Заседание Правительства
Вступительное слово Михаила Мишустина
Доклад Дмитрия Патрушева о комплексе мер по стабилизации цен на продукты питания
Из стенограммы:
М.Мишустин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Вчера мы посещали Орловскую область. Побывали на двух предприятиях. Одно из них выпускает современные светодиодные приборы для крупных российских организаций, а также на экспорт. Это очень хороший пример диверсификации производства. И мы будем помогать развитию таких компаний в стране.
Другое предприятие обеспечивает внутренний рынок подсолнечным маслом. Оба производства пользуются государственной поддержкой и полностью загружены заказами. И для сотрудников там созданы неплохие условия. Такой опыт обязательно надо распространять на малый и средний бизнес.
Но есть в Орле и другой, не столь хороший пример. Мы осмотрели известный городской долгострой – один из корпусов областной клинической больницы. Долгие годы он находится в запущенном состоянии. И люди до сих пор не могут лечиться в новом медицинском учреждении.
Прошу Министра здравоохранения, Министра строительства и ЖКХ, Министра финансов принять активное участие в решении этого вопроса, а губернатора – взять под личный контроль весь комплекс мероприятий, о которых мы договорились. Чтобы все этапы – от выхода проектно-сметной документации из экспертизы до завершения всех работ и оснащения больницы современным оборудованием – постоянно контролировались. Это должна быть системная работа.
Необходимо ввести объект в эксплуатацию. Также надо подумать о функционале этой больницы с учётом текущей ситуации. Имею в виду в том числе и ситуацию с коронавирусом.
Теперь – к повестке заседания Правительства. Сегодня рассмотрим ряд социальных вопросов.
В этом году мы отмечаем 80 лет открытия Дороги жизни. Она была проложена через Ладожское озеро. По этому маршруту шло снабжение и вывозились люди из блокадного Ленинграда. Эта дата напоминает о беспримерном подвиге, который совершили наши граждане, защищая город на Неве в Великой Отечественной войне.
И в соответствии с указом Президента необходимо принять решение о поддержке всех, кто был награждён медалью «За оборону Ленинграда» или знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Им будет перечислена единовременная выплата. На эти цели направим около 4 млрд рублей. Такую выплату получат свыше 75 тысяч человек. Каждый из них – по 50 тыс. рублей.
Прошу Минтруд провести выплаты как можно скорее, чтобы к концу ноября, к годовщине запуска ледовой Дороги жизни, люди уже получили эти средства. Ведь они так много сделали для нашей Победы.
Правительство также продолжает работу по созданию целостной системы поддержки семей с детьми. О необходимости обеспечивать каждый шаг в этом направлении безусловным финансированием на встрече с депутатами Государственной Думы VIII созыва говорил Президент.
Сегодня выделим более 28 млрд рублей на выплаты детям от трёх до семи лет. Их у нас по всем регионам – свыше 2,5 миллиона. С начала года на эти цели мы уже направили в регионы более 270 млрд рублей из федерального бюджета. Размер ежемесячной выплаты зависит от дохода семьи и может составить 50, 75 или 100% от регионального прожиточного минимума на ребёнка.
И конечно, особое внимание по-прежнему будем уделять семьям, где растут трое или более малышей. Понятно, что работать в этот период мама – а чаще с ребёнком всё же находятся мамы – не может. И такие семьи с маленькими детьми нуждаются в дополнительной поддержке. После рождения третьего ребёнка или последующих детей родители имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты. Вплоть до трёхлетнего возраста малыша.
В федеральном бюджете на эти цели в текущем году предусмотрено свыше 59 млрд рублей. Сейчас такую помощь получают более 620 тысяч многодетных семей.
Но детей в стране рождается всё больше, и в регионах возникла необходимость в дополнительных средствах. Для этого выделим ещё около 6 млрд рублей, что позволит обеспечить выплатами свыше 48 тысяч ребят, которые воспитываются в больших семьях. Поддержка семей с детьми останется и в дальнейшем одним из приоритетов работы Правительства.
Теперь – к другим вопросам повестки.
Во время поездок по стране мы видели, какой вред экономике регионов могут нанести брошенные опасные химические производства. Яркие примеры таких объектов – территории промышленных площадок «Усольехимпром» и «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат». И это далеко не единичные случаи, когда бесхозные предприятия мешают людям нормально жить, губят нашу природу. Получив доход, бывшие собственники зачастую бросают старое имущество. А ликвидировать ущерб приходится за счёт государства.
По поручению Президента разработан законопроект, который позволит предотвратить появление таких проблем. Сегодня внесём ряд изменений в закон «Об охране окружающей среды» и другие нормативные акты. Эти поправки обяжут владельцев опасных промышленных объектов, которые отнесены к первому и второму классам и где используются токсичные вещества, убирать весь ущерб, нанесённый природе в процессе деятельности.
За пять лет до конца срока эксплуатации опасного объекта собственник будет обязан разработать план по ликвидации загрязнения.
Чтобы исключить возможность ухода от обязательств через процедуру банкротства либо продажу фирме-однодневке, создадим механизм контроля сделок с такими опасными объектами. Передать их можно будет только той компании, которая подтвердит свою финансовую устойчивость.
В поправках также предусмотрены различные меры ответственности для собственников. Они сделают бессмысленным уклонение от ликвидации ущерба природе. Владельцам всё равно придётся оплатить стоимость работ из других источников либо лишиться дивидендов, пока обязательства не будут погашены. Разумеется, это самая крайняя мера, для которой потребуются судебные решения.
При этом экологические платежи будут направляться только на ликвидацию объектов накопленного вреда окружающей среде и иные природоохранные мероприятия.
И ещё об одной важной теме. Меры сдерживания цен на продовольствие, которые ранее были приняты Правительством, оказались достаточно эффективными. Но сегодня всё равно возникает очень много вопросов по ценам на продовольствие во всём мире. Они растут. И требуется дополнительный комплекс мер, который обеспечил бы стабилизацию цен на продукты питания в долгосрочной перспективе. Предложения по этому вопросу подготовлены сегодня Министерством сельского хозяйства.
Пожалуйста, Дмитрий Николаевич Патрушев, Вам слово.
Д.Патрушев: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!
В России продолжается уборочная, несмотря на крайне сложные погодные условия. Рассчитываем на урожай, достаточный для удовлетворения внутреннего рынка.
С коллегами из субъектов мы на связи буквально в круглосуточном режиме. Как только позволяет погода, работы в полях оперативно возобновляются. Но при этом по двум группам товаров отмечается нехарактерный для данного периода года рост цен.
Во-первых, это плодоовощная продукция. В 2021 году овощеводы в наибольшей степени пострадали от неблагоприятной погоды, что сказывается на объёме предложения отечественной продукции и, соответственно, на ценах.
Как я сказал, сейчас уборка в активной фазе, но, к сожалению, темпы в основных регионах-производителях ниже, чем в прошлом году. Тем не менее ещё раз подчеркну, что отечественные сельхозтоваропроизводители прилагают максимальные усилия, чтобы новый урожай овощей и картофеля оперативно поступал в оборот. Субъекты максимально мобилизуют технику и людей для уборки в открывающиеся погодные окна.
Также на рост цен на овощи и картофель влияет увеличение себестоимости производства продукции, связанное с повышением цен на удобрения, горюче-смазочные материалы, средства защиты растений. Стоит отметить, что в Российской Федерации порядка 5 тыс. организованных производителей овощей и картофеля, при этом выращиванием данной продукции традиционно заняты и личные подсобные хозяйства населения. Они обеспечивают производство более 50% овощей и 65% картофеля, но сейчас в этом сегменте отмечается постепенное снижение объёмов производства. В этой связи необходимо стимулировать производство овощей в организованном секторе.
Михаил Владимирович, мы системно пересматриваем подходы к развитию данного направления растениеводства. В частности, с 2022 года запускаем дополнительные меры поддержки в рамках госпрограммы АПК по направлению «Овощеводство и картофелеводство».
Минсельхоз предусмотрит субсидии на: первое – вовлечение в оборот земель под овощеводство и мелиоративные мероприятия; второе – увеличение объёмов производства овощей открытого и закрытого грунта; третье – техническое переоснащение производственных мощностей; четвёртое – строительство овоще- и картофелехранилищ; пятое – льготную транспортировку овощей и льготное кредитование; шестое – создание селекционно-семеноводческих центров.
Помимо этого в рамках предоставления грантов и субсидий малым формам хозяйствования будем приоритизировать направление овощеводства. Кроме того, совместно с Минпромторгом дополнительно прорабатываем вопросы обеспечения прямого сбыта продукции для малых и средних хозяйств, что, безусловно, снизит стоимость овощей для граждан страны.
В целом на ускоренное развитие овощеводческой отрасли планируется дополнительно направить порядка 5 млрд рублей в 2022 году. Также предусматриваем увеличение финансирования на последующие годы. Это позволит увеличить объём производства картофеля и овощей в организованном секторе на 15%.
Но, безусловно, нельзя забывать о поддержке личных подсобных хозяйств, поэтому планируем с 2022 года предусмотреть возможность субсидирования производства продукции ЛПХ. Такой пилотный проект, по нашему мнению, замедлит темпы снижения объёмов производства в этом секторе.
Вторая группа, по которой фиксируется нетипичное повышение цен, – это продукция животноводства. По итогам года в данном сегменте ожидаем производство на уровне 2020 года. Увеличение цен в первую очередь обусловлено ростом стоимости животноводческой продукции, а также неблагоприятной эпизоотической обстановкой в отдельных субъектах.
Михаил Владимирович, на федеральном уровне в целях обеспечения эпизоотического благополучия утверждена вся необходимая нормативно-правовая база.
В частности, в 2020 году актуализирован федеральный план по предотвращению африканской чумы свиней. В текущем году переизданы ветеринарные правила. За счёт федерального бюджета закупаются и поставляются в регионы средства диагностики.
Кроме того, решения соответствующей комиссии Правительства своевременно доводятся до субъектов. На местах постоянно работают Россельхознадзор и Ветеринарная служба.
Утверждено постановление Правительства, предусматривающее в том числе возможность пролонгации до 12 лет льготных инвестиционных кредитов предприятиям, пострадавшим в 2020 году и последующих годах от африканской чумы свиней и высокопатогенного гриппа птиц.
Субъектам поручено на своём уровне принять исчерпывающие меры в целях недопущения распространения африканской чумы свиней и гриппа птиц.
Уважаемые коллеги!
Говоря о мясной продукции, в целом отмечу, что важной причиной роста цен является удорожание кормов в текущем году, по некоторым позициям – более чем на 50%. Корма – это в среднем 60–70% себестоимости.
Для стабилизации цен на корма в текущем году введена плавающая экспортная пошлина. Кроме того, ещё на год был продлён импорт основной кормовой составляющей – сои и соевого шрота.
Также с текущего года мы предусмотрели ряд дополнительных инструментов поддержки. В первую очередь это краткосрочные льготные кредиты на закупку зерна, шротов, премиксов, витаминов и аминокислот. Аналогичный механизм доступен предприятиям, производящим комбикорма.
В качестве оперативных решений отмечу, что в этом году в условиях растущей себестоимости продукции животноводства будет дополнительно выделено 10 млрд рублей субсидий на компенсацию животноводческим предприятиям части затрат на закупку кормов. Кроме того, в следующем году увеличиваем господдержку животноводства. В целом распределение средств господдержки начиная с 2022 года будет осуществляться с акцентом на эту подотрасль сельского хозяйства.
Рассчитываем, что предложенные меры дадут результат и мы сможем стабилизировать ценовую ситуацию с этими продуктами.
М.Мишустин: Спасибо, Дмитрий Николаевич.
В связи с тем, что есть достаточно много предложений экономического характера от других федеральных органов власти по решению этих проблем, я попросил бы Андрея Рэмовича Белоусова скоординировать эту работу в Правительстве и провести её со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами.
Андрей Рэмович, надо проанализировать действующие программы, понять, чего нам не хватает, и, соответственно, подготовить эти обобщённые предложения к докладу.
Источник: http://government.ru/news/43541/