Встреча Михаила Мишустина с генеральным директором ПАО «КамАЗ» Сергеем Когогиным
М.Мишустин: Уважаемый Сергей Анатольевич!
Вы руководите корпорацией, которая производит автомобили для грузовых и пассажирских перевозок. Среди них – и самосвалы, и краны-манипуляторы, тягачи, автобусы, электробусы. От результатов деятельности Вашей компании напрямую зависит и промышленный рост, и экономика всей страны.
Президент отмечал, что нужно иметь свои «технологические ключи» по критически важным направлениям для безопасности России и повышения качества жизни наших граждан.
Здесь у КамАЗа особая роль. Прежде всего – по обеспечению различными машинами строительного сектора, сельского хозяйства, добывающей промышленности, перерабатывающих отраслей. И, конечно, по выпуску общественного транспорта, который используется на городских и пригородных маршрутах.
Расскажите подробнее об общей ситуации с производством автомобилей, грузовиков, результатах работы, а также дальнейших планах предприятия.
С.Когогин: Уважаемый Михаил Владимирович! Действительно, каждый день на улицы наших городов, на наши дороги выходят миллионы автомобилей «КамАЗа». Это и перевозка грузов, и решение самых различных жилищно-коммунальных вопросов.
Если брать рынок, то он выглядит сейчас приблизительно так. Мы ожидаем примерно 50 тыс. машин в этом году. Доля КамАЗа на этом рынке уже сегодня 34%. Она по сравнению с 2024 годом выросла вдвое.
Правительство своевременно принимало меры, которые были необходимы для поддержания рынка. Особое значение придавалось, конечно, пассажирскому транспорту.
Когда на улицах наших городов появляются новые хорошие автобусы или электробусы, это сильно влияет на настроение людей, ритмичность перемещения, мобильность населения. В этом году оперативно приняли решение о выделении дополнительных средств на субсидии регионам, это повлияло на загрузку наших предприятий.
Важный вопрос для нас также – соблюдение осевых нагрузок. У нас в какой‑то степени был прекращён контроль весовых нагрузок. Это разрушало дороги, мосты. И нам как законопослушным производителям было сложно конкурировать с таким транспортом. Это всё теперь решилось.
Экспорт. В этом году наш прогноз – экспорт вырастет на 10%, причём за счёт стран не столько ближнего зарубежья, сколько в основном дальнего. Это Азия, это Ближний Восток, куда мы исправно отправляем наши автомобили. Таких результатов компания добилась благодаря большому труду.
Что мы сделали относительно нашего модельного ряда? Вы оказывали нам поддержку в серии К5. Модельный ряд расширен, то есть появились новые транспортные семейства, запущены в производство самосвалы, сделали по заказу «Газпрома» серию газомоторных автобусов. Мне было очень приятно, что руководство «Газпрома» поставило вопрос о том, чтобы рабочие вахты ездили в достаточно комфортных условиях. То есть в этом автобусе даже на междугородних маршрутах теперь ездить очень комфортно.
Затем мы всю серию наших двигателей полностью сделали на газомоторном топливе. Большая была работа. Важным является и то, что тягачи, автобусы работают тоже на газомоторном топливе.
Продажи в данном сегменте в этом году стали расти. И особо, конечно, хочу отметить автономные транспортные средства, которые ходят на маршруте Москва – Санкт-Петербург. Сейчас расширили экспериментальный режим до Казани, где идёт испытание наших высокоавтоматизированных (беспилотных) автомобилей.
Важным является для нас также выпуск автомобилей серии К5 полноприводного семейства. Они рассчитаны на сложные климатические условия – Север. В основном нефтяные, сырьевые компании их приобретают.
Мы также значительное внимание уделяем военному транспорту. Для силовых структур разработали шесть моделей автомобилей, которые имеют высокий уровень защищённости. В сегодняшних условиях, конечно, это спасение жизни наших граждан, бойцов.
Вот такой объём работ нами проделан. Я считаю, что мы вышли на уровень стабилизации рынка. Что изменилось? Требования клиентов к автомобилям повышенные: нужен комфорт, нужен хороший удельный расход топлива и надёжность автомобилей с большим межсервисным интервалом. Все эти задачи компанией решены. Рассчитываем, что в этом направлении будем двигаться дальше.
М.Мишустин: Это хорошо, что вы много занимаетесь новым модельным рядом. Научно-исследовательские и конструкторские работы, вообще труд дизайнеров, проектировщиков сегодня очень важен, поскольку мир движется вперёд и, чтобы иметь конкурентные преимущества, необходимо развивать во всём собственные компетенции.
Вы также в центре компетенций занимаетесь импортозамещением программного обеспечения, связанного с проектированием, разработкой автомобильной техники.
Был целый ряд сложностей, которые, по мнению практически всех специалистов, преодолеваются. Без современных средств проектирования, систем автоматизированного проектирования, систем поддержания жизненного цикла создавать свои решения будет невозможно. Это связано и с расчётами, и с дизайнерскими разработками.
Вопрос: насколько КамАЗ сейчас погружён в поиск именно суверенных решений, в том числе в области проектирования и эксплуатации своих изделий?
С.Когогин: Михаил Владимирович, когда Вы назначили меня руководителем ИЦК в автомобилестроении, я постарался глубоко погрузиться в тему. Учитывая, что Вы пристальное внимание этой работе уделяете, я постараюсь описать, как это выглядит.
Первое. КамАЗ выступил финальным контрактодержателем по договору с Минпромторгом на создание полноценной системы поддержания жизненного цикла. Всё, что делали наши разработчики, как говорится, по кусочкам: там, там, там, мы постарались собрать в единое целое.
Вы знаете, что мы взяли к себе на работу сотрудников «Сименса». Они специалисты в области постановки задач и продажи этого продукта.
На этой диаграмме можно видеть, как выглядит сегодняшняя система. Это вот западный продукт. А мы сегодня находимся здесь. И заключив контракт, по договору мы должны к 2030 году выйти на тот уровень, который обеспечивает полноценное функционирование системы.
М.Мишустин: Это уровень зрелости внедрения?
С.Когогин: Да, это уровень зрелости внедрения. Очевидно, что здесь больше трудоёмкости, чем быстродействия – но простые элементы мы сегодня начали уже проектировать в системе T-FLEX.
М.Мишустин: Российская система?
С.Когогин: Да, российская. На этой диаграмме я постарался показать, как весь IT-ландшафт выглядит у промышленного предприятия.
И когда мы стали анализировать, что сделала промышленность, я, честно говоря, порадовался, Михаил Владимирович.
М.Мишустин: Планирование, ERP, транспортная логистика – всё на российских системах…
С.Когогин: КамАЗ – один из лидеров внедрения был. Теперь мы переходим на новый вид.
Что мы сделали? Во‑первых, завод «Москвич». Поскольку его отключили от всего, он полностью перешёл на отечественный продукт. То есть мы не пытались ему с КамАЗа что‑то перебросить – просто перевели…
САП – это система, которая имеет определённые недостатки с точки зрения гибкости производства.
У нас всегда это на производстве вызывало проблему. То, что мы сейчас делаем с российским вендором, лишено этих недостатков.
М.Мишустин: Важно, чтобы не снижались темпы работ, чтобы проекты импортозамещения были реализованы.
Мы будем с Вами и дальше регулярно встречаться, собирать экспертов. Индустриальные центры компетенций будут продолжать с вами работать. Это уже имеет свои плоды. У нас уже достаточно высокий процент внедрения, но надо держать здесь руку на пульсе.
Сергей Анатольевич, я Вас прошу как руководителя группы активно заниматься этим, собирать людей и регулярно в Правительство докладывать.
Без профессионалов бесполезно заниматься такими сложными вещами. Я знаю, что вы серьёзно занимались программой профессионалитета, в Набережных Челнах готовите специалистов и работаете с передовыми инженерными школами.
Как этот кластер помогает вам готовить кадры? Ведь КамАЗ – это очень большой работодатель для ребят с инженерным мышлением, образованием. Это очень интересный работодатель. Хотел бы, чтобы Вы рассказали о кадрах.
С.Когогин: Мы постарались сформировать альянсы – как научно-образовательные центры, профессионалитет, передовые инженерные школы, то есть во всех областях, – с теми вузами, которые нам нужны, и которые являются передовыми.
Для КамАЗа партнёр номер один – это, конечно, Бауманка. У нас научно-образовательный центр. Отличное здание, 150 специалистов. Идёт оборот студентов, которые постоянно работают на тех проектах, которые мы там делаем. Это очень серьёзная работа, которая сейчас выходит на стадию промышленной реализации. Это карьерный самосвал, это лесозаготовительная техника – то, без чего мы, в общем‑то, остались.
Надо сказать, что работы выполнены на очень хорошем уровне. Изготовлены опытные партии, отправлены на тестовую эксплуатацию. В частности, лесозаготовительная техника показала близкие характеристики практически с первого раза – по производительности труда, по удобству эксплуатации.
В Набережных Челнах – институт автомобильных инженеров Казанского федерального университета. 8,5 тысячи студентов.
М.Мишустин: Огромный филиал.
С.Когогин: Да, он большой. Организованная там передовая инженерная школа изменила атмосферу вуза. Они просто стали по‑другому относиться к задачам. Глаза горят, как у заведующих лабораториями…
Мы вложили туда вместе с федеральным Правительством, республикой довольно большие деньги. Успели купить всё передовое оборудование. Сегодня университет может проводить исследования, которые нам необходимы. И мы рассматриваем эту передовую инженерную школу не только как школу КамАЗа, а как школу всего автопрома.
М.Мишустин: Так и есть.
С.Когогин: Заключены договоры вузов и с нижегородскими, и с тольяттинскими предприятиями. Мы готовим специалистов для всех.
Прорыв неизбежно происходит, потому что мы часть своих научно-исследовательских работ уже способны передавать на исследовательскую базу вузов и для базовой подготовки преподавателей, зная, что мы получим результат.
Могу привести в пример передовую инженерную школу с Уральским университетом, то есть с УрФУ, где фактически были восстановлены компетенции в разработке дизельных двигателей, которые были утрачены в нашей стране.
М.Мишустин: Хочу пожелать удачи, успеха и, конечно, чтобы как можно больше молодых ребят, которые учатся, как Вы сказали, «с горящими глазами», приходили к вам на производство, создавали новые удобные, качественные автомобили, самосвалы, тягачи, электробусы и радовали нашу страну, людей современными и конкурентоспособными машинами.
Источник: http://government.ru/news/56619/