Заседание Правительства

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Брифинг Виталия Мутко по завершении заседания

Брифинг Татьяны Голиковой по завершении заседания

Вступительное слово Дмитрия Медведева: 

Уважаемые коллеги!

Сегодня важное заседание Правительства. Важное потому, что мы рассмотрим Основные направления деятельности Правительства.

Документ фундаментальный. Мы провели ряд совещаний, прошли ряд развилок, как это принято называть. До 1 октября этот документ в соответствии с майским указом Президента должен быть представлен мне на утверждение. Сейчас мы его обсудим. С тем чтобы финальная версия легла мне на стол в ближайшие несколько дней.

Этот документ – ОНДП – определит на ближайшие годы всю нашу с вами работу. В значительной степени это будет влиять на жизнь страны. Именно с таким пониманием ответственности мы и подошли к его подготовке.

В основе этого документа трезвая, в чём-то, может быть, даже жёсткая оценка ситуации, но не в меньшей степени – уверенность в наших силах.

Нет необходимости объяснять, насколько сильно изменился мир. Мы живём и действуем в предельно агрессивной среде. Это касается и ситуации на мировых рынках, и политической обстановки, и непрекращающегося санкционного давления. Поэтому мы находимся в особых условиях. Но в то же время мы изменились. И поэтому ставим перед собой новые задачи. Решать их нужно будет тоже по-новому.

Важнейшие черты нового образа действий стали нашими национальными целями. Президент сформулировал их в своём майском указе. Основные направления деятельности Правительства прежде всего отвечают на вопрос, каким образом этих целей достичь.

Документ – это выверенная в строгих цифрах и планах возможность действия и наша решимость менять жизнь к лучшему, желание действовать эффективно, которое оформлено в современном проектном подходе.

Документ требует предельной конкретики, чёткой координации действий, поэтому слова и сочетания «возможно», «когда-нибудь», «в среднем» нужно по максимуму из документа устранить.

При подготовке документа мы опирались на ту базу, которую Правительство создало в предыдущий период. Но сегодня нельзя уже воспроизводить текущую, пусть даже в чём-то успешную, модель. Надо выйти на новый темп и качество работы. Поэтому ключевые направления деятельности Правительства в социальной и экономической сфере «упакованы» в национальные проекты, для которых предусмотрены и контрольные показатели, и критерии оценки, и результаты, которых мы должны достичь к 2024 году.

Некоторые направления, не вошедшие в национальные проекты, также необходимы для достижения девяти национальных целей развития. Это шаги, которые мы планируем для улучшения инвестиционного климата, конкурентной среды. Реформа контроля и надзора. Повышение эффективности государственного сектора. Всё, что мы будем делать для развития регионов и базовых отраслей, включая оборонно-промышленный комплекс и сельское хозяйство. Это касается и спорта, и национальной политики. По всем этим направлениям также определены целевые ориентиры, ключевые инструменты и механизмы.

Я специально на это обращаю внимание, потому что национальные проекты в узком смысле не покрывают всю нашу жизнь и всю нашу работу. Есть другие направления (я их только что назвал), по которым работа должна вестись не менее энергично и не менее эффективно, чем по национальным проектам.

Большинство национальных целей затрагивает смежные направления. Мы выстраиваем свою работу так, чтобы проекты и программы дополняли друг друга и в конечном счёте давали больший эффект.

Понятно, о чём здесь идёт речь. Можно сколько угодно долго и успешно строить дома и школы, но если к ним нет нормальных дорог, то эта работа в целом теряет смысл.

Или цифровые технологии. Они влияют на экономический рост, обеспечивают модернизацию промышленности. В то же время делают социальные услуги, образование и здравоохранение более качественными и доступными.

Борьба с бедностью не ограничивается только повышением зарплат или социальных пособий. Уровень реальных доходов зависит и от развития транспортной сети, от того, существует ли реальная возможность быстро и недорого добраться до другого города, где есть хорошая работа. Всё это также даёт эффект для личного бюджета.

Для того чтобы жёстче увязать национальные проекты и другие направления деятельности с целями развития, будут сформированы модели их выполнения с показателями, отчёты о достижении которых я буду рассматривать не реже двух раз в год. Первое такое мероприятие мы запланируем на начало марта – будем подводить итоги работы в 2018 году. Такая практика позволит максимально эффективно использовать выделяемые средства. А эти средства огромные, очень значительные.

На национальные проекты и развитие инфраструктуры в следующие три года планируется направить более 5,5 трлн рублей. Эти деньги уже предусмотрены в проекте федерального бюджета.

Для экономического блока национальных проектов предусмотрено в целом практически 845 млрд рублей. И ещё около 1,5 трлн рублей мы направим на создание современной инфраструктуры, в том числе на строительство и ремонт автомобильных дорог.

Финансирование национального проекта в образовании составит порядка 350 млрд рублей, в жилищном строительстве – около 320 млрд рублей. В общей сложности более 400 млрд рублей мы выделяем для нацпроектов в сфере науки, экологии и культуры.

Самая большая статья расходов в рамках национальных проектов – это социальная сфера и повышение качества жизни. На проекты в демографии и здравоохранении в ближайшие три года будет выделено более 2,2 трлн рублей. Социальный блок, таким образом, – один из самых объёмных и важных блоков в рамках Основных направлений деятельности Правительства.

Несколько слов по направлениям работы.

Первое – демография. Национальной целью является обеспечение устойчивого естественного роста численности населения. Здесь мы сконцентрируемся на ключевых задачах.

Во-первых, создание условий для рождения детей и поддержка семей с детьми. Мы уже реализуем большой пакет демографических мер. Материнский капитал, выплаты при рождении первых, вторых, третьих и последующих детей, льготная ипотека (6%), бесплатные участки земли. Эта работа должна быть усилена.

В 2021 году материнский капитал вырастет до 489 тыс. рублей. Мы уже заложили в бюджете на 2020 год деньги на его индексацию. Продолжим создавать места в детских садах, включая группы для детей до трёх лет.

Второе – рост продолжительности жизни. Это тоже национальная цель. Сегодня средняя продолжительность жизни достигла в нашей стране исторического максимума – около 73 лет. Теперь необходимо идти дальше. Прежде всего – за счёт снижения смертности. Это возможно только при новом качестве медицины. А значит, нам нужны системы своевременного выявления заболеваний, максимальный охват диспансерным наблюдением, доступная по всей стране квалифицированная медицинская помощь и, конечно, современные технологии диагностики, лечения и реабилитации, включая телемедицинские технологии.

Переоснастим региональные сосудистые центры и первичные сосудистые отделения. Во всех регионах в центры и другие медицинские учреждения, которые оказывают онкологическую помощь, будет поставлено новое оборудование, чтобы выявлять и лечить онкозаболевания на ранней стадии.

Будем развивать сеть медицинских учреждений для оказания первичной медицинской помощи. Особенно там, где их нет. На селе и в малонаселённых пунктах создадим или обновим более 1,5 тыс. ФАПов (фельдшерско-акушерских пунктов) и врачебных амбулаторий. Закупим более 1,3 тыс. мобильных медицинских комплексов.

Понятно, что здорового пациента не бывает без хорошего врача, поэтому необходимо ликвидировать дефицит кадров, выправить ситуацию в поликлиниках с терапевтами (чем, собственно, мы занимались уже достаточно долго) и педиатрами, врачами общей практики, специалистами. В непрерывное образование медицинских работников будет вовлечено почти 2 миллиона специалистов.

В Основных направлениях заложены шаги по созданию условий для активного долголетия и здорового образа жизни людей старшего поколения. Создадим комфортные услуги в сфере социального обеспечения. Будем и дальше делать всё, чтобы такой здоровый образ жизни стал для нашей страны нормой. Для этого в том числе необходимо развивать спорт для людей всех возрастов. Сейчас регулярно занимаются спортом практически 37% жителей нашей страны. В ближайшие шесть лет эта цифра должна увеличиться до 55%.

Второе направление работы – это снижение бедности в два раза и рост доходов граждан. Эти национальные цели – одни из самых главных и сложных. С 2000 по 2013 год доходы людей росли. В 2014 году на фоне резкого обвала цен на нефть и санкций они начали, к сожалению, снижаться. Нам этот процесс удалось остановить благодаря восстановлению экономики, а также через повышение минимального размера оплаты труда и зарплат бюджетников. За восемь месяцев 2018 года реальная зарплата в стране выросла более чем на 8%.

Конечно, рост экономики, развитие регионов и сельских территорий будут эту проблему решать. На уровень зарплат повлияет и увеличение числа высококвалифицированных кадров, в том числе в цифровой экономике. Необходимо поддерживать предпринимательскую активность. Над этими взаимосвязанными задачами мы будем работать комплексно. Но необходимо применять и отдельные точечные инструменты. Возможно, потребуется и ряд дополнительных мер, чтобы достичь показателей майского указа Президента текущего года. Мы их будем разрабатывать с учётом работы в 2018 году.

Что ещё необходимо сделать? Во-первых, предстоит довести до достойного уровня доходы малообеспеченных граждан. С 1 января следующего года ежегодно минимальный размер оплаты труда будет устанавливаться в размере прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал предыдущего года. Мы продолжим индексировать социальные выплаты по фактической инфляции, совместно с регионами развивать формы поддержки нуждающихся граждан. Вся система социальной помощи должна быть перестроена на принципах справедливости и адресности. Помощь будут получать граждане, семьи, которые действительно в ней нуждаются.

Регионы должны принять свои специальные программы, чтобы снизить число людей с доходами ниже прожиточного минимума.

Что ещё требуется? Совершенствование пенсионной системы. В настоящий момент этот процесс идёт. Вчера депутаты Государственной Думы приняли во втором чтении поправки в пенсионное законодательство. Сегодня прошло третье чтение.

В частности, сохраняется разница пенсионного возраста в пять лет для женщин и мужчин, льготы для людей предпенсионного возраста и ряд региональных льгот, которые были предложены в поправках Президента.

Одна из основных наших задач – это рост пенсий выше инфляции, что также является национальной целью. Все деньги от повышения пенсионного возраста должны пойти именно на решение этой задачи. И они должны позволить уже с января следующего года увеличивать пенсии на 1000 рублей в год, с тем чтобы к 2024 году пенсия составила 20 тыс. рублей. Дополнительные пенсионные средства граждан будут формироваться в рамках пенсионного плана индивидуального пенсионного капитала. Будем вырабатывать стимулы для создания и развития корпоративных пенсионных систем.

Целый блок касается дальнейшей защиты прав работников предпенсионного возраста, их поддержки на рынке труда, предоставления других гарантий. В том числе планируется для этой категории граждан увеличить максимальный размер пособия по безработице уже с 1 января следующего года.

Следующее направление – образование. За шесть лет мы должны войти в десятку стран-лидеров по качеству общего образования. Для этого, во-первых, продолжим заниматься образовательной инфраструктурой, строить новые школы, реконструировать старые, подключать их к интернету – в рамках программы «Цифровая экономика».

Во-вторых, усилим переподготовку школьных учителей. Более половины из них должны быть охвачены национальной системой профессиональной подготовки и повышения квалификации. В цифровой экономике преподаватели должны обладать соответствующими компетенциями. Все ученики должны учиться по обновлённым программам, которые позволят сформировать ключевые навыки в цифровом мире. 

В-третьих, будет развиваться дополнительное образование, в том числе – с учётом развития технопарков, центров выявления талантов.

В-четвёртых, нужно продолжить развивать высшую школу. Цель – через шесть лет повысить уровень представленности российских университетов в топ-500 глобальных рейтингов университетов, укрепить их конкурентоспособность, в том числе благодаря проекту 5-100, который мы уже реализуем. А также – расширить экспорт российского образования и в два раза увеличить число иностранных студентов.

Четвёртое направление работы – жильё и городская среда. А именно – улучшение жилищных условий не менее 5 миллионов семей ежегодно к 2024 году. Такая национальная цель поставлена в указе Президента.

По итогам прошлого года этот показатель составил 3 миллиона. Считаю это большим достижением. Но мы должны усилить меры государственной поддержки. Здесь нужно продолжить работу над тем, чтобы ипотека была более доступной.

Во-вторых, со следующего года мы восстанавливаем масштабную программу по переселению людей из аварийного жилья. В планах – расселить более 9,5 млн кв. м непригодного жилья. И под эти цели мы закладываем значительное финансирование: в ближайшие три года – 106 млрд рублей из федерального бюджета и 19 млрд – из региональных.

Также необходимо продолжить оздоравливать рынок жилищного строительства. Для этого с 1 июля следующего года мы переходим от привлечения денег напрямую к проектному финансированию. Это значит, что оценивать и нести риски застройщиков будут профессиональные участники рынка, то есть банки.

И в-четвёртых, нужно и дальше сокращать административные барьеры за счёт перевода многих процедур для застройщиков в электронный вид.

Понятно, что нормальные условия жизни невозможны без качественных жилищно-коммунальных услуг. Здесь мы продолжим совершенствовать сферу управления многоквартирными домами, программы капитального ремонта. Нужно привлекать инвестиции и решать другие проблемы этой важной отрасли.

Естественно, мы должны помнить не только о качестве жилых домов, но и о городской среде вокруг. Рост объёмов строительства жилья должен сопровождаться гармоничным развитием городов. За шесть лет мы должны привести в порядок российские города. Эта цель стоит, её необходимо достичь.

И конечно, то, что окружает города. Я имею в виду состояние экологии – этому посвящён отдельный национальный проект.

Одна из первоочередных задач – провести всю необходимую работу по ликвидации свалок. Мы создадим, по сути, новую отрасль – по сбору, сортировке и переработке отходов.

Такое решение уже принято: все особо опасные незаконные свалки, которые выявлены в городах на 1 января этого года, должны быть ликвидированы. Нужно использовать опыт, который есть у нас и за границей. Мы вчера с коллегами в Финляндии смотрели подобного рода производства. Это на самом деле серьёзное впечатление производит. Нужно обязательно к этому опыту обратиться. Чтобы предотвратить появление новых таких особо опасных мест, в регионах должна появиться система общественного контроля.

Кроме того, необходимо снизить уровень загрязнения воздуха, особенно в промышленных центрах. Это комплексная задача, в решении которой должны участвовать не только предприятия, хотя они несут прямую ответственность за вредные выбросы и должны контролировать, что у них происходит (в противном случае они будут отвечать за подобного рода выбросы). Нужно провести и модернизацию теплоснабжения, объектов коммунального хозяйства, спланировать транспортное сообщение так, чтобы разгрузить эти города от транзитных потоков.

Важно также, чтобы кардинальные перемены, которые мы запланировали в здравоохранении, образовании, жилищном строительстве и других сферах, почувствовали в любом регионе, в каждом регионе нашей страны. Поэтому мы продолжим активно поддерживать субъекты Федерации и муниципалитеты, без этого нам не обойтись, сглаживать различия в уровне бюджетной обеспеченности регионов – с помощью тех инструментов, которые мы имеем. Для этого мы продлеваем решение перераспределять между регионами 1% налога на прибыль организаций до 2024 года. Сохраним мы и очень значительный, я бы даже сказал, огромный уровень федеральной поддержки регионам, который рос на протяжении всех последних лет. Объём субсидий и дотаций в следующем году составит почти 1,5 трлн рублей.

Но и регионы, конечно, не должны сидеть на месте, они должны научиться зарабатывать – мы постоянно с ними об этом ведём дискуссию и работу, – активнее привлекать инвесторов. Будем предоставлять гранты субъектам, которые демонстрируют наиболее высокие темпы экономического роста. Эта работа должна быть продолжена.

В целом нужно актуализировать подходы к выделению межбюджетных трансфертов с учётом майского указа и Стратегии пространственного развития. В ней будет отражено, какие объекты, в какой срок предстоит создать. И определена экономическая специализация регионов, такая именно «умная» специализация с акцентом на наиболее перспективные, экспортно ориентированные производства. А инфраструктурные ограничения, которые нас сдерживают, войдут в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Они должны быть поэтапно устранены.

Мы планируем расширить и модернизировать все сегменты транспортной инфраструктуры – от железных дорог до речного транспорта. Обеспечить новые проекты доступной электроэнергией. Часть работ по развитию отрасли мы проведём в рамках национальных проектов (например, модернизация автодорожной сети городских агломераций), часть этой работы будет вестись в рамках других механизмов.

Отдельная большая задача – развитие глобальных транзитных маршрутов. Это коридоры «Восток – Запад» и «Север – Юг», а также Северный морской путь. Мы планируем увеличить пропускную способность БАМа и Транссиба до 180 млн т ежегодно. Довести грузопоток, который идёт по Северному морскому пути, до 80 млн т каждый год.

Кроме того, планируем через развитие региональных аэропортов, поддержку маршрутной сети внутри страны существенно переориентировать авиационный трафик. Доля внутренних рейсов, которые минуют Москву, вырастет до 50%. Соответственно, мы, надеюсь, сможем снизить стоимость перелёта.

Результат, к которому мы идём, – это качественно иная связанность деловых и промышленных центров, крупных городов. А самое главное – людей в нашей стране. Нам предстоит объединить региональные рынки товаров, услуг, труда за счёт новых инфраструктурных сопряжений. И таким образом обеспечить доступ людей к наиболее значимым объектам – от крупных аэропортов и производственных кластеров до социальных учреждений, включая районные поликлиники, образовательные центры, торговые места.

Особое внимание – развитию стратегически важных регионов, регионов, в которых существуют хронически накопленные диспропорции. Я имею в виду Крым, Севастополь, Калининградскую область, Арктическую зону, Северный Кавказ и Дальний Восток. Здесь мы сделаем акцент на модернизации транспортной инфраструктуры, обеспечении доступности энергоснабжения и снабжения водой, на создании новых рабочих мест, развитии социальной инфраструктуры.

Уважаемые коллеги, мы за ближайшие годы должны выстроить мощную, современную, конкурентоспособную экономику, выйти на темпы развития выше мировых, закрепиться – хотя это очень амбициозная задача – в топ-5 крупнейших экономик мира. Это действительно национальная цель. Как и создание экономики нового формата, которую создают во всех странах, – я имею в виду цифровую экономику. По оценкам наших экономических ведомств, её вклад может составить треть роста валового внутреннего продукта.

Задача сложная, соперники у нас очень серьёзные, немало объективных трудностей, немало ограничений. Есть и трудности, которые связаны с действиями других государств. Тем не менее я уверен, что это задача вполне выполнимая.

Что Правительство должно сделать в экономической сфере?

Первое – это инвестиции. Нам нужно добиться заметных улучшений в этой сфере. Причём не только количественных, повысив объём инвестиций до четверти ВВП, но и качественных. Свободные денежные ресурсы должны идти в реальный сектор. Именно в реальный сектор, туда, где создаются конкурентоспособные товары и услуги и новые, более производительные рабочие места. В развитие интеллектуального капитала и цифровых технологий.

Государство будет активно стимулировать инвестиционную деятельность. И за счёт прямой бюджетной поддержки. В том числе – средствами Фонда развития, который мы специально создали для продвижения проектов, включая инфраструктуру.

Но не только. Важнейшая задача – работа с частными инвесторами. Мы рассчитываем, что за шесть лет частные инвестиции в экономику увеличатся более чем на 10 трлн рублей.

Мы уже приняли для этого ряд важных решений, сформировали полноценную правовую базу государственно-частного партнёрства. Одобрили выделение 290 млрд рублей для фабрики проектного финансирования. Планируем кратно увеличить объём финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. Совместно с Банком России разрабатываем комплекс мер по развитию финансового рынка.

Второе – это деловой климат. Мы хорошо понимаем, что макроэкономическая стабильность, низкая инфляция, устойчивая банковская система, как бы они ни были важны, – это только основа для успешного бизнеса. И важно последовательно, совместно с деловым сообществом дополнять их другими мерами, которые помогут улучшить предпринимательскую среду.

Занимаемся мы этим постоянно. Было принято решение в течение ближайших шести лет не менять налоговые условия. Выстраивать более понятную систему тарифного регулирования.

Планируем мы и существенно снизить риски, связанные с правоохранительными действиями, для добросовестных предпринимателей. Как можно скорее завершить реформу контрольно-надзорной деятельности. Речь идёт о том, чтобы перейти на риск-ориентированный подход.

Ещё одна важная составляющая делового климата – это развитие конкурентной среды. Мы продолжим совершенствовать законодательство в сфере конкуренции, чтобы адаптировать его к условиям цифровой экономики. И свести к минимуму участие государства в деятельности коммерческих компаний на конкурентных рынках. В частности, планируется серьёзно ограничить возможность создания унитарных предприятий. Такой законопроект мы с вами на прошлом заседании рассматривали. Прямо запретить приобретение государством акций и долей тех хозяйствующих субъектов, которые действуют в конкурентных сферах. Мы рассчитываем, что в результате количество организаций с государственным участием будет постоянно сокращаться.

Развитию конкуренции будут способствовать и наши действия по поддержке малого и среднего предпринимательства. Мы разработали отдельный национальный проект, чтобы помочь небольшим компаниям на всех этапах – от идеи до производства конечного продукта или услуги. И конечно, на этапе сбыта, чтобы было легче выйти на внутренний и внешние рынки.

Третье в сфере экономики – это её более современная и эффективная структура.

Мы продолжим развивать импортозамещение, наращивать несырьевой экспорт. За шесть лет объём несырьевого неэнергетического экспорта должен практически удвоиться, а по некоторым направлениям вырасти в разы. Это также является национальной целью.

Мы рассчитываем и значительно увеличить объём выпуска продукции судостроения, станкостроения, сельхозмашиностроения, продукции авиапрома и автопрома. Рост будет достигнут за счёт трёх моментов. Первое – это благоприятная среда, которую мы продолжаем формировать для деятельности предприятий. Второе – это подготовка профессиональных кадров под запросы бизнеса. И третье – это эффективная поддержка государства.

Особое внимание нужно уделить продвижению наших товаров на мировые рынки. Речь идёт о товарах, которые мы умеем производить и которые в целом вызывают уважение на мировом рынке, пользуются спросом. Это и наши самолёты, и вертолёты, и авиационные двигатели, автомобили, продукция химической промышленности. Большой потенциал с точки зрения экспорта имеет и продукция оборонно-промышленного комплекса, фармацевтической промышленности. И конечно, агропром. Сегодня российский аграрный комплекс находит новые рынки сбыта. Мы действительно по праву гордимся тем, что было сделано. Нужно сохранить темпы развития, которые были достигнуты, решить задачу повышения качества сельхозпродукции и продовольствия, улучшить логистику, продолжить работу по селекции и генетике, вводить новые земли в сельхозоборот, развивать мелиорацию. Все эти цели известны и должны быть достигнуты.

Всё это в том числе необходимо, чтобы добиться удвоения экспорта продукции аграрно-промышленного комплекса к 2024 году.

Не только крупные предприятия, но и предприятия малого и среднего бизнеса готовы осваивать новые для себя товарные позиции. Государство заинтересовано в том, чтобы они добились успеха. Будем стимулировать спрос на экспортируемую российскую продукцию путём субсидирования процентных ставок по кредитам для покупателей такой продукции, расширять взаимовыгодное сотрудничество в рамках Евразийского экономического союза и, конечно, с другими нашими торговыми партнёрами. Всем этим нужно заниматься, несмотря на противодействие, санкции, ограничения. Активная позиция позволяет достичь неплохих результатов.

И конечно, система регулирования внешнеторговой деятельности должна активно работать на продвижение российского несырьевого экспорта. Мы уже начали внедрять принцип «одного окна». С 2021 года он должен работать в полном объёме вместе с нашими партнёрами по Евразийскому союзу. Кроме того, должно сократиться количество подтверждающих документов. Валютный контроль в отношении экспорта услуг должен быть минимально необходимым.

Четвёртое – это эффективность самой работы.

Именно эффективность – в широком смысле – становится основой экономического лидерства. Нам нужно добиться более результативного использования бюджетных ресурсов и государственных активов, повышения производительности труда. Нам нужно вывести на качественно другой уровень всю систему государственного управления.

В ближайшие годы мы планируем полностью перейти на электронную форму торгов по продаже государственного и муниципального имущества. Существенно, то есть более чем на 50%, сократить площадь неиспользуемых казённых земельных участков. Это тема старая, но, к сожалению, сохраняющая актуальность. Надо там навести порядок.

Также в цифровой формат будут переведены конкурсные процедуры по размещению и выполнению заказов в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Мы стараемся делать государственные структуры более ориентированными на запросы людей. Поэтому и дальше будем внедрять в работу органов государственной власти цифровые технологии, расширять перечень государственных и муниципальных услуг, которые можно получить через многофункциональные центры.

Этот формат, безусловно, доказал свою эффективность, это все признают. И мы будем создавать новые центры, расширять в рамках программы «Цифровая экономика» перечень услуг. Чтобы за ключевыми услугами вообще не нужно было ходить по нескольким инстанциям, чего-то ждать. Чтобы компьютерная система всё делала сама, в том числе в режиме удалённого доступа.

И конечно, наши граждане должны быть уверены, что они могут рассчитывать на защиту в ситуациях, когда нарушаются их права. Чтобы каждый гражданин мог получить квалифицированную юридическую помощь.

Вхождение в пятёрку крупнейших экономик невозможно без дальнейшей модернизации экономики и развития науки. Нужно добиться, чтобы половина российских организаций занималась технологическими инновациями на постоянной основе. Такая цель заложена в указе Президента.

Пока интерес к инновациям в экономике не слишком высок. Он растёт, но нужно стремиться к лучшим образцам.

Менять ситуацию мы будем, двигаясь в нескольких направлениях. Мы продолжим стимулировать спрос крупных компаний на инновации.

Во-вторых, планируем помочь самим разработчикам инноваций в проведении испытаний или выпуске пробных партий.

В-третьих, нужно расширить сектор инжиниринговых компаний, которые станут связующим звеном между разработчиками и заказчиками. Правительственная комиссия по модернизации экономики в ближайшее время эту тему должна обсудить.

И помимо форм поддержки, которые у нас уже действуют, мы будем формировать научно-образовательные центры мирового уровня на основе интеграции университетов и компаний, которые представляют реальный сектор экономики. Это очень важно. Таких центров в ближайшие годы должно быть создано не менее 15.

Уважаемые коллеги! Основные направления деятельности Правительства, о которых я рассказал, – это наш с вами общий «проект будущего».

Именно его реализация через определённый временной промежуток позволит судить о нашей с вами совместной работе, оценить эффективность не только отдельных ведомств или конкретных министров, но и всей исполнительной власти в стране – как на федеральном, так и на региональном уровне.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/34123/