Заседание Правительства
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад Министра образования и науки Ольги Васильевой
Сообщение Министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова
Из стенограммы:
Д.Медведев: Хочу сказать о подписании распоряжения, которое касается упрощения проведения сделок в России для двух международных банков, в которых мы принимаем участие, – это Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Новый банк развития БРИКС. Такой порядок действует и в отношении ряда других международных финансовых организаций. Мы такое решение приняли, чтобы эти два новых института развивались и проводили операции в нашей стране.
Теперь – к повестке дня.
Сегодня начало нового учебного года. Хочу ещё раз поздравить всех с Днём знаний – и школьников, и студентов, и их родителей, и, конечно, учителей и преподавателей.
Мы очень много занимаемся совершенствованием системы образования – школьного, университетского, среднего специального. Я только что посетил колледж железнодорожного транспорта, это тоже важное направление нашего образования.
Мы начали целый ряд новых проектов, в том числе масштабный проект по ремонту и строительству новых школ. Деньги на это выделяются и в этом году, и в следующем. Мы принимаем новые образовательные стандарты, выделяем средства на приобретение транспортных средств. Школьные автобусы покупаем сейчас на сумму 3 млрд рублей, чтобы дети в сельской местности могли безопасно и быстро добираться до школ. В этом году будет поставлено 1835 таких машин. Это продолжение прежней программы «Школьный автобус».
Сегодня у нас ещё одна важная для образования тема – это поддержка одарённых детей и талантливой молодёжи. Конечно, каждый ребёнок по-своему уникален, каждый ребёнок способен добиться успехов, поэтому в рамках образовательного процесса детям должно уделяться равное внимание. Есть дети, которые проявляют особые качества и способности с ранних лет. Здесь активную роль также должно играть государство, и наша задача заключается в том, чтобы создать условия для развития и самореализации таких одарённых детей, научиться как можно раньше распознавать их потенциал и помогать раскрыться их способностям.
Работа по выявлению и развитию молодых талантов ведётся в нашей стране уже не первый год. В 2012 году для этого был создан национальный координационный совет, ведётся подготовка кадров, используются наилучшие практики, выделяются средства на поддержку специализированных организаций. Отмечу только такой факт: во Всероссийской олимпиаде школьников ежегодно участвуют около 6 млн учащихся в возрасте от 10 до 18 лет.
Мы договаривались, что все эти механизмы, некоторые другие механизмы поддержки одарённых детей должны стать общенациональной системой, но для этого нам нужно решить ряд задач.
Первая задача заключается в развитии образовательных организаций, которые обучают талантливых детей. Между ними должен поддерживаться контакт и обмен опытом.
Вторая касается квалификации самих педагогов, которые работают с одарёнными детьми. Это непростая задача, здесь необходим особый подход. Скажем прямо, для талантливых детей, особо талантливых детей нужны и специально подготовленные учителя, их подготовка должна проводиться в том числе на базе ведущих университетов.
Третья – это концентрация на применении самых современных форм и методов обучения. Строго говоря, это касается любой подготовки – и школьного, и вузовского образования.
Про эти подходы более подробно доложат Министр образования и науки Ольга Юрьевна Васильева и Министр связи и массовых коммуникаций Николай Анатольевич Никифоров в своих выступлениях.
Следующий вопрос касается обеспечения жильём военнослужащих. Жилищная проблема для военных была одной из самых злободневных, десятилетиями была очередь на квартиры. С 2005 года у нас заработала накопительно-ипотечная система, появилась возможность купить жильё с помощью военной ипотеки, в том числе не дожидаясь окончания службы.
Но, как и любая другая ипотечная система и вообще кредитная система, она нуждается в периодической отладке. Сейчас для тех военнослужащих, которые были уволены в связи с организационно-штатными мероприятиями, по состоянию здоровья, по семейным обстоятельствам, а потом заключили новые контракты о прохождении военной службы, предусмотрено восстановление накоплений на покупку жилья. При этом задолженности не возникает.
Сегодня мы рассмотрим законопроект, который распространяет эти правила и на других участников накопительно-ипотечной системы. Речь, в частности, идёт о военнослужащих, которые уволены досрочно по собственному желанию (по уважительным причинам), в связи с нарушениями условий контракта в отношении военнослужащих и по ряду других оснований. Это позволит снизить долговую нагрузку на таких участников военной ипотеки.
Кроме того, сегодня распределим субсидии из федерального бюджета, выделим деньги на поддержку экспорта продукции. Мы также продолжаем поддерживать сельское хозяйство. Для этой цели будет направлено регионам порядка 2,7 млрд рублей на возмещение затрат по модернизации тепличных комплексов и других агропромышленных объектов.
Начнём мы с системы государственной поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи.
О.Васильева: Я хочу поздравить всех участников совещания с Днём знаний. Многие из присутствующих проделали очень большую работу, для того чтобы сегодня дети пошли в новые или отремонтированные школы, а также работу по обеспечению безопасности детей в этих школах. Поздравляю всех, чьи дети и внуки сегодня пошли в первый класс и впервые вошли в студенческие аудитории.
Как известно, каждый ребёнок талантлив по-своему. И важнейшая задача, которая стоит перед государством и в первую очередь перед системой образования, – это развитие способностей каждого ребёнка, создание необходимых для этого условий.
Именно такой подход к воспитанию наших детей является залогом стабильного развития нашего общества. Но есть дети и подростки, которые с ранних лет показывают выдающиеся достижения в той или иной сфере, и работа с такими детьми требует особого внимания государства. Но ещё раз хочу подчеркнуть, что каждый ребёнок талантлив и наша задача – каждому ребёнку помочь его развить.
На сегодняшний день в Российской Федерации сложилась система работы с талантливыми детьми и молодёжью. В первую очередь сформирована необходимая нормативно-правовая база, выработаны механизмы финансирования такой работы. Важным шагом в систематизации и унификации такой работы стало утверждение в 2012 году Президентом Российской Федерации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, Правительством Российской Федерации – Стратегии развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Этот документ определяет принципы работы с талантливыми детьми на всех уровнях образования – от школы и учреждений дополнительного образования до вузов.
Национальный координационный совет по поддержке молодых талантов в конце прошлого года подвёл промежуточные итоги реализации концепции и принял новый, актуализированный комплекс мер на 2016–2020 годы по реализации указанной концепции. В 2015 году Правительством Российской Федерации определён единый порядок выявления, сопровождения и мониторинга дальнейшего развития одарённых детей и талантливой молодёжи.
Мы используем различные формы поиска и поддержки талантливых детей. Одним из основных инструментов такой работы является проведение всероссийских предметных олимпиад для школьников. Это самое массовое состязание для ребят, имеющее хорошую традицию. Сегодня олимпиады проходят по всем предметам школьной программы, и, как уже было отмечено, в прошлом учебном году участие в олимпиадах приняло 6 млн детей от 10 до 18 лет. Ребята, которые показали лучшие результаты на всероссийских олимпиадах, принимают участие в международных состязаниях. С 2011 года Россия завоевала 184 медали, из них 91 золотая, 75 серебряных и 18 бронзовых медалей. Сформирована и выстроена система конкурсных непредметных мероприятий – это Президентские спортивные игры и состязания, насчитывающие 1 млн участников, это национальный чемпионат «Молодые профессионалы» и другие мероприятия.
Отдельно хочу остановиться на Всероссийском инженерном конкурсе для студентов и аспирантов технических вузов. Участниками конкурса в 2015 году стали почти 12 тыс. человек из всех регионов России. Большое участие в организации и проведении указанного конкурса принимают крупнейшие российские компании и предприятия. Для них это возможность не только найти будущих высококлассных специалистов, но и познакомиться с передовыми проектами наших молодых инженеров.
Министерство образования и науки и далее планирует развивать систему конкурсов. Так, в 2017–2018 учебном году планируется утвердить положение о всероссийском конкурсе школьных проектов и привлечь регионы для его организации и проведения. Отличительной особенностью конкурса является то, что он носит надпредметный характер и здесь каждый ребёнок может предложить свой проект, своё изобретение, свою акцию.
Хочу подчеркнуть, что мы ставим задачу сформировать максимально разнообразный перечень конкурсов, чтобы каждый ребёнок мог попробовать себя в различных направлениях. Очень важная цифра: в 2015 году каждый второй ребёнок в нашей стране принял участие хотя бы в одном конкурсе или состязании. И мы видим огромный потенциал в развитии дистанционных технологий, инфраструктуры новых школ, особенно в сельской местности, для того чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя.
Большую роль в работе по воспитанию подрастающего поколения, выявлению талантливой молодёжи призвано сыграть Российское движение школьников, созданное в соответствии с указом Президента Российской Федерации.
На протяжении последних 10 лет мы ежегодно присуждаем свыше 5 тыс. премий Президента Российской Федерации для поддержки талантливой молодёжи в возрасте с 14 до 25 лет, на выплату которых из федерального бюджета ежегодно выделяется 198 млн рублей. Всего с 2006 по 2015 год различными премиями отмечено свыше 53 тыс. молодых ребят.
Мы продолжаем и наращиваем практику поддержки талантливых студентов и аспирантов: это стипендии Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, это стипендии и гранты для поддержки молодых учёных; региональные власти также поддержали такую практику и учреждают свои премии и гранты для поддержки талантливой молодёжи.
С 1 сентября 2015 года Президентом Российской Федерации учреждены 5 тыс. грантов для поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности и поступивших в вуз на очную форму обучения. Гранты предоставляются только тем студентам, которые готовы после окончания обучения остаться работать в стране. Такой подход гарантирует адресную поддержку тем, кто в будущем станет научной, деловой и культурной элитой России.
Считаю важным отметить практику участия российских университетов, работу наших университетов с талантливыми детьми. Например, в Москве в топ-10 лучших школ входят четыре университетских лицея. Имеются примеры успешной деятельности школ и учреждений культуры: например, Российская гимназия при Государственном русском музее. Это плодотворное сотрудничество мы будем развивать, в том числе работать с регионами, разъясняя нормативную базу и особенности использования инструментов регионального финансирования соответствующих программ.
За последние годы заметен рост числа федеральных органов исполнительной власти, которые не только организуют мероприятия для молодёжи, но и участвуют в их дальнейшем сопровождении. Госкорпорации-работодатели всё больше внимания уделяют поддержке талантливых детей.
Значительный опыт работы с талантливыми детьми накоплен нашими федеральными детскими центрами «Орлёнок», «Океан», «Смена» и, конечно же, «Артек». Мы реализуем различные меры для увеличения количества принимаемых детей детскими центрами, в первую очередь «Артеком» и «Океаном», по которым Правительством утверждены программы развития.
Уникальным направлением работы с талантливыми детьми является деятельность, которая развёрнута центром «Сириус», созданным на базе олимпийской инфраструктуры Сочи.
Используя опыт федеральных детских центров, министерство совместно с субъектами Российской Федерации планирует проводить работу по формированию целой сети ведущих региональных образовательных организаций для работы с одарёнными детьми. Кроме того, мы совместно с вузами продолжаем работу по созданию специальных учебно-научных центров.
И самое главное. Для работы с детьми в первую очередь важен педагог, о чём уже было сказано ранее. Именно педагог, который каждый день входит в класс, должен помочь ребёнку развивать свой талант. Каждый ребёнок талантлив по-своему, и развитие таланта – задача учителя. Здесь особое внимание мы будем уделять совершенствованию профессионального мастерства педагогов, проводить повышение квалификации, дополнительное обучение, организовывать форумы и семинары для профессионального общения с целью обмена опытом, выявления лучших практик, а также проводить конкурсы профессионального мастерства.
Убеждена, что, продолжая эту работу на принципах широкого межведомственного, межрегионального взаимодействия при активном участии экспертного педагогического сообщества, мы сможем воспитать достойное будущее поколение.
Д.Медведев: Николай Анатольевич (обращаясь к Н.Никифорову), пожалуйста, дополните.
Н.Никифоров: Мы плодотворно сотрудничаем с Министерством образования и науки, и на примере отрасли информационных технологий хотел бы кратко рассказать, как мы организуем поддержку талантливых детей и какие инструменты поддержки используем.
Подготовка программистов, специалистов в области IT высокой квалификации – это, наверное, такой же сложный процесс, как подготовка олимпийских чемпионов. И здесь поздно начинать с первого курса вуза, важно начинать со средних классов школы, с возраста примерно 12 лет. Именно поэтому для нас важна постоянная модель – со школьной скамьи и дальше – поддержки талантливых ребят.
Что мы делаем?
Первое. В качестве самой масштабной акции, в рамках которой мы вовлекаем максимальное количество ребят, я хотел бы назвать акцию «Час кода». В 2014 году в ней приняли участие 7 млн школьников, в 2015 году – уже 8 млн школьников. Идея заключается в том, что мы даём ребятам возможность попробовать себя в качестве начинающего программиста, попробовать самые азы программирования, составления алгоритмов. С учётом того, что в нашей стране около 14 млн школьников, фактически мы охватили уже каждого второго учащегося.
Это хорошая иллюстрация того, какой сегодня спрос на подобного рода информационные технологии. На наш взгляд, необязательно каждому из участников этой акции в будущем становиться программистом. Это в целом способствует популяризации инженерных профессий и позволяет будущему гражданину, участнику экономики, народного хозяйства сориентироваться в том информационном обществе и цифровой экономике, которая создаётся.
Второе. Работа активизируется не только внутри России, но, действительно, полноценно и на международном уровне, при этом всё больше международных мероприятий происходит непосредственно на территории Российской Федерации. Почему это важно?
Несколько примеров. В 2014 году в Сочи прошла Всемирная олимпиада по робототехнике. 14 российских команд прошли в финал, пять команд стали призёрами. За последние годы это значительно позволило вовлечь ребят в эту активность в целом по всей стране, потому что они видят этот, если хотите, образовательный лифт по аналогии с социальными или карьерными лифтами.
Россия традиционно занимает высокие места на различных международных олимпиадах по информационным технологиям. Так, например, команда Санкт-Петербургского госуниверситета в очередной раз победила на международной студенческой олимпиаде по программированию, а если посмотреть с 2000 года статистику, то уже десять раз мы выигрывали эти соревнования.
Подобного рода мероприятия, например, только что прошедшая в Казани Международная олимпиада по школьной информатике, где тоже принимали участи более 80 стран, более 300 ребят, – всё это расширяет горизонт возможностей для тысяч российских школьников. Они соревнуются, по сути, уже не только со сверстниками из России, а позиционируют себя как участники уже глобальной конкурентной борьбы и находятся в глобальном океане человеческого капитала.
Третье. Когда мы подогреваем этот интерес на уровне школы, нам важно, чтобы дальше было необходимое соответствующее количество бюджетных мест в вузах. Когда наша команда начинала работу, в вузах у нас было около 25 тыс. мест для IT-специалистов. Год за годом, почти на 30% каждый год нам удавалось вместе с Минобрнауки это количество увеличивать, и сегодня это уже почти 45 тыс. бюджетных мест. Это полностью коррелирует с той стратегией развития информационных технологий, которую мы утверждали тоже на заседании Правительства. Таким образом, мы видим движение талантливой, одарённой молодёжи со школьной скамьи в вуз и далее уже в индустрию.
Создано 12 технопарков в сфере высоких технологий, они присутствуют во многих регионах России и дают возможность студентам попробовать себя в качестве начинающих предпринимателей, специалистов, в том числе чтобы основать и собственный бизнес. Что самое интересное, на базе этих же технопарков теперь мы видим, как открываются, к примеру, детские технопарки, которые называются «кванториум», по программе Агентства стратегических инициатив.
Таким образом, все составляющие этого процесса работают как единое целое. Уверен, что подобного рода подходы, инструменты и, самое главное, их взаимодействие можно применять и во многих других отраслях в соответствии с утверждённой и упомянутой концепцией, которую утвердил Президент, – концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
Д.Медведев: Коллеги, есть ли какие-то дополнения к протокольному решению или замечания по существу, комментарии?
Мне казалось правильным, чтобы такой доклад прозвучал именно 1 сентября, потому что это одно из направлений, по которому нужно развивать образование, помимо массы, конечно, других. Давайте примем протокольное решение и продолжим деятельность в этом направлении.
Источник: http://government.ru/news/24382/