Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федеральной службы государственной статистики Сергеем Галкиным

Из стенограммы:

М.Мишустин: Уважаемый Сергей Сергеевич!

Мы с Вами встречаемся в преддверии Дня статистики. Хочу, пользуясь случаем, поздравить Вас и коллектив Росстата с наступающим праздником, пожелать всего доброго.

В Росстат стекается очень много информации о жизни людей, об экономике страны. На её основе федеральные, региональные, местные власти получают достоверные данные и обратную связь: как люди понимают и чувствуют то, что происходит в стране, насколько выверены решения.

Росстат совершенствует свою деятельность, занимается в том числе и цифровой трансформацией, новыми технологиями, которые применяет для того, чтобы обеспечить как людей, так и экономику достоверными данными.

В данный момент наша страна проходит серьёзный путь адаптации к санкциям и активно выстраивает так называемую экономику предложения. Об этом подробно говорил Президент на Петербургском экономическом форуме. Растёт внутреннее производство, в апреле было больше 5%. И бизнес активно осваивает новые ниши, которые освободились из-за ухода зарубежных компаний. Расширяется экспорт, в том числе за счёт выхода на новые рынки Востока и Юга.

Вы возглавляете Росстат уже больше года. Расскажите подробнее, как идут дела.

С.Галкин: Уважаемый Михаил Владимирович!

Хотел бы очень коротко охарактеризовать экономическую картину, которую Росстат наблюдает.

Мы фиксируем три квартала подряд улучшающуюся динамику ВВП, хотя по итогам I квартала 2023 года наблюдается снижение 1,8%. В промышленности активно растут обрабатывающие производства – почти на 3% рост по четырём месяцам 2023 года. И инвестиции в основной капитал, несмотря на высокую базу прошлого года, в I квартале показывают положительную динамику – 0,7%.

Также, хотелось бы отметить, ненефтегазовый ВВП в I квартале 2023 года полностью восстановился и превысил уровень I квартала 2022 года на 1,3%. Это свидетельствует о том, что экономика успешно адаптировалась и структурно перестраивается при беспрецедентном влиянии санкционного давления.

Если же говорить об итогах текущей работы, задачах и планах, они строятся вокруг технологического развития.

В первую очередь это направление работы, которое связано с цифровизацией и ускорением всех процессов. Мы стремимся к тому, чтобы наши данные были максимально актуальными, соответствовали запросу потребителя.

Второе направление – это переход на новые форматы работы с респондентами, развитие цифровых каналов коммуникации, вовлечение в статпроизводство и статистику административных данных, межведомственное взаимодействие, а также использование больших данных.

Из конкретных проектов этого года, которые мы реализуем, в первую очередь хотел бы отметить федеральный план статработ. Мы его оцифровываем, переводим в электронный вид, для того чтобы ускорить планирование  и межведомственный обмен информацией. Он является, по сути, основным документом планирования статистических работ в стране.

Планируем обновить подход к размещению на нашем сайте информации, которое сейчас занимает у нас порядка трёх-четырёх дней. Ставим себе задачу сократить этот срок до нескольких минут.

Также в следующем году планируем запустить реестры объектов наблюдения и реестр показателей, который должен обеспечить умный, таргетируемый сбор информации с предприятий, респондентов.

Вводим единый календарь респондентов. Это позволяет повысить вовлечённость респондентов в каналы сбора, их информированность и в целом охват и качество работы.

Отдельно хотел бы отметить важный проект – сбор и обработка данных. В следующем году мы планируем запустить работу сервиса для малого и среднего предпринимательства. В дальнейшем это будет основой для модернизации всего статпроизводства.

Сейчас общество движется в сторону цифровых сервисов, цифровых пространств, и Росстат должен следовать за ним. Поэтому основная задача у нас – вырабатывать новые подходы, удобные для коммуникации с людьми, которые позволяют нам обеспечивать взаимодействие. Это опять же портал госуслуг и иные каналы онлайн-коммуникации.

М.Мишустин: Совершенствование технологий – важный элемент, мы об этом говорили. Но здесь очень важны и методики соответствующие. Ведь методики, даже те, которые рекомендованы мировым сообществом, не всегда отражают возможности, которые сегодня цифровая трансформация и технологический прогресс принесли в том числе таким организациям, которые занимаются сбором статистики. Например, если взять стоимость продовольственной корзины, то при помощи контрольно-кассовой техники сегодня можно более точно её прогнозировать через данные, которые получаются при продажах в розницу любых продуктов. Тут очень важно их кластеризовать, используя соответствующие методы, раскладывать их по, скажем так, информационным пулам, для того чтобы формировать точные знания о стоимости продуктовой корзины, цене бензина, хлеба, любых продуктов.

Вы занимаетесь этим, используете разные методики. Насколько они соответствуют сегодня ключевым вызовам?

С.Галкин: Росстат формирует систему взаимоувязанных макроэкономических показателей, базирующихся на международных стандартах, даёт всестороннюю характеристику всех социально-экономических процессов, которые наблюдаются в стране. При этом мы координируем статпроизводство ещё 65 ведомств. И конечно же, развитие методологии и соответствие потребностям пользователей является важной задачей, которую мы каждый день перед собой ставим и решаем.

Что касается проекта по контрольно-кассовой технике, есть понимание, что это перспективно. Сканирование цен является одним из важных, прогрессивных способов наблюдения за ними.

При этом хотел бы отдельно отметить проект, который Росстат сейчас реализует по поручению Правительства, – это разработка национального стандарта методики расчёта показателей национальных и федеральных проектов.

Стандарт призван обеспечить единообразие данных, используемых для мониторинга хода реализации национальных и федеральных проектов. Это повысит качество управления на основе данных. Итог этой работы – это появление цифрового паспорта каждой единицы информации, которая используется для расчёта показателей. Это, по сути, своего рода свидетельство о рождении данных.

Ещё один результат, который позволит получить внедрение стандарта, это создание электронной библиотеки методик. Это в будущем может ускорить разработку новых методик расчёта показателей и их внедрение в проекты госуправления.

Также мы работаем над рядом других отраслевых задач. Например, сейчас ведём работу по туризму, где мы описываем периметр отрасли и провели инвентаризацию всех методик расчёта показателей, для того чтобы на 360 градусов подкрепить необходимыми управленческими данными знания об отрасли.

М.Мишустин: Безусловно, обновление методик – это очень важно. Очень важно также думать об обратной связи, о которой нам говорит Президент. Это обратная связь от людей. Как это повлияет на компанию, на людей с точки зрения трудозатрат, которые они будут нести в случае более сложного заполнения каких-то форм статистики. Какие условия Росстат планирует сформировать для них по итогам всех изменений, которые вы планируете ввести?

С.Галкин: В работе с бизнесом и респондентами главная цель – это соблюдение баланса между объёмом данных, получаемых от респондентов, и отчётной нагрузкой. Мы видим, что решением может стать разделение респондентов на крупнейшие, средние, малые, и для каждого из класса респондентов нужно сформировать свой набор инструментария, достаточный и адекватный для того, чтобы естественным образом встраиваться в их деловую повседневную практику.

К примеру, для малого бизнеса мы видим возможность сократить число показателей по общеэкономическим характеристикам до 7–10 штук. Да, будут ещё сохранены отраслевые показатели, но основная задача – это таргетировать и адресно запрашивать информацию у конкретных групп респондентов.

Росстат совместно с Министерством экономического развития подготовил законопроект, который направлен на ограничение появления новых форм отчётности.

Кроме того, с крупнейшими респондентами (это холдинги, это компании, имеющие активные региональные подразделения) планируем работать как с группами предприятий. Считаем эффективным получать информацию комплексно при координации с головными офисами. Например, подобный подход позволит уйти от сдачи формальной нулевой отчётности дочерними структурами. По отдельным направлениям это десятки тысяч документов.

В работе с крупными предприятиями наша задача – перейти на получение данных из их учётных систем.

С прошлого года запустили несколько пилотных проектов. Работаем сейчас с «РЖД» по инвестициям и ценам. Недавно подписали соглашение с крупным ритейлером по пилотированию наших подходов. Тестируем подходы и со средними региональными компаниями, с представителями малого и среднего бизнеса проводим фокус-группы.

Всё это должно повысить качество национальной статистики и при этом учесть интересы бизнеса и общества.

М.Мишустин: Спасибо, Сергей Сергеевич. Необходимо продолжать реализовывать все намеченные планы и задачи и держать их под личным контролем.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/48841/