Встреча Михаила Мишустина с представителями малого и среднего бизнеса Новгородской области

Вступительное слово Михаила Мишустина

Вопрос директора дизайн-студии Елены Агафонцевой о сокращении сроков ограничения на получение финансовой поддержки субъектам МСП, допустившим незначительные нарушения порядка и условий оказания поддержки

Вопрос председателя Новгородского регионального отделения «Опоры России» Андрея Голощанова об отмене Единого налога на вменённый доход и переходе на альтернативные режимы налогообложения

Вопрос генерального директора ООО «Рассвет сервис» Константина Харламова об упрощении процедуры снятия блокировки счетов для предпринимателей

Вопрос председателя Новгородского регионального отделения «Деловой России» Юрия Весельева о включении субъектов МСП в Единый реестр субъектов МСП в течение календарного года

Вопрос генерального директора АО «Трансвит» Сергея Шабунина о финансировании программы по созданию технопарков в 2021–2022 годах

Вопрос председателя правления Новгородского фонда поддержки предпринимательства Григория Степанова о планах по поддержке субъектов МСП в 2020–2021 годах

Из стенограммы:

М.Мишустин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Я решил встретиться с вами, чтобы лучше понять, с какими проблемами вы, представители малого и среднего бизнеса, сейчас сталкиваетесь и чем государство способно помочь. Ведь небольшой бизнес – это основа любой успешной деятельности в экономике. И особенно работа малого и среднего бизнеса важна для моногородов, для малых населённых пунктов. Именно за счёт малых и средних предпринимателей создаются рабочие места – помимо тех, которые есть на градообразующих предприятиях. Без развития малого и среднего предпринимательства вообще невозможно добиться благополучия в малых городах.

У нас есть, как вы знаете, отдельный национальный проект – «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». С ним увязано достижение целого ряда национальных целей развития, в том числе рост доходов населения, вхождение России в пятёрку крупнейших экономик мира.

Вы, наверное, знаете, что государство предлагает целый ряд соответствующих мер поддержки.

Во-первых, льготный налог на профессиональный доход, который снижает ставку для самозанятых с 13 до 4% в отношениях с физическими лицами и до 6% в отношениях с юридическими лицами.

Во-вторых, программа льготного кредитования малого и среднего предпринимательства, по которой уже в этом году банки должны будут выдать льготных кредитов примерно на 1 трлн рублей, а до 2024 года – на 10 трлн рублей.

Третье – это создание центров «Мой бизнес», которые работают уже в 79 регионах, где предприниматели в режиме «одного окна» могут получить все необходимые услуги для старта и ведения своего бизнеса, получить самые необходимые, свежие консультации.

И наконец государство расширило доступ малого и среднего бизнеса к государственным закупкам.

Коллеги, наша цель – донести до вас полную, объективную информацию о разработанных нами мерах поддержки. Прошу уважаемого губернатора и других коллег-губернаторов обратить на это внимание и информировать представителей бизнеса о том, что государство делает.

Несмотря на все предлагаемые меры поддержки, бизнес всё равно сталкивается с проблемами. Мы слышим о них. Чаще они носят общую направленность, в основном достаточно похожи, но зачастую носят индивидуальный характер. И этими вопросами нужно нам всем заниматься на системной основе – и региональным властям, и Правительству, и общественным объединениям, которые объединяют вас, предпринимателей.

Именно поэтому сегодня я вам первым хотел сообщить новость: я решил лично возглавить Правительственную комиссию по вопросам развития малого и среднего предпринимательства. Приглашаю вас к этой работе. И давайте уже сегодня начнём, прямо сейчас, в Новгородской области, первое, предварительное заседание – до этой комиссии.

Вам слово. Если есть какие-то вопросы – пожалуйста.

Е.Агафонцева (директор дизайн-студии, Великий Новгород): В 2019 году благодаря инициативе Андрея Сергеевича (Никитина) в нашем регионе был открыт Фонд развития креативной экономики, который оказывает различную поддержку малому и среднему предпринимательству. Это и гранты, и информационная поддержка. Мы, например, тоже воспользовались этой возможностью и получили грант в размере 300 тыс. рублей. И для нас, маленького предприятия, это хорошее подспорье. Мы смогли приобрести необходимое оборудование, организовать новые рабочие места и увеличить производительность своего бизнеса. Благодаря такому взаимодействию правительства, фонда и предпринимателей мы получаем всё больше информации (и вполне своевременно), видим новые перспективы и возможности воспользоваться различными фондовыми средствами.

Но мы сталкиваемся и с определёнными проблемами. Понятно, что на маленьком предприятии предприниматель занимает очень много должностей внутри своей структуры. Он и руководитель, и маркетолог, и кадровик, и снабженец – в общем, много всего. И в такой разнообразной деятельности, конечно, мы можем допускать какие-то ошибки. В законодательстве существует ограничение для предпринимателей, которые уже воспользовались мерами поддержки, но допустили какие-то недочёты – в условиях отчётности, например. Это могут быть как серьёзные нарушения, так и совершенно незначительные огрехи.

Мой вопрос: возможно ли пересмотреть трёхлетний срок дисквалификации предпринимателя, может быть, до одного года, потому что время для нас – очень ценный ресурс?

М.Мишустин: Сразу могу сказать, что моё мнение – однозначно да, нужно сокращать, потому что в принципе трёхлетний срок – очень серьёзный. Нужно ещё соответствующим образом установить, за что это было и каковы причины… Но если серьёзно, то нужно, наверное, сделать дифференциацию тех ошибок, по которым соответствующее суждение выносится. Но я однозначно за то, чтобы сократить.

Давайте поручим Минэкономразвития совместно с коллегами проработать вопрос и в ближайшее время вынесем его. Кстати, можно и на комиссии его обсудить.

Но ещё раз: однозначно три года – это очень много. Давайте посмотрим, что мы можем сделать.

Е.Агафонцева: Спасибо большое.

М.Мишустин: Пожалуйста, коллеги. Кто ещё?

А.Голощанов: Андрей Голощанов, председатель Новгородского регионального отделения «Опоры России».

Уважаемый Михаил Владимирович, с 2021 года на всей территории Российской Федерации будет отменён единый налог на вменённый доход (ЕНВД). Какие меры в связи с этим планируется принять? И ожидается ли корректировка действующих специальных режимов как альтернатива отмене ЕНВД?

М.Мишустин: Все режимы налогообложения, которые существуют в арсенале государства на сегодняшний день, абсолютно доступны для всех людей. Нужно просто посмотреть, насколько вам это подходит.

Первое – это патентная система налогообложения, где, собственно говоря, губернатор может принять соответствующее решение и выровнять её в случае сравнения с налоговой нагрузкой предприятий, которые уходили с ЕНВД.

Второе – это налог на профессиональный доход (НПД) для самозанятых. Это режим, который очень выгоден, и его также можно применять.

Далее – упрощённая система налогообложения. Напомню, что с 1 июля 2020 года предприниматели, которые будут применять упрощённую систему налогообложения по объекту «доходы», могут не сдавать налоговую отчётность, что тоже очень удобно.

Мне кажется, нужно провести более активную разъяснительную кампанию (я думаю, мы поручим налоговой службе в этом смысле поработать), чтобы было понятно, каким образом переходить на эти режимы. И сделать такой, если хотите, налоговый калькулятор, чтобы предприниматель мог посмотреть, что выгоднее.

Даниил Вячеславович (Д.Егоров – руководитель ФНС), скажите несколько слов, пожалуйста, по этому вопросу.

Д.Егоров: Да, Михаил Владимирович, мы уже по поручению Антона Германовича (Силуанова) разработали и сейчас тестируем – это уже на тестовом выходе – соответствующий информационный ресурс, который будет размещён на сайте. Мы также дадим поручение нашим региональным управлениям, включая, безусловно, управление по Новгородской области, касающееся того, как плательщикам быстро посмотреть, какой наиболее подходящий режим можно использовать. Более того, мы создадим инструменты, чтобы адресно предлагать решения конкретным компаниям, которые будут переходить в подходящие режимы.

И ещё мы, думаю, в ближайшее время предложим модель бесшовного перехода. Все режимы специальные, следовательно, требуют заявления. И чтобы в этот промежуток человек или компания не оказались в общем режиме, мы также предложим какое-то мягкое решение, чтобы людям было комфортно.

М.Мишустин: По-моему, это очень неплохо. Просьба только, чтобы мы уже в первом квартале на сайте дали разъяснительную информацию и реализовали возможности калькулятора. 

К.Харламов (генеральный директор ООО «Рассвет сервис»): Добрый день, уважаемый Михаил Владимирович!

Константин Харламов, компания «Рассвет сервис».

У меня вопрос по блокировкам счетов. Снятие блокировки порой занимает недели, и предприниматели, их бухгалтеры вместо того, чтобы зарабатывать деньги, ходят, доказывают свою правоту. Это, конечно, отражается на операционной деятельности компании, на прибыли. И я считаю, что государство тоже теряет в налогах.

Уверен, что Вам этот вопрос знаком как никому. Мы прекрасно понимаем, почему блокировки необходимы, но хочется всё же, чтобы предприниматель, когда эти нарушения незначительны, мог в течение двух-трёх дней снять её с помощью тех же, например, цифровых сервисов.

В связи с этим вопрос: возможно ли предусмотреть на законодательном уровне поправки, позволяющие исключить необоснованную блокировку счетов по кредитным организациям и упростить процедуру снятия блокировки для предпринимателей?

М.Мишустин: По кредитным организациям – это одно, по налоговой сфере – другое. Но в принципе у нас с 1 апреля до 3 тыс. рублей уже не будет блокирования. С 1 апреля этот вопрос решён.

И ещё по блокировкам. Очень важный момент, что не счёт блокируется, блокируется сумма соответствующего нарушения. Здесь нужно абсолютно точно понимать, что именно та сумма, о которой идёт речь, а не весь счёт.

Даниил Вячеславович (обращаясь к Д.Егорову), Вам есть что добавить?

Д.Егоров: Да. Для нас также это серьёзная нагрузка. Мы видим, что около 30 млн таких решений. Это крайне много и для плательщиков, и для нас. Это проблема.

Что мы предложили?

Первое. Мы сейчас внедрили технологию анализа невыясненных платежей, чтобы быстро расчищать, – где-то под триллион мы сами быстро расчищаем без уточнения платежа налогоплательщиком.

Второе. Это как раз предложение: по суммам недоимки до 3 тыс. рублей – мы только уведомляем, не блокируем. Это то, о чём Вы уже сказали.

И третье – это достаточно хорошо зарекомендовавший себя институт единого платежа для физических лиц: на этом счёте висят деньги, и, если вдруг где-то возникает налоговая недоимка, из этого счёта сразу идёт погашение – без долгих процедур, заявлений о переброске и так далее. То есть автоматом списывается – по сути, как электронный кошелёк.

М.Мишустин: Для ИП вы хотите это распространить?

Д.Егоров: Для ИП и для юрлиц.

А.Силуанов: Если можно, я тоже ещё добавлю по блокировке банками счетов. У банков тоже есть свои основания для того, чтобы приостановить действия по счетам. Действительно, многие предприниматели, особенно малые и средние, обращаются с просьбой упростить, сделать понятной разблокировку этого счёта, потому что мы знаем случаи, когда по полгода счёт остаётся заблокированным и никакие действия коммерческого банка не приводят к тому, чтобы его разблокировать. Мы обратились к Центральному банку с тем, чтобы он дал указания и разъяснения, какие документы необходимо представить для того, чтобы этот счёт был разблокирован. Потому что действительно, очень непонятна процедура такой разблокировки, её не было. Просим Центральный банк такую процедуру определить, чтобы коммерческие банки ей пользовались, чтобы это тоже не было препятствием для продолжения работы предпринимателя.

Ю.Весельев: Михаил Владимирович, Андрей Сергеевич, добрый день! Меня зовут Весельев Юрий, я руковожу «Деловой Россией», местным региональным отделением, и Фондом развития креативной экономики. У нас есть региональный инвестсовет при губернаторе, и на этом уровне нам довольно комфортно удаётся за короткие промежутки времени решить вопросы, связанные с корректировкой законодательства на местном, на региональном уровне. Вплоть до того, что в 2018 году даже ввели дифференцированную систему, или подход, при оценке стратегического обоснования инвестпроектов в муниципалитетах, что в принципе для них очень важно, особенно для малых районов, где несколько тысяч населения. Это позволяет местным предпринимателям получать дополнительные льготы и развиваться.

Понятно, с региональным законодательством здесь проще значительно, здесь губернатор рядом, и он нас слышит. Сложнее всего с федеральными вопросами. И вот один из вопросов, или кейсов, позвольте, я озвучу.

Один из предпринимателей выпал из единого реестра МСП – из-за ошибки, которую допустил. Когда подавал по среднесписочной деятельности отчётность, он указал несуществующую дату, то есть 2020 год вместо 2019 года. И когда пошёл на тендер (обязательное условие: он должен был являться субъектом), из-за такой незначительной ошибки он выпал оттуда. Есть ли какие-то способы (или появятся ли они в ближайшее время) быстро добавить его в реестр снова?

М.Мишустин: Очень хороший вопрос. Юрий Михайлович. Дело в том, что мы проводили детальный анализ вообще причин, по которым количество субъектов малого и среднего предпринимательства в реестре серьёзно уменьшилось. Помните, совсем недавно об этом многие говорили? И вы знаете, что было основной причиной? Несдача среднесписочной отчётности. Это отдельная дата была, январь . И после Нового года многие предприниматели, к сожалению, просто эту дату не заметили. А закон был написан именно так – это закон, который фактически определял те параметры, по которым субъект малого предпринимательства был в реестре, – что по-другому решить было нельзя. И такая, если хотите, несправедливость или неудобство, которое случилось, уже исправлено. В настоящий момент фактически отчётность по среднесписочному количеству внесена в отчёт по страховым взносам, который сдают предприниматели, соответственно, в составе всей своей бухгалтерской налоговой отчётности поквартально. И фактически больше этой проблемы не будет. Это первое.

И второе. Внесены также соответствующие поправки в действующий закон, по которым можно будет в том числе и налоговой службе принять решение, поскольку она является организацией, которая ведёт реестр малых и средних предприятий, внести соответствующие корректировки.

И уже со следующего года мы, соответственно, будем иметь эту ситуацию как решённую.

С.Шабунин: Добрый день, Михаил Владимирович, Андрей Сергеевич. Шабунин Сергей Николаевич, генеральный директор АО «Трансвит». Мы производим трансформаторы, источники питания, светотехническую продукцию и на сегодняшний день являемся единственными производителями настольных светильников в России, поставляем продукцию «РЖД», ОПК. Мы вступили в управление предприятием в 2017 году. На тот момент была ситуация, когда задолженность по налогам и зарплате была порядка 70 млн. Мы привлекли кредитные ресурсы порядка 100 млн для оздоровления и реорганизации предприятия. Предприятие располагает 60 тыс. кв. м площадей, из них порядка 30% мы используем для собственных нужд, а порядка 70% арендуют небольшие предприятия-производители.

Большая часть производственных площадей не соответствует современным требованиям. Требует модернизации котельная, очистные сооружения. При поддержке губернатора и правительства Новгородской области мы готовим документы для участия в федеральной программе по технопаркам. Мы потратили порядка 18 млн на эту программу. Вопрос: планируется ли финансирование данной программы в 2021–2022 годах?

М.Мишустин: Ну, во-первых, да, планируется. Во-вторых, там есть соответствующее постановление 316-е, по которому достаточно серьёзно нужно подойти к составлению документации. Обратите на это внимание, потому что сырые документы – это весьма серьёзная проблема. По объёмам финансирования, Максим Геннадьевич, есть у Вас что сказать?

М.Решетников: Да, у нас предусмотрены на 2021–2022 годы достаточно ощутимые ресурсы – порядка 10 млрд рублей. Поэтому заявляйтесь, отбор будет во втором полугодии 2020 года. Мы заранее, понятно, доведём информацию до регионов в первую очередь. Ну а, соответственно, будет готова заявка, вы в предварительном порядке через Андрея Сергеевича… Давайте мы тогда посмотрим, как и со всеми регионами… Михаил Владимирович, если поручите, мы тогда отработаем, чтобы потом не было неприятностей.

М.Мишустин: Да, конечно. Министерство экономического развития будет такую программу поддержки технопарков вести до 2023 года.

С.Шабунин: Спасибо.

Г.Степанов: Добрый день, Михаил Владимирович, Андрей Сергеевич! Меня зовут Григорий Степанов. Я руководитель Новгородского фонда поддержки малого предпринимательства. Наш фонд известен почти каждому малому или среднему предприятию Новгородской области, в первую очередь, наверное, благодаря программе микрофинансирования, которую мы ведём активно и давно. И в этом году благодаря национальному проекту и за счёт федеральной субсидии наша микрофинансовая программа была капитализирована больше чем на 50 млн рублей. Это, наверное, впервые позволило нам уйти в течение большей части года от очереди наших предприятий на микрофинансирование. И вообще дало очень такой большой положительный импульс для малого бизнеса и микробизнеса Новгородской области, потому что эта программа служит одновременно и поддержкой, и подготовкой этих предприятий для банковского финансирования. Вопрос у меня такой: планируется в этом году и в следующем году сохранить уровень этой поддержки? Потому что она была значительная, люди это увидели, и они, наверное, ждут от государства в дальнейшем такого же уровня поддержки.

М.Мишустин: Максим Геннадьевич, пожалуйста, ответьте.

М.Решетников: Там действительно у нас в прошлом году был большой объём поддержки, потому что с ряда других программ, которые в прошлом году немного буксовали, деньги были перераспределены, и поэтому в таком сверхплановом объёме докапитализировались эти фонды. В этом году поддержка будет, но она, конечно, меньше, потому что у нас очень активно пошла сейчас по льготному кредитованию, по субсидируемым ставкам. Учитывая то, что общая ставка сейчас снижается и размер дотации увеличен до 3%, у нас банки должны сейчас за предпринимателями выстроиться в очередь.

М.Мишустин: Я сказал, объём в этом году триллион, до 2024 года – 10 триллионов. Это на страну.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/38943/