Выступление Алексея Оверчука в рамках пленарной сессии «Евразийское партнёрство: новые точки экономического роста» Российско-армянского бизнес-диалога

Из стенограммы:

А.Оверчук: Добрый день, уважаемые коллеги, участники бизнес-диалога!

Позвольте ещё раз выразить самые искренние соболезнования в связи с событиями, которые произошли 13–14 сентября на границе Республики Армения и Азербайджанской Республики. Мы понимаем эту боль и разделяем эту боль вместе с вами.

Понимаем, насколько сложно в нынешних условиях было организовать такое мероприятие, и испытываем особое чувство благодарности за то, что его не перенесли, не отменили. Это говорит о том, насколько важны связи между нашим бизнесом, между нашими странами.

Мероприятие становится уже традиционным, и это показывает уровень экономических отношений, даёт импульс развитию новых совместных проектов.

Хотелось бы отметить, что за прошедшее с предыдущей бизнес-миссии время дан старт проекту центра стратегического развития, создание которого мы начали обсуждать год назад. Эта инициатива реализуется под эгидой министерств экономики обеих стран, и о ней мы сегодня ещё будем говорить.

Сегодняшняя площадка – прекрасная возможность для предпринимателей не только пообщаться друг с другом, но и задать вопросы представителям органов исполнительной власти России и Армении.

Наша сегодняшняя сессия посвящена актуальной теме «Евразийское партнёрство: новые точки экономического роста».

В силу географического положения Армения всегда был центром пересечения торгово-экономических путей многих стран Евразии. Наши народы всегда связывала общая история, культурные связи, взаимовыручка и поддержка в трудных обстоятельствах.

В этом году мы отмечаем 30-летие с момента установления дипломатических отношений между Российской Федерацией
и Республикой Армения. Наша двусторонняя договорная база насчитывает более 200 договоров в разных сферах. Но наши коммуникации не ограничены исключительно двусторонним взаимодействием.

Республика Армения является важнейшим стратегическим партнёром в рамках Евразийского экономического союза, главная цель которого – обеспечить стабильное развитие торгово-экономических связей на основе четырёх свобод: движения товаров, услуг, капиталов и трудящихся.

ЕАЭС развивается планомерно в соответствии со Стратегическими направлениями развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, которые были утверждены главами наших государств в 2020 году.

В то же время внешнеполитические и внешнеэкономические события этого года существенно повлияли на установленный порядок вещей. Вместе с вызовами сформировались и новые возможности для развития, в том числе и в рамках ЕАЭС.

При этом в нынешних сложных условиях нам не только удаётся сохранить основные макроэкономические показатели на уровне прошлых лет, но и в значительной степени их наращивать. По итогам I квартала 2022 года совокупный ВВП ЕАЭС вырос на 3,6% в физическом выражении. Предварительные данные по росту ВВП экономик стран союза за первые полгода демонстрируют намного более позитивные результаты, нежели прогнозировалось различными международными финансовыми институтами.

В текущих условиях крайне важно углублять интеграционное сотрудничество между государствами – членами ЕАЭС в целях формирования промышленного, технологического, продовольственного и финансового суверенитета государств – членов союза.

В этих целях на площадке Евразийской экономической комиссии создана рабочая группа высокого уровня по созданию условий для повышения внутренней устойчивости экономик государств – членов ЕАЭС, включая обеспечение макроэкономической стабильности.

Распоряжением совета комиссии был утверждён Перечень мер по повышению устойчивости экономик государств – членов Евразийского экономического союза, включая обеспечение макроэкономической стабильности. Реализация этого перечня позволяет обеспечить перестройку цепочек поставок, поддержку внутреннего спроса, сформировать меры по предотвращению вывоза капитала и поддержать устойчивость национальных валют.

По экспертным оценкам, полная реализация перечня мер даст дополнительный экономический эффект, выраженный в приросте совокупного ВВП государств – членов ЕАЭС на 2,5 %, или 49 млрд долларов США.

Особенно важно обеспечить поддержку развития кооперационного сотрудничества в ЕАЭС.

 В этой связи в конце августа 2022 года главы правительств стран евразийской «пятёрки» в рамках заседания межправсовета в Чолпон-Ате обсуждали необходимость определения источников и механизмов финансирования интеграционных проектов, в том числе рассматривая новые источники финансирования из бюджета союза. Пока что это не предусмотрено текущими обязательствами в рамках Договора о ЕАЭС, но в скором времени мы определим ряд пилотных промышленных кооперационных проектов для апробации новых механизмов поддержки такого рода проектов.

Другая важная тема, которая также стала предметом обсуждения премьеров на заседании межправсовета, – это развитие расчётов
в национальных валютах с использованием независимой платёжной инфраструктуры. Как показывает нынешнее время, наличие независимой платёжной инфраструктуры становится критическим фактором для успешного экономического взаимодействия между странами. Все механизмы для того чтобы реализовать такое взаимодействие, у нас существуют, и они работают. Союз уже многого достиг в этом направлении. Доля расчётов в национальных валютах в союзе у нас сегодня составляет порядка 75%, что свидетельствует об углубляющемся интеграционном взаимодействии наших стран. Мы продолжаем эту работу и рассчитываем, что доля расчётов в национальных валютах будет возрастать и дальше.

Ключевым для наращивания транспортно-логистического
и экспортного потенциала для всех стран региона является их участие
в создании новых возможностей, связанных с разблокированием экономических и транспортных связей.

Сегодня уже реализуется ряд транспортных проектов, направленных на увеличение объёмов перевозок в направлениях «Восток – Запад» и «Север – Юг», в том числе и в рамках сопряжения
с китайской инициативой «Один пояс – один путь».

Сегодня нельзя не говорить о глобальных экономических тенденциях, которые диктует необходимость выстраивания Большого евразийского партнёрства. Данная инициатива была предложена Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в 2015 году в качестве комплексного геополитического проекта по упорядочиванию уже существующих разноуровневых, разноскоростных интеграционных процессов в Евразийском регионе.

Концепция евразийского партнёрства предполагает активное участие экономик стран СНГ, Восточной Азии, а также Ближнего Востока и Персидского залива в торгово-экономическом взаимодействии во взаимовыгодных форматах. Хотел бы призвать вас всех обратить внимание на результаты встречи глав государств Шанхайской организации сотрудничества, которая буквально в пятницу завершилась в Самарканде. Уверен, что евразийское партнёрство имеет широкие перспективы для развития в будущем.

Изменение политической и экономической архитектуры, которое происходит в наши дни, даёт надежду на установление более справедливого мирового порядка. Мы должны использовать сильные стороны Большой Евразии для улучшения жизни наших народов, а также укрепления евразийского сотрудничества.

Спасибо.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/46572/