Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства водных ресурсов Дмитрием Кирилловым
Из стенограммы:
М.Мишустин: Уважаемый Дмитрий Михайлович!
Вы руководите очень важным ведомством, агентством, которое отвечает за одно из главных богатств нашей страны – водные ресурсы. Это около 5 млн рек, озёр, водохранилищ, от бережного отношения к которым зависит экологическая обстановка и стабильное развитие самых разных отраслей нашей экономики.
Деятельность вашего агентства направлена на оздоровление водных объектов, сохранение экологического баланса, обеспечение потребностей людей и бизнеса, а также защиту от наводнений, от катаклизмов. На что направлены и соответствующие федеральные проекты, которые реализуются по поручению Президента.
Расскажите подробнее, как идёт эта работа, что планируете в ближайшее время.
Д.Кириллов: Уважаемый Михаил Владимирович!
Агентство решает три основные, базовые задачи. Это обеспечение промышленности и населения, прежде всего населения, водными ресурсами, поддержание экологического баланса и экологического состояния водных объектов и, конечно, защита от наводнений. Эти задачи мы решаем в рамках государственной программы по воспроизводству и использованию природных ресурсов и реализуем в части, нас касающейся, национальный проект «Экология», который также на одну треть посвящён водным объектам.
Скажу чуть подробней по каждому направлению.
В области использования водных ресурсов, обеспечения населения качественной водой и обеспечения нужд промышленности. Основная задача нашего агентства – это, конечно, организация территориального перераспределения стока с учётом неравномерного распределения водных ресурсов на территории России. Мы знаем напряжённые наши точки, это прежде всего – европейская часть, юг России. И занимаемся регулированием режима работы водохранилищ. Задача не самая простая, поскольку у разных отраслей промышленности есть свои требования.
Для жилищно-коммунального хозяйства важно качество, качественное состояние воды. Это важный критерий также для развития рыбной отрасли.
Вместе с тем, если мы говорим об орошении, это прежде всего объём, возможности изъятия доступного объёма воды из водных объектов. Если мы говорим о судоходстве, это, конечно, поддержание стабильного уровневого режима, чтобы обеспечить глубину судового хода.
Иногда эти задачи наслаиваются во времени. Например, в летний период, когда, с одной стороны, нужно поддерживать уровень воды в реке для обеспечения судоходства и при этом дать возможность сельскому хозяйству изъять воду для полива. Задача не самая простая, но мы обязаны, скажем так, гарантированно удовлетворить потребности в определённом объёме всех отраслей экономики.
При этом с учётом многообразия нашей страны в каждом ключевом бассейне у нас свои приоритеты. Если мы говорим о бассейне Дона, то мы должны там помимо орошения поддерживать и развитие судоходства – как важнейшей, наверное, части нашего стратегического транспортного пути «Север – Юг».
Если говорим про Волжско-Камский каскад и Волжский бассейн, весной у нас приоритет – поддержание условий для нереста ценных видов рыб в Нижней Волге.
На Байкале, допустим, мы решаем прежде всего задачу экологического благополучия озера и поддержания стабильного уровневого режима озера.
Перейду к следующей задаче, которую решает агентство, – это экологическое оздоровление водных объектов. Здесь мы участвуемв реализации двух федеральных проектов национального проекта «Экология»: «Оздоровление Волги» и «Сохранение уникальных водных объектов».
По Волге приоритетом нашей работы является сохранение низовьев Волги, поскольку строительство каскада водохранилищ, естественно, повлияло на природный режим этой уникальной территории, которая является при этом резерватом ЮНЕСКО, – это Волго-Ахтубинская пойма. Здесь мы в рамках проекта обеспечиваем расчистку ериков и строительство водопропускных сооружений, которые в свою очередь позволяют во время паводка добиться дополнительного обводнения поймы и задерживают там воду для различных нужд, в частности, водоснабжения населения и сельского хозяйства на весь летний период вегетации. На сегодняшний день мы построили уже 53 таких водопропускных сооружения. План у нас до конца 2024 года – 80. По результатам: например, мы смогли уже в текущем году, в текущее половодье заполнить пойму до 85%, хотя начинали с 40–50%. То есть примерно в два раза мы уже увеличили площадь обводнения. Это что касается Волги.
По уникальным водным объектам. Здесь прежде всего должен выразить благодарность за то внимание, которое вы уделяете этому проекту. Благодаря оперативным решениям Правительства нам удаётся некоторые вопросы решать даже со значительным опережением плана. Так, мы смогли реализовать проект по расчистке реки Клязьмы в Московской области, реабилитировали несколько водных объектов в Республике Татарстан, Мордовии, Калининградской области – и уже закончили.
Сейчас мы начали работу по расчистке и реабилитации Манжерокского озера. Сегодня это озеро – часть туристического кластера на Алтае. Работа там началась, в следующем году она будет доведена до конца.
В рамках этого проекта мы уже оздоровили десятки водных объектов и расчистили площадь водохранилищ, которая исчисляется, наверное, 15 тыс. га. И он вызывает неподдельный интерес со стороны не только регионов, которые ежегодно участвуют в этом проекте (а их от 50 до 55), но и наших граждан. Через социальные сети мы слышим обратный отклик, задаётся очень много вопросов, как принять участие в этом проекте, как сохранить тот или иной водный объект, в котором граждане заинтересованы.
В этой связи по поручению Президента Российской Федерации сейчас идёт формирование объединённого проекта по сохранению рек и озёр России. Сформирована рабочая группа. В неё включены и представители Совета Федерации, и депутаты Государственной Думы, помимо регионов и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Наша задача – к середине 2024 года уже сформировать набор мероприятий, для того чтобы работа по сохранению рек и озёр России была продолжена и после реализации национального проекта «Экология». Это на период уже с 2025 по 2030 год.
Благодаря решениям, которые приняты Правительством по формированию бюджета на 2024–2026 годы, средства на продолжение работ по расчистке и реабилитации водоёмов у нас предусмотрены – примерно в размере 2,5 млрд ежегодно.
Третье направление нашей деятельности – это работа по защите населения от наводнений. Здесь основная наша деятельность связана прежде всего с капитальным ремонтом гидротехнических сооружений и предотвращением аварий на них, осуществлением расчисток русел рек и дноуглублением, строительством новых объектов инженерной защиты.
В течение трёх с половиной лет мы ремонтируем порядка сотни гидротехнических сооружений ежегодно. Кроме того, ввели в эксплуатацию 33 объекта капитального строительства, связанных с защитой населения от наводнения. Это дало нам возможность защитить порядка 60 тысяч человек на территории 23 регионов страны.
В частности, это Великий Устюг, который ежегодно подвергался наводнениям. При ледоходе колебания уровня рек там достигали 9 м. На сегодняшний день объект завершён. И мы исходим из того, что этот город, этот населённый пункт полностью защищён от наводнений.
Кроме того, в этом году завершается работа по строительству защитных сооружений в городе Кызыле Республики Тыва. Они уже весной смогли защитить около 2 тысяч наших граждан от наводнения.
В городе Междуреченске по Вашему поручению завершён первый этап строительства защитного сооружения протяжённостью 1,5 км. Приступили ко второму. В 2024 году будет завершено строительство ещё 2,5 км.
Отдельно о ситуации, связанной со строительством гидротехнических сооружений на Дальнем Востоке.
После совещания, которое Вы проводили в Южно-Сахалинске, было принято решение о выделении дополнительного финансирования и строительстве там защитных сооружений, так как это наиболее паводкоопасная часть нашей страны.
Сегодня у нас в работе 21 такое сооружение. 15 из них находятся в стадии строительства. 5 – в стадии проектирования. Один объект уже введён в эксплуатацию – это на территории Забайкальского края.
По нашим планам, до конца текущего года мы сможем завершить ещё три объекта, они находятся в Республике Бурятия – в столице Улан-Удэ и посёлке городского типа Наушки.
В 2024 году в планах завершить ещё пять объектов инженерной защиты.
Вместе с тем мы считаем, что задача не только в том, чтобы ликвидировать последствия таких явлений, но и правильно их профилактировать. В этой части работа агентства сводится прежде всего к установлению совместно с нашими регионами границ зон затопления и подтопления.
Важно, чтобы эти сведения учитывались и использовались при градостроительной политике и градостроительной деятельности.
М.Мишустин: У меня вопрос в связи с этим. У вас на базе водного реестра собрана информация практически обо всех объектах, которые есть на территории страны. Это позволяет вам просчитывать в том числе и риск возникновения паводков, наводнений и принимать соответствующие профилактические решения.
Расскажите о возможностях этой цифровой платформы: что сделано и в целом что делает ведомство в этом направлении.
Д.Кириллов: Начну с качества перевода в электронный вид оказания государственных услуг в нашей сфере.
С 2021 года мы перевели пять услуг, которые оказываем водопользователям и гражданам, в электронный формат. На сегодняшний день все они присутствуют на портале государственных услуг.
Чего мы смогли добиться за это время? Мы существенно сократили сроки, связанные с предоставлением соответствующих государственных услуг. Примерно в среднем в три раза: с 30 до 10 дней, по отдельным услугам – с 45 до 10. Кроме того, сократили количество документов, которые предоставляет нам заявитель, в среднем с 11 до 2. Остальные мы получаем сегодня в формате межведомственного электронного взаимодействия. Как следствие, количество обращений за предоставлением услуг именно в электронном виде с 2021 года, когда мы начали, с 28% выросло сегодня до 54% – при общем объёме примерно в 30–34 тысячи обращений за услугами в год. В принципе это хорошие цифры. Мы продолжаем и дальше популяризировать это направление, чтобы наши граждане, водопользователи были заинтересованы в получении услуг именно в электронном виде.
Кроме того, с позапрошлого года мы приступили к созданию цифровой платформы «Водные данные». Её назначение на сегодняшний день – это предоставление нам возможности принимать оперативные управленческие решения, связанные со складывающейся водохозяйственной обстановкой. Есть модуль «Оперативный дежурный» Росводресурсов, который на ежедневной основе собирает и анализирует информацию об уровнях водохранилищ, превышении опасных отметок на реках и площади пострадавших, затопляемых территорий.
М.Мишустин: Главное, чтобы все сервисы были удобны. И конечно, нужно совмещать их с государственным кадастром недвижимости. И развивать это для людей.
Ещё один вопрос к Вам. Важная тема сегодня – новые регионы, где агентство уже работает, я знаю. Конечно, необходимо и там сделать учёт всех водных объектов. Как развернулась работа в новых регионах и что агентство там делает сегодня?
Д.Кириллов: Во всех новых регионах с момента вхождения их в состав России сразу же были образованы наши территориальные органы. Налажено взаимодействие с уполномоченными структурными подразделениями регионов. Первым делом, конечно же, мы провели инвентаризацию наших водных объектов. На сегодняшний день сведения о более 400 из них, самых крупных, внесены в государственный водный реестр.
Провели также обследование фактического состояния водных объектов территорий. Обследовали совместно порядка 950 км проблемных участков русел рек.
По итогам обследования на сегодняшний день приступили к расчисткам восьми участков в границах городов Луганской Народной Республики, Донецкой Народной Республики и на территориях Херсонской и Запорожской областей. Приступили к расчисткам рек Лугань и Ольховка в Луганске, Кальмиус в Донецке, также ряда других водных объектов. Это в качестве задачи на 2023 год. Все работы там идут организованно, в графике. Мы их обязательно выполним. Предполагается расчистить свыше 40 км проблемных участков русел рек.
По 2024 году. У нас в планах, естественно, продолжение расчисток русел рек по итогам обследований, которые мы провели. Также благодаря принятому решению средства в бюджете у нас есть на 2024–2025 годы. Сейчас готовится соответствующая проектная документация.
Кроме того, наша задача в 2024 году определить по итогам водохозяйственного районирования соответствующие квоты и лимиты забора воды в водных объектах. Это особенно важно, потому что регионы и без того были всегда вододефицитные, а сегодня в силу сложившихся определённых обстоятельств они потеряли доступ к двум крупным водным источникам: это река Северский Донец и река Днепр.
В этой связи мы вместе с коллегами подготовили соответствующий водный баланс новых территорий, который на сегодняшний день будет использован при подготовке схем водоснабжения и водоотведения территорий.
М.Мишустин: Дмитрий Михайлович, важно тщательно контролировать, чтобы обследование и восстановление таких объектов в этих регионах было сделано вовремя. И попрошу также все остальные вопросы держать на личном контроле.
Источник: http://government.ru/news/49767/