Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Виктором Басаргиным

М.Мишустин: Уважаемый Виктор Фёдорович, возглавляемая Вами Федеральная служба по надзору в сфере транспорта отвечает за соблюдение технических, технологических, организационных требований, которые в конечном счёте влияют на сохранение жизни людей, и, конечно же, стабильность работы инфраструктуры, работы всей экономики в целом.

Сейчас, в непростых условиях, это особенно важно, чтобы фактически все основные направления в этой сфере, прежде всего в области безопасности были на особом контроле.

Многие предприятия сейчас кардинально перестраивают свою деятельность, меняется логистика, направления. Государство этому активно содействует, помогает занять освободившиеся ниши, соответственно, и освоить новые направления, в том числе меняются приоритеты, расширяются поставки по транспортному коридору «Север – Юг» с выходом на Иран, на Индию. Много чего происходит в этой области. Конечно, это всё ведёт к очень значимым переменам в транспортной сфере, в том числе в ведении вашей службы.

Виктор Фёдорович, расскажите, пожалуйста, как Ространснадзор выполняет задачи и содействует работе бизнеса в новых условиях. И как при этом снижается административная нагрузка на бизнес?

В.Басаргин: Михаил Владимирович, за последние пять лет работа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта кардинально изменилась.

Прежде всего хотел бы отметить, что количество проверок за последние годы сократилось в 14 раз. Мы в 2017 году, если сравнивать с этим периодом, за 9 месяцев провели 42 тыс. проверок по поднадзорным субъектам, нашим транспортным организациям. За 9 месяцев текущего года провели 3 тыс., то есть мы компенсируем все эти проверочные мероприятия нашими профилактическими мерами. Мы за этот период отменили 5,6 тыс. нормативных актов по обязательным требованиям, а количество обязательных требований сократили в два раза. То есть было более 28 тыс., сейчас чуть более 14 тыс.

А профилактические мероприятия мы нарастили в разы, то есть транспортные предприятия не остались у нас неподнадзорыми.

Что касается бизнеса, если сравнивать тот же 2017 год и текущий год, то аварийность снизилась более чем на 70%, а количество погибших на 40%, то есть бизнес работает вполне адекватно. И Ваше требование, о котором Вы сказали, что мы должны снижать административную нагрузку, но в то же время обеспечивать уровень безопасности на транспорте, эту формулу мы выдерживаем.

Безусловно, для предприятий повышенного риска мы хотели бы сохранить часть проверочных мероприятий, плановых проверок, но всё, что касается предприятий пониженного риска, безусловно, здесь можно уйти от плановых проверок.

По профилактическим мероприятиям. Мы в уходящем году за 9 месяцев 176 тыс. профилактических мероприятий провели. По динамике: мы 56 тыс. предостережений выдали – стартовали с 11 тыс. в прошлом году. Провели 15 тыс. профилактических визитов. Очень эффективная такая мера, связанная с доверием. Мы сегодня серьёзно перестраиваем работу с бизнесом, чтобы выстроить эту доверительную цепочку. Потому что профилактический визит – это не что иное, как бесплатный государственный аудит. То есть мы проводим эту работу, а глубина этого аудита зависит, конечно, от доверия между бизнесом и проверочной организацией. Поэтому ещё раз отмечу, что мы очень серьёзно снижаем административную нагрузку, повышаем роль профилактических мероприятий. По всем этим показателям стараемся быть в группе лидеров по контрольно-надзорной деятельности.

М.Мишустин: Президент как раз всегда подчёркивает, что бизнес нужно мотивировать, а не принуждать к исполнению норм и требований.

И это очень важный элемент. Хорошо, что Ространснадзор снижает как количество проверок, так и административную нагрузку на бизнес в целом. Притом что вы сохраняете достаточно неплохие показатели предотвращения нарушений, которые, скажем так, особенно жизненно важны.

И здесь в связи с этим у меня есть вопросы. Данные, которыми на сегодняшний день пользуется Ространснадзор, являются очень важным элементом вообще в вашей работе. Насколько качественно вы используете эти данные? Насколько вы хорошо их анализируете? И что с цифровой трансформацией ведомства?

В.Басаргин: Служба была создана из нескольких надзорных организаций. Мы сегодня всё, что касалось информационных систем, основную массу, трансформировали, модернизировали. То есть у нас сегодня осталось из информационных систем всё, что касается профилей, а именно по видам транспорта. Это, как мы говорим, общештабные направления: бюджетное планирование, разрешительная деятельность и работа с таможней, а также всё, что касается контрольно-надзорных мероприятий и административки.

У нас ключевые системы взаимодействия – это единый портал госуслуг, налоговая служба, таможенная служба, служба судебных приставов, до 30 организаций. И задача всей нашей информационной системы сегодня – получать сведения по собственникам транспортных средств. По транспортному средству, по техническому состоянию транспортного средства, по всей разрешительной системе, то есть имеет ли он лицензии, имеет ли он разрешение на перевозку опасных грузов либо соответствующей группы грузов, страхование ответственности и так далее.

Мы сегодня всё это сосредотачиваем на четырёх платформах наших информационных ресурсов. Это система управления рисками, система контрольно-надзорной деятельности, это как раз транспортная безопасность, о чём Вы сказали, и наша новая система контроля за транспортными средствами в реальном времени.

Все эти четыре наших основных ресурса будут расположены на государственной платформе «ГосТех». Мы на следующий год всё это трансформируем и перейдём уже на государственную систему.

У нас 18 госуслуг, 8 лицензий и 10 разрешений. 15 мы уже сегодня перевели на единый портал госуслуг, до конца года три закончим и в следующем году уже будем полностью со всеми переведёнными на государственный портал госуслугами работать.

Что это даёт в том числе для наших заявителей? Мы сократим оформление лицензий по дням, до пяти дней. Собственно, мы уже сегодня готовы работать в таком режиме. Документ фактически нужен один – заявка. Всё остальное мы берём из информационной системы. То есть это те данные, обмен которыми нам позволяет без дополнительных документов выдавать соответствующие разрешительные документы и лицензии.

И есть ещё одна система – это как раз контроль транспортных средств в реальном времени. Михаил Владимирович, мы недавно говорили о том, что у нас появились электронные перевозочные документы. У нас есть соглашение с системой ГЛОНАСС. Мы получаем через соответствующие приборы, установленные в транспортных средствах, информацию по движению транспортного средства. Получаем это на АРМ – автоматизированное рабочее место инспектора в режиме реального времени.

Получая из всех этих систем информацию о характере груза, идентификацию водителей, идентификацию собственника, идентификацию состояния транспортного средства, инфраструктуры, мы уже знаем, это законопослушный перевозчик либо это какие-то «серые» схемы. Это также касается административного давления на бизнес, который всегда жаловался, что он, дескать, законопослушный, а мы осуществляем за ним такой надзор. Поэтому мы сегодня стараемся останавливать исключительно тех, кто работает перевозчиками в «серых» зонах. На это направляем основные усилия. И весь информационный ресурс направлен сегодня именно на то, чтобы мы работали с объективными данными, работали в режиме реального времени и работали дистанционно, то есть без контакта с подконтрольным лицом.

М.Мишустин: Очень важно сохранить практику консультирования. На самом деле абсолютное большинство компаний, организаций, в том числе в транспортной сфере, готовы работать, соблюдая все требования. Но вот этот контакт, о котором Вы сказали, горизонтальный контакт, онлайн-контакт ли, связанный с тем, чтобы помочь бизнесу в соблюдении всех требований, через консультирование, через информирование, надо соблюдать и, конечно же, продолжить практику сокращения административного давления, проверок, для того чтобы выполнить все нормативы, которые в том числе по функционалу вашей службы необходимы для поддержания нормальной работы предприятий транспортной отрасли.

В.Басаргин: Обязательно будем это исполнять. У нас, что касается консультаций, есть очень серьёзные наработки. Мы более 104 тыс. провели консультаций для наших представителей бизнеса. Будем эту практику продолжать.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/47187/