Заседание Правительства
Вступительное слово Михаила Мишустина
Из стенограммы:
М.Мишустин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Прежде чем перейти к повестке дня, я хотел бы несколько слов сказать о самом важном на сегодня – о мерах, которые мы предпринимаем, чтобы поддержать людей и экономику в этой сложной ситуации, защитить наших граждан и не допустить взрывного распространения коронавирусной инфекции.
Вчера Президент провёл селекторное совещание с регионами и дал Правительству ряд прямых поручений о дополнительной помощи малому и среднему бизнесу, семьям с детьми и безработным. В самое ближайшее время, уже до конца этой недели, мы подготовим все необходимые решения.
Одно из поручений Президента касается дистанционной регистрации на бирже труда. Теперь это можно будет сделать на портале «Работа в России». Соответствующее постановление Правительства о введении для безработных граждан временных правил, которые будут действовать до конца этого года, я подписал. Регистрацией безработных, назначением пособий по безработице, поиском новой работы, направлением на профобучение, как и раньше, будут заниматься центры занятости. Только теперь в онлайн-режиме. Это позволит не только помочь людям с трудоустройством, но и защитить их здоровье в условиях распространения коронавируса.
Мы также готовим дополнительные шаги, чтобы поддержать тех, кто потерял работу. В частности, с апреля по июнь пособие по безработице будет выплачиваться на уровне МРОТ, то есть свыше 12 тыс. рублей. Это коснётся тех, кто обратился в службу занятости после 1 марта.
По указанию Президента особое внимание нужно уделить врачам, фельдшерам, медсёстрам, младшему медперсоналу, водителям скорой помощи, которые сейчас больше всех рискуют своим здоровьем. Их зарплаты вырастут, а страховые гарантии будут на уровне военнослужащих. Уверен, эта президентская инициатива станет серьёзной поддержкой для медиков.
Сейчас главное для всех нас – быть готовыми к любому сценарию. Работать на опережение. Проактивно готовить дополнительные меры поддержки.
В самые сжатые сроки Правительство составит график передачи коечного фонда федеральных клиник в распоряжение регионов. Ранее мы уже выделили им необходимое финансирование на развёртывание дополнительных койко-мест, закупку машин скорой помощи, аппаратов ИВЛ и другой техники.
Губернаторы должны максимально оперативно и грамотно распорядиться этими средствами, понимая, как обстоят дела на их территориях. Принимаемые ими меры должны быть достаточными с точки зрения контроля за эпидемиологической ситуацией, но не избыточными, чтобы не замораживать деловую активность. По поручению Президента Министерство финансов предоставит руководителям регионов значительно бóльшую свободу манёвра в расходовании бюджетных денег на нужды жителей и бизнеса.
Разумеется, от субъекта к субъекту ситуация отличается по масштабам распространения коронавируса, структуре экономики, уровню доходов и занятости. Важно для каждой территории предложить индивидуальную «антикризисную терапию».
Со своей стороны Правительство продолжит принимать меры по поддержке экономики и системы здравоохранения. По поручению Президента разработаем программу дополнительной помощи бизнесу, чтобы компании не увольняли сотрудников и сохраняли им зарплату. Мы расширим каникулы по потребительским и ипотечным кредитам, чтобы этой мерой воспользовалось большее количество людей, отработаем механизм автоматического продления срока действия удостоверяющих документов, в том числе паспортов и водительских прав, не менее чем на три месяца, как и сказал Президент.
И конечно, в первую очередь мы должны помочь наиболее уязвимым гражданам – пожилым, людям с ограничениями по здоровью. Я подписал постановление Правительства, которое упрощает порядок оформления инвалидности. До 1 октября этого года инвалидность будет назначаться только заочно, то есть без личного присутствия человека. Ни на какие экспертизы ездить уже будет не нужно. Автоматически продлят группу инвалидности и тем, кому она уже присвоена. Правила будут распространяться как на взрослых, так и на детей.
Ещё одна тема – это меры по предотвращению лесных пожаров. Регионам ещё в декабре прошлого года направили более 6 млрд рублей на обеспечение пожарной безопасности. В рамках реализации нацпроекта «Экология» в 2020 году предусмотрели более 3 млрд рублей на закупку лесопожарной техники. Всего, по последним данным, с начала этого года произошло 697 лесных пожаров. Режим ЧС введён в двух муниципальных районах Краснодарского и Забайкальского краёв, противопожарный режим – ещё в 27 регионах.
Главы субъектов Российской Федерации должны обратить самое пристальное внимание на пожарную безопасность в их регионах, подготовить технику, людей, провести профилактические работы. А если в регионе найдены нарушения – устранить их в самые короткие сроки.
На федеральном уровне мы будем держать этот вопрос на особом контроле.
Коллеги, я хочу проинформировать вас, что сегодня завершилась серия встреч с фракциями Государственной Думы членов Правительства. Мы проводили их в новом, более широком формате – с участием вице-премьеров и профильных министров. Хочу отдельно поблагодарить Вячеслава Викторовича Володина и всех руководителей фракций за открытый конструктивный разговор. Эти встречи были крайне полезны с точки зрения предложений депутатов по тем шагам, которые необходимо предпринять, чтобы противодействовать распространению коронавирусной инфекции и в максимальной степени поддержать людей, экономику, социальную сферу. Инициативы коллег из Государственной Думы нужно внимательно изучить и использовать при подготовке решений Правительства. Прошу руководителя Аппарата Правительства, вице-премьера Дмитрия Юрьевича Григоренко обобщить предложения фракций, депутатов и направить их профильным вице-премьерам и министрам.
Уверен, что наше конструктивное и эффективное взаимодействие с Госдумой сохранится и в дальнейшем.
Теперь перейдём к повестке.
Начну с законопроекта, о котором вчера говорил Президент. Мы вносим изменения в законодательство, чтобы поддержать людей, которые остались без работы.
В проектах закона и постановления Правительства, которые внесены в сегодняшнюю повестку, мы меняем порядок расчёта среднедушевого дохода. Теперь в нём не будут учитываться доходы от трудовой деятельности граждан, которые стали безработными. Это не только упростит получение помощи, но и позволит оказывать её более адресно.
Важно, что поправки в закон внесены одновременно с проектом постановления Правительства. А значит, они очень быстро вступят в силу.
Кроме того, сегодня обсудим новую Сводную стратегию развития обрабатывающей промышленности до 2035 года. Её цель – сформировать в нашей экономике конкурентоспособный на глобальном рынке промышленный сектор с высоким потенциалом. А значит, способствовать решению задач, которые поставил Президент в майском указе.
Нужно добиться, чтобы до половины действующих организаций активно внедряли у себя различные новинки, инновации. Максимально использовать цифровые технологии. Производительность труда на средних и крупных несырьевых предприятиях должна расти темпами не ниже 5% в год. Мы на это ориентируемся. Конечно, при нынешней ситуации есть много вопросов, но надо думать о будущем. Необходимо значительно расширить экспорт. В том числе – за счёт продукции машиностроения.
Проект определяет ключевые задачи для каждой отрасли. Например, для автомобилестроения это создание большого по объёмам рынка компонентов. Для медицинской промышленности – четырёхкратное увеличение производства медицинских изделий. Также производство социально значимых товаров должно стать устойчивой и структурно сбалансированной отраслью.
Рассчитываем, что, несмотря на действующие санкции и временные осложнения, связанные с распространением коронавируса, стратегия позволит существенно нарастить объёмы производства в обрабатывающей промышленности. Почти на 93% в целом и на 180% – в высокотехнологичных секторах. Это станет хорошим заделом для укрепления позиций России в глобальной экономике. И конечно, для формирования новых источников дохода для граждан и бизнеса.
Ещё один вопрос касается перехода к системе электронных трудовых книжек. С 1 января 2020 года новые нормы Трудового кодекса уже работают в режиме переходного периода. Цель изменений – дать людям возможность получать сведения о своей трудовой деятельности в удобной для них форме. Не только у работодателя, но и в Пенсионном фонде, в МФЦ или через портал госуслуг. По желанию люди смогут выбрать между электронной и бумажной трудовыми книжками. Здесь никто принуждать не будет. При трудоустройстве и увольнении станет проще предоставлять и получать информацию о своей трудовой биографии. Кроме того, при обращении за государственными и муниципальными услугами гражданам не понадобится предоставлять данные о своей трудовой деятельности и стаже за период с 1 января 2020 года. Это сами ведомства будут делать по запросам.
Также сегодня уточним ряд положений закона «О потребительском кредите (займе)». Главная цель поправок – усилить защиту интересов граждан. И параллельно – укрепить доверие между заёмщиками и кредиторами. Банки больше не смогут включать в кредитный договор пункт об обязательном наличии на счёте, с которого гасится долг, неснижаемого остатка – своего рода перестраховки от забывчивости клиентов. Теперь счёт можно будет почти весь месяц держать пустым – разумеется, кроме того дня, когда банк должен списать очередной платёж, если заёмщик не хочет стать должником. Не смогут банки больше навязывать и дополнительные услуги, равно как и единовременную оплату страховых платежей на весь срок кредитования. Мы также уточним расчёт предельного размера неустойки за неисполнение заёмщиком своих обязательств по возврату кредита. Он не сможет превышать 20% от суммы просроченной задолженности.
Кроме того, выделим из резервного фонда Правительства Федеральному медико-биологическому агентству и подведомственным ему организациям более 320 млн рублей для дополнительных выплат медицинским работникам, которые сегодня в усиленном режиме участвуют в борьбе с распространением новой опасной инфекции.
Давайте перейдём к повестке. Слово – Министру промышленности и торговли Мантурову Денису Валентиновичу.
Д.Мантуров: Уважаемый Михаил Владимирович, уважаемые коллеги! Сводную стратегию развития обрабатывающей промышленности планируется реализовать в два этапа – до 2024 года и до 2035 года.
Очевидно, что сейчас мы сфокусированы в первую очередь на борьбе с коронавирусом, но и в этой ситуации считаю важным не останавливать работу по долгосрочному планированию. Внятные ориентиры развития помогут промышленности минимизировать потери от пандемии и оперативно вернуться в режим роста.
Сводная стратегия разработана совместно с бизнесом и деловыми ассоциациями, а также синхронизирована с национальными проектами, государственными программами и ранее утверждёнными отраслевыми документами планирования.
При подготовке стратегии мы учитывали и стресс-сценарий, который является базовым.
В настоящий момент обрабатывающее производство формирует порядка 14% валовой добавленной стоимости и обеспечивает занятостью более 10 миллионов человек. В последние годы, несмотря на непростые внешние условия, нам удавалось сохранять ежегодные темпы роста промпроизводства на уровне 2,5%. Во многом это обеспечено реализацией планов импортозамещения и начавшейся с 2017 года работы по наращиванию несырьевого экспорта. Эти два магистральных направления вкупе с цифровизацией должны внести решающий вклад в достижение ключевого показателя стратегии – это увеличение в течение 15 лет доли обработки в ВВП до 17%. Ежегодные темпы роста промпроизводства при этом должны составить не менее 4,5% до 2025 года и более 3% – в дальнейший период.
Достижение этих амбициозных целей возможно при выполнении ряда связанных задач. Первая – увеличение за пять лет количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% от их общего числа и доведение этого параметра к 2035 году до 60%. На развитии отечественных технологий сфокусированы наши ключевые меры поддержки – от стимулирования НИОКРов и выпуска пилотных партий инновационной продукции до субсидирования приоритетных инвестпроектов и использования обновлённого механизма СПИК 2.0.
При реализации стратегии также планируется поддержка разработки цифровых платформ и инжениринговой деятельности. Внедрение методов бережливого производства и предоставление преференций при трансфере технологий, привлечение в инновационные ниши венчурного капитала.
Второе, на чём продолжим делать акцент. Это стимулирование инвестиционной активности в целях модернизации и расширения основных фондов.
Мы усилим работу по снижению регуляторной и кредитной нагрузки на инвесторов за счёт налоговых льгот, преференций по долгосрочным контрактам и развития инструментов финансирования промпредприятий.
Доступные ресурсы будем обеспечивать также расширением программ Фонда развития промышленности и масштабированием модели региональных фондов.
Все эти меры должны способствовать выполнению задачи повышения доли инвестиций в основной капитал с нынешних 19% до 20% и до 25% к 2024 году.
Вопросы кадровой политики – это третье направление.
Мы рассчитываем за пять лет увеличить долю компаний, не испытывающих проблем с квалифицированными работниками, с текущих 30% до 50%. К 2035 году этот показатель должен превысить 70%. Добиваться этого будем через реализацию программ подготовки кадров для приоритетных отраслей, диверсификацию потенциала моногородов и поддержку трудовой мобильности.
Четвёртое – это стимулирование спроса на отечественную продукцию через закупки в интересах национальных проектов, субсидирование сбыта и перехода промышленности на новые экологические стандарты. Также предусмотрена поддержка лизинга и крупных проектов в смежных отраслях потребления промышленной номенклатуры. Основные эффекты, которые планируем получить к 2035 году, – это увеличение до 70% доли российской продукции при реализации инфраструктурных проектов и до 75% в общем объёме потребления.
Пятое ключевое направление стратегии касается задачи дальнейшего наращивания экспортных поставок. В рамках реализации профильного национального проекта мы уже запустили гибкую линейку финансовых и регуляторных мер продвижения на внешние рынки. С их помощью должны увеличить несырьевой неэнергетический экспорт до 205 млрд долларов к 2024 году. Решать эту задачу придётся в условиях насыщения глобального спроса и стагнации мировой торговли. Поэтому в стратегии отражены дополнительные меры стимулирования экспорта. В результате мы рассчитываем в 2035 году выйти на 290 млрд долларов промышленного экспорта, причём одну треть в этом объёме должна занимать продукция машиностроения.
Основной вклад в реализацию стратегии внесут более 20 приоритетных отраслей промышленности. По каждой из них закреплены долгосрочные планы по объёмам производства, экспорту, доли российской продукции. Исходя из нового целеполагания, в течение года мы актуализируем отраслевые стратегии и синхронизируем их с планами импортозамещения, которые уже пролонгированы до 2035 года. В течение 15 лет рассчитываем практически полностью заместить импорт по продукции транспортного машиностроения и индустрии строительных материалов, а в части нефтегазового машиностроения, химии и сельхозтехники должны выйти на показатель 80%. В целом намерены поднять среднюю планку отечественной доли с текущих 55 до 70%.
Важнейшим межсистемным элементом долгосрочной промышленной политики является диверсификация оборонно-промышленного комплекса. Мы ведём активную работу по этому направлению с 2016 года, нарастив долю гражданской продукции с 16,8 до 24,1%. Стратегическая цель, поставленная Президентом, – довести этот параметр к 2030 году до 50% и дальше сбалансированно развивать оборонный и гражданский сегменты ОПК.
Уважаемые коллеги! Эффекты от реализации стратегии выходят за рамки промышленности и способствуют достижению других национальных целей. Я имею в виду увеличение средней продолжительности жизни, рост производительности труда, снижение техногенной нагрузки на окружающую среду, улучшение жилищных условий и качества проживания граждан, расширение магистральной инфраструктуры.
Учтены также направления, содействующие развитию смежных сфер. Например, городского общественного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства. Комплексно реализуя мероприятия сводной стратегии, промышленный сектор будет всецело способствовать выходу российской экономики на темпы роста выше мировых и тем самым – повышению благосостояния наших граждан.
Прошу поддержать предложенную Стратегию развития обрабатывающей промышленности.
Источник: http://government.ru/news/39452/