Заседание Правительства
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Максима Орешкина, Антона Силуанова и Максима Топилина по завершении заседания
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Сегодня у нас очень важное заседание Правительства – мы рассматриваем бюджет страны на 2018 год и плановый период 2019–2020 годов.
Минфин представит итоговый проект с учётом обсуждения на отраслевых совещаниях, на Комиссии по бюджетным проектировкам, а также встречи с самой большой парламентской фракцией в Государственной Думе – с «Единой Россией». Кроме того, мы обсудим бюджетный пакет, в который входят прогноз социально-экономического развития, основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, бюджеты государственных внебюджетных фондов. Также Банк России представит Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики.
Начнём с прогноза.
При разработке бюджета мы, как и договаривались, ориентировались на базовый сценарий. Он исходит из того, что мы должны серьёзным образом укрепить положительные тенденции, которые наметились в экономике. Речь прежде всего идёт о заметном оживлении внутреннего спроса – как потребительского, так и инвестиционного.
Соответственно, восстанавливается положительная динамика валового внутреннего продукта. На историческом минимуме остаётся инфляция. На низком уровне также безработица.
Чтобы сделать эти тренды устойчивыми и долгосрочными, мы предусмотрели целый ряд мер, которые направлены прежде всего на стимулирование частной инвестиционной активности. В том числе – расширение льготного кредитования малого и среднего бизнеса. Будет серьёзно обновлён механизм государственно-частного партнёрства за счёт так называемой инфраструктурной ипотеки. Видимый эффект должны дать приоритетные проекты, а также развитие и внедрение цифровых технологий в рамках программы «Цифровая экономика». В результате, как ожидается, инвестиции будут расти быстрее, а среднегодовой рост валового внутреннего продукта, так же как и рост промышленности, превысит 2%. На фоне низкой инфляции постепенно будут восстанавливаться и реальные доходы.
Хочу отдельно отметить, что любой прогноз при всей его важности – это набор гипотез и предположений, которые могут и должны корректироваться в зависимости от реальной ситуации. Но какой именно вариант окажется ближе к действительности, в немалой степени зависит от результатов нашей с вами, коллеги, работы, от того, насколько мы сумеем задействовать дополнительные механизмы экономического роста.
Теперь о проекте федерального бюджета. При его подготовке мы исходили из решения двух основных задач. Бюджет должен обеспечивать выполнение социальных обязательств перед нашими гражданами и создавать условия для устойчивого экономического роста. Остановлюсь на этом чуть подробнее.
Первое. Бюджет исходит из реальных финансовых возможностей и сформирован таким образом, что при любой экономической конъюнктуре социальные обязательства будут исполнены. Все необходимые для этого ресурсы в бюджете предусмотрены.
Второе. Чтобы обеспечить устойчивый рост, мы предпринимаем ряд шагов. Закладываем в бюджет чёткие ориентиры по сокращению дефицита и оптимизации бюджетных расходов, вводим новую конструкцию бюджетного правила, снижая влияние внешних факторов, и предусматриваем ограничения на рост тарифов на услуги естественных монополий. И конечно, сохраняем мораторий на повышение налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков.
Мы также продолжим адресную поддержку наиболее перспективных и важных для развития страны отраслей (это транспорт, энергетика, сельское хозяйство, оборонка, информационные технологии), в том числе через Фонд поддержки промышленности и крупные инфраструктурные проекты. Значительные средства предусмотрены для стимулирования жилищного строительства, включая строительство всей необходимой для нормальной жизни социальной инфраструктуры. Я имею в виду детские сады, школы, магазины, поликлиники.
Для того чтобы использовать государственные деньги более рационально и с максимальной отдачей, при формировании бюджета мы исходим из проектного принципа. Ресурсы концентрируются на решении приоритетных задач. Для обкатки проектного подхода мы выделили пять пилотных государственных программ.
Отдельная тема – поддержка регионов. В региональных и местных бюджетах должно быть достаточно денег, чтобы выполнять социальные обязательства, развивать экономику. Для этого мы и дальше будем модернизировать межбюджетные отношения, делать региональные бюджеты более сбалансированными и давать регионам больше возможностей самим зарабатывать деньги. Продолжим выделять дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Федерации и гранты за успехи в развитии собственного налогового потенциала. Тем более что регионы получают больше полномочий в налоговых вопросах. Для регионов с высокой долговой нагрузкой будут разработаны отдельные программы финансового оздоровления.
Подробнее обо всём этом доложит Министр финансов. Хочу обратить внимание, что не позднее 29 сентября мы должны направить весь бюджетный пакет в Государственную Думу. Прошу всех активно взаимодействовать с Государственной Думой и Советом Федерации в ходе дальнейшей работы над бюджетом, которая будет идти уже на парламентских площадках.
Также мы рассматриваем бюджеты государственных внебюджетных фондов: Пенсионного, социального и обязательного медицинского страхования. Именно эти фонды несут основную финансовую нагрузку по исполнению социальных обязательств. Через них идут деньги на бесплатную медицинскую помощь, на выплату пенсий, больничных, материнского капитала, различных пособий, которые получают люди. Сегодня нам нужно определиться с основными доходами и расходами. В любом случае в бюджетах фондов мы предусмотрим средства, которые позволят обеспечить необходимый уровень социальной защиты.
Кроме того, в повестке – проект основных направлений таможенно-тарифного регулирования на 2018 год и плановый период 2019–2020 годов. В этом документе мы фиксируем ключевые ориентиры во внешнеэкономической сфере. Будем помогать отечественным производителям конкурировать на внешних рынках. При этом значительная часть добавленной стоимости должна создаваться на территории России. Поэтому мы реализуем принцип эскалации таможенного тарифа, то есть минимальными пошлинами облагаются материалы, сырьё и комплектующие, которые необходимы для производства, и максимальными – готовые изделия.
Будем содействовать тому, чтобы российские предприятия активнее встраивались в глобальные цепочки добавленной стоимости. Для этого мы собираемся распространить режим переработки на таможенной территории. Будем настраивать для этого систему таможенного администрирования.
Продолжим реализацию приоритетного проекта «Международная кооперация и экспорт». Будем совершенствовать отраслевые инструменты поддержки, в том числе в тех отраслях промышленности, где мы недавно утвердили экспортно ориентированные стратегии. И конечно, поддержим усилия наших аграриев на внешних рынках.
С 1 января 2018 года вступает в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который устанавливает единые правила таможенного регулирования и передаёт значительную часть полномочий на наднациональный уровень. В связи с этим нам предстоит актуализировать и своё законодательство в этой сфере.
Ещё один важный документ – проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. Банк России в этом смысле проводит последовательную и умеренно жёсткую политику. В этом году экономическим блоком Правительства и Банком России прогнозируется показатель инфляции даже ниже целевого уровня 4%. Тот же ориентир сохраняется на ближайшие три года. Психологически, конечно, очень важно закрепить ожидания людей и бизнеса, показать, что инструменты денежно-кредитной политики обеспечивают стабильность потребительских цен. Понятно, что сезонные, региональные, отраслевые различия остаются, и мы их не можем игнорировать. Но в среднем рост потребительских цен не должен превысить 4%.
Это позволит людям строить долгосрочные планы. Выбирать, сберегать ли доходы или брать кредит на улучшение жилищных условий или образование. Предприятиям ценовая стабильность позволит успешнее выполнять производственные планы и привлекать финансовые ресурсы на реализацию новых проектов.
При этом ставки должны обеспечивать приемлемый уровень долговой нагрузки. В прошлую пятницу совет директоров Банка России объявил о снижении ключевой ставки на 0,5 процентных пункта – до 8,5% годовых. Такая политика позволяет снижать процентные ставки по кредитам, и, соответственно, кредитные деньги должны идти в реальный сектор.
Наконец, низкая инфляция крайне важна для устойчивости бюджета, для эффективного планирования бюджетных расходов.
Правительство также будет способствовать ценовой и финансовой стабильности. Я имею в виду бюджетные механизмы, структурные преобразования, антимонопольные и другие инструменты. Тем более что целый ряд рисков сохраняется, включая диспропорции в развитии отдельных отраслей и регионов, демографические вызовы, нестабильность внешних условий.
Источник: http://government.ru/news/29295/