автопроме, нефтегазовом секторе.

Построен и ряд новых заводов. Как в Челябинске, где было запущено предприятие по производству высоковольтных электродвигателей, которые нужны нефтянке, в судостроении, энергетике, других отраслях.

Сегодня у нас действуют 23 отраслевых плана мероприятий по импортозамещению в приоритетных гражданских отраслях промышленности.

Многие из них рассчитаны на период до 2021 года, то есть следующий год – последний. Нужно оценить их эффективность с учётом приоритетов, которые определены в национальных проектах и комплексном плане модернизации, в том числе по увеличению объёмов экспортных поставок.

В рамках действующих планов предусмотрено более 1,7 тыс. проектов по импортозамещению. Они сейчас на разных уровнях исполнения, но более двух третей – уже заработали. Мы, конечно, будем им оказывать поддержку и в дальнейшем – и через субсидирование из бюджета, и через систему государственных закупок.

Ещё одним инструментом, который доказал свою эффективность, стали специальные инвестиционные контракты, которые обеспечивают бизнесу стабильные условия работы. В этом году механизм был доработан, приняты законы, которые позволяют внедрять новый вариант этого специнвестконтракта, или, как его иногда называют, СПИК 2.0. Новый контракт гарантирует инвесторам особые условия для вложений в высокотехнологичные проекты, в том числе исключает входной порог по минимальному объёму инвестиций. И позволяет вкладываться на долгие сроки (15–20 лет). Сейчас завершается процесс подготовки документов, которые нужны для начала его работы, – подзаконных актов.

Особый порядок импортозамещения действует в компаниях топливно-энергетического комплекса. В каждой из них существуют свои корпоративные планы, и благодаря им доля отечественной продукции в закупках компаний выросла до 85–90%. Есть предложения по корректировке ряда корпоративных планов с учётом отраслевой специфики. В том числе – о создании перечня потребностей компаний в оборудовании и технологиях. Сегодня мы тоже об этом поговорим.

Ещё один вопрос повестки дня совещания – это закупка оборудования для объектов энергетики. Сейчас в детали вдаваться не буду, но обращаю внимание на то, что всё оборудование, которое планируется закупить, – произведено в России. Это на самом деле один из важных итогов нашей с вами совместной работы.

Нужно обсудить также предложения по нормативному регулированию, по его обновлению.

Во-первых, нужно упростить порядок закупки нестандартизированного оборудования. Есть целый ряд отраслей, в которых применяют не просто новейшие технологии, но и такие виды оборудования, которые существуют в единственном экземпляре. Их изготавливают на заказ, заранее просчитать смету бывает непросто. И при поставке даже стандартного оборудования может быть такая ситуация, когда его приходится адаптировать под конкретного заказчика. В результате увеличиваются сроки, особенно если оборудование делают для госкомпаний, в отношении которых действуют нормы законодательства о государственных закупках. Поэтому нужно подготовить чёткое и непротиворечивое регулирование этого вопроса, в то же время не создавая возможности для того, чтобы на такого рода нестандартизированное оборудование происходил неконтролируемый рост цен.

Во-вторых, нам нужно будет утвердить положение о деятельности подкомиссии, которая занимается вопросами оборонно-промышленного комплекса. Определить её полномочия по закупке продукции в зарубежных странах.

Такой набор вопросов. Давайте послушаем наших коллег.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/38558/