Заседание Правительства

Вступительное слово Михаила Мишустина

Доклад Максима Решетникова об основных параметрах прогноза социально-экономического развития на ближайшие три года

Доклад Антона Силуанова о проекте федерального бюджета на трёхлетний период

Из стенограммы:

М.Мишустин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Правительство завершает подготовку бюджета на ближайшие три года. Сегодня мы рассмотрим законопроект и документы, которые вместе с ним внесём в Государственную Думу. Это прогноз социально-экономического развития, Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, а также бюджеты двух государственных внебюджетных фондов и ряд других.

Основные направления государственной денежно-кредитной политики представит Банк России, Эльвира Сахипзадовна (Набиуллина). Их целью является защита и обеспечение устойчивости рубля.

Работа над главным финансовым документом страны шла на фоне сохраняющихся дисбалансов в глобальной экономике. С начала текущего года мировая торговля товарами сократилась на 2%, что стало следствием ужесточения торговых мер и нарушения транспортно-логистических цепочек. Только в прошлом году было введено 3 тыс. новых ограничений.

Неудивительно, что рост мирового ВВП замедляется – такую оценку даёт Международный валютный фонд. В странах зоны евро этот показатель и вовсе может не выйти за 1%, что говорит даже о признаках стагнации в этой группе государств.

Российская экономика в таких условиях испытывает колоссальное давление. Пакеты санкций, ограничений продолжают расширяться недружественными странами. Появляются логистические, технологические, финансовые и прочие вызовы.

Тем не менее под руководством Президента, скоординированными усилиями Правительства, Банка России нам удаётся им противодействовать. Более того, поддержать наших граждан, бизнес и проекты развития, формируя фундамент для дальнейшего роста.

Это видно и по динамике российского валового внутреннего продукта. По предварительной оценке Министерства экономического развития, за семь месяцев текущего года он увеличился на 4,4%, что более чем в два раза выше прошлогодних значений.

Основными драйверами стали отрасли реального сектора. Прежде всего – обрабатывающая промышленность, там производство выросло за семь месяцев на 8,6%. Хорошие темпы в строительстве и сельском хозяйстве.

Наши компании активно осваивают ниши тех, кто под давлением своих правительств ушёл из России. Реализация мер государственной поддержки в рамках формирования новых логистических маршрутов создаёт благоприятные условия для предпринимательства по всей стране. По итогам первого полугодия рост объёма инвестиций в основной капитал приблизился вплотную к 11%, что даёт возможность рассчитывать на сохранение положительных изменений во многих сферах нашей жизни и отраслях экономики.

В свою очередь это сказывается и на рынке труда. Уровень безработицы опустился до минимальных исторических значений – 2,4% в июне этого года.

Все эти тенденции, разумеется, были учтены при подготовке закона о трёхлетнем бюджете. Проект основан на базовом варианте прогноза развития нашей страны, который разработало Министерство экономического развития.

В ходе проработки бюджета проанализированы текущие вызовы. В том числе предусмотрены ресурсы, необходимые для реализации новых национальных проектов, для достижения национальных целей развития, которые поставил перед нами глава государства. Правительство провело целую серию стратегических сессий на этот счёт.

Необходимо помнить и о важности сохранения бюджетной сбалансированности. Соотношение расходов и доходов в нынешних условиях, считаю, оптимальное. Оно, с одной стороны, гарантирует выполнение всех социальных обязательств, а с другой – окажет существенную поддержку тем отраслям, которые особо нужны для формирования экономики и которым мы на сегодняшний день отдаём приоритет, – станкостроению, робототехнике, микроэлектронике и ряду других.

Подробнее о показателях позже расскажет Министр финансов Антон Германович Силуанов. Я остановлюсь лишь на нескольких ключевых цифрах.

Так, на 2025 год прогнозируется рост доходов до 40 трлн 296 млрд рублей. Это почти на 12% больше, чем в текущем году. Причём доля ненефтегазовых поступлений в общем объёме вырастет до 73%.

Такое увеличение позволит нарастить финансирование обязательств, программ, проектов. В следующем году федеральные расходы повысятся до 41 трлн 469,5 млрд рублей.

В рамках исполнения государственных программ предусматриваются средства в размере 24 трлн рублей в следующем году. Их паспорта мы утверждаем для внесения вместе с бюджетом в Государственную Думу.

Значительная доля ресурсов выделена на реализацию национальных проектов, которые по поручению Президента подготовило Правительство.

Все три года исполнение федерального бюджета ожидается с дефицитом. В 2025 году – на уровне половины процента ВВП.

Сегодня также рассмотрим параметры бюджетов внебюджетных государственных фондов, за счёт которых будут выполнены все социальные обязательства перед гражданами. Обеспечим финансирование медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, которую оказывают федеральные организации здравоохранения, а также продолжим специальные выплаты медицинским работникам.

Будут увеличены расходы Фонда пенсионного и социального страхования, чтобы и дальше предоставлять пенсии, компенсации и выплаты по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, семьям с детьми. Забота о них всегда в приоритете.

В бюджете фонда предусмотрены средства на материнский капитал, на единое пособие по рождению и воспитанию ребёнка для родителей с низкими доходами, которым нужна социальная поддержка.

Запланированы расходы на индексацию страховых пенсий, в том числе и работающим пенсионерам, которую поручил провести глава государства.

Также в соответствии с указом Президента необходимо обеспечить опережающий рост минимального размера оплаты труда. Напомню, к 2030 году он должен достигнуть 35 тыс. рублей.

С начала следующего года минимальный размер оплаты труда будет увеличен более чем на 16,5% и составит 22 440 рублей. Это поможет повысить заработные платы порядка 4 миллионов работников.

Перейдём к обсуждению.

По основным параметрам прогноза социально-экономического развития на ближайшую трёхлетку доложит Министр экономического развития Максим Геннадьевич Решетников.

Затем о бюджете – Министр финансов Антон Германович Силуанов.

Пожалуйста, Максим Геннадьевич.

М.Решетников: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!

Представляю основные параметры прогноза социально-экономического развития на ближайшую трёхлетку. По сравнению с апрельскими сценарными условиями многие параметры существенно улучшены. При этом мы традиционно прогнозируем умеренно консервативно. Наша экономика устойчиво развивается, несмотря на внешние шоки. Так, за период с 2020 по 2023 год рост ВВП составил 5,5%. И это выше, причём в ряде случаев в разы выше, чем во многих развитых странах.

В 2024 году мы ожидаем рост ВВП на 3,9%. Суммарно с 2024 по 2027 год ВВП вырастет на 13%. Номинал ВВП в 2024 году составит 196 трлн рублей – это почти в два раза больше, чем в 2020 году. К 2027 году номинальный объём ВВП составит почти 250 трлн рублей.

Теперь об источниках экономического роста.

Инвестиции у нас обеспечивают порядка 30% роста ВВП. По итогам этого года ожидаемый рост инвестиций – на 7,8%, в следующем году инвестиционная активность будет на уровне 2%, но это на фоне высокой базы этого года и прошлых лет. Далее ожидаем рост 3% и более при сохранении достигнутого высокого уровня бюджетных инвестиций (то, что заложено в бюджете). Основной вклад будут вносить инвестиции за счёт собственных средств предприятий.

Продолжится рост потребительского спроса. Он обеспечит порядка 60% общего роста ВВП. Потребительская активность будет обеспечена прежде всего увеличением реальных денежных доходов населения. Основной вклад будет вносить рост реальных заработных плат на фоне сохранения низкого уровня безработицы.

Кроме того, рост доходов будет обеспечен за счёт социальных выплат. В том числе учтены решения по индексации пенсий работающим пенсионерам и расширению мер поддержки семей с детьми.

С конца 2025 года спрос также будет поддерживаться стабилизацией нормы сбережений по сравнению с пиковым уровнем 2024 года.

Растущий спрос будет удовлетворяться прежде всего за счёт производства отечественных товаров и услуг и развития экономики предложения. Мы ожидаем продолжения роста обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, туризма, в секторе услуг и других отраслях, которые работают на внутренний рынок.

С учётом показателей по импорту в первом полугодии мы ожидаем, что торговый баланс в 2024–2026 годах будет крепче, чем в апрельских оценках. Инфляция после пика в начале июля начала замедляться. В 2025 году замедление инфляции продолжится, и в 2026 году мы выйдем на целевой уровень.

Считаем, что прогноз реалистичный и позволяет сформировать устойчивый бюджет. Он учитывает расходы на реализацию задач, поставленных в послании Президента, а также на новые национальные проекты. Плюс меры экономической политики, направленные на расшивку дефицитных ключевых ресурсов.

Первое, конечно, это политика на рынке труда. Второй год у нас экономика растёт при исторически минимальных уровнях безработицы, и это говорит о наличии в моменте запаса гибкости рынка труда. При этом у нас растёт производительность труда в экономике, но сохраняются значительные резервы по росту производительности труда, особенно в тех отраслях, где за последние годы она росла относительно медленно.

Для устойчивого роста экономики необходимо обеспечить рост производительности труда выше исторической траектории на всём прогнозном горизонте. На это направлен федеральный проект «Эффективная и конкурентная экономика». Внимание будет уделено росту производительности труда в социальной сфере, а также будут сформированы особые программы для отраслей реального сектора с наименьшим приростом производительности.

Структурная перестройка экономики выдвигает новые требования к подготовке и переподготовке кадров, на это направлен национальный проект «Кадры». Он обеспечит связь между спросом на рабочую силу и её предложением в системе высшего и среднего профобразования в рамках нацпроекта «Молодёжь и дети».

Второй важный элемент – это поддержка инвестиционной активности. Для обеспечения роста экономики инвестиции должны расти опережающими темпами, и в этой связи за последние годы сформирован широкий инструментарий господдержки инвестиций: это и соглашения о защите и поощрении капиталовложений, это использование средств Фонда национального благосостояния, фабрика проектного финансирования, таксономия проектов техсуверенитета, особые экономические зоны, концессии, инфраструктурные бюджетные кредиты, кластерные инвестиционные платформы, регинвестстандарт и другие. Эти инструменты получат дальнейшее развитие в рамках нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика» и отраслевых госпрограмм.

Очень важно, что экономическая политика должна обеспечивать стабильность и распределение рисков для инвесторов и поощрять инвестиции в технологически сложные и рискованные проекты. И в этой связи, Михаил Владимирович, Вы дали поручение о пересмотре подходов к субсидированным программам, установлению их лимита и унификации условий, что будет сделано. Также важно запустить механизм инвестиционного налогового вычета.

Третий момент – это реализация национальных проектов технологического лидерства. Они в целом сформированы, обеспечены ресурсами, и реализация этих проектов прежде всего приведёт к созданию технологий, выполнению натуральных показателей по объёмам производства, что создаст основу роста не только в трёхлетке, но и, что важно, до 2030 года.

Четвёртый элемент – это снятие инфраструктурных ограничений. Прежде всего то, что заложено в нацпроекты «Инфраструктура для жизни» и «Эффективная транспортная система», – это развитие автодорог, железнодорожного транспорта, региональных аэропортов, внутренних водных путей, международных транспортных коридоров и погранпереходов. Это как раз поддержит переориентацию нашей экономики на новые рынки сбыта.

В прогнозном периоде будет обеспечено увеличение инвестиций и развитие энергетической и коммунальной инфраструктуры, в том числе с учётом предлагаемых тарифных решений.

Прошу одобрить прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу как основу формирования проекта федерального бюджета.

М.Мишустин: Спасибо, Максим Геннадьевич.

Пожалуйста, Антон Германович.

А.Силуанов: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!

Проект федерального бюджета на трёхлетний период направлен на финансовое обеспечение национальных целей развития страны, формирование ресурсов для реализации 19 национальных проектов, которые являются инструментом реализации национальных целей развития.

Поскольку национальные цели развития определены на шестилетний период, подготовлен финансовый план на этот же срок. В целом на шестилетнем горизонте на мероприятия нацпроектов предусматривается более 40 трлн рублей средств федерального бюджета – это практически в два раза больше, чем за предыдущую шестилетку. Нацпроектами предусматривается целый ряд ключевых, важнейших направлений развития экономики и социальной сферы страны.

Проект бюджета учитывает принятые в весеннюю сессию изменения в налоговое законодательство. Они ориентированы на повышение справедливости и эффективности налоговой системы и являются частью мероприятий по достижению национальных целей развития.

Сформированный бюджет направлен на обеспечение устойчивой финансовой системы. Проведение бюджетной политики осуществляется в полном соответствии с бюджетными правилами, то есть обеспечивается структурный первичный баланс бюджета при объёме базовых доходов. Это поможет сдержать инфляционные процессы, укрепит финансовый суверенитет и устойчивость экономики в средней и долгосрочной перспективе.

Какие приоритеты бюджета.

Первый – это социальная поддержка граждан. Все необходимые расходы на эти цели учтены в бюджете.

Второй – это финансовое обеспечение расходов на оборону и безопасность страны, финансовое обеспечение нужд специальной военной операции, поддержка семей участников специальной военной операции.

Третий приоритет – обеспечение технологического лидерства и расширение инфраструктуры.

Остановлюсь на этих приоритетах. Начну с технологического лидерства.

Особое внимание при формировании бюджета уделено именно этому направлению. В бюджет на будущую трёхлетку заложено финансирование технологического лидерства в размере более 6 трлн рублей. Что это за мероприятия? Это мероприятия по промышленному обеспечению транспортной мобильности, мероприятия по проекту «Станкостроение», «Новые материалы и химия», «Беспилотные авиационные системы», «Новые атомные энергетические технологии», «Поддержка и развитие радио- и микроэлектроники».

Средства будут направлены на НИОКР в сфере авиастроения, создания судового комплектующего оборудования для судостроения, радиоэлектроники, нефтедобычи и производства СПГ.

Также предусмотрены ресурсы на запуск фабрик по микроэлектронике, нацпроект «Новые материалы и химия» и целый ряд других программ, в том числе ранее запущенных, в сфере автомобилестроения, сельхозмашиностроения.

По инфраструктуре. Ресурсы направляются на обеспечение комфортной и безопасной среды для жизни: здесь и средства, необходимые для обеспечения дорожной деятельности, развития городского наземного и электрического транспорта.

Продолжится реализация программ формирования современной городской среды, комплексного развития сельских территорий.

Что важно, мы начнём масштабную программу модернизации коммунальной инфраструктуры. Только за три года на это направление будет направлено 180 млрд рублей.

Необходимые ресурсы будут выделены на программы льготной ипотеки.

Следующий важный приоритет, о котором мы говорили, это укрепление обороноспособности страны. Ресурсы будут предусмотрены (и уже предусмотрены) на оснащение Вооружённых Сил необходимым вооружением и военной техникой, выплату денежного довольствия, поддержку предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Более подробно остановлюсь на социальных направлениях бюджета. В первую очередь это поддержка граждан, которые нуждаются в государственной помощи.

Начиная со следующего года предусмотрено возобновление индексации пенсий работающим пенсионерам.

«Детский» бюджет получит дополнительное развитие, и в рамках трёхлетки он превысит 10-триллионный объём. Сегодня работает целостная система поддержки с охватом нуждающихся детей, семей до достижения ребёнком 17 лет. Такой поддержкой охвачено около 10 миллионов человек. На выплату единого пособия в федеральном бюджете предусмотрено около 4 трлн рублей. В бюджете заложена индексация материнского капитала, предусмотрена выплата остатка средств маткапитала, если он составляет менее 10 тыс. рублей.

Здравоохранение. В шестилетнем периоде будет направлено на этот сектор более триллиона рублей, как и поручал Президент. В трёхлетке мы начнём и продолжим модернизацию первичного звена здравоохранения, будут открыты первичные сосудистые отделения и другие подразделения на базе районных больниц, создана система дистанционного мониторинга здоровья, новые объекты в системе здравоохранения.

Образование. Финансирование строительства более 150 школ к 2030 году начинается уже с этой трёхлетки. Также продолжится финансирование капитального ремонта школ, создания современной инфраструктуры детских садов. На эти цели направим более 40 млрд рублей, а на строительство новых детских садов – более 22 млрд рублей.

Продолжатся оснащение и ремонт техникумов и создание кампусов мирового уровня. В результате будут созданы кампусы в таких городах, как Калининград, Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород, Уфа, Челябинск и Томск.

В бюджете значительный объём ресурсов направляется на поддержку регионов. В первую очередь это задача обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, участие регионов в реализации национальных проектов, инфраструктурное развитие. На финансовую поддержку регионов предусматривается более 3 трлн рублей ежегодно, а на финансирование национальных проектов, которые реализуются субъектами, – около 1 трлн рублей.

Продолжим предоставлять бюджетные кредиты на инфраструктурное развитие субъектов Российской Федерации, а также начнётся списание задолженности регионов по бюджетным кредитам. Размер списания определён в послании Президента – две трети от общей задолженности. Это позволит существенно снизить долг регионов к 2030 году.

В целом бюджет сформирован исходя из обеспечения структурной сбалансированности и нулевого первичного баланса. Дефицит бюджета в пределах трёхлетки не превысит 1% ВВП.

Просьба поддержать изложенные подходы к формированию бюджетной политики.

М.Мишустин: Спасибо, Антон Германович. По итогам сегодняшнего обсуждения необходимо дополнительно проработать с коллегами все вопросы, которые возникали в процессе подготовки бюджета. До 1 октября в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации необходимо направить бюджет в Государственную Думу.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/52782/