Встреча Михаила Мишустина с депутатами Государственной Думы

Из стенограммы:

М.Мишустин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Рад вас приветствовать в Доме Правительства. Мы договаривались во время отчёта Правительства в Государственной Думе, что депутаты, которые не успели задать свой вопрос в связи с регламентом, приедут в Белый дом и мы обязательно пообщаемся. И сегодня мы это сделаем.

Только что мы говорили с Вячеславом Викторовичем Володиным, который всем передал большой привет, и мы как раз с ним обсуждали, как вместе – Госдума и Правительство – будем дальше работать над теми вопросами, которые перед нами поставили депутаты Государственной Думы.

Вы представляете все фракции Государственной Думы, многих из вас лично знаю. Хочу сказать, что вы люди очень активные, постоянно работаете в регионах и получаете ту важную обратную связь от людей, о которой постоянно говорит Президент, для того чтобы мы вместе решали задачи, связанные с достижением национальных целей развития.

С точки зрения того, как мы отреагировали на вопросы, на наказы депутатов после отчёта Правительства в Государственной Думе, хочу сказать, что все они поставлены на особый контроль в Правительстве. Мы занимаемся в буквальном смысле отработкой каждого вопроса, который был задан.

Ещё раз скажу, что очень рад вас всех приветствовать и, конечно, выслушаю всех внимательно и отвечу на все ваши вопросы.

Также хочу передать вам привет от Президента России Владимира Владимировича Путина. Мы как раз сегодня с ним виделись. На заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства обсуждали с Александром Григорьевичем Лукашенко, с Премьер-министром Белоруссии, с руководителями парламентов все самые насущные вопросы двусторонней повестки.

Н.Харитонов (член фракции КПРФ, председатель Комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики): Уважаемый Михаил Владимирович, для начала разрешите Вас поблагодарить, Вашу команду за северный завоз. Совместная работа позволила в короткие сроки разработать законопроект, который северные территории ждали 25 лет. И уже накануне отчёта Правительства мы его приняли в первом чтении. Продолжаем работать.

Мой вопрос. Пять лет подряд Госдума рекомендует Правительству подготовить решение по жилищным субсидиям для выезжающих северян – это более 170 тысяч семей. Но с тех пор объём финансирования только сократился. Когда всё-таки Правительство планирует представить необходимое решение? Со своей стороны мы готовы к этой работе.

Михаил Владимирович, не я сказал: «кадры решают всё», но около трети выпускников школ на Дальнем Востоке уезжают учиться за пределы округа. И большинство из них после обучения уже не возвращаются.

Кстати, сегодня на встрече с белорусами как раз шла речь о подготовке особенно инженерных кадров. Поэтому: что делает Правительство сегодня, чтобы молодёжь оставалась учиться и работать на Дальнем Востоке?

Два дня назад из Забайкалья я вернулся, встречались со студентами  университета. Молодёжи много, готовы жить, работать. Но там были кое-какие вопросы, в письме я их отразил.

И последнее. Наш комитет просит Вас с особым вниманием отнестись к рекомендации Государственной Думы о разработке специальной программы по развитию агропромышленного комплекса на Дальнем Востоке. Соответствующее обращение подготовлено в Ваш адрес. Просим поддержать.

Когда Министр Минвостокразвития отчитывался, у нас созрело мнение, в нашем комитете (и в основном депутаты, избранные от северов, от Дальнего Востока): всё-таки необходимо подготовить специальную программу для развития агропромышленного комплекса. К нашему стыду, Дальний Восток сегодня сам себя не кормит – может быть, кроме рыбы. Поэтому наши предложения я Вам передам, а два первых вопроса, думаю, на слуху сегодня везде.

М.Мишустин: Спасибо, Николай Михайлович.

Первое. В условиях очень серьёзных финансовых ограничений, связанных и с пандемией, и с непростыми бюджетными расходами, мы не забывали о программе помощи переезжающим северянам и выделяли на неё ежегодно 4,5 млрд рублей. В условиях финансовых ограничений сегодня это примерно 1,3 тыс. сертификатов, которые выдавали.

Кроме того, мы провели инвентаризацию тех, кто хочет переехать, в этих регионах – Дальний Восток я имею в виду. В очереди у нас сейчас 150 тысяч нуждающихся семей.

Н.Харитонов: У меня 170.

М.Мишустин: У вас 170? У Правительства цифра – 150 тысяч. Мы это сделали специальным способом с губернаторами и ничего тут не скрывали. Для решения этих вопросов мы также подключаем крупный бизнес. Вы знаете, наверное, что есть ряд программ крупного бизнеса. Компания «Норникель», в частности, выдала примерно 800 сертификатов до 2022 года. И всего по плану развития Норильска – там средства значительные выделены – будет переселено 1,8 тысячи семей с Дальнего Востока.

Но важно не только расселять, но и создавать условия для жизни. Мы подготовили серьёзнейшую программу по поручению Президента. Это реновация 25 городов в Дальневосточном федеральном округе, 10 районов Севера, где всего проживает где-то 1,2 миллиона человек. Уже выделены казначейские кредиты: 100 млрд рублей на развитие и специальный лимит на благоустройство в размере 5 млрд рублей.

Городская среда будет качественно обновляться. И мы надеемся, что все эти инвестиции помогут сделать комфортную городскую среду для жителей замечательных наших городов на Дальнем Востоке.

Также есть ещё 11 стратегических инициатив для притока людей на Дальний Восток. Это и доступное арендное жильё. Об этом мы говорили на стратегической сессии по развитию Дальнего Востока. Примерно до 87 млрд рублей из Фонда национального благосостояния планируется на это выделить. Расширение Владивостока. Вы, наверное, знаете эту программу, город-спутник.

Н.Харитонов: Знаю.

М.Мишустин: Новые культурные центры. Центры для малого и среднего предпринимательства. Соответственно, усиление центров профессиональной подготовки, профессионального образования.

Для повышения качества образования на Дальнем Востоке мы, конечно же, поддерживаем все университеты Дальнего Востока. В частности, конкретно, если говорить о Дальневосточном федеральном университете, замечательном университете, и Тихоокеанском государственном университете, это специальная программа «Приоритет-2030», они туда вошли.

Дальше. Поддержка средних университетов, их по Дальнему Востоку 12, на сумму 7,8 млрд рублей. Это тоже то, что есть. И увеличение бюджетных мест. У нас в 2019 году выделялось 26 тыс. примерно бюджетных мест на Дальний Восток. И сегодня это уже 30 тыс. Это то, что сейчас происходит.

Николай Михайлович, знаю, Вы сердцем и душой болеете за Дальний Восток. Это то, что мы продолжали делать, несмотря на очень серьёзные бюджетные ограничения в непростых условиях.

Сегодня посмотрим, как эти инициативы сработают, какой они импульс дадут.

Что касается агропромышленного комплекса, абсолютно поддерживаю это направление. Есть очень серьёзные проекты, включая увеличение объёмов поставок зерна в Китай, Южную Азию.

В Чите я был – видел целый ряд проектов. Забайкальский проект – там докладывал руководитель. Просто потрясающий возможный эффект. Мы над этим работаем. Сегодня целый набор инструментов, который можно использовать, для него предоставлен. Это и субсидирование, и многие-многие вещи.

В.Кошелев (член фракции ЛДПР, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству): Добрый день, Михаил Владимирович, уважаемые коллеги!

Рекордный объём строительства жилья, увеличение госзаказа стройки привели к тому, что застройщики столкнулись с дефицитом материалов, техники, нехваткой рабочих рук, что вызвало в свою очередь спекулятивный рост цен. Производственная база явно отстаёт от стройкомплекса.

Михаил Владимирович, для оптимизации работы стройотрасли предлагаем создать единую государственную цифровую платформу спроса и предложения в строительстве. Она должна отображать все краткосрочные и долгосрочные планы стройкомплекса, учитывая создание всех объектов строительства как за бюджетные средства, так и за частные деньги.

Опираясь на эти планы, регионы должны готовить ресурсную, производственную и кадровую базу, которая позволит реализовать поставленные Президентом планы.

Учитывая разнообразие тех данных, которые должна агрегировать эта платформа, наше предложение – поручить это Минцифры, чтобы министерство сделало цифровую платформу, которая будет учитывать все факторы, связанные со строительством. Просьба нас поддержать в этом вопросе.

М.Мишустин: Владимир Алексеевич, конечно, я Вас в этом вопросе поддерживаю.

Цифровые платформы – это драйвер развития любых экономических отраслей. Особенно за последние 20 лет цифровые платформы показали, что они поднимут любую отрасль, если правильно всё сделать. И на сегодняшний день мы уже над этим работаем.

Первая запущенная информационная система – система ценообразования, которая позволяет сегодня определять ценообразование на рынке. Это очень важно. Семь пилотных регионов есть, в которых она уже заработала. Во II квартале планируем её внедрять ещё на 10 регионов страны, что очень важно.

То есть актуальные сведения о ценах производителей и поставщиков на стройматериалы и оборудование в первую очередь помогут определять точнее сметную стоимость.

А сегодня у нас при том развитии строительства и при огромном государственном заказе, при развитии в регионах стройки, связанной и с жильём, и с промышленными предприятиями, работа экспертизы – это фактически тот же самый драйвер роста. Потому что если экспертиза вовремя не даст соответствующее заключение на проектно-сметную документацию, то мы ничего не построим. И здесь именно информационная система должна сработать.

Она у нас называется – государственная информационная система «Стройкомплекс». Планируется к внедрению в промышленную эксплуатацию в 2023 году. Она сведёт в единый реестр все требования, все бумаги, все разрешительные документы, которые необходимы, станет единой витриной данных для принятия всего спектра градостроительных решений. Потому что территориальное планирование и принятие градостроительных решений сегодня должно базироваться на такой цифровой платформе.

Полностью поддерживаем.

Ещё знаете о чём надо подумать? О трудовых ресурсах. Обязательно под такой ГИС должны быть системы, связанные с возможностью привлечения трудовых ресурсов и оптимизации всех процедур, связанных с наймом, чтобы это было просто, комфортно, удобно для людей и для работодателей.

По поводу поручить Минцифры. По такой логике Минцифры надо поручить все информационные системы и цифровые платформы, которые есть. Очень важен заказчик. Без сомнения, компетенция Минцифры в создании центров обработки данных, в технологических подходах востребована. И коллеги будут это делать. Но нужен заказчик. Поэтому здесь очевидно, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, которое будет пользователем этой системы, качественно сможет составить и техническое задание, и стать хорошим пользователем этой системы.

А.Аксаков (член фракции партии «Справедливая Россия – За правду», председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку): Уважаемый Михаил Владимирович!

Прежде всего хотел бы поблагодарить вас за эффективную реакцию на 10 100 и более санкций против нашей страны. Многие граждане, предприятия этого не заметили. Я представляю Чувашию в Государственной Думе. Наш завод промышленных тракторов увеличил производство более чем на 30%, приборостроительный – более чем на 50%, в этом году планирует в два раза увеличить по сравнению с 2021 годом. То есть многие предприятия эту ситуацию оценивают как возможность, а не как риски, и преодолевают препятствия, которые на их пути возникают.

Мы добились стабильности, это хорошо. А сейчас надо двигаться вперёд, обеспечивать технологическую перестройку. И хотелось бы услышать от Вас, что собирается сделать Правительство для технологической перестройки нашей экономики, для того чтобы поддержать современные проекты, чтобы наши предприятия двигались уверенно вперёд.

М.Мишустин: Спасибо.

В непростую пору всегда государственные инвестиции были важным драйвером развития промышленности и экономики в целом. В нынешних условиях стимулирование инвестиций было бы невозможно без бюджетной поддержки, которую мы всецело оказали всем отраслям промышленности и экономики. В 2023 году ещё важна, конечно, опора на частные инвестиции. Мы сегодня должны помогать бизнесу формировать в том числе и надёжные источники кредитных средств. И для этого мы сформировали целый комплекс мер. Вы о них хорошо знаете, но я буквально на некоторых остановлюсь.

В первую очередь возобновили практику заключения СЗПК – соглашений о защите и поощрении капиталовложений. В 2022 году новых СЗПК мы заключили на 400 млрд рублей. Это очень серьёзная уже сумма, по которой будем отрабатывать. В марте ещё одно, кстати, соглашение было в металлургии на 150 млрд рублей.

Донастраиваем налоговый инвестиционный вычет. Тоже инструмент очень важный. Фиксируем его правоприменение для бизнеса, который реализует как раз структурные проекты, связанные с трансформацией всей экономики в условиях санкционного давления.

Для снижения рисков долгоокупаемых инвестиций работает фабрика проектного финансирования, вы знаете, – от 3 млрд, до 20 лет. И реализуется там уже 18 проектов с участием ВЭБа.

Для крупных инфраструктурных проектов мы используем Фонд национального благосостояния. В частности, в 2021–2022 годах начали финансирование 15 таких проектов – ключевых, значимых проектов. Объём инвестиций – порядка 2,9 трлн рублей.

По государственно-частному партнёрству сегодня у нас реализуются или завершены 3,9 тыс. соглашений на порядка 3,5 трлн рублей – тоже колоссальная сумма. Сейчас государственные инвестиции в буквальном смысле слова направлены на то, чтобы все отрасли экономики, промышленности развивались поступательно. И спасибо за примеры конкретно в вашей родной Чувашии. Это замечательно, что спрос не остыл. И очень важно только здесь улучшать качество, чтобы технологическое перевооружение, возможности субсидирования продукции, которая выпускается, помогали. Чтобы тем, кто будет приобретать через программы и инструменты Министерства промышленности и торговли, давали скидки. Чтобы люди могли пока на непростом конкурентном рынке приобрести оборудование, которое начинают у нас производить, со значительной скидкой, чтобы было сервисное обслуживание. Это всё элементы технологического суверенитета, о котором говорит наш Президент.

Для поддержки проектов технологического суверенитета в целом и структурной адаптации экономики мы, кстати, разработали классификацию, таксономию проектов технологического суверенитета. И это даст до 10 трлн дополнительного кредитного портфеля без докапитализации банковской системы.

В целом мы, считаю, провели хорошую инвентаризацию – то, что надо было сделать даже без всяких санкций – по тому, где необходимо настроить нашу систему, где необходимы инвестиции. Каким образом выстроить технологическую работу для того, чтобы быть ближе к национальным целям, которые поставил перед нами Президент, к их достижению. И надеюсь, что через систему государственных программ, национальных проектов мы обязательно этого достигнем. 

В.Плякин (член фракции партии «Новые люди», член Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле): Михаил Владимирович, спасибо большое за возможность в таком формате задать вопрос.

Недавно Правительство разработало новую меру поддержки производителей – кластерная инвестиционная платформа. Её суть в том, чтобы в том числе запустить в России производства, которые операционно прибыльные, но из-за большого объёма капитальных вложений на старте проекты планово убыточные. В связи с этим не каждый инвестор готов реализовывать данные инвестиционные проекты. КИП позволит получить инвестору длинные и дешёвые кредитные деньги, которые можно будет потратить как на оборудование, так и на стройку, операционную деятельность.

На данную программу на 2023 год выделен только 1 млрд рублей. Действительно целесообразно поддержать те проекты, на которые инвестор без мер поддержки не согласился бы. Однако есть много предпринимателей, готовых наладить производство в стране товаров, включённых в отраслевые планы по импортозамещению, реализация которых могла бы кратно расширить бизнес и заместить иностранные бренды уже в текущем году.

Просим вас рассмотреть возможность увеличения финансирования данной программы. Это позволит намного быстрее выполнить отраслевые планы по импортозамещению.

Михаил Владимирович, сейчас всё больше разрабатывается мер финансовой поддержки, однако, когда общаешься с людьми на предприятиях, всё острее звучит вопрос об острой нехватке рабочих специалистов, инженеров. С 2022 года любой гражданин Украины, вне зависимости от своей этнической принадлежности, может получить гражданство Российской Федерации. И зачастую не все наши соотечественники, которые являются этническими русскими, проживают на территории России, в других государствах, к сожалению, могут напрямую обратиться за гражданством России. Для иностранных граждан вообще механизм получения гражданства очень сложный и длительный. Во внесённом в Государственную Думу законопроекте сейчас, в частности, фактически запрещается получение ВНЖ и в дальнейшем гражданства за инвестиции.

Хотелось бы попросить Вас, Михаил Владимирович, рассмотреть возможность уравнять этнических русских с гражданами Украины в их праве получения гражданства и упростить, а не ужесточать иммиграцию к нам в страну квалифицированных специалистов, бизнесменов, учёных, которые готовы привозить к нам свои знания, опыт, деньги. И всё это будет работать на благо нашей с вами страны.

Депутатами фракции в январе этого года внесён законопроект как раз об упрощении получения гражданства для учёных, и с января, к сожалению, пока ещё не поступил отзыв Правительства. Если возможно как-то ускорить этот процесс.

М.Мишустин: Спасибо за Ваш вопрос. По поводу гражданства – вопрос связан с процедурными вещами, обязательно рассмотрим Ваше предложение. Я по поводу также отзыва Правительства дам соответствующее поручение руководителю Аппарата Правительства.

По поводу инструментов, которыми мы пользуемся. Президентом поставлена задача привлечь значительные инвестиции в проекты по выпуску приоритетной продукции. У нас 2 трлн было в 2023 году (это в плане, наверное, стоит, Вы знаете) и до 10 трлн в 2030 году. Серьёзнейшие средства и ресурсы. Для этого действительно в 2023 году мы запустили КИП – кластерную инвестиционную платформу. Что это такое? Это возможность получить кредит – не менее 1 млрд рублей, но по отдельным видам – больше 2 млрд или 5 млрд рублей. Ключевое – это производство приоритетной продукции и расширение номенклатуры.

И знаете, о чём меня спрашивали вчера в Рязани? Как раз о том, какие приоритетные направления там есть. А я вчера смотрел кластер, связанный с производством фармацевтики, с медицинскими приборами, оборудованием. И как раз три отрасли основных: химическая отрасль, фармацевтика и медицинская. Это основные направления для расширения продукции, которые в том числе с помощью КИП будут поддерживаться. Перечень вообще (о чём Вы спросили) приоритетной продукции определяется специальной межведомственной комиссией в составе Минпромторга, Минэка, Минфина, а также Российского союза промышленников и предпринимателей и «ВЭБ.РФ».

Также по инструментарию могу сказать, что Фонд развития промышленности очень чётко работает. У нас очень неплохие результаты. Эффективно производилось кредитование целого ряда отраслей, льготные займы на реализацию в первую очередь высокотехнологичных и импортозамещающих проектов под 1–3% примерно годовых, в том числе получение основного кредита для ускорения запуска проектов в рамках того самого механизма кластерной инвестиционной платформы.

Также хотел бы сказать два слова о промышленной ипотеке. Эта история – по поручению Президента мы её реализовали с 2023 года – уже очень серьёзно продвигается. Это, соответственно, при покупке недвижимости, а с этого года и на строительство новых и модернизацию действующих площадок – уже 37 кредитов пошло на 1 апреля 2023 года на примерную сумму 2,7 млрд рублей. Так что процесс двинулся.

Вы знаете, что это кредит не более чем на полмиллиарда рублей, на срок примерно до семи лет, по ставке 3–5%. Вот такая история. Это о чём говорили все промышленники, с которыми мы встречались в рамках посещения целого ряда предприятий. Они хотели две вещи: длинные кредитные средства и гарантированный спрос на свою продукцию. Это то, о чём говорят люди.

И субсидирование также части затрат на уплату процентов по кредитам для проектов по развитию производств малой и среднетоннажной химии. Кстати, об этом, по-моему, вопрос мне задавали в Думе, мы говорили об этом. Не менее 150 млн рублей стоимость, если кредит получен в 2020–2024 годах

Это то, что я могу сказать по поводу КИП. Но, ещё раз, очень важно, чтобы такие инструменты дали в первую очередь толчок технологическому развитию. Надо не стесняться начинать делать то, что не совсем удавалось все эти годы. Я вчера говорил с докторами, которые используют наше российское медицинское оборудование. Ну совершенно замечательные есть примеры. И специальные инструменты, даже колбочки, пробирки. Вроде бы мелочь, говорят. Но нужно и эту мелочь делать качественно, чтобы не сравниваться с ножницами из других стран – дружественных, недружественных, а чтобы это было максимально произведено в России. Каждая копейка, которая ляжет в бюджет страны или потом даст возможность развития, важна. Чтобы было сделано в России. И в этом смысле эти инструменты на это направлены.

Б.Барахоев (член фракции партии «Единая Россия», член Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции): Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!

Я, как депутат неопытный, приехал сегодня без писем. В следующий раз, если будет возможность, приедем обязательно с письмами.

М.Мишустин: Я Вас удивлю. Письма можно по почте, электронной в том числе, отправлять, и мы тоже внимательно их рассмотрим.

Б.Барахоев: Спасибо большое.

Я являюсь представителем от Республики Ингушетия. Хотел бы задать вопрос, касающийся развития туристической отрасли в России, в частности на Северном Кавказе.

Правительство активно занимается развитием туристической сферы. И результаты последних трёх лет – увеличение турпотока на наших горнолыжных курортах более 60% – говорят сами за себя.

Опираясь на ваш тезис о том, что туристический сектор – это опорное направление для социально-экономического развития Северного Кавказа, хотелось бы узнать о дальнейших планах модернизации туристической инфраструктуры в регионе.

И какие, на Ваш взгляд, изменения в законодательстве приоритетны для комплексного развития туризма в стране?

М.Мишустин: Сразу скажу, туризм – это один из приоритетов работы Правительства. Тем более что все вложения в туристическую отрасль, как правило, приводят к кратному увеличению объёма у смежников, то есть смежные отрасли также растут. Это очень важный элемент и эффект от вложений в туристическую отрасль.

Об отношении государства к туризму говорит и национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». Он реализуется уже с мая 2021 года. Знаю, что очень многие в наших регионах смотрят с надеждой на этот проект и уже имеют первые результаты.

Что касается Северного Кавказа. Правительством утверждён и реализуется целый план мероприятий по развитию туризма в Северо-Кавказском федеральном округе. Собираюсь скоро в Северо-Кавказский федеральный округ. Пока ещё не приняли решение, но, скорее всего, мы ещё соберём всех коллег, руководителей регионов Северного Кавказа на комиссию по развитию Северного Кавказа, которую я хочу лично провести. И обязательно там тоже поговорим и о туризме.

Кстати, турпоток в округе в 2022 году превысил 1,3 миллиона человек, что на 60% больше, чем в 2019 году. Специально беру допандемийный показатель. И конечно, такие горнолыжные курорты, как «Архыз», «Эльбрус», «Ведучи», «Мамисон», – это всё яркие жемчужины. На Кавказе вообще всё красиво. Особенно сейчас – весна начинается, да и зимой, и летом.

Мы целый комплекс мер рассматривали недавно на стратегической сессии, которую я проводил. До 2026 года вообще планируется привлечь 38,5 млрд рублей – это бюджетные средства – и 100 млрд рублей частных инвестиций. Сейчас такая программа создана. Я вижу, что очень много бизнесменов в туристическую отрасль направляют свои инвестиции.

У нас к 2030 году турпоток на Северном Кавказе должен превысить 10 миллионов человек – это по нашей оценке, если всё будет сделано, что задумано. Будут построены и новые железные дороги, и автодороги. Сейчас строительство дороги Лагонаки – Сочи – Архыз одобрено Президентом. Мы хотим, чтобы время в пути от Сочи до Лагонаки было – один час, до Архыза – два часа. Сейчас это примерно семь-девять часов минимум. И все люди, кто там жил или отдыхал, знают, как это сложно. Турпоток позволит это увеличить очень серьёзно. Планируется также создать 530 горнолыжных трасс, 17 тыс. гостиничных номеров. В общем, очень серьёзные планы, которые уже подтверждены инвестициями и соответствующими нормативными документами.

Также скажу Вам, что разрабатывается законопроект сегодня об освобождении от НДС туроператоров, так как гостиницы уже были освобождены. Мы понимаем, что здесь есть лазейка, тем не менее думаю, что мы его реализуем в ближайшее время.

Б.Барахоев: Вы назвали северокавказские горнолыжные курорты, в том числе в Республике Ингушетия, это Джейрахский район, там тоже у нас есть горнолыжные трассы, а красивее наших гор и наших башен, может быть, наравне, но красивее нет. Так что будете на Северном Кавказе, в Ингушетию тоже приглашаем.

М.Мишустин: Спасибо огромное.

Л.Калашников (член фракции КПРФ, председатель Комитета Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками): Михаил Владимирович, спасибо, что, несмотря на плотный график, Вы выполняете свои обещания. Не все верили, сидящие в зале, когда Вы сказали: «Я вас приглашу». Мы были тоже очень удивлены. Но на самом деле я хочу поблагодарить Вас ещё и за другое. Меня Геннадий Андреевич попросил это передать, когда мы с фракцией встречались, он сказал: «Я вообще удивлён, прошло три недели – и по Орлу то, что просили, и по Хакасии по углю… Я сам вижу, что те вопросы, которые излагал, Вы помните, по фонду содействия покупке отечественных автомобилей для льготных категорий, по «Авиакору» самарскому, – по ним сразу сдвинулось дело. Но я хотел задать свой вопрос в парламенте о Евразийском экономическом союзе, СНГ в целом, потому что понимаю всю важность этой работы сегодня. Вот Вы сейчас говорили о Белоруссии, о том, как выполняются 28 программ. Хотел бы с одной стороны шире взглянуть на проблему по евразийской экономической интеграции. Я видел, как Вы в Таджикистане принимали непростые решения, но с другой стороны, я хотел бы обратить Ваше внимание на приоритеты российского председательства, которые есть. Мы с Вами о них говорили в прошлый раз, и я на 100% уверен в том, что Вы со многими из них точно справитесь, поскольку они Вам по плечу. И в предыдущей Вашей работе, в налоговой сфере, и сейчас Вы это блестяще делаете – по развитию межсистемного взаимодействия национальных платёжных систем, по сближению налогового регулирования, унификации таможенных процедур.

Но есть один из приоритетов председательства – это гуманитарное сотрудничество. Гуманитарное и экономическое сотрудничество раньше шли, с одной стороны, вроде и рядом, но не увязывались. А многими государствами они увязываются. И не только по развитию русского языка, русских школ, но и по многим другим вопросам, которые касаются этой гуманитарной тематики, – это культура, просвещение, спорт. Мне казалось, что Правительство может в рамках межправкомиссии, двухстороннего сотрудничества и в рамках объединений пожёстче увязывать эти вопросы, и нам было бы легче в этой связи осуществлять наше, в том числе и законодательное, обеспечение этих вопросов. И я прошу Вас обратить внимание на эту проблему. И есть также – мы с Вами говорили тогда об отчислении таможенных пошлин, помните, и о возможности создания программ. Да, это сложный путь, но учитывая, что там одно из государств может тормозить, и это мы видели сами… 10 лет назад все руководители наших государств заявили о создании парламента Евразийского экономического союза, но один был против. Конечно, все считаются с этим. Но сейчас мы пришли к тому, что мы можем это реализовать по программам, в частности по созданию таможенных отчислений по мере готовности стран. И это не будет ущемлять ни одну из стран, потому что это будет касаться программы. Это один из путей, на которые, мне кажется, Вам нужно обратить внимание. И мы могли бы сдвинуть это, так же как был создан межгосбанк 30 лет назад, он существовал в рамках СНГ.

М.Мишустин: Вы говорите про ЕАБР?

Л.Калашников: Межгосбанк СНГ.

М.Мишустин: Но вы до этого говорили про Евразийский экономический союз…

Л.Калашников: А есть ещё межгосбанк СНГ. Его учредили национальные банки, но работал он, по сути, в режиме обычного банка. Сейчас можно было бы из него платёжный хаб сделать – и евразийский, и СНГ, и работал бы он тоже. И Правительству это по плечу. И я был бы благодарен, если бы Вы обратили на это внимание. 18 апреля мы проводим парламентские слушания по Евразийскому экономическому союзу, и Правительство активно участвует в формировании рекомендаций. Ещё раз благодарю Вас за Вашу работу на евразийском треке и на СНГ, потому что мы ощущаем продвижение. Мы видим, что эффективность  очень сильно повысилась. Спасибо Вам!

М.Мишустин: Спасибо, Леонид Иванович. Но это не вопрос, а нормальное выступление, с которым я полностью соглашусь. И всё-таки прокомментирую. Спасибо Вам за внимание. Я знаю, что Вы не просто внимательно, а детально относитесь ко всем вопросам, которые сегодня стоят перед развитием как нашей зоны ЕАЭС, так и Союзного государства с Белоруссией и СНГ.

Что сегодня такое ЕАЭС? Это 180 миллионов человек и ВВП более чем 2 трлн долларов. И конечно, он доказал свою эффективность, реагируя на различные вызовы – от пандемии до той непростой ситуации, в которой мы с Белоруссией оказались при санкционном давлении. И рост товарооборота – это наш ответ на в том числе санкционное давление. На 15% вырос в 2022 году, до 80 млрд долларов с Арменией и Киргизией только. 83% с Арменией рост взаимного товарооборота, а с Киргизией на 37%. Это результат экономических и гуманитарных связей и возможностей взаимодействия.

С 2023 года Россия председательствует в ЕАЭС. И мы собираемся в Сочи со всеми председателями правительств и стран ЕАЭС, и СНГ в июне, где будем детально говорить о будущем, будем думать о совместных проектах. В первую очередь это промышленная кооперация, экономическая кооперация, вопросы, связанные с построением финансовой инфраструктуры для осуществления расчётов, вопросы экономического суверенитета – это всё на нашей повестке дня.

Ну и, конечно, нельзя не сказать о гуманитарных связях. Об историческом прошлом, о духовной близости наших народов, об объединяющем всех нас русском языке. Кстати, 2023 год – это Год русского языка. Он в СНГ объявлен, и мы рады, что мы можем общаться, в том числе с ребятами, кто изучает русский язык в этих странах, в нашем, если хотите, едином культурном коде.

Мы сегодня очень активно обсуждали с Белоруссией вопросы по всей активной повестке. Видите, как совпала наша встреча с проведением Высшего государственного совета Союзного государства? Хочу сказать, что мы довольны тем, как развивается наше сотрудничество. У нас уже 50 млрд долларов примерный объём взаимной торговли с белорусами, и сегодня так вместе, плечом к плечу, мы не просто противостоим тем санкциям, которые вводят против нас недружественные государства, а развиваемся – и развиваемся на пользу нашим людям. В первую очередь вопросы, связанные с улучшением качества жизни, – это то, что сегодня составляет основу работы как Союзного государства, так и ЕАЭС, так и СНГ.

А.Луговой (член фракции ЛДПР, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции): Спасибо, Михаил Владимирович! Во-первых, я хотел бы сказать, что весьма динамично решаются те вопросы, которые мы с Вами поднимали на встрече фракций, и после Вашего выступления в Госдуму поступила правительственная поправка в законопроект, который был внесён нами ещё в конце 2018 года о переводе всех платежей физическим лицам за сдаваемый лом в безналичном порядке. Четыре года мы к этому шли, на следующей неделе принимаем во втором и третьем чтениях – это сотни миллиардов рублей, это то, собственно говоря, над чем мы работаем, это обеление ряда отраслей экономики. Спасибо большое. Ну и после прошлой встречи у нас была встреча у Вашего заместителя, Абрамченко Виктории Валерьевны, 1,5 часа крайне конструктивно обсуждали вопрос освобождения от НДФЛ физлиц за сдаваемые вторичные ресурсы. Была дискуссия, поставлена определённая задача по подготовке соответствующих материалов, и надеюсь, что до конца года мы убедим Правительство в необходимости этой задачи.

Тем не менее, говоря об отрасли ломозаготовки и ломопереработки, продолжает оставаться проблема – это хищение НДС при переработке цветного лома, в частности меди. На наш взгляд, по самым скромным подсчётам, ежегодные потери – не менее 20 млрд. Причём об этой проблеме прекрасно знают Минфин, Федеральная налоговая служба. В течение уже двух лет мы совместно работаем над этой проблемой. Я лично, Сатин Дмитрий Станиславович, Сазанов в Минпромторге, Иванов – все понимают, что есть такая проблема, но, к сожалению, до сих пор мы никак не можем урегулировать вопросы юридического оформления этой поправки. Все прекрасно понимают, что выход здесь – это внесение поправки в Налоговый кодекс, предусматривающей распространение агентского НДС на переработчиков полуфабрикатов.

Поэтому мой вопрос, а, по сути дела, просьба: взять это на контроль Вами. Я умышленно выношу это на уровень Председателя Правительства, потому что ежегодно потери огромные, и проблема в поправке в Налоговый кодекс. Да, надо всё юридически выверить, чтобы не ошибиться, чтобы не сделать хуже. Тем не менее и вопрос, и просьба – поддержать эту инициативу.

М.Мишустин: Что касается так называемого агентского НДС для переработки лома цветных металлов – это механизм, когда НДС выплачивается, соответственно, покупателем, агентом, а не продавцом при реализации. Он уже действует, Вы об этом сказали, в отношении вторичного алюминия. Это позволило нивелировать все риски незаконного принятия к вычету налога на добавленную стоимость без уплаты. Но чтобы распространить этот механизм на медь, на лом цветных металлов, нужно одно ещё, кроме Налогового кодекса. Нужно принять соответствующие изменения в Общероссийский классификатор продукции. Это то же самое, что было сделано, когда изменили этот классификатор и ввели понятие «алюминий вторичный и его сплавы». То есть сама идея заслуживает внимания, я поручение такое дам Минпромторгу и Минфину. И попрошу – Илья Трунин как раз здесь – этим заняться, Илья. Логика в этом есть. Андрей Константинович разобрался тут детально. И надо аккуратно всё это сделать. И конечно, потом заняться Налоговым кодексом.

И.Ананских (член фракции партии «Справедливая Россия – за правду», первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по энергетике): Добрый день, Михаил Владимирович! Спасибо за возможность такого прямого общения. Это дорогого стоит, когда прямой вопрос и прямой ответ, безо всяких обиняков. И, главное, увидеть результат в обозримом будущем, что подтвердят мои коллеги. У меня такой вопрос: сейчас, к сожалению, стоимость электричества для сельхозпредприятий в разы превышает стоимость электричества для промышленных предприятий. Особенно это очевидно и сильно влияет на себестоимость сельхозпереработки и животноводства. 12 рублей стоит 1 кВт∙ч для сельхозпереработки, учитывая, что для жилья это 5–6 рублей, а для крупных промпредприятий 1,5 рубля, что совершенно ненормально. И в итоге высокая стоимость электричества влияет на себестоимость продукции и на покупательскую способность. Мы видим, что аграрный сектор в последние годы творит чудеса, у нас рост по всем направлениям. И мне видится, что здесь нужно сильно помочь сельхозпредприятиям, особенно в северном и северо-западном регионах, потому что в южных регионах, в Черноземье, хотя бы высокая производительность и высокая стоимость электричества не так влияет на стоимость продукции, как на северо-западе, где, конечно же, гораздо ниже производительность. Поэтому вопрос: что можно сделать, чтобы помочь? Я общался и с Министром энергетики, и с Министром сельского хозяйства, они по отдельности не могут этот вопрос решить.

М.Мишустин: Государство регулирует цены на электроэнергию только для населения. Все остальные компании или потребители находятся в равных условиях. В этом смысл. То есть цены на электроэнергию у нас в стране зависят от стоимости её производства и транспортировки в регионе, но вообще не зависят от отраслевой принадлежности. В принципе эта логика заложена. Все платят в зависимости от выбранной ими ценовой категории, уровня напряжения, объёма потребления.

Введение дополнительной льготной категории – это вопрос спорный. Надо определить, на кого будут перенесены все дополнительные расходы по оплате за электроэнергию. Это, кстати, противоречит тезису Президента, о чём он говорил лет пять назад, в 2018 году, что нельзя допускать введения новых особенностей ценообразования или льгот для отдельных категорий потребителей.

Теперь по поводу поддержки АПК. Послушайте, триллион, с 2020 по 2022 год примерно, это финансирование из федерального бюджета. На ближайшие три года еще 919 млрд, почти триллион.

Ряд мер, которые позволяют компенсировать часть затрат сельхозпроизводителей на электроэнергию, можно принимать по решению субъектов Российской Федерации. Актуальное решение в текущих условиях – это переход, в том числе на энергосберегающие технологии, где это возможно. Мы готовы работать в этом направлении. Но надо тогда уточнять, и я попрошу, чтобы коллеги из Министерства энергетики с вами связались, проговорили детали.

К.Горячева (член фракции партии «Новые люди», первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию): Уважаемый Михаил Владимирович! Спасибо большое за поручение по нашему законопроекту. Действительно, сообщество учёных ждёт несколько решений и от Правительства, и от нас, которые послужат гарантом и надёжности, и перспектив работы в России, но вопрос у меня будет о другом. Всё бо́льшую популярность получают нейросети. И действительно, они стали уже частью жизни и школьников, и студентов, и дипломы мы с ними пишем, и на домашние задания ответы ищем, многие о личной жизни советуются, а кто-то уже работу свою выполняет с помощью нейросетей, использует их как надёжный инструмент и товарища в своих задачах. Так вот, Италия уже запретила ChatGPT, Германия планирует, и есть ощущение, что нам по такому пути точно идти нельзя, потому что мы планируем стать всё-таки лидерами на новом рынке. И, по некоторым прогнозам, где-то до 30% профессий такие нейросети и искусственный интеллект могут заменить. Есть опасения, что мы можем стать героями сериала «Черное зеркало», если не научимся вместе с ними жить, дружить с технологиями и интегрировать их в свою жизнь так, чтобы они не управляли нами, а были союзниками в решении самых разных вопросов. У нас есть великолепная математическая школа, есть гиганты, которые задают тон, – и «Яндекс», и VK, и «Сбер», и Promobot, которые становятся агрегаторами новых решений, и тем не менее этого сейчас для всей страны недостаточно. Хочется, конечно, чуть больше решений, чуть больше программ, даже образовательных, которые бы способствовали тому, чтобы создавались гибридные профессии, чтобы люди учились жить с технологиями. Что Правительство уже делает, что планирует, как отвечать будет на вызовы эти?

М.Мишустин: В первую очередь ответ здесь – это федеральная программа «Искусственный интеллект», которая действует, и Вы знаете, что в рамках этой программы мы ведём очень серьёзную работу по подготовке кадров для этой отрасли, потому что отрасль непростая – как фундаментальные знания математики, так и целого ряда смежных наук нужны для специалистов.

Определение искусственного интеллекта давали разные учёные, философы, умы. Но самое короткое определение – это «алгоритм, способный к самообучению». И в этом смысле такие механизмы, инструменты сейчас очень важны и востребованы практически во всех отраслях.

Что касается наших центров, у нас есть 12 центров, которые серьёзно занимаются искусственным интеллектом. Не всегда люди видят результаты, но, поверьте, они есть. Национальный центр развития искусственного интеллекта начал работу 1 сентября 2022 года. Там уже идут серьёзные разработки, сейчас решается широкий круг аналитических и практических, экспертных, координационных задач по развитию экосистемы искусственного интеллекта. На 2021–2024 годы для отрасли предусмотрено 28 млрд рублей: 24 из федерального бюджета и иные 4 млрд.

Что касается подготовки кадров. Первый набор в вуз был в 2022 году, 3,2 тыс. ребят пришли на специальность «Искусственный интеллект», и среди них часть – преподаватели, которые повышали квалификацию. Предоставляем гранты – в 2021–2022 годах это было примерно 5 млрд рублей на 650 проектов.

Что планируется ещё? Сейчас внедрение искусственного интеллекта в нашей экономике – около 20%. Это уже цифра. К 2024 году есть план – не менее 50%. Это сложно измерить. Такие вещи, как внедрение искусственного интеллекта в экономике, – непросто измеряемые величины, хотя мы делаем это с использованием независимых экспертов, платформ, аналитиков. При Правительстве у нас есть рабочая группа для внедрения искусственного интеллекта в отраслях экономики. Мы, кстати, вас, уважаемая Ксения, приглашаем туда. Я думаю, что будет очень интересно поработать. Поверьте, я сам присутствую на стратегических сессиях, иногда сам удивляюсь тем интересным наработкам, идеям, которые приносят наши молодые ребята.

Что касается запрета искусственного интеллекта, то всегда будут вставать такие серьезные философские вопросы. До чего допускать с точки зрения расширения алгоритмизации искусственного интеллекта? Поэтому то, что сегодня кто-то призывает к ограничению использования программ с искусственным интеллектом… Мы должны прислушаться к этому, посмотреть, каково рациональное зерно, и постараться не сделать каких-то ошибок. А что касается развития, использования его на благо людей в первую очередь, – конечно, должно работать. Без этого технический прогресс будет практически невозможен.

В.Кошелев: Михаил Владимирович, позволите одно слово?

М.Мишустин: Конечно. Пожалуйста.

В.Кошелев: Просто искусственный интеллект, чем он отличается в принципе? Наверное, он точно не умеет врать. И я, пользуясь случаем…

М.Мишустин: Я вас сильно расстрою, но это зависит от алгоритма, как заложено…Это зависит от того, кто закладывает.  

В.Кошелев: Наша партия ЛДПР запустила на базе Университета мировых цивилизаций как раз сейчас искусственный интеллект на принципах политического алгоритма «Жириновский». То есть туда будут загружены все высказывания, все выступления Владимира Вольфовича. И на всей этой огромной базе у нас заработает первый в мире политический алгоритм, который также будет вовлечён в нашу политическую жизнь, в мировую.

М.Мишустин: Мне кажется, отличный проект. И сегодня как раз день, когда мы вспоминали Владимира Вольфовича. Я был сегодня у его памятника на кладбище, с утра заехал, положил цветы. Светлая ему память, и хорошо, что вы поддерживаете память, знания о нём, о его работах, в том числе среди молодёжи.

В.Кошелев: Так что он не уйдёт, потому что все коллеги говорят: мы хотим, чтобы Жириновский с нами остался навсегда. Поэтому в этом направлении двигаемся.

А.Исаев (заместитель руководителя фракции партии «Единая Россия», член Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов): Уважаемый Михаил Владимирович, хочу поблагодарить Правительство за поддержку нашего законопроекта о занятости населения. Для нас, для партии «Единая Россия», это крайне важный законопроект. Наверное, на этот год – это главный социальный законопроект. Это этап в нашей с вами совместной работе по осовремениванию социально-трудовых отношений и в интересах трудящихся, и в интересах работодателей. Хочу напомнить, что такими шагами было принятие поправок в Трудовой кодекс об удалённой, дистанционной работе, о цифровом кадровом документообороте.

Если говорить о законе о занятости, то он содержит целый ряд нововведений. В числе прочего он расширяет количество категорий граждан, которые должны получать дополнительную особую поддержку государства при трудоустройстве. И мы предложили включить в это число участников специальной военной операции и членов их семей. Хочу сказать, что это положение, как и многие другие положения этого законопроекта, не заработают без соответствующих подзаконных актов Правительства.

Михаил Владимирович, как Вы смотрите на то, чтобы постановлением Правительства включить этих граждан в число участников программ по переобучению и повышению квалификации в рамках проекта «Содействие занятости» федерального проекта, который входит в национальный проект «Демография».

М.Мишустин: Андрей Константинович, мы когда готовились к отчёту в Государственной Думе и встречались в том числе с фракцией «Единая Россия», очень подробно говорили об этих вопросах, связанных вообще с поддержкой ребят, которые участвуют в специальной военной операции, и их семей. И сегодня уже могу вас проинформировать, что Министерством труда внесён проект постановления, который, в частности, предусматривает изменения в ряд постановлений Правительства и регулирует профессиональное обучение отдельных категорий граждан, включая участников специальной военной операции. Эта федеральная программа «Содействие занятости» вам хорошо известна, и национальный проект «Демография» – два таких важных направления.

И также вопросы, связанные со стимулированием найма граждан. Это тоже очень важный элемент, чтобы Вы понимали. В ближайшее время Правительством будет принято соответствующее постановление. Смысл его в том, что гражданам, которые участвуют в специальной военной операции, членам их семей, включая членов семей погибших (по поручению Президента), будет предоставлена возможность пройти профессиональное обучение и получить дополнительное образование. И при трудоустройстве таких категорий граждан работодатель сможет получить компенсацию на заработную плату. Финансирование на эти цели полностью предусмотрено в бюджете. Президентом подписан указ 3 апреля, буквально на днях. 232-й указ о создании государственного фонда поддержки участников СВО «Защитники Отечества». Вы знаете, наверное, что это в первую очередь инструментарий, к основным элементам работы которого отнесено обучение и переобучение, повышение квалификации, содействие занятости. А вообще это такая единая точка отношения страны к тем, кто участвовал в специальной военной операции, членам их семей. Для того чтобы всё то, что законом положено этим людям, в проактивном режиме, в очень дружественном, в очень комфортном режиме им предоставлялось.

И я уверен, что фонд будет координировать в режиме одного окна в том числе и вопросы, связанные с занятостью, с трудоустройством, с повышением квалификации, с дополнительным профессиональным образованием этих людей.

А.Аксаков: Михаил Владимирович, я хотел бы выразить Вам уважение и восхищение тем, как Вы здорово погружены в тематику, хотя были совершенно разные вопросы. И есть полная уверенность, что Правительство знает, что делать. Та программа, которую оно подготовило, будет выполнена, а мы будем помогать.

М.Мишустин: Николай Михайлович, спасибо за добрые слова. Друзья, я бы хотел поблагодарить вас за неравнодушие, за внимание и за ваши вопросы сегодня. Поверьте, мы очень серьезно отрабатываем те запросы, которые есть от депутатского корпуса. Потому что ваши запросы – это запросы людей, а именно обратная связь от людей и служит тем ориентиром, которым мы руководствуемся. И конечно, надеюсь, что мы и дальше всеми своими силами и возможностями будем стремиться к достижению национальных целей развития, которые перед нами поставил наш Президент. Спасибо вам за встречу. Всего вам доброго!

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/48168/