Заседание Правительства

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Доклад Максима Топилина о формировании национальной системы профессиональных квалификаций

Из стенограммы:

Д.Медведев: Добрый день!

Мы начнём сегодняшнее заседание с обсуждения вопроса об оценке профессиональной квалификации по государственным стандартам.

Очевидно, что сейчас растут требования к квалификации работников практически в любой сфере. Мы к этой теме тоже неоднократно с вами возвращались при принятии разных решений. Обновляется набор подходов к тем навыкам, которыми должен обладать специалист для успешного выполнения поставленных задач. Это естественный процесс, он, конечно, предопределён развитием экономики, развитием науки, технологий. В связи с этим возникает потребность во внедрении современных профессиональных стандартов и совершенствовании подходов к оценке квалификации работников.

Полученные в рамках непрерывного образования, в том числе на производстве, компетенции специалистов требуют их специального подтверждения, которое было бы универсальным.

Без этого невозможно понять, на каком уровне находится профессиональная подготовленность работников, понять, где наши слабые места и как дальше выстраивать работу по отраслям. Здесь у нас задачи остаются прежними – это повышение производительности труда, создание и модернизация современных, эффективных рабочих мест.

В прошедшие годы мы создавали условия для внедрения профессиональных стандартов. Рассчитываем, что компании с госучастием в этом вопросе будут занимать более активную позицию и зададут тот уровень, к которому будут стремиться все остальные компании.

Сегодня мы рассмотрим независимую оценку квалификации на соответствие профессиональным стандартам. В Правительство внесён законопроект о независимой оценке, а также два законопроекта, которые предусматривают внесение изменений в Трудовой и Налоговый кодексы.

Система независимой оценки квалификаций будет сформирована объединениями работодателей, профсоюзами. Сам процесс подтверждения квалификации должен быть добровольным как для работников, так и для работодателей. Он не влечёт за собой каких-либо обязательных последствий или требований, в том числе при приёме на работу. За прошлый год уже создано 50 специализированных центров, в которых свою квалификацию подтвердили более 4,5 тыс. человек.

Работникам, которые хотят пройти оценку квалификации, будут предоставлены необходимые гарантии и компенсации. Чтобы стимулировать компании и специалистов к участию в независимой оценке, планируется установить налоговые льготы в связи с расходами на проведение этой оценки.

Д.Медведев: «Система независимой оценки квалификаций будет сформирована объединениями работодателей, профсоюзами. Сам процесс подтверждения квалификации должен быть добровольным как для работников, так и для работодателей. За прошлый год уже создано 50 специализированных центров, в которых свою квалификацию подтвердили более 4,5 тыс. человек».

Координатором выступает Национальный совет при Президенте по профессиональным квалификациям. Министр доложит об этом чуть подробнее.

Также мы рассмотрим законопроект, который касается морских портов. С 2007 года у нас действует соответствующий закон, по которому работают и развиваются морские порты. Но сейчас накопилось немало сложных вопросов, которые находятся на стыке разных сфер деятельности.

Поправки в законодательство направлены на обеспечение безопасности мореплавания именно в самих портах, регулирование земельных и имущественных отношений, совершенствование оказания различных услуг.

В повестке также законопроект о ратификации российско-армянского межправсоглашения о сотрудничестве в сфере поставок природного газа, нефтепродуктов и необработанных природных алмазов. Документ этот также согласовывался. Впереди у нас встречи в Ереване, так что рассмотрим и эту проблему.

Распределяются также субсидии из федерального бюджета. Более 5 млрд рублей предполагается направить регионам на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, также на мероприятия по строительству и реконструкции инженерных сооружений, которые позволят защитить людей от угроз, которые связаны с затоплениями, с размыванием берегов и другими воздействиями водной среды.

С этими проблемами мы сталкиваемся, к сожалению, регулярно. Средства должны пойти и на экологическую реабилитацию ряда рек и озёр. Вся эта работа ведётся в рамках ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса» на период до 2020 года.

Мы выделяем деньги на выполнение ФЦП по программе «Развитие образования». Речь идёт об использовании более современных технологий и обновлении содержательной части обучения. Деньги должны пойти на пополнение фондов школьных библиотек и создание современных школьных информационно-библиотечных центров.

Субсидии также предполагается направить на строительство и реконструкцию учреждений культуры в сельской местности. Это важная часть ФЦП по устойчивому развитию сельских территорий. Средства должны получить 23 региона страны.

Предполагается распределение субсидий на возмещение части затрат по созданию объектов агропрома в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства. Это деньги на модернизацию плодохранилищ, овощехранилищ, картофелехранилищ. Мы к этой теме тоже неоднократно обращались, так как урожай собираем, но очень важно его сохранить, а для этого нужны современные мощности, современная инфраструктура хранения. Речь идёт также и о тепличных и животноводческих комплексах молочного направления, и о развитии селекционно-генетических центров в животноводстве и растениеводстве.

Пожалуйста, Максим Анатольевич, прошу вас выступить.

М.Топилин: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Начиная с 2012 года мы принимали меры для того, чтобы подойти к перестройке системы квалификаций в нашей стране. За это время была фактически сформирована система выявления требований работодателей к квалификациям работников, проведена очень серьёзная работа по обновлению описаний профессий и квалификационных требований (так называемые новые профессиональные стандарты). Были сделаны подходы, чтобы эти новые требования, которые работодатели формируют в рамках профстандартов, в последующем учитывались в образовательных стандартах и образовательных программах.

Эта работа была связана с тем, что фактически последние 20 лет мы имели советскую систему квалификаций, когда это всё писалось в стенах научных учреждений и ничего общего с жизнью и требованиями работодателей к профессиональным квалификациям работников практически не имело.

Когда мы эту систему начали разрабатывать, было принято решение о том, чтобы всё это было переведено в формат работы на площадках объединений работодателей. Для этого в 2014 году был создан Национальный совет при Президенте по профессиональным квалификациям, и в принципе на его основе на протяжении последних двух лет проводилась работа по формированию и подходам к системе независимой оценки квалификаций, которая сегодня подготовлена уже в виде трёх законопроектов – об оценке квалификаций, поправки в Трудовой кодекс и поправки в Налоговый кодекс.

Как я уже сказал, вся эта работа проходила при непосредственном участии и на площадках прежде всего Российского союза промышленников и предпринимателей, с участием Агентства стратегических инициатив, субъектов Российской Федерации. Нами были подготовлены справочники профессий, которые охватывают в том числе и наиболее востребованные профессии. Эти документы были согласованы с профессиональным сообществом, с профессиональными союзами, с Министерством образования.

Мы предполагаем ещё в этом году – возможно, даже в весеннюю сессию – подготовить законопроект, который закрепит требования к новым справочникам профессий и порядку их обновления, порядку их пересмотра, пользования и так далее. Такой законопроект мы тоже готовим.

Сейчас уже действует центр профессиональной подготовки рабочих кадров. Это методологический центр. Мы его пока временно сделали на базе агентства «Ворлдскиллс Россия», с тем чтобы в ходе проведения мероприятий по подготовке профессиональных кадров в рамках этой организации выбрать, подготовить и привести к должному уровню 700 преподавателей профессионально-технических заведений, которые по рабочим профессиям будут носителями лучших знаний, лучшего опыта, с тем чтобы потом это внедрялось в программы обучения.

То есть мы сейчас видим, что у нас это звено, которое связано с профессиональными кадрами, которые готовят молодых людей в учреждениях профессиональной подготовки, пока недостаточно подготовлено. И здесь нужно уделить очень серьёзное внимание именно возможностям подготовки таких тьюторов, которые будут нести лучшие знания.

Профессиональные стандарты, о которых Вы, Дмитрий Анатольевич, сказали – сейчас их 811. Мы Указ Президента по срокам и количеству профессиональных стандартов выполнили, но на этом работа у нас не прекращается. По нашим оценкам, это порядка 55% занятых, которые охвачены 800 стандартами.

В этом году мы эту работу продолжаем, будем в том числе обновлять те профстандарты, которые были разработаны, и в течение двух-трёх лет нам необходимо покрыть всю сферу занятости профессиональными стандартами. Средства в бюджете на это предусмотрены.

Как Вы уже тоже отметили, нам необходимо начать внедрение профессиональных стандартов. Такой закон тоже принят в мае прошлого года и вступает в силу в июле этого года (это уже применение профессиональных стандартов). Сейчас мы готовим соответствующие разъяснения по этому поводу, работаем с объединениями работодателей. И очень важно, чтобы, действительно, в рамках и бюджетных учреждений, и госкорпораций, предприятий, организаций с государственным участием мы эту работу начали в более активном режиме, с тем чтобы это являлось примером для коммерческого сектора – применение более высоких требований к работникам.

Три законопроекта подготовлены министерством. В том числе о независимой оценке квалификаций. Законопроект предусматривает, что система будет строиться и базироваться в рамках национального совета. Это будет координирующий орган. Будет продолжено создание советов по квалификациям, которые будут проводить соответствующую работу, методическую работу прежде всего, по контролю за работой центров оценки квалификаций.

Задача заключается в том, чтобы в постоянном режиме и работодатели, и работники могли именно в независимых структурах, независимых прежде всего от системы образования, проводить оценку знаний и умений работников в добровольном формате, как сказал Дмитрий Анатольевич.

Мы исходим из того, что пока это будет добровольный режим, потому что нам нужно эту систему создавать, таких прецедентов у нас не было. Мы исходим из того, что более 400 таких организаций будет создано на протяжении трёх лет, тоже такой план у нас имеется. И пока при участии государства (пока, Дмитрий Анатольевич) мы предусматриваем в бюджете небольшое финансирование этих мероприятий, с тем чтобы эту систему создать в последующем. Конечно, мы предполагаем, что эта система будет самоокупаемой и ляжет с точки зрения финансирования на плечи работодателей прежде всего, но на первом этапе, безусловно, необходима поддержка из федерального бюджета. Как я уже сказал, средства на это предусмотрены.

Также вносятся изменения в Трудовой кодекс. Это связано с тем, чтобы у работников были все необходимые права на оплату времени их обучения, по направлению на обучение, чтобы это всё соответствовало тем же правилам, которые предусмотрены для профессионального обучения работников, с тем чтобы никто здесь не терял в тех гарантиях, которые предусмотрены Трудовым кодексом.

И поправки в Налоговый кодекс. Они, с одной стороны, предусматривают работодателям возможность относить на себестоимость расходы на внедрение  системы независимой оценки квалификаций, на затраты, и, соответственно, для работников – чтобы была возможность, если работники в самостоятельном режиме захотят оценить свою квалификацию (а это будут платные услуги), чтобы они могли применять налоговые вычеты в рамках той системы вычетов, которая предусмотрена налоговым законодательством. Это 120 тыс. рублей в год, которые сейчас, по нашим с Минфином оценкам, в принципе не выбираются, и здесь никаких налоговых потерь у нас не будет.

Мы предполагаем данные законопроекты принять в течение весенней сессии, чтобы достаточно быстро, до конца года принять необходимые документы (их тоже потребуется достаточное количество) по всем правилам – требованиям к самим центрам, требованиям к системам оценки квалификаций, к порядку проведения экзаменов. Эти документы тоже мы уже заранее готовим вместе с национальным советом по оценке квалификаций, они в принципе у нас в разработке.

Дмитрий Анатольевич, все документы согласованы всеми министерствами и ведомствами без разногласий. Согласительные процедуры все прошли и одобрены Государственно-правовым управлением Президента. Там были некоторые замечания, которые мы уже при подготовке к заседанию Правительства тоже учли. На Комиссии по законопроектной деятельности также законопроекты одобрены. Были замечания Счётной палаты. Они касались того, что система несколько громоздка, того, что нужно в обязательном порядке, может быть, как-то требования о независимой оценке применять, и замечания были по Налоговому кодексу.

Но всё-таки мы считаем, что надо действовать сейчас в таком режиме, пробовать запустить такую конструкцию, по ходу уже, возможно, использование этих технологий как-то будем корректировать вместе с представителями сторон, эту новую систему. Она действительно для нас новая, её нужно запустить и после уже, наверное, по результатам апробации, возможно, вносить какие-то изменения.

Просьба поддержать данные законопроекты, внести их в Государственную Думу. Мы будем в Государственной Думе с коллегами дальше работать. Доклад закончен.

Д.Медведев: Спасибо. Пожалуйста, у членов Правительства какие будут соображения? Пожалуйста.

Д.Ливанов: Спасибо, Дмитрий Анатольевич. Я бы хотел сказать, что мы с Минтрудом очень плотно работаем, с тем чтобы максимально полно учитывать требования рынка труда, работодателей при реализации образовательных программ. Сейчас уже действует законодательство, в соответствии с которым эти требования обязательно учитываются при разработке образовательных стандартов, а вот этот законопроект о независимой оценке квалификаций даёт нам дополнительные инструменты, которые позволят более точно транслировать сигналы рынка труда и предпочтения работодателей системе образования, таким образом повышая конкурентоспособность выпускников колледжей и вузов. Поэтому законопроект является важным. Прошу его поддержать.

Д.Медведев: Спасибо.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/22288/