Заседание Правительства

Вступительное слово Михаила Мишустина

Доклад Александра Козлова о Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года

М.Мишустин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня в повестке заседания Правительства – вопросы совершенствования взаимодействия органов власти и граждан. Получение услуг, пособий и документов должно быть простым и удобным.

На этой неделе Государственная Дума приняла в первом чтении разработанный Правительством законопроект, который меняет порядок выплаты различных пособий, в том числе – по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Они будут перечисляться людям напрямую из Фонда социального страхования, а не через работодателя. Со следующего года планируется ввести беззаявительный механизм начисления этих выплат – то есть автоматически, в электронном виде. Это позволит людям сберечь время и не тратить лишних сил.

Из-за распространения коронавируса нагрузка на бюджет Фонда социального страхования выросла. Необходимо поддержать устойчивость бюджета фонда. Сегодня на это направим почти 69 млрд рублей. Все пособия, выплаты и компенсации должны перечисляться своевременно и в полном объёме.

Правительство продолжает поддерживать медицинских работников, которые выявляют онкологические заболевания на диспансеризации и при профилактических осмотрах. Они помогают диагностировать болезнь на ранней стадии, когда шансы на эффективное лечение, как правило, выше. И это очень важно.

С прошлого года врачи и фельдшеры получают за эту работу специальные доплаты. В текущем году мы сохранили объём бюджетных средств на эти цели, это почти 1,2 млрд рублей. Сегодня распределим их между территориальными органами Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Ещё свыше 18 млрд рублей из этого фонда направим его региональным организациям на привлечение в больницы и поликлиники новых специалистов – врачей и среднего медицинского персонала – и выплату им заработной платы.

Сегодня в ситуации с коронавирусом система здравоохранения особенно нуждается в кадрах. Рассчитываем, что к концу года за счёт этих средств и увеличения фондов оплаты труда медицинских организаций число врачей вырастет на 14 тысяч, а среднего медицинского персонала – почти на 26 тысяч человек.

И ещё один вопрос, который касается здравоохранения. Мы продолжаем поддерживать регионы, которые входят в число 10 территорий, где достаточно непростая социально-экономическая ситуация. Сегодня речь о Тыве.

Выделим почти 2 млрд рублей на второй этап строительства многофункционального медицинского центра в городе Кызыле. Это уже второй федеральный транш на такие цели. В сентябре, напомню, Правительство направляло средства на первый этап.

Центр строится по поручению Президента. Важно, чтобы жители республики с инфекционными заболеваниями, в том числе с коронавирусом, как можно быстрее могли получать там медицинскую помощь.

Сегодня также обсудим инициативы в сфере миграционного законодательства. Изменения коснутся тех, кто приезжает из стран Евразийского союза. В прошлом году на территории нашей страны находилось порядка 2,5 миллиона граждан этих государств.

Будет усовершенствована система идентификации мигрантов, для въезда которых не требуется оформление визы. И все, кто планирует оставаться в России более трёх месяцев, должны проходить обязательное медицинское освидетельствование. Сегодня это необходимое условие, учитывая ситуацию с распространением коронавируса и других опасных инфекций.

В повестке заседания ещё один важный вопрос. Правительство подготовило новую редакцию Стратегии развития лесного комплекса до 2030 года. Мы её подробно обсудили на совещании с моими заместителями в понедельник.

Это комплексный документ. Его главные цели – повысить эффективность лесной отрасли, удвоить её вклад в ВВП страны, способствовать дальнейшему развитию нашей экономики, в том числе в рамках достижения национальных целей и решения других задач, которые были определены Президентом.

Основные усилия будут направлены на то, чтобы большая часть добавленной стоимости при переработке древесины формировалась на территории нашей страны. Здесь, а не за границей, открывались современные предприятия по производству бумаги, картона, фанеры, стройматериалов, биотоплива, мебели, а значит, создавались новые рабочие места, формировался спрос на продукцию смежников, росли доходы граждан и, конечно, поступления в бюджеты всех уровней.

Разумеется, в стратегии есть и существенная природоохранная составляющая. Она закрепляет переход к интенсивной модели ведения лесного хозяйства, прежде всего благодаря эффективной организации выборочных рубок и уходу за лесами на основе наиболее успешных моделей.

Чтобы повысить прозрачность отрасли в целом и пресечь серые схемы торговли, будут активно внедряться цифровые технологии и информационные системы.

Реализация стратегии должна способствовать и повышению привлекательности условий для запуска крупных инвестиционных проектов в российских регионах. Правительство, в частности, предусмотрит меры поддержки при строительстве или модернизации инфраструктуры.

Подробнее о Стратегии развития лесного комплекса доложит Министр природных ресурсов и экологии Александр Александрович Козлов.

Пожалуйста, Александр Александрович.

А.Козлов: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!

Одна из национальных целей развития России – это создание комфортной и безопасной среды. Лес играет важную роль. Это лёгкие нашей страны. И в мировом масштабе это один из климатообразующих факторов и основной источник поглощения углерода. Методика подсчёта разработана, по ней проведём соответствующую работу.

По поручению Президента, Правительства и в рамках декриминализации отрасли разработана Стратегия развития лесного комплекса России до 2030 года. Речь пока не об источниках финансирования и конкретных мероприятиях, хотя они, безусловно, уже проработаны, а именно о стратегии. Это путь, по которому мы хотим направить развитие лесного комплекса. План реализации будет разработан и представлен в течение шести месяцев, максимально, в Правительство на утверждение.

Необходимость в стратегии действительно назрела, поскольку если лесная промышленность показывает хорошую динамику роста, то лесное хозяйство, к сожалению, нет.

Например, в промышленности добавленная стоимость на товары увеличилась на 5,2%, рост занятости – на 23%. А в лесном хозяйстве в это время кадровый дефицит, большой разрыв между площадями восстановленного леса и насаждениями, которые гибнут в пожарах, от болезней или срублены. И ещё – 3,5 млн деклараций, заявлений и другой бумажной отчётности, потому что в отрасли нет электронного документооборота.

Разработанная стратегия построена по принципу – какие действия необходимо совершить, чтобы исправить текущую ситуацию и выйти на ключевые показатели.

Остановлюсь на приоритетных мероприятиях стратегии.

Для снижения объёма лесонарушений разработан большой комплекс мероприятий, которые направлены на совершенствование лесного надзора, на прозрачность оборота древесины, на устранение конфликта интересов в регионах. Потому что сейчас на местах одни и те же люди управляют, контролируют и надзирают.

Рослесхоз проведёт эксперимент в Архангельской и Иркутской областях, надзорные функции будут переданы на федеральный уровень. То есть мы на земле хотим проверить это предложение. Регионы выбраны не случайно: одна территория находится в Арктической зоне, плюс там расположены ЦБК, которые занимаются переработкой и являются лидерами в отрасли, а в другой существует проблема серой, неучтённой древесины. Эксперимент нужен для составления плана реализации стратегии.

Чтобы быстрее реагировать на лесные пожары, предотвращать и ликвидировать их в первые сутки, регионы нужно оснастить техникой, обеспечить людьми, создать центры. В этом году уже планируется создать лесопожарный центр «Север» в Красноярском крае. Восстановлением леса должны заниматься все лесопользователи. Мы предлагаем не ограничивать их во времени и в местности. Сейчас тот, кто вырубил, должен компенсировать лес в течение года и в этом же регионе.

Не учитываются климатические особенности региона. Продление сроков лесовосстановления до трёх лет – это более обдуманный подход. Создание новых питомников, интенсивная модель пользования – всё это на сотни тысяч гектаров увеличит площади нового леса. Но все усилия могут быть напрасны, если мы наконец не оцифруем его. Цифровых данных о том, сколько леса, его состоянии и качестве, к сожалению, нет.

Я уже упомянул цифру – 3,5 млн бумажных документов. Так вот, лесники до сих пор с бумажным планшетом ходят и карандашом штрихуют в нём. Кстати, такие планшеты иногда съедают мыши, из-за чего меняются границы лесов в определённых регионах.

Стратегия предполагает, что в отрасли появится информационная система, все торги будут также переведены в электронный вид, что тоже очень важно при распределении ресурсов.

В лесной промышленности на первом месте – стимулирование внутреннего рынка продукции. Мы должны добиться многократного роста объёмов производства пиломатериалов, фанеры, бумаги и картона. Как это сделать? Например, введением запрета на экспорт необработанной древесины и специальной нормой на использование деревянных конструкций при строительстве в рамках государственного заказа. Развитие перерабатывающих мощностей обеспечит 1,5-процентный вклад в ВВП и 820 тысяч работников отрасли. Эту задачу мы поставили и проработали  вместе с коллегами из Минпромторга.

Не надо забывать, что на динамику отрасли влияет инфраструктура, например лесные дороги: где они находятся, какая у них протяжённость, в какой сезон используются. Согласно стратегии, через 10 лет должно ежегодно строиться не менее 2 тыс. км дорог круглогодичного действия, что в четыре раза больше, чем сегодня.

И о науке. Сейчас всего 1% от общего финансирования лесного хозяйства направляется на научные разработки. Увеличение финансирования позволит создать и внедрить 39 новых технологий, в основном это всё направлено на воспроизводство лесов, селекцию и их защиту. Все мероприятия в совокупности позволят достичь ключевых показателей.

Буквально несколько цифр, к которым мы стратегически стремимся к 2030 году: 100-процентное восстановление площади леса, 215 млрд рублей налоговых поступлений от предприятий лесного комплекса, 820 тысяч работающих в отрасли.

Ещё раз повторю: план реализации с финансовой разбивкой, с графиком выполнения, региональной привязкой будет разработан отдельно (таковы правила) и будет представлен в Правительство не позднее шести месяцев. Одновременно мы подготовим научное обоснование увеличения численности работников по годам. С Министром экономического развития мы этот вопрос согласовали. Проект стратегии был передан в Правительство в ноябре. В декабре она была доработана с учётом замечаний всех коллег из федеральных ведомств.

Что касается предложения Минтранса о включении показателя о прогнозных перевозках лесоматериалов, мы это требование поддерживаем, но из-за отсутствия методик расчёта предлагаем сначала их разработать, то есть включить разработку в план реализации.

Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!

Прошу поддержать и согласовать Стратегию развития лесного комплекса России.

М.Мишустин: Спасибо, Александр Александрович.

Коллеги, кто хотел бы выступить? Вопросы? Нет. Тогда поддерживаем.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/41405/