Заседание Правительства

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Доклад Александра Новака о готовности субъектов электроэнергетики к осенне-зимнему периоду 2019–2020 годов

Доклад Владимира Якушева о готовности предприятий жилищно-коммунального хозяйства к осенне-зимнему периоду 2019–2020 годов.

Из стенограммы:

Д.Медведев: У нас по повестке дня сегодня в рамках контроля за подготовкой жилищно-коммунального хозяйства, энергетического комплекса к отопительному сезону выступят министры. Тема эта важная, почему, собственно, мы каждый год её и выносим на заседание Правительства. В ближайшее время холод уже окончательно укрепится на всей территории.

В этом году на территории нашей страны были различные происшествия, была повреждена электросетевая инфраструктура в Забайкальском крае, в Иркутской области, в Дальневосточном федеральном округе. В целом энергетики восстановили электроснабжение.

Аварийность по большому счёту в энергетическом комплексе снижается, за последние семь лет где-то наполовину практически, – за счёт ремонтной деятельности, которая ведётся, обновления оборудования. Та же ситуация и с тепловыми сетями в целом. Но не без проблем всё равно – есть и сложности, и серьёзные резонансные происшествия. Поэтому есть необходимость заниматься более активно водоснабжением, водоотведением и, конечно, модернизацией всей этой системы.

В целом уровень подготовленности энергосетей и коммунального хозяйства достаточно высокий. Это показывает мониторинг, который Минстрой и Минэнерго ведут непрерывно в течение года. Все котельные практически подготовлены. Запасов топлива достаточно, по состоянию на ноябрь они превышают норму по углю практически на 20%, по жидкому топливу – около 15%.

Но, ещё раз повторяю, есть регионы, где далеко не все энергетические объекты готовы к зиме. Поэтому обращаю внимание руководителей этих регионов (они известны, и с ними в постоянном контакте находятся ведомства): нужно эти недостатки немедленно устранить. Проанализировать, конечно, причины, чтобы не было повторения этих проблем, и организовать контроль за поддержанием запасов топлива тепловых станций и котельных.

Есть ещё одна системная проблема в отрасли. Это долги коммунальных организаций за топливно-энергетические ресурсы. По сравнению с прошлым годом они сократились, но не очень значительно. Это по-прежнему очень большая сумма – свыше 175 млрд рублей. Здесь главная причина – накопленные долги потребителей. Нужно с этим разбираться, но в рамках тех решений, которые мы принимаем.

Обсудим сегодня также поправки в закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Мы расширяем возможности использования материнского капитала для строительства жилого дома или его реконструкции. Раньше закон позволял делать это только на земле, которая предназначена для индивидуального жилищного строительства. Потом было обращение на эту тему. Теперь предполагается, что это можно делать и на садовых участках.

Сейчас сумма материнского капитала при рождении второго и последующих детей составляет более 450 тыс. рублей. С 1 января 2020 года она повышается до 466 600 рублей. Всего на эти цели выделяется в этом году почти 241 млрд рублей. А начиная с 2007 года, когда мы эту программу, по сути, запланировали, стали применять, в виде материнского капитала выплачена очень значительная сумма – 2,5 трлн рублей.

Есть также ряд других законопроектов, направленных, в частности, на развитие конкуренции.

И мы распределим субсидии и трансферты.

Во-первых, выделим регионам деньги на создание около 2 тыс. новых мест в детских садах и яслях для детей от двух месяцев до трёх лет. Всего же к концу года таких мест станет более 92 тыс. Средства из федерального бюджета и резервного фонда Правительства перераспределим с учётом конкретных нужд регионов, с учётом их обращения. Их получат Башкортостан, Хакасия, Ставропольский край, Белгородская, Воронежская и Челябинская области.

Также деньги выделим сегодня на создание новых мест в школах – это Новосибирская область, Чувашия и Ямало-Ненецкий автономный округ. И на новые места в детских садах в Ярославской области. Средства здесь также перераспределены в соответствии с реальной ситуацией в регионах.

Запланировано также выделение денег по линии федеральной целевой программы по увековечению памяти погибших при защите Отечества, которая рассчитана до 2024 года. Но существенную часть работ нужно будет сделать в ближайшие месяцы – в преддверии празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Давайте приступим к обсуждению вопросов. Начнём с готовности субъектов электроэнергетики и предприятий ЖКХ. Короткие сообщения прошу сделать сначала Министра энергетики, потом Министра строительства.

Д.Медведев: Пожалуйста.

А.Новак: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! В настоящее время отопительный сезон уже начался во всех субъектах Российской Федерации. Проведена масштабная работа по подготовке электроэнергетического комплекса к отопительному сезону, завершены ремонты оборудования, укомплектован штат персонала, сформированы запасы топлива и материальных ресурсов.

В плановом режиме ведутся работы по техническому обслуживанию и настройке режимной и противоаварийной автоматики. В зоне внимания и на контроле Минэнерго находится 460 электростанций и более 400 объектов электросетевого комплекса.

Особое внимание Минэнерго уделяет усилению системной надёжности энергосистем в регионах с высокими рисками нарушения электроснабжения, а также энергосистемам Крыма, Калининградской области и Дальневосточного федерального округа.

Текущие вопросы подготовки к отопительному сезону были рассмотрены на выездных заседаниях федерального штаба, которые мы провели во всех федеральных округах совместно с Министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства, а также Ростехнадзором. Кроме того, эти вопросы были рассмотрены на всероссийских совещаниях под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Виталия Мутко.

В предстоящий отопительный сезон прогнозируется увеличение потребления и выработки электроэнергии на 3,2%. Единая энергосистема России обеспечена необходимыми резервами мощности в объёме 38 тыс. МВт, что составляет более 15% от установленной мощности электростанций.

В 2019 году будет введено 7,7 ГВт новых генерирующих мощностей и более 21 тыс. линий электропередачи, что также повлияет на повышение надёжности. Всего прирост генерирующих мощностей за последние семь лет составил 30 тыс. МВт, в том числе благодаря принятой Правительством программе договоров поставки мощности.

В целях повышения системной надёжности также Минэнерго утверждён перечень энергосистем с высокими рисками нарушений электроснабжения. За последние семь лет число таких регионов снизилось с девяти до двух. Сегодня остаются на контроле дагестанская энергосистема и иркутская энергосистема. В них предусмотрено выполнение мероприятий, которые позволят к 2022 году исключить эти регионы из числа регионов с высокими рисками.

По итоговой оценке Минэнерго, по состоянию на 15 ноября все системообразующие генерирующие и электросетевые компании признаны готовыми к прохождению осенне-зимнего периода, в том числе это «Россети», «Газпром энергохолдинг», «Интер РАО», «Татэнерго», «Башкирэнерго», «РусГидро», «Иркутскэнерго».

По отдельным некрупным территориальным сетевым организациям сформированы и реализуются дополнительные мероприятия, направленные на снижение рисков технологических нарушений. Минэнерго совместно со штабами регионов держит на постоянном контроле и мониторит деятельность данных субъектов электроэнергетики.

Несколько слов о готовности субъектов электроэнергетики в Иркутской области и Дальневосточном федеральном округе. Энергокомпаниями на данных территориях было обеспечено оперативное восстановление энергоснабжения всех потребителей. На текущий момент выполнены все требования по готовности к прохождению осенне-зимнего периода. Что касается годовых планов ремонта, уровень выполнения на текущую дату составляет 99%.

По топливообеспечению. Дмитрий Анатольевич уже привёл цифры, хотел бы остановиться только на объектах, по которым мы видим риски, и они остаются на контроле. В первую очередь это топливообеспечение ТЭЦ в городе Байкальске Иркутской области, ТЭЦ в городе Юрге в Кемеровской области и ТЭЦ в посёлке Депутатский Республики Саха (Якутия).

Минэнерго своим приказом утвердило порядок создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон. Новая методология позволяет оптимизировать логистику и способы хранения топлива.

В настоящее время также реализованы противоаварийные мероприятия. Проведено 57 общественных тренировок, порядка 300 тыс. учений персонала. Полностью обновлены фонды аварийного запаса оборудования и материалов. Обеспечена готовность оперативных бригад – более 65 тысяч человек, более 40 тыс. единиц техники. Протестировано и переведено в режим готовности более 50 тыс. резервных источников энергоснабжения.

В целом подготовка компаний электроэнергетического комплекса к прохождению отопительного сезона прошла в штатном режиме. Основной комплекс мероприятий завершён.

Хотел бы отметить максимальное взаимодействие с МЧС России, Минстроем, Ростехнадзором при подготовке к ОЗП. В период прохождения отопительного сезона нами будет продолжен ежемесячный мониторинг для выявления возможных зон риска, а также совместная работа с энергокомпаниями и региональными штабами по обеспечению безопасности электроснабжения.

В.Якушев: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

Я не буду повторяться в том, о чём сказал уже Александр Валентинович. Хочу сказать, что всего из 2693 муниципальных образований на данный момент готовность подтверждена по 2614 муниципальным образованиям на территории Российской Федерации. В Центральном федеральном округе это 99,5%, Южный федеральный округ – 98,4%, Северо-Западный федеральный округ – 99,7%, Дальневосточный федеральный округ – 94,2%, Сибирский федеральный округ – 91,6%, Уральский федеральный округ – 93,3%, Приволжский федеральный округ – 99%, Северо-Кавказский федеральный округ – 94,3%.

Оценка проведена субъектами Российской Федерации по следующим критериям: обеспечение готовности оборудования теплоснабжающих организаций, наличие аварийных бригад и запасов материалов, наличие запасов основного и резервного топлива, выполнение программ ремонта основного и вспомогательного оборудования, выполнение предписаний Ростехнадзора и обеспечение теплоэнергетики резервными источниками бесперебойного питания.

12 ноября был проведён всероссийский селектор под председательством Виталия Леонтьевича Мутко. На селекторном совещании руководители регионов докладывали о готовности, но отметили в том числе и проблемы, которые на сегодняшний день существуют при подготовке к отопительному сезону. Был отмечен дефицит финансирования деятельности организаций коммунального комплекса, связанный с низкой тарифной базой предприятий и отсутствием источников компенсации убытков деятельности. Также в связи с дефицитом средств региональных бюджетов они не могут принять решение о компенсации разницы в тарифах на теплоэнергию, по необходимым затратам.

По отдельным муниципальным образованиям продолжается работа по устранению технологических замечаний по предписаниям Ростехнадзора, потому что все они должны получить паспорта готовности.

Хотел бы доложить о трёх авариях, которые действительно были резонансными: это Пенза, Барнаул и Новосибирск.

По ситуации в Пензе. 19 ноября в Пензе на улице Аустрина был провал грунта, куда попал легковой автомобиль. Двое мужчин, 1966 и 1970 годов рождения, в результате этого погибли. Промыв образовался в результате повреждения теплопровода, который обслуживает сегодня компания «Т Плюс».

Теплотрасса 1961 года ввода, участок ремонтировался в 2005 году. Экспертиза промбезопасности была проведена в 2018 году. Гидравлические испытания были проведены 19 июля 2019 года, и паспорт готовности город Пенза получил к прохождению сезона.

В 4.20 20 ноября ремонтные работы были завершены, магистраль включена. Следственный комитет возбудил по данной ситуации уголовное дело.

По ситуации в Барнауле. 20 ноября в 2 часа ночи по местному времени произошло также повреждение на теплопроводе в зоне ответственности Сибирской генерирующей компании. Теплопровод 1983 года. Экспертиза промышленной безопасности была проведена в 2016 году.

Было отключено 26 многоквартирных домов, три детских сада. Работы по устранению были завершены в 17.00 по местному времени 20 ноября.

Ситуация в Новосибирске. 19 ноября в 23.47 по местному времени произошло отключение теплотрассы, и это также зона ответственности Сибирской генерирующей компании. Теплотрасса 1978 года прокладки. Было отключено 43 многоквартирных дома, семь дошкольных учреждений, одна поликлиника. К 10 часам утра была выполнена замена дефектного участка. В 14.36 обнаружен ещё один дефект, в 17.40 организовано подключение части потребителей по временной схеме.

Самое главное – не было допущено размораживания системы. Сейчас уже проведены все необходимые работы, идёт заполнение системы, поэтому сегодня уже всё будет работать в нормальном режиме.

Ещё один момент, об этом неоднократно говорилось, – это сложная ситуация в Еврейской автономной области. Второй год мы запускаем данный субъект в режиме чрезвычайной ситуации. Из федерального бюджета было выделено 218 млн рублей, сегодня подготовлены документы по выделению ещё 312 млн рублей, что позволит создать необходимый запас для прохождения отопительного сезона.

Что касается запасов угля и жидкого топлива, на сегодняшний день на складах 118% от запланированного по углю, 114% по жидкому топливу, что в целом позволит пройти отопительный сезон без каких-либо серьёзных эксцессов, но при этом мы видим, что такие ситуации возникают. Нужно ещё отметить, что здесь произошло очень резкое понижение температуры, что, естественно, отразилось на состоянии сетей.

Как Вы сказали, Дмитрий Анатольевич, действительно, система неплатежей сегодня, несмотря на то, что произошло уменьшение задолженности, всё-таки носит хронический характер, – это предмет постоянной работы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства с субъектами Российской Федерации. Эту работу мы будем продолжать, потому что это ещё одна из серьёзнейших проблем хронического недофинансирования отрасли.

Д.Медведев: Спасибо.

Есть какие-то вопросы к докладчикам? Комментарии?

Когда коллеги выступали, сказали о том, что в целом ситуация вполне контролируемая, нормальная, но где-то одна ТЭЦ не работает, где-то готовность – 99,8%… Мы с вами прекрасно понимаем, что даже если одна ТЭЦ не работает или готовность не 100%, то это означает совсем простую вещь: в каком-то населённом пункте нет тепла. А это недопустимо.

Нужно принять все необходимые меры для того, чтобы эту ситуацию выправить. Понятно, что это прежде всего дело региональных властей и муниципалитетов, из Москвы не накомандуешься всеми этими процессами.

Мы можем оказывать материальную поддержку, в случае если это необходимо той или иной территории, в случае недофинансирования (сейчас один из выступающих упомянул). Но все ключевые решения принимают региональные власти,  которые должны со всей серьёзностью относиться к этим проблемам. Зимы у нас суровые. Нужно всё сделать для того, чтобы уже наступивший отопительный сезон и зимний период все муниципалитеты, все коммунальные учреждения прошли максимально эффективно, чтобы не было проблем.

Виталий Леонтьевич (обращаясь к В.Мутко), просил бы Вас за этим следить.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/38406/