Заседание Правительства

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Доклад Антона Силуанова об объёмах выпуска государственных ценных бумаг в 2016 году

Стенограмма:

Д.Медведев: Доброе утро, коллеги!

У нас одно из завершающих, но не самое последнее заседание Правительства в этом году, поэтому много вопросов в повестке дня. Потом ещё Президент должен приехать, так что давайте работать компактно.

Прежде чем перейти к вопросам повестки дня, хочу проинформировать о решении, которое касается российских компаний, принимающих на работу граждан Турции.

Как вы знаете, ряд специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики был принят. Был запрещён ввоз некоторых видов продуктов, сельхозпродукции. С 1 января 2016 года приостанавливается действие безвизового режима для граждан этой страны, которые имеют обычные паспорта. Кроме того, после этой даты российским работодателям запрещено принимать на работу турецких граждан.

Я подписал постановление, определяющее перечень российских компаний и организаций, на которые этот запрет распространяться не будет. Там есть ряд изъятий. Принимая эти решения, мы ориентировались на предложения заинтересованных министерств и регионов. При этом все остальные не смогут принимать на работу граждан Турции. Также жду в ближайшее время документ о перечне контрактов, работ или услуг, которые исполняются компаниями, находящимися под турецкой юрисдикцией, либо контролируются турецкими компаниями. Нужно его доработать и внести окончательно в Правительство для подписания.

Теперь – непосредственно к повестке дня. Первый вопрос касается государственных внутренних и внешних заимствований, которые предполагается провести в 2016 году.

Как вы знаете, федеральный бюджет на следующий год принят с дефицитом. Для того чтобы сбалансировать его, обеспечить выполнение всех наших расходных обязательств, мы планируем привлекать средства внутреннего и внешнего рынков. Будем делать это аккуратно, сохраняя уровень государственного долга на экономически безопасном уровне.

Сегодня мы рассмотрим предложения по предельным объёмам выпуска государственных ценных бумаг, которые будут номинироваться в рублях и в иностранной валюте. Исходим из того, что верхний предел государственного долга уже установлен законом о федеральном бюджете. На 2016 год по ценным бумагам, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, объём выпуска ограничен эквивалентом 3 млрд долларов, по рублевым предельный объём должен составить около 1 трлн рублей.

Также был подготовлен пакет поправок в законодательство, согласно которым станет обязательным вести видеозапись судебных заседаний, причём как в судах общей юрисдикции, так и в арбитраже и в мировых судах. Сейчас процессуальное законодательство лишь допускает возможность приобщать такие видеоматериалы. Каждый раз это зависит от технических возможностей, от решения судьи, который ведёт процесс. Теперь предлагается сделать видеозапись обязательной.

Целый ряд вопросов сегодня касается поддержки регионов. Прежде всего мы распределим дотации региональным бюджетам на обеспечение их сбалансированности. Всего на эти цели семи субъектам Российской Федерации выделено более 2,6 млрд рублей. Это ряд регионов, которые должны будут финансировать некоторые расходные обязательства, где есть большие проблемы с этим.

Кроме этого мы предполагаем перечисление денег на ФЦП «Развитие Республики Карелия» и Чукотскому автономному округу. Дотации также получат регионы, которые по итогам 2014 года достигли наилучших результатов по социально-экономическому развитию. Вчера я утвердил новую методику оценки работы региональных правительств. Раньше во главу угла ставились номинальные показатели, теперь мы будем учитывать динамику их социально-экономического развития. На основе этой методики распределим 5 млрд рублей. Деньги будут выделены 20 субъектам Федерации, которые показали наилучшие результаты.

Д.Медведев: «Мы будем исполнять социальные обязательства, принятые государством, несмотря на текущие экономические трудности. Более 30,5 млрд рублей предлагается направить регионам на снабжение льготников лекарствами, медицинскими изделиями и продуктами лечебного питания. Ещё почти 2 млрд рублей – на путёвки в санатории».

Субсидии и субвенции также распределяются на социальную поддержку граждан. Это очень важное направление. Я неоднократно говорил, что мы будем исполнять социальные обязательства, принятые государством, несмотря на текущие экономические трудности. Оказываем помощь целому ряду регионов по целому ряду направлений. Более 30,5 млрд рублей предлагается направить регионам на снабжение льготников лекарствами, медицинскими изделиями и продуктами лечебного питания, если говорить о детях-инвалидах. Ещё почти 2 млрд рублей – на путёвки в санатории.

Также 12 регионов получат более 5 млрд рублей на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации. Распределим субсидии на поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов – это почти 1,5 млрд рублей.

В следующем году продолжим оказывать поддержку малоимущим неработающим пенсионерам. Будем подтягивать их доход до прожиточного минимума региона, в котором они живут. Для этого выплачиваются региональные социальные доплаты к их пенсиям. Из федерального бюджета на эти цели выделяется 7,5 млрд рублей.

Важное направление – помощь семьям с тремя и более детьми, которые получают ежемесячную выплату от государства. На софинансирование этой выплаты между 53 регионами распределяется почти 15 млрд рублей.

Ряд решений касается поддержки аграриев. Речь идёт о софинансировании расходных обязательств регионов по приоритетным направлениям развития АПК, по созданию молочных ферм в рамках развития животноводческих комплексов. Принято решение о выделении средств региональным бюджетам на возмещение части прямых понесённых затрат. На тепличные комплексы также направляется около 1 млрд рублей.

Распределяются межбюджетные трансферты регионам, где сельское хозяйство пострадало в уходящем году от погодных сюрпризов. Ущерб будет компенсирован аграриям в 11 регионах, 10 из них пострадали от засухи, а Приморье – от наводнения. На эти цели также выделяется 3,8 млрд рублей.

И сегодня у нас в повестке дня обсуждение проекта государственного оборонного заказа на 2016 год.

Вот обширная повестка дня. По субсидиям все решения необходимо принять. По понятным причинам от этого зависит и развитие целых отраслей. Обращаю внимание на то, что ряд решений по этим субсидиям нужно было подготовить раньше. Это дефекты в работе отдельных министерств.

 Давайте приступим к обсуждению. Пожалуйста, по объёмам выпуска ценных бумаг в 2016 году, – собственно, этот объём я уже назвал, – Антон Германович Силуанов.

А.Силуанов: Спасибо, Дмитрий Анатольевич. Действительно, в своём вступительном слове Вы основные параметры уже обозначили. Я хотел бы отметить, что в соответствии с бюджетным законодательством предельные объёмы выпуска государственных ценных бумаг утверждаются Правительством. Законом о бюджете утверждена программа государственных внутренних заимствований, в соответствии с которой чистые заимствования в следующем году составят 300 млрд рублей. Мы должны привлечь в следующем году 1,2 трлн, погасить 702 млрд рублей. Напомню, что в этом году чистый объём заимствований составляет 80 млрд рублей, то есть в следующем году нам будет необходимо в несколько раз больше занять на внутреннем рынке.

Также законом Правительству предоставлено право в следующем году принимать решение об обмене облигаций федерального займа стоимостью до 200 млрд рублей по согласованию с их владельцами, включая Центральный банк, на облигации федерального займа других выпусков. Сумма – 200 млрд по цене 100% номинальной стоимости. Объём привлечения средств внутреннего рынка капитала в рамках исполнения программы без учёта обмена облигаций составит 802 млрд рублей. При этом объём эмиссии государственных ценных бумаг, необходимый для выполнения программы, исходя из предположений, что цена размещения облигаций сложится на уровне примерно 94,4% от номинала, составит 849,2 млрд рублей.

Таким образом, общий предельный объём эмиссии государственных ценных бумаг составит 1 трлн 49,2 млрд рублей, включая 200 млрд рублей в рамках обмена облигаций федерального займа. При этом верхний предел госдолга составит 8,8 трлн рублей и не будет превышен.

Хотелось бы отметить, что в следующем году мы также будем использовать те инструменты, которые хорошо зарекомендовали себя в текущем году. Речь идёт и об облигациях с фиксированным доходом, речь идёт и об облигациях, которые привязаны к инфляции, а также с плавающим купоном. Последние два типа облигаций особо были востребованы инвесторами в текущем году.

В следующем году мы также предусматриваем начать выпуск облигаций для населения. Проведём пробные выпуски, если спрос будет достаточен, то будем расширять этот инструмент.

Что касается заимствований в иностранной валюте на международных рынках. Дмитрий Анатольевич, Вы уже определили, 3 млрд долларов будет выпущено в следующем году в виде облигаций внешних займов Российской Федерации. В этой связи предлагается утвердить предельный объём выпуска государственных ценных бумаг в валюте в сумме 1 трлн 49,2 млрд рублей, если пересчитать в валюту Российской Федерации. Предельный объём внешних облигационных займов составит до 3 млрд долларов США в валюте.

Просьба утвердить соответствующие параметры, с тем чтобы мы могли уже в начале следующего года начать работать на финансовом рынке и привлекать источники для финансирования дефицита бюджета.

Д.Медведев: Спасибо, Антон Германович. Пожалуйста, коллеги, какие будут предложения и комментарии по выпуску государственных бумаг? Есть какие-то соображения? Нет. Хорошо, утверждаем. Договорились.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/21226/