Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального дорожного агентства Романом Новиковым

М.Мишустин: Добрый день, уважаемый Роман Витальевич!

Прежде всего хочу Вас поздравить с наступающим праздником – Днём работников дорожного хозяйства. Это праздник строителей, проектировщиков и всех, кто так или иначе причастен к труду дорожников, благодаря которым возводятся магистрали, обеспечивается связанность территории нашей Родины. Хочу пожелать всем сотрудникам удачи, здоровья и новых достижений.

Служба, которой Вы руководите, управляет автомобильными магистралями всей страны. И в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» вы обеспечиваете расширение федеральных трасс, следите за их состоянием. К нормативным требованиям приведено уже более половины региональных дорог.

От эффективной деятельности вашего ведомства зависит транспортная связанность России, возможности доставки грузов, что имеет ключевое значение для всех отраслей – от промышленности до сельского хозяйства, от медицины до туризма.

Вы мне рассказывали около года назад о тех показателях, которые были достигнуты. Это были неплохие результаты.

Как сейчас обстоят дела и с чем вы подходите к концу этого года?

Р.Новиков: Уважаемый Михаил Владимирович!

От всех работников дорожного хозяйства спасибо за поздравление с праздником. Наш праздник приходится на осень, а осень для дорожников – это всегда подведение итогов, ввод объектов в эксплуатацию и постановка новых задач.

Ещё хочу поблагодарить от всех наших работников, всего стройкомплекса России за ту огромную поддержку, которую Правительство оказывает отраслевым инициативам, направленным на безусловное исполнение столь важных для страны задач.

В 2023 году мы работаем в рамках исполнения пятилетнего плана дорожных работ, утверждённого Вашим распоряжением в прошлом году. И можно с уверенностью сказать, что показатели, которые мы себе поставили в первый год пятилетнего плана по всем направлениям деятельности, будут достигнуты. Это и по федеральной стройке, и по содержанию дорог, по ремонтам, капитальным ремонтам, и по приведению в нормативное состояние региональной сети, и по содействию региональным дорожным объектам, которое осуществляет Федеральное дорожное агентство.

Мы на сегодняшний день плановые показатели по девяти месяцам исполняем: из 227 км федеральных дорог, запланированных к вводу, уже ввели 52 км. Из 3,5 тыс. км федеральных дорог, подлежащих ремонту и капитальному ремонту в этом году, 1,3 тыс. км также уже введено в эксплуатацию.

На региональных дорогах – 136 млн кв. м покрытия, мы уже на сегодняшний день выполнили 108 млн кв. м вместе с субъектами. Семь субъектов уже закончили программу дорожных работ этого года и работают наперёд. И с учётом той дополнительной поддержки, которую Правительство оказало регионам в этом году в части выделения казначейского бюджетного кредита, мы рассчитываем на выполнение 181 млн кв. м, что больше, чем в прошлом году.

Благодаря постоянной поддержке Правительства поддерживается набранный значительный темп в выполнении дорожных работ. Это 6,7 тыс. объектов региональной сети. При этом важно, что в этом году мы работаем в условиях роста интенсивности движения.

В прошлый раз я говорил и хочу вновь отметить, что и в этом году значительно вырастает интенсивность движения на наших дорогах. Это связано и с ростом автомобилизации – на 5 млн выросло количество автомобилей за последние четыре года, то есть за время реализации национального проекта. Интенсивность, количество проездов по нашим дорогам выросло с 76 млн в 2019 году до 109 млн в 2022 году. И этот летний сезон также оказался достаточно напряжённым в части повышения интенсивности движения. На федеральных дорогах это 61% по сравнению с летом прошлого года.

Но в этом году мы ещё заметили что внутренний трафик в регионах увеличивается – наряду с традиционными местами, где летом обычно растёт трафик. Это Краснодарский край, это Крымский мост, который в этом году, кстати, отметил пятилетие, и 36 миллионов человек уже за пять лет проехали через мост. В этом году тенденция сохранилась. В летний период от 10 тыс. до 12 тыс. автомобилей в сутки проезжало по мосту. Вместе с тем мы практически пол-лета работаем в режиме восстановительных работ, и на сегодняшний день они подходят к завершению.

Так вот, в Республике Дагестан на 13% увеличилась интенсивность движения этим летом. В Краснодарском крае – традиционно на 15%. На 17% – в Московской области, в Республике Карелия – на 7,5%, в Республике Алтай – на 12%. И, что обращает на себя внимание, в Приморском крае интенсивность движения этим летом выросла на 31%.

Мы видим это и реагируем, конечно же. Например, в Приморском крае мы ускорили работы на Кипарисовском путепроводе, где была заторовая ситуация, и летом же мы смогли её устранить, закончим уже в этом году работы.

В Кабардино-Балкарской Республике мы закончили работу по ремонту 30-километрового участка автомобильной дороги, ведущей к национальному парку «Приэльбрусье». В Псковской области – 23 км ремонта дороги к Псково-Печорскому монастырю. В Республике Карелия – дорога к национальному парку «Кижи».

Предусмотрели работу наперёд. Мы на сегодняшний день на 132-й дороге (так называемое Золотое кольцо России), от Владимира до Суздаля, ускорили работы для расширения участка 27 км с двух полос до четырёх. В Республике Алтай в предшествующем бюджетном цикле предусмотрели работы по расширению до четырёх полос участка 22 км от аэропорта Горно-Алтайска до Манжерока. Строительство нового моста взамен ремонтонепригодного.

Ещё мы обратили внимание на большое увеличение трафика внутри городских агломераций. Люди стали более активно ездить, пользуясь всеми предоставленными им на сегодняшний день возможностями. 2,5 тыс. объектов мы отремонтировали на подъездах к медицинским учреждениям и 2,5 тыс. объектов к 1 сентября подготовили к образовательным учреждениям.

Так как Минтранс ведёт активную работу по замене парка общественного городского транспорта, стали обращать больше внимания именно на те дороги, которые находятся на городских маршрутах, для того чтобы при замене, при поставке новых видов транспорта они достаточно эффективно использовались.

М.Мишустин: Президент нам говорит о том, что необходимо обеспечивать обратную связь от людей во всех проектах, которые мы делаем. В национальных проектах, государственных программах. И естественно, это касается и вашей деятельности. Важно знать, что хотят люди, особенно когда вы управляете автомобильными дорогами.

Ещё одна важная задача – создание в стране единой опорной сети транспортной инфраструктуры. Мы соответствующую транспортную стратегию приняли, где учли в том числе предложения вашего ведомства. И летом приняли необходимые законодательные поправки для того, чтобы все вопросы по ускорению строительства и приведению в нормативное состояние автомобильных трасс были решены.

Расскажите подробнее, как обстоят дела, в том числе на новых территориях, с созданием опорной сети.

Р.Новиков: Очень важно то, что законодательно закреплено понятие и значение опорной сети автомобильных дорог Российской Федерации. Огромную работу мы провели в прошлом году вместе со всеми субъектами Российской Федерации по определению этой опорной сети. Это 136 тыс. км из 1,5 млн км дорог, которые отвечают наибольшему социальному спросу и связывают между собой важнейшие транспортные точки. 64 тыс. км – это федеральные автомобильные дороги и 72 тыс. км – региональные дороги, которые связывают между собой основные субъекты, основные точки транспортного притяжения.

Централизация расходов по всем программам дорожных работ связана именно с доведением к 2027 году 85% опорной сети до нормативного состояния. То есть 82 миллиона жителей нашей страны будут связаны автомобильными дорогами с высоким уровнем транспортно-эксплуатационного состояния.

И в этом году очень значимое для нас и для всей страны событие, а самое главное, для жителей четырёх новых субъектов – Луганской Народной Республики, Донецкой Народной Республики, Херсонской и Запорожской областей: это, что в новых субъектах, Михаил Владимирович, докладываю, началась дорожная деятельность.

Проработали вместе с ними все параметры, которые нам необходимо учесть при развитии опорной сети. Выбрали все дороги, которые необходимо разделить на федеральные и региональные, местную и улично-дорожную сеть, создали органы управления дорожным хозяйством в каждом из этих субъектов. То есть везде есть на сегодняшний день заказчики.

По результатам этой работы четыре автомобильные дороги общей протяжённостью 1039 км уже переданы в федеральную собственность и содержатся по всем нормативам федеральных автомобильных дорог.

У этих дорог наибольшие шансы в ближайшее время стать частью опорной сети автомобильных дорог Российской Федерации.

Региональные дорожные работы начаты по Вашему распоряжению, которое вышло в августе этого года, с 1 сентября, и уже есть первые результаты. На улично-дорожной сети нашим коллегам из субъектов уже удалось привести в нормативное состояние 42,6 км автомобильных дорог и 38 км дорог региональной сети.

И это всё плюсом к тем огромным объёмам – 1,3 тыс. км, которые наши коллеги из госкомпании «Автодор» выполнили за эти два года по специальному инфраструктурному проекту по восстановлению разрушенных дорог и искусственных сооружений на них.

Мы рассчитываем, что 2,6 тыс. км региональных дорог и местной дорожной сети на территории новых субъектов войдут в опорную сеть в ближайшее время. Планируем уже с 2026 года всем четырём новым субъектам, которые уже практически вошли в дорожную деятельность, установить точно такие же показатели деятельности по автомобильным дорогам, которые существуют для других российских субъектов в национальном проекте «Безопасные качественные дороги».

За этот период предусмотрели все необходимые мероприятия, прежде всего нацеленные на доступность и обеспечение безопасности дорожного движения на всех автомобильных дорогах, перечень которых уже субъекты практически согласовали.

М.Мишустин: Закон устанавливает более сжатые сроки для формирования опорной сети. Основные мероприятия должны быть закончены к лету следующего года. Вы сказали, ближе к 2027 году, но следующий год должен быть ключевым. Это должно обеспечивать связанность страны. И конечно, надо держать этот вопрос на контроле.

Ещё один вопрос. Трасса Санкт-Петербург – Владивосток. По поручению Президента (в том числе ваше агентство занимается этим активно) совсем недавно был открыт участок до Арзамаса. Знаю, в декабре уже планируется Казань. Дальше – Тюмень, дальше – Екатеринбург. И так до Владивостока.

Какие здесь основные есть вопросы? Что со связанностью, с финансированием?

Р.Новиков: Михаил Владимирович, связанность на сегодня обеспечена. Протяжённость маршрута 8,8 тыс. км. И на сегодняшний день 71,6% – в нормативном состоянии, это 6,3 тыс. км.

В настоящее время действительно меняется трафик, меняется направление движения. И мы оценили всё текущее состояние дорожной сети на этом направлении, определили мероприятия, которые в ближайшей перспективе необходимо проводить. Это наряду уже с теми мероприятиями, которые ведутся в рамках национального проекта.

Сегодня мы в основном занимаемся тем, что снимаем места, которые работают в режиме перегруза, строим обходы городов. Будем сдавать в ноябре обход Канска в Красноярском крае. Сдаём несколько участков по автомобильной дороге «Лена». Сдаём и строим участки на автомобильной дороге «Уссури», всё это направлено на то, чтобы локально снимать места напряжения трафика.

Трафик растёт повсеместно. Но мы предусмотрели комплекс мероприятий, которые необходимо выполнить до 2030 года, во-первых, чтобы привести в 85-процентное нормативное состояние эти дороги, и, во-вторых, обеспечить дорогой растущий трафик автомобилистов. 315 км дорог мы планируем до 2030 года запустить в реконструкцию. 156 км необходимо ликвидировать грунтовых разрывов. И основными направлениями я бы опять же назвал строительство обходов городов: обход Ачинска в Красноярском крае, обход Тулуна в Иркутской области.

Очень важные мероприятия по устройству подъездов: к пункту пропуска Кяхта на границе с Монголией (это в Республике Бурятия), к пункту пропуска Забайкальск (это в Забайкальском крае) от Читы. Очень важные моменты по развитию восточносибирских дорог. Говорили уже и про мост через Лену, который запускается в этом бюджетном цикле, и про мост через Алдан. То есть появится мост через Лену – сразу возникнет необходимость строительства мостового перехода через Алдан. Четыре моста на автомобильной дороге «Вилюй» через одноимённую реку Вилюй.

И очень важно после выполнения всех этих мероприятий, а скорее всего, даже спараллелив их, ликвидировать 137 км грунтового разрыва от Мирного. Поэтому мероприятия все эти запланированы.

М.Мишустин: Роман Витальевич, решение Президента определило на годы нашу стратегию. И думаю, что с вашим коллективом профессиональным, с коллегами всё должно получиться. Хочу пожелать в этом успехов.

Ещё хочу сказать о таком важном вопросе, как кадры. Без сомнения, профессиональные кадры сегодня очень нужны. Вы сами знаете, этот вопрос для вашей отрасли тоже актуален. Нужно не забывать работать с университетами, с профессионалитетами, чтобы все необходимые специалисты были на местах. Задач очень много, и нам ещё понадобятся и проектировщики, и строители.

Ещё раз хочу поблагодарить Вас за работу. Коллегам всем пожелать успехов, поздравить с праздником. Потому что труд инженеров, проектировщиков, строителей, рабочих – бесценный. Они обеспечивают возможности передвижения людей, отдыха, туризма, поездок и на работу, и личных поездок, и, конечно, перемещения наших грузов, делают связанной нашу большую, великую страну.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/49749/