Заседание Правительства
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад Антона Силуанова об исполнении федерального бюджета за I квартал 2016 года
Из стенограммы:
Д.Медведев: Прежде чем мы перейдём к повестке, хочу сообщить: я подписал документ – Стратегию развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года. Наша задача – поддерживать людей, которые хотят развивать своё дело. У нас, к сожалению, пока по уровню малого и среднего предпринимательства есть отставание от развитых, передовых экономик. Нужно помочь людям осваивать новые ниши, внедрять передовые технологии, поэтому задача стратегии – помочь малому и среднему бизнесу составить бóльшую долю в экономике нашей страны.
В стратегии зафиксированы целевые индикаторы: рост числа занятых, повышение производительности труда, увеличение веса обрабатывающих производств среди малого и среднего бизнеса. Для этого Стратегия предполагает упрощение доступа малого и среднего бизнеса к деньгам, к сетям инженерным, снижение административной нагрузки (чем мы с вами постоянно занимаемся, но с переменным успехом, скажем прямо). Нужно также поддержать спрос на товары и услуги, в том числе через расширение квоты в системе закупок государственных компаний.
Теперь к повестке. Начнём с отчёта об исполнении федерального бюджета за первые три месяца. Не так давно, 26 мая, мы рассматривали итоги за прошлый год. О том, как складывается ситуация в бюджетной сфере в этом году, доложит Министр финансов.
Несмотря на весьма непростой экономический фон, бюджетная система по базовым параметрам остаётся стабильной и сбалансированной. Все нормативные публичные обязательства, то есть те обязательства, которые вытекают из закона, – по выплате пенсий, по выплате пособий, выплате отдельных субсидий, – выполняются в рамках бюджета в полном объёме.
Сохраняется важная тенденция прошлого года: доходная часть федерального бюджета уже примерно на две трети (почти на 66%) обеспечивается за счёт отраслей, которые не связаны с добычей нефти и газа. В основном это налоговые поступления от налога на добавленную стоимость, налога на добычу полезных ископаемых, вывозная таможенная пошлина. Доля нефтегазовых доходов, соответственно, уменьшается, сейчас она составляет практически одну треть. Напомню, что ещё ровно год назад она была 45%, а до этого ещё больше.
Справедливости ради надо отметить, что в определённой степени это объясняется и динамикой цен на нефть и газ. Но вместе с тем эти сдвиги показывают, что постепенно меняется и структура нашей внешней торговли, а стало быть, есть и позитивные сдвиги в реальном секторе.Такие изменения обязательно нужно поддерживать.
В I квартале израсходовано порядка 3,5 трлн рублей, что на 3% меньше прогнозных показателей. Кассовое исполнение, к сожалению, пока отстаёт от показателей прошлого года – это порядка 22% против 26. В основном это, конечно, государственные программы. Для этого есть объективные причины, связанные с текущим состоянием финансов в регионах, но тем не менее хотел бы, чтобы ответственные исполнители по этим государственным программам обратили на их исполнение дополнительное внимание, чтобы не пришлось в конце года заниматься этим в пожарном порядке. Конечно, регионы тоже должны по возможности свой вклад вносить, тогда и освоение будет выше.
Почти на 350 млрд рублей сократился государственный долг, его объём на 1 апреля составляет 10,5 трлн рублей. Резервы достаточны для обеспечения макроэкономической и бюджетной стабильности. Объём средств резервного фонда составляет почти 3,5 трлн рублей, Фонда национального благосостояния – чуть меньше 5 трлн.
Ещё несколько вопросов сегодня у нас в повестке дня. Один из них касается законопроекта о ратификации соглашения между правительствами России и Вьетнама о дальнейшем сотрудничестве в области геологической разведки, добычи нефти и газа. Речь идёт о создании благоприятных условий для деятельности российско-вьетнамской компании «Русвьетпетро», для того чтобы у нас были симметричные, взаимовыгодные условия по работе на нефтяных месторождениях и во Вьетнаме, и в Российской Федерации.
Кроме того, мы распределяем субсидии на образование, в том числе на Северный Кавказ, поскольку здесь тяжёлая ситуация, обучение очень часто идёт не только в две, но и в три смены.
Также утвердим порядок работы, цели и задачи правительственной комиссии по агропромышленному комплексу. Я говорил о необходимости создания комиссии, когда выступал с отчётом Правительства в Государственной Думе. Аграрный сектор находится на подъёме, в том числе благодаря эффективной госполитике по поддержке сельского хозяйства. Мы обязаны все эти позитивные изменения закрепить. Комиссию я возглавлю лично. Нам лучше нужно координировать общую работу по поддержке села, аграриев и достижению целевых показателей, которые вытекают из государственной программы развития сельского хозяйства. Прошу Аппарат Правительства запланировать первое заседание комиссии.
Начнём с исполнения бюджета за I квартал.
Антон Германович (обращаясь к А.Силуанову), прошу вас.
А.Силуанов: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Итоги исполнения бюджета за I квартал определялись результатами социально-экономического развития за этот период. Мы видим, что прекратилось падение ВВП, видим стабилизацию его, промышленное производство, за исключением сезонности, уже третий месяц подряд остаётся в плюсе. Отмечалось значительное замедление темпов инфляции: в I квартале индекс потребительских цен вырос на 2,1%, что втрое медленнее темпов инфляции за соответствующий период прошлого года. Отток капитала также резко замедлился – до 2,5% ВВП в I квартале против 6% ВВП за соответствующий период прошлого года. В первую очередь это связано с укреплением доверия к национальной валюте и дедолларизацией сбережений.
Средняя цена на нефть марки Urals за I квартал составила 31,8 доллара США за баррель – это значительно меньше, чем мы закладывали в бюджет. Напомню, что в бюджете заложена цена 50 долларов за баррель.
В последние месяцы мы видим, что на сырьевом рынке отмечается рост оптимизма: цены на наши экспортные товары растут. Но мы считаем, что фундаментальных факторов роста цены на нефть пока нет, и исходя из этого нам, собственно, и нужно планировать наши финансовые возможности.
По итогам I квартала федеральный бюджет исполнен с дефицитом – 3,3% валового внутреннего продукта. Уровень дефицита был достигнут в результате ограничения расходов, связанных с введением механизма предельных объёмов финансирования как одной из тактических мер, направленных на снижение дефицита бюджета.
В части доходов отмечается значительное снижение нефтегазовых доходов – на 3,4 процентных пункта ВВП к прошлому году. Безусловно, это связано со снижением цен на нефть.
Сокращение к прошлому году произошло и по ненефтегазовым доходам – на 0,5 процентного пункта ВВП. Преимущественно это связано со снижением неналоговых и безвозмездных поступлений, в том числе снижением трансферта на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, а также со снижением доходов от размещения средств резервного фонда и ФНБ, поскольку мы начинаем уже тратить эти ресурсы.
В I квартале мы не привлекали средства резервов, начали привлекать уже в апреле – мае.
Расходы федерального бюджета в I квартале исполнены на уровне 21,8% от плановых назначений – это несколько медленнее, чем в предыдущие годы. Это связано с более жёстким со стороны Минфина порядком выделения средств – только под потребности.
Наиболее низкий уровень исполнения сложился по инвестициям, субсидиям юридическим лицам, а также субсидиям и субвенциям, иным межбюджетным трансфертам субъектам Российской Федерации. Бюджетные инвестиции освоены всего на 11,8% от годовых назначений, субсидии и субвенции – 12,9% к уточнённой росписи.
Не начали использовать предусмотренные средства на указанные цели ряд министерств, в том числе нужно подтянуться Минсельхозу, Минвостокразвития, целому ряду других ведомств. Обращаю внимание, что по итогам девяти месяцев 2016 года мы по действующим порядкам отзовём бюджетные обязательства, по которым отсутствуют заключённые контракты и поставленные на учёт обязательства. Это будет одна из наших антикризисных мер. Эти средства просто пополнят наши резервы, которые будут перераспределены на более эффективные направления.
По итогам I квартала, к сожалению, выросла дебиторская задолженность. В первую очередь речь идёт о выданных авансах в сумме 3,8 трлн рублей. Это наибольший объём кредиторской задолженности, связанный именно с этим фактором. Основной прирост – 0,5 трлн рублей – связан с авансированием закупок в силовых ведомствах.
В то же время целый ряд министерств и ведомств начал активно контролировать вопросы дебиторской задолженности, образования и снижения дебиторской задолженности, и можно отметить активную работу в этой части Минстроя, Минэнерго, Минэкономразвития, где мы наблюдаем снижение дебиторской задолженности по выданным авансам.
Несколько слов по организации исполнения бюджета. Графиком подготовки актов Правительства предусмотрено принятие 96 актов для исполнения бюджета. Сейчас принято 77 актов, 12 актов, которые внесены в Правительство, были внесены с нарушением сроков, поэтому обращаюсь к коллегам, с тем чтобы не затягивать принятие тех решений, которые Правительству необходимо принять для полного исполнения бюджета.
Установлены также сроки распределения по подведомственным получателям лимитов бюджетных обязательств на осуществление закупок. До 90% должно быть утверждено и распределено до 19 февраля, бюджетные инвестиции до 90% – до 16 марта. Однако сроки нарушаются целым рядом ведомств. Положим, Россотрудничеству доведены лимиты только на 11%, «Роскосмосу» – 0,2%, Роспечати – 62%, целый ряд других ведомств не выполнили соответствующие решения. Понятно, что некоторые ждали поправок в бюджет, которые мы в весеннюю сессию не будем вносить, но тем не менее это всё равно является нарушением действующего законодательства. Мы будем налагать просто административные штрафы, у нас такие полномочия имеются.
До 1 апреля был установлен срок утверждения Правительством распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации. При этом на указанную дату не было внесено 13 актов, в том числе по Минздраву, Минтруду, Минобрнауки, Минстрою и так далее. По состоянию на 1 мая распределение субсидий не утверждено Правительством по трём направлениям из 13. Речь идёт о поддержке сельскохозяйственного производства в первую очередь и устойчивого развития сельских территорий.
Минфином 2 июня внесён в Правительство проект распоряжения о перераспределении этих субсидий в целях предоставления финансовой помощи субъектам Российской Федерации. Такие права предусмотрены у Правительства Российской Федерации.
Кроме того, ужесточён в этом году механизм подтверждения потребностей в остатках межбюджетных трансфертов, ранее предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации. В Минфин поступили предложения от главных распорядителей на 70 млрд рублей по перераспределению этих остатков. Минфином согласовано 42 млрд рублей, и на оставшуюся часть (мы её проинвентаризировали) мы направили доклад в Правительство о том, чтобы эти средства как неиспользованные направить на поддержку субъектов Российской Федерации, но уже по решениям Правительства.
Хотелось бы отметить по наступающим срокам. До 1 июля текущего года главные распорядители должны подтвердить и использовать остатки, предоставленные ранее федеральным бюджетным и автономным учреждениям и иным юридическим лицам, которые сложились по состоянию на 1 января 2016 года. Если в установленный срок по этим остаткам решения не будут приняты, мы направим эти ресурсы в наш так называемый антикризисный резерв.Не позднее 15 июля главными распорядителями должны быть заключены соглашения с субъектами о представлении субсидий. При отсутствии таких соглашений на 15 августа операции на этих счетах будут приостановлены, а соответствующие бюджетные ассигнования будут перераспределены в виде дотаций на поддержку субъектов Российской Федерации.
Особо хотел бы отметить, что отдельными ГРБС было законтрактовано более 100% доведённых лимитов бюджетных обязательств (это касается отдельных силовых ведомств и Россвязи), что является грубейшим нарушением бюджетного законодательства. Как мы говорили, будем штрафовать таких нарушителей, поскольку у нас есть на это все основания в соответствии с действующим законодательством.
Из источников финансирования использован был в первую очередь резервный фонд. Он был задействован в апреле – мае текущего года. 780 млрд рублей мы уже направили из средств резервного фонда на финансирование дефицита бюджета. Общий объём у нас, напомню, предусмотрен по этому году 2,1 трлн рублей. Нам нужно делать всё необходимое, чтобы остаться в запланированной сумме.
У субъектов за I квартал доходы снизились на 0,7%, расходы увеличились на 4,6%, то есть в этом году ситуация с исполнением бюджетов субъектов несколько более напряжённая, чем в прошлые годы. На 1 июня ситуация с доходами несколько улучшилась – доходы выросли на 1,7%, тем не менее и расходы возросли на 5,5%, то есть разбалансированность бюджетов несколько выше, чем в прошлом году.
Что касается долга, то долг практически не изменился по сравнению с уровнем начала текущего года, а по состоянию на 1 мая даже несколько снизился – на 1%.
В заключение хотел бы сказать, что нам необходимо в ближайшее время ускорить выпуск нормативных актов и заключить соглашения в первую очередь с субъектами Российской Федерации в части субсидий. Ещё раз обращусь к коллегам-министрам: необходимо принять меры по сокращению дебиторской задолженности, а также обратить внимание на недопустимость заключения контрактов сверх лимитов, доведённых в рамках исполнения бюджета.
Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо, Антон Германович.
Все вы видите, действительно, есть определённая схожесть ситуации спрошлогодней, когда по нефтяным ценам II квартал выглядел лучше, чем I квартал. Но потом произошло достаточно серьёзное падение цен, так что нужно очень внимательно относиться к расходным обязательствам. В этом смысле подход Минфина, безусловно, заслуживает поддержки.
В общем и целом ситуация понятна, она действительно имеет и позитивные измерения, и настораживающие измерения, но в целом характеризуется высокой степенью неопределённости, что нужно учитывать на будущее.
Тогда примем информацию к сведению и будем работать. Обращаю внимание на кассовое исполнение, но при понимании, конечно, того, о чём я уже сказал, – что это в значительной степени зависит от ситуации в регионах.
Источник: http://government.ru/news/23362/