Встреча Михаила Мишустина с председателем госкорпорации «ВЭБ.РФ» Игорем Шуваловым

Из стенограммы:

М.Мишустин: Уважаемый Игорь Иванович!

Перед корпорацией «ВЭБ.РФ» стоят масштабные, серьёзные задачи.

Правительство продолжает реформы институтов развития, которые мы с Вами подробно обсуждали. Основное их назначение – это нацеленность всех институтов развития на выполнение национальных целей развития, которые поставил перед нами Президент России. И в целом ряде корпораций, институтов развития сейчас происходят достаточно серьёзные изменения.

Что касается «ВЭБ.РФ», под его управление переданы 12 институтов развития. Сформированы координационные комитеты по отраслям, которые возглавили профильные вице-премьеры. Проведена большая работа, в том числе установлены соответствующие показатели эффективности менеджмента, который работает в корпорации.

Очень важно, что ВЭБ в этом смысле делает очень конкретные вещи. Это большие, серьёзные инфраструктурные проекты, школы, социальные объекты, предприятия, которые вы развиваете.

Пожалуйста, расскажите, как идёт эта работа. И в целом что делается в корпорации.

И.Шувалов: Уважаемый Михаил Владимирович!

Спасибо за то внимание, которое Вы уделяете развитию «ВЭБ.РФ» и организаций, которые переданы для управления ВЭБу.

Позвольте сначала сказать, что активная позиция Правительства, которое в 2020 году проводило работу по приобретению за счет средств Фонда национального благосостояния акций «Сбера», в том числе позволила решить вопрос долга ВЭБа перед Центральным банком Российской Федерации.

При Вашем непосредственном участии была создана та необходимая финансовая безопасность для деятельности организации, которой мы сегодня пользуемся. У нас высокая достаточность капитала. И достаточно ликвидности для того, чтобы реализовывать все необходимые проекты в рамках национальных целей развития.

Мы живём по новому закону. Этот закон инициировало Правительство Российской Федерации. В 2021 году в новой редакции закон о ВЭБе начал действовать. Вы подписали меморандум о финансовой политике ВЭБа, который позволил нам не только обрести современную нормативную базу, но и получить от совета директоров Банка России специальные правила по взаимодействию ВЭБа с коммерческими банками, и теперь мы можем на финансовом рынке работать в благоприятных условиях. Большое спасибо Правительству за это. Это очень важное изменение в статусе нашей организации.

В декабре действительно ВЭБу были переданы 12 организаций, для того чтобы мы наладили работу. Мы должны были исключить дублирование наших функций, конкуренцию между собой по отдельным интересным проектам. Докладываю, что в настоящий момент такой конкуренции не существует и мы учимся работать слаженно.

Мы понимаем, что это большая ответственность перед Правительством, потому что капитала немного. А по новой модели, которая утверждена Наблюдательным советом, мы должны до 2024 года все вместе, также вместе с инициаторами проектов и коммерческими банками инвестировать более 17 трлн рублей. Это очень большая цифра и большая ответственность. Сама группа «ВЭБ» должна обеспечить финансирование свыше 6 трлн рублей.

Мы для этого провели оценку персонала ВЭБа. Нам помогали консультанты, в том числе международно признанные консультанты, для того чтобы подтвердить квалификацию сотрудников, которые занимаются кредитным делом и управляют различными проектами по проектному способу.

Была также проведена по поручению Правительства коррекция системы оплаты труда. Она приведена в соответствие с требованиями, которые Правительство нам транслировало. Эти правила в том числе коснулись топ-менеджмента. Таким образом, во-первых, сначала были проверены компетенции: достойны ли эти люди занимать ту или иную должность. Во-вторых, мы посмотрели и провели расчёты по средней заработной плате, и с дисконтом по такой заработной плате были представлены контракты с новыми условиями для персонала ВЭБа.

Мы теперь эту систему оплаты труда транслируем также во все организации. И никто не может получать выше рынка в этих организациях. Больше того, мы понимаем ответственность перед вами в том, что мы должны даже обеспечить определённый дисконт.

Мы взаимодействуем с коммерческими банками, и у нас не наблюдается за последнее время никакой конкуренции по проектам. В исключительных случаях мы работаем как единственный кредитор. В основном мы работаем в синдикатах или по фабрике проектного финансирования вместе со «Сбером», ВТБ, Газпромбанком. Сейчас стали появляться новые сделки с «Открытием». Мы стараемся вовлекать в нашу работу как можно больше коммерческих банков.

С другой стороны, коммерческие банки теперь нас приглашают, потому что фабрика проектного финансирования – это инструмент ВЭБа. У нас подписано уже 15 сделок – свыше 1 трлн рублей. По некоторым этим проектам уже запущены заводы, предприятия выпускают продукцию. Мы этот инструмент и дальше будем развивать.

Про комитеты, о которых Вы сказали. Эти комитеты действуют по новой модели. Поскольку мы в первую очередь кредитная организация, то должны обеспечить возвратность капитала. Мы, в отличие от коммерческих банков, не можем доложить о прибыльности, поскольку наша основная задача – обеспечить необходимую инструментальную деятельность коммерческих банков и самих инициаторов проекта, но не допустить убытка.

Мы вышли сейчас на достаточно стабильную платформу и не допускаем убытка в нашей деятельности. Не стремимся к получению прибыли, но имеем в виду, что косвенно в результате нашей деятельности в том числе может неуклонно обеспечиваться и прибыльность коммерческих банков.

Комитеты – это образования при Наблюдательном совете. Возглавляют комитеты, как Вы сказали, члены Правительства, заместители Председателя Правительства. Мы пытаемся наладить работу таким образом, чтобы вся наша бизнес-линейка, все наши возможности по предоставлению заёмного капитала были связаны с национальными целями развития и теми инициативами, которые Правительство совсем недавно утвердило. Мы, таким образом, смотрим, чтобы в любом случае это было направлено на достижение национальных целей, утверждённых Президентом, и в рамках той правительственной «дорожной карты», которая утверждена Вами. И мы смотрим на максимальные эффекты, которые можем получить.

О том, как мы дальше будем работать с организациями. Несколько организаций нам переданы по инновационной линии. Для нас это также большой вызов. Я знаю, что Вы уделяете этому большое внимание. Мы работаем с Заместителем Председателя Правительства Дмитрием Николаевичем Чернышенко, с министрами и с теми, кто на рынке действительно ярко проявляет свои инновационные и технологические компетенции. Работа непростая. Понимаем, что предстоящий период для нас – это большой вызов: научиться работать так, чтобы мы действительно были заметны по той помощи, которую можем оказывать – и создавая соответствующую инфраструктурную среду, и давая возможность стартапам развиваться настолько, чтобы потом, поддерживая эти проекты на каждом этапе развития, мы могли уже крупным предприятиям предоставлять кредит, для того чтобы такие предприятия строить. Задача сложная.

По конкретным проектам. Мы под руководством Дмитрия Юрьевича Григоренко, который возглавляет Наблюдательный совет ВЭБа, ведём по проектному способу восемь проектов. Мы регулярно встречаемся, для того чтобы обсуждать самые важные точки прохождения этих проектов. Мы не только предоставляем денежные средства, но и работаем с инициаторами проектов, для того чтобы решать проблемы, которые возникают, и всячески содействовать в прохождении сложных этапов. Я Вам расскажу про наиболее важные.

Начну с образования. По поручению Президента и Правительства ВЭБ включился в программу создания новой базы для общего образования. Мы понимаем свою ответственность: не менее 150 новых школ должно быть построено при непосредственном участии «ВЭБ.РФ». Мы уже подписали первые 15 соглашений с субъектами Российской Федерации для строительства этих школ. Это новая модель. В эту модель будут вовлечены и «Сбер», и Газпромбанк, и другие, региональные, банки. Мы берём на себя ответственность, что по повторяющимся проектам – это проекты, высокого уровня, но не претендующие на какую-либо уникальность, а стандартные проекты школ – мы должны их запустить в ближайшие два-три года. И помимо того, что будут построены школы, мы должны вместе с компанией «Просвещение», куда по согласованию с Правительством вошли «Сбер», РФПИ и ВЭБ, работать по подготовке преподавательских составов. Мы должны взять на себя обязательства технологически подготовить и оборудовать классы специальные в этих школах. И для нас это новый вызов, это новая компетенция. С одной стороны, это бизнес-проекты, которые имеют очень низкую маржинальность. При этом они дают большой эффект для страны и для каждой конкретной семьи – ведь это так важно, насколько результативно мы готовим будущие поколения и насколько они будут образованы и компетентны.

Также в сфере образования Правительство нас определило агентом по созданию межвузовских кампусов. Для нас это интересный проект, поскольку, с одной стороны, он позволяет студентам пользоваться современной материальной базой и создаёт совсем другое настроение в процессе обучения. С другой стороны, проявляет новые возможности для нашей системы высшего профессионального образования, для её участия в международной конкуренции за лучшие умы. Таким образом, в проекте по привлечению иностранных студентов это тоже имеет большое значение. Здесь мы работаем вместе с Дмитрием Николаевичем Чернышенко и Министром образования и науки, формируя подходы по созданию этих кампусов, это в том числе часть современной городской среды. Это будет означать большое преобразование и создание современных городов, где будет и людям разных поколений, и тем, кто связан с наукой и образованием, комфортно.

Следующий проект – это модернизация городского транспорта. Мы сейчас запускаем 12 проектов в крупных российских городах. В первую очередь – по созданию возможностей для электрического транспорта. В первую очередь это современный трамвай и электробус. Мы получили подтверждение от Правительства, что часть средств для такого проекта будет выделена из Фонда национального благосостояния. ВЭБ на этот проект предоставит около 85 млрд рублей. В целом мы пока оцениваем необходимые средства для этого проекта в размере 220 млрд рублей.

Проект регулярно рассматриваем на еженедельных мероприятиях в Правительстве, намерены подписать все необходимые документы как можно быстрее. Он имеет очень высокую востребованность в городах Российской Федерации. Люди заинтересованы в том, чтобы была безопасная перевозка. Субъекты при этом по-разному действуют. Кто-то меняет в целом модель управления пассажирскими перевозками в своих городах, кто-то идёт по достаточно простому пути – обновление подвижного состава.

Мы работаем по любой модели. Самое главное для нас, чтобы была возвратность предоставленных средств. Но это даст большие эффекты и для российской промышленности, и для каждой конкретной семьи.

Далее. Мы работаем очень плотно и с теми, кто производит газ («Ямал СПГ»), и с теми, кто производит нефть и нефтепродукты («Роснефть»), – по востребованности российских судов, построенных на верфях Дальневосточного федерального округа. В частности, я сейчас говорю о верфи «Звезда» и тех контрактах, которые мы сопровождаем.

Мы как организация развития сопровождаем сейчас на начальном этапе. В нашем портфеле уже около 700 млрд рублей. И коммерческие банки стали уже проявлять интерес к этим проектам. Мы надеемся, чем больше будет поставляться судов для перевозки и чем успешнее они будут эксплуатироваться, тем наша роль меньше потребуется в обеспечении финансирования, производства и эксплуатации таких судов. Сейчас уже большой интерес к этим сделкам проявляют Газпромбанк и «Сбер».

Эти суда перевозят как раз то, что производится, например, на таких крупных и сложных месторождениях, как Ямал. И «Ямал СПГ» был запущен объединением большого количества сил участников. Это сложный проект, но газ, который добывается и будет добываться на этих предприятиях, будет транспортироваться по Северному морскому пути в том числе судами, которые производятся сейчас на верфи «Звезда».

Мы принимаем участие и в крупных проектах по газохимии – и на Дальнем Востоке, и на Северо-Западе. На Северо-Западе под непосредственным кураторством председателя Наблюдательного совета мы работаем по Усть-Луге. Это крупнейший сейчас проект. В целом будет стоить больше 3,5 трлн рублей. Отгруженная продукция по этому проекту будет больше 90% идти для зарубежных рынков. То есть это высокий экспортный потенциал. Мы надеемся, что он будет не только важен в целом для налоговых поступлений и Российской Федерации, и Ленинградской области, но и серьёзно изменит жизнь в городе Кингисеппе, где живёт больше 50 тысяч человек, и появится много работников, которые будут связаны с этим производственным комплексом в Усть-Луге.

По другим проектам, Михаил Владимирович, мы готовы Вам регулярно докладывать. Могу лишь сказать, что этих проектов сейчас свыше 100. И по той бизнес-модели, которая утверждена Правительством, впереди много серьёзной работы.

М.Мишустин: Спасибо, Игорь Иванович.

Очень хорошо, что сегодня Вы эффективно взялись за то, чтобы фактически все основные процессы, необходимые для реформирования институтов развития, корпорации «ВЭБ.РФ» в целом, привести в порядок в соответствии, как я уже говорил, с национальными целями развития, которые поставил Президент.

ВЭБ традиционно участвует в сложных проектах, высокотехнологичных. Очень важно, чтобы всё это почувствовали наши люди.

И то, о чём Вы рассказали, – от социальных объектов, школ до различных предприятий – так или иначе сделает жизнь наших людей лучше. Качественней будут наши дороги. Комфортней будут наши дома и новые поселения. Территориальное планирование сегодня в связи с такими проектами будет развиваться. Всё это будет работать на достижение национальных целей, на благо наших людей.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/43690/