Встреча Михаила Мишустина с членами Совета палаты Совета Федерации Федерального Собрания
Вступительное слово Михаила Мишустина
Выступление Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко
Выступление председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Инны Святенко
Выступление первого заместителя Председателя Совета Федерации Андрея Яцкина
Из стенограммы:
М.Мишустин: Добрый день, Валентина Ивановна!
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодняшнее совещание поддерживает хорошую традицию Правительства и Совета Федерации. Мы проводим наши встречи для того, чтобы сверить подходы в законотворчестве, в том числе и при подготовке новых инициатив по развитию субъектов Российской Федерации.
Эта системная работа ведётся с учётом задач, которые перед нами ставит Президент. И выступая на Совете законодателей, глава государства говорил о необходимости совместных действий для выработки антикризисных мер, усиления парламентского контроля за выполнением принимаемых решений, а главное – о поддержке людей.
Именно таких приоритетов мы и придерживаемся в нашем взаимодействии. Между сенаторами и кабинетом министров налажено эффективное, на наш взгляд, взаимодействие на площадке Совета Федерации и его комитетов, а также в правительственных комиссиях, в деятельности многих из которых участвуют сенаторы.
Видим также и активную работу по подготовке новых инициатив, соавторами которых являются члены Совета Федерации.
Среди наиболее значимых, которые хотелось бы отметить, продление дачной амнистии на девять лет (до 2031 года). Этим же документом упрощена процедура предоставления в собственность земельных участков под жилыми домами. Знаю, как сенаторы долго и эффективно работали над тем, чтобы решить все эти проблемы.
Также при участии сенаторов был принят и целый комплекс мер поддержки семей с детьми. Введено новое регулирование, которое упрощает возможность получения помощи от государства для тех граждан, кто потерял кормильца. Кроме этого увеличили возраст детей, которым можно ездить в пригородных поездах бесплатно, с пяти лет до семи.
По инициативе сенаторов право на дополнительный отпуск получили люди, которые ухаживают за инвалидами, в первую очередь I группы. Речь идёт о ежегодных дополнительных отпусках без сохранения зарплаты продолжительностью до двух недель.
Ещё один важный закон, соавторами которого являются члены верхней палаты парламента, защитил социальные выплаты граждан от списания в счёт погашения задолженности – тоже проблема многолетняя, которую достаточно давно мы обсуждали, – в том числе средства, которые получают беременные женщины, малоимущие, а также люди, которые заключили социальный контракт.
В ходе весенней сессии сенаторы выдвинули и целый ряд других важных инициатив. Одна из них касается повышения уровня безопасности граждан при эксплуатации объектов газоснабжения специализированными организациями. Правительство представило свои уточнения. Мы рассчитываем, что предлагаемые изменения позволят таким предприятиям активнее принимать в собственность газовые сети, чтобы снизить, соответственно, риски их ненадлежащего использования. Тоже многолетний вопрос.
Особое внимание, Валентина Ивановна, и Вы, и коллеги уделяете вопросам детского отдыха. И поправки в действующее законодательство, которые предложили сенаторы, устанавливают запрет и на перепрофилирование детских оздоровительных организаций, и на изменение правового режима земельных участков соответствующей категории земель и вида разрешённого использования для такого отдыха.
Вместе с депутатами Государственной Думы члены Совета Федерации стали авторами ряда законопроектов в сфере регулирования финансовых рынков. Они направлены на защиту интересов как инвесторов – при размещении ценных бумаг, так и граждан, которые берут потребительские кредиты. В этом случае особенно важно, что людям будут доступны точные сведения и о расходах, связанных с получением или обслуживанием потребительского кредита, и они смогут сделать свой выбор, сравнивая предложения различных кредиторов.
Члены Совета Федерации предлагают качественные инициативы и проработанные проекты решений. Подтверждением этого является перечень поручений, который был дан, в частности мною, по итогам предыдущего общения. Валентина Ивановна, практически все они уже выполнены – их 26, или находятся на финальной стадии реализации. Мы их внимательно мониторим.
Я уверен, что и по итогам сегодняшней встречи мы выйдем на конкретные решения. В Правительстве уже сейчас начата подготовка бюджета на следующий год, это очень важное направление работы. Мы рассчитываем на эффективное сотрудничество с вами и в этом вопросе.
Пожалуйста, уважаемая Валентина Ивановна, Вам слово.
В.Матвиенко: Уважаемый Михаил Владимирович!
Уважаемые члены Правительства!
Прежде всего хочу поблагодарить за возможность такой встречи, которая стала уже хорошей и доброй традицией, где мы – руководство исполнительной и законодательной власти – можем сверить часы и обменяться мнениями по актуальным проблемам, а в новых реалиях, в которых мы живём, мы все должны работать вдвойне как единая сплочённая команда.
Мы обрели такой опыт в период пандемии, и хочу отметить, что и тогда, и сейчас Правительство оперативно и эффективно действует в принятии важных для страны, для граждан решений. Хочу поблагодарить и Вас, Михаил Владимирович, и всех членов Правительства. Мы понимаем, какая это тяжёлая работа, как Вы говорите – 24/7, и не понаслышке знаем, как работает весь кабинет. Надо сказать, что благодаря вашим усилиям удалось сохранить экономическую стабильную ситуацию, финансовую, социальную. Нас очень радует, что, несмотря на все сложности и ограничения, в полном объёме выполняются социальные обязательства перед нашими гражданами, и 1,2 трлн в этом году направлено только на поддержку семей с детьми.
Благодаря такой личной позиции Президента по поддержке семей с детьми удалось выстроить эффективную работающую систему поддержки семей с детьми, и я думаю, что очень разочаровали тех, кто вводил санкции, поскольку не получилось разрушить нашу экономику.
Взаимодействие Совета Федерации с Правительством носит многоплановый характер и всегда нацелено на конкретный результат. Это касается не только нашей законотворческой деятельности, но и решения тех проблем, которые поднимают субъекты Российской Федерации, которые перед сенаторами ставят наши граждане. Сегодня мои коллеги подробнее остановятся на ряде из них, но хочется ещё раз подчеркнуть, что ни у кого не должно быть сомнений в том, что, несмотря на все сложности, мы справимся. Россия – это страна огромных возможностей и умных, талантливых людей.
Вместе с тем понятно, что ситуация требует максимальной мобилизации, концентрации. Иногда при взаимодействии с теми или иными структурами складывается впечатление, что не все это до конца осознают, надеются, что будет как раньше (мы все хорошо понимаем – не будет), рассчитывают, что снимут санкции. Не для того их коллективный Запад вводил, понятны их цели – остановить развитие России, подчинить Россию. Ничего этого не будет, мы в санкциях тех или иных живём со времён Ивана Грозного. И повод любой можно найти. Поэтому надо понимать, что многое надо менять с учётом новых обстоятельств.
С одной стороны, ежедневно необходимо принимать оперативные решения, реагируя на новые вызовы, с другой стороны, много изменить, пересмотреть, перезагрузить, используя новые появившиеся возможности, в том числе не просто преодолеть кризис, но и выйти из него более сильными.
И в этой связи, мне кажется, очень важно адаптировать всю систему управления к новым реалиям и, главное, повысить её эффективность в этих условиях.
Тема эта вечная, ничего оригинального я не скажу, но в условиях реального форс-мажора, в котором мы находимся, она приобретает особую актуальность.
И дело даже не в количестве чиновников, а, может быть, в громоздкости всей системы, избыточности бюрократии. Бюрократию ещё никто не победил, но всё-таки уменьшить её влияние можно. Время требует быстрых и эффективных решений.
Если посмотреть на структуру даже федеральных органов – это министерства, службы, агентства, госкорпорации, такие, например, как «Росатом», «Роскосмос». Но, скажем, по другим есть вопросы, а нужна ли эта «прокладочная» структура между, например, органами власти и реальным сектором, ФГУПы.
В каждом субъекте Федерации есть представительства федеральных органов власти – от 50 до 70.
Мне кажется, сегодня то время, когда нужно переосмыслить философию, я бы сказала, государственного аппарата, где-то усилить роль государства, а где-то, наоборот, ослабить вожжи.
Я всё время повторяю эту тему, прошу меня извинить, но с учётом новых подходов это касается и реформы контрольно-надзорных органов.
Объективности ради, мы признаём, что Правительство очень многое сделало в наведении порядка в этой сфере, лично Дмитрий Юрьевич Григоренко очень много этому уделяет внимания. Уменьшилось количество проверок и так далее. Но, мне кажется, многое ещё надо поменять концептуально.
И на Петербургском экономическом форуме Президент поставил чёткие и внятные задачи, просто зачитаю: «Навсегда, на постоянной основе отказаться от проведения большинства проверок всего российского бизнеса, деятельность которого не связана с высокими рисками причинения вреда, перейти на риск-ориентированный подход». Он также подчеркнул, что бизнес нужно мотивировать, а не принуждать к соблюдению требований.
Мне кажется, что в качестве наиболее перспективных механизмов стоит рассмотреть самоконтроль хозяйствующих субъектов, страхование гражданской ответственности предпринимателей, может быть, и другие меры.
Уверена, что это повысит уровень доверия между государством и бизнесом и существенно сократит коррупционную составляющую. То есть эту работу, на мой взгляд, нужно продолжить.
У нас 132 вида госконтроля, контрольно-надзорные функции осуществляют 33 федеральных органа исполнительной власти, а ещё добавить сюда региональные, муниципальные органы контроля, часто дублируются функции, пересекаются нередко устаревшие, противоречащие друг другу разные требования.
Один такой, может быть, простой, но показательный пример. Скажем, приходят в школу представители силового блока и говорят, что на все окна на первом этаже нужно поставить решётки. У них свой мотив. А затем приходит пожарная служба и говорит, что незамедлительно решётки с окон надо снять, потому что это угрожает пожарной безопасности. И вот таких глупостей на местах более чем достаточно!
Возможно, в определённой мере нужна и кадровая перезагрузка, призыв на государственную службу антикризисных менеджеров – людей, способных принимать решения и брать на себя ответственность, имеющих практический управленческий опыт в той или иной сфере, что называется, поработавших на земле, в регионах, в бизнесе.
Также пример приведу. Наши контакты с заместителями министров – а это достаточно высокие государственные должности – показывают, что не все из них имеют профильное образование, достаточный опыт работы, в том числе управленческой работы в сфере своей компетенции, и вместо самостоятельного принятия решений и быстрого реагирования на те или иные вызовы они не проявляют инициативу, а ждут указания сверху. Может быть, надо усилить требования к такой категории госслужащих.
Понятно, что всё и сразу с учётом новых реалий невозможно сделать, да и ресурсов не хватит.
Я очень положительно отношусь к тому, что Правительство выделяет чёткие и понятные приоритеты, на которых планируется сосредоточить все усилия, финансы, организационные, административные, в том числе это касается промышленности. Конечно, к таким приоритетам относится наша технологическая независимость, создание логистических возможностей для переориентирования экспортных и импортных поставок.
Мы с Вами обсуждали, уважаемый Михаил Владимирович, ситуацию по Дальнему Востоку. Он сегодня, что называется, на переднем крае. Конечно, надо ускорить развязку узких мест с транспортно-логистической инфраструктурой, привести в порядок пункты пропуска и так далее. Уже не может быть на границе у нас пунктов пропуска в вагончиках. Нужна более чёткая координация внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности.
Нынешняя ситуация, на мой взгляд, заставит нас принять новые управленческие решения. Межправительственная комиссия – это Минэкономики, торгпредства – Минпромторг.
Мы подготовили для вас предложения, просим их внимательно рассмотреть.
Во-первых, надо всё-таки создать единый центр управленческий. Может быть, целесообразно сформировать правительственную комиссию с серьёзными полномочиями по координации внешнеторговой деятельности с учётом новых реалий, поиска новых рынков, переориентирования экспорта, импорта.
Мы бы просили ещё в бо́льшей мере поддержать экспортный центр. Он действительно очень инновационно и много работает. В целом сегодня в рамках той же правительственной комиссии высокого уровня можно было бы более эффективно оказывать помощь бизнесу, который занимается экспортом и непростым импортом сегодня. Просьба рассмотреть этот вопрос.
Конечно, к приоритетам относится продовольственная безопасность. Мы все гордимся нашим агропромышленным комплексом. Это тот пример, когда санкции и принятые антисанкции сыграли положительную роль благодаря в том числе правильной государственной поддержке, которая оказывается агропромышленному сектору. И конечно, хочется сказать огромные слова благодарности и передать низкий поклон всем труженикам села за их непростой труд. Надо и дальше поддерживать АПК для обеспечения собственными продуктами продовольствия по основным категориям.
Конечно, есть и слабые места, они всем известны, не буду повторяться. Это и семена (это самая, пожалуй, острая проблема, которая быстро не решается), это и техника. Понятно, что всё мы не можем сами производить, это всем известно.
Например, мы крупная страна по производству свёклы и, соответственно, сахара. Но у нас вообще нет отечественной свеклоуборочной техники. Как? Почему? Можем мы это сделать? Можем. И сейчас даже субъекты Федерации, которые занимаются производством свёклы, уже в контакте с белорусскими коллегами находят решение.
И такие вопросы, которые нужно выделить и на них сосредоточиться, должны быть прописаны, должно быть понимание, как их решать, какие сроки и как быстрее обеспечить их реализацию.
Ещё одна тема из этой серии – это как обеспечить отечественный рынок рыбой, морепродуктами, в том числе по доступным ценам. Рыба – это очень важный продукт питания для здоровья, это все врачи нам скажут. И мы очень рады, что в последние годы растут объёмы вылова рыбы и на Камчатке, и на Сахалине, на Курильских островах. Такие путины, что рыбу девать просто некуда. Замечательно! В том числе и потому, что нам удалось в своё время (это была инициатива Совета Федерации) принять закон о запрете дрифтерного лова. Сопротивление было колоссальное, но всё-таки благодаря конкретной поддержке тогда Президента удалось этот закон принять.
Но в то же время рыба не доходит до центральных регионов, до многих регионов Российской Федерации. Почему не доходит? Нет рефрижераторов, а те, которые есть, устарели. Тарифы по перевозке рыбы.
Давайте вместе с рыболовными компаниями, с ассоциацией рыболовов продумаем, что надо сделать, как построить рефрижераторы, как мотивировать, может, сами компании, которые занимаются рыболовством, чтобы они подключились. И конечно, надо чётко определить тот объём потребности для внутреннего рынка рыбы, морепродуктов, который необходим, установить жёсткие квоты, всё остальное – на экспорт, пожалуйста. Но при тех больших объёмах рыбы, которые мы ловим, это плохо, когда её нет на прилавках и граждане не могут её купить.
И я думаю, что здесь нужна такая внятная чёткая государственная политика, а не постоянные попытки передела рыбной отрасли.
Я понимаю, Михаил Владимирович, что очень легко давать умные советы, рассуждать, но Совет Федерации готов самым активным образом работать с Правительством и оперативно принимать не только необходимые законы, но и, если нужна поддержка палаты регионов, действовать. Потому что мы понимаем, что несём равную ответственность, как исполнительная власть, так и законодательная власть, за то, как будет развиваться страна, за выполнение социальных обязательств перед гражданами, за рост качества их жизни. И я искренне верю, что у нас всё получится.
Я хочу по традиции попросить Вас по итогам нашей встречи подготовить перечень поручений, которые мы вместе обязательно реализуем.
И подтверждаю то, что Вы сказали: поручения по итогам предыдущей нашей встречи все выполнены. Был особый контроль, было особое отношение к ним.
Отдельно хочу поблагодарить Дмитрия Юрьевича Григоренко, с которым мы в ежедневном контакте, Вадима Александровича Живулина, представителя Правительства.
И поблагодарить всех здесь присутствующих и отсутствующих членов Правительства за всегда конструктивное взаимодействие, взаимопонимание.
Мы никогда не занимаемся популизмом, мы никогда не предлагаем нереалистичных вещей. Мы аккумулируем и собираем мнения субъектов, регионов и их потом отрабатываем вместе с Правительством.
И последнее, о чём хотела сказать, Михаил Владимирович. Мы понимаем, какой непростой будет работа над федеральным бюджетом на предстоящий период. Он должен, конечно, обладать максимально возможным КПД, чтобы каждый рубль, каждая копейка работали на развитие страны, на благополучие граждан.
Буквально на прошлой неделе Совет Федерации принял постановление о предложениях по формированию концепции федерального бюджета, здесь более 70 конкретных рекомендаций в адрес Правительства. И ещё раз хочу подчеркнуть, что это предложения не просто из головы чьей-то, это не кабинетная софистика. Это результат кропотливой работы с субъектами Федерации. Целый ряд рекомендаций направлен в том числе на повышение финансовой самодостаточности регионов.
И также прошу Вас дать поручения, чтобы Министерство финансов, Министерство экономики внимательно рассмотрели этот документ и учли предложения палаты при формировании главного финансового документа страны.
Ещё раз спасибо за внимание.
М.Мишустин: Спасибо, Валентина Ивановна.
Естественно, мы очень внимательно изучим все предложения, которые Вы и сенаторы представите.
Буквально два слова в качестве реакции. Скажу, что мы полностью разделяем Вашу озабоченность и Совета, связанную с необходимостью постоянного совершенствования административной реформы.
Хочу сказать, что мы провели административную реформу, очень внимательно посмотрев на структуру всех федеральных органов исполнительной власти. И типизация, аккуратность в количестве департаментов, в количестве заместителей министров и прочего была достигнута. В результате мы сократили около 30 тысяч государственных служащих, сделали это буквально в первый год, после чего продолжили реформу контрольно-надзорной деятельности.
В реформе контрольно-надзорной деятельности, где активнейшее участие принимали и сенаторы, есть очень хорошие результаты. Почему я это говорю? Поскольку практически на сегодняшний день внедрён риск-ориентированный подход во все виды контрольной деятельности, и строгий надзор сохранился лишь там, где без него не обойтись, там, где есть угроза здоровью или жизни людей.
Что касается самой реформы, вы хорошо знаете, что разработаны и приняты базовый закон о государственном контроле и закон-спутник к нему, благодаря которым были изменены 132 федеральных закона. Более того, мы выстроили совершенно другой подход к непосредственной работе контролирующих органов. В результате, по сравнению с 2019 годом, число контрольных мероприятий снизилось в два раза и постоянно снижается.
Что касается моратория, который был принят в марте . Я имею в виду мораторий на проверки до конца года как плановые, так и внеплановые, за исключением случаев, где есть опасность для жизни людей или их здоровья. И мы будем постоянно это продолжать совершенствовать.
Что касается компетенций, кадровой политики и так далее, мы очень внимательно будем изучать ваши предложения. Пожалуйста, укажите конкретно, у каждой проблемы в этом смысле есть фамилия, имя, отчество. Поэтому, если есть вопросы, мы будем абсолютно открыто с вами обсуждать и смотреть, что происходит.
Что касается остальных ваших предложений. Без сомнения, в настоящий момент необходимо стратегически по национальным целям принимать огромное количество решений, связанных с эффективностью всех мер экономического развития. Работа над бюджетом сегодня – это основа, потому что бюджет заложит нам фактически все основные параметры развития в соответствии с национальными целями, поставленными Президентом до 2030 года. Мы активно готовы обсуждать это с Советом Федерации.
Спасибо большое.
Я знаю, что у сенаторов есть вопросы. С удовольствием постараемся на них ответить.
Пожалуйста.
В.Матвиенко: Святенко Инна Юрьевна, пожалуйста.
И.Святенко (председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике): Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемые коллеги!
В связи с санкционным давлением выходит на первый план формирование резерва лекарственных препаратов для лечения и незамедлительного обеспечения пациентов, в том числе и с редкими (орфанными) заболеваниями.
По поручению Валентины Ивановны совместно с фондом «Круг добра» мы прорабатывали варианты оптимизации деятельности фонда, а именно отмены уплаты НДС по закупке таких лекарственных препаратов. Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным уже дано такое поручение.
Ещё было поручение по обеспечению таких детей необходимыми лекарствами и медицинскими изделиями после достижения ими 18-летнего возраста.
Мы готовы в кратчайшие сроки вместе с Правительством проработать внесение соответствующих изменений в законодательство в части внедрения механизма компенсации из федерального бюджета фонду «Круг добра» суммы НДС и другие нормы. Это очень важная позиция, которая даст возможность ещё большему количеству детей получить дорогостоящее, но очень важное для них лечение.
В условиях внешнего санкционного давления вопросы импортозамещения медицинских изделий вышли на первый план. Российские предприниматели готовы наладить уже полный цикл производства медизделий и медицинского оборудования, но процедура государственной регистрации занимает порой от года и более.
И по поручению Валентины Ивановны мы начали предметно разбираться с проблемами, связанными с регистрацией медизделий. Очень много за последний период сделано Правительством по сокращению времени регистрации, но хочу обратить внимание на две проблемы.
За последние 10 лет количество поданных заявлений на государственную регистрацию медизделий увеличилось в четыре раза, а численность сотрудников отделов регистрации Росздравнадзора составляет 18 человек, как это было и 10 лет назад.
Пакет документов (приведу пример) для регистрации лучевого ускорителя составляет пять-шесть коробок, то есть это 40 тыс. листов. Такой объём требуется проверить вручную – огромный бумажный документооборот.
Знаю, что есть поручение Правительства по созданию информационной платформы, но также, конечно, необходимо обратить внимание и на численность сотрудников.
Ещё один момент – нехватка государственных испытательных центров. Единственный государственный испытательный центр медицинских изделий, который находится в Москве, подведомственен Росздравнадзору. Он проводит около 17 тыс. испытаний медизделий.
В 2022 году уже открыли второй центр, и это замечательно, это большое подспорье и сократит время, но хорошо, если бы это было в каждом федеральном округе, потому что сейчас все медизделия везут на экспертизу в Москву.
Известно, что в импортозамещении связано практически всё. Например, с российского рынка ушли западные производители краски, и выяснилось, что российское сырьё для производства отечественных красок не использовалось из-за его высокой стоимости в связи с акцизным сбором.
Хотела бы поблагодарить Правительство, Минфин за быстрый отклик и поддержку законопроекта, который был внесён сенаторами Журавлёвым, Кареловой, Артамоновым, об отнесении полиграфических красок для использования блистеров и фармацевтической упаковки к товарам с нулевым акцизом. 30 июня этот законопроект будет рассматриваться в Госдуме в первом чтении, и очень хотелось бы принять его в текущую сессию и помочь российским производителям. Поэтому от нас с вами будет очень много зависеть в принятии этих решений.
М.Мишустин: Инна Юрьевна, сначала по орфанным заболеваниям, по лекарствам.
Действительно, фонд «Круг добра» не входит в число организаций, которые освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость при реализации соответствующих лекарственных препаратов конкретным людям. Сейчас, согласно Налоговому кодексу, не надо уплачивать налог на добавленную стоимость при ввозе лекарств для конкретных пациентов. Этим занимаются, как Вы, наверное, знаете, специализированные организации, которые могут обеспечить выполнение особых требований к хранению и условиям перевозки таких лекарств.
В данном случае фактическим импортёром лекарств является компания, которая по поручению фонда «Круг добра» передаёт их в эту медицинскую организацию. Это тоже считается реализацией, а значит, облагается налогом на добавленную стоимость. Отсюда и рост стоимости закупки, Вы абсолютно правы.
Мы, уверен, проработаем варианты, чтобы этого избежать. Думаю, что скорее всего мы пойдём по пути освобождения от этого налога операций при передаче незарегистрированных препаратов конкретно фонду, а также в случаях, когда «Круг добра» предоставляет их пациентам. Соответствующие поручения я дам Министерству финансов, чтобы как можно скорее подготовить предложения по изменениям в законодательство. Мы этот вопрос решим.
Спасибо Вам за внимание. Вы абсолютно верно ставите вопрос. Мы, я думаю, справимся с этим быстро.
Что касается регистрации медизделий, спасибо Вам за информацию о численности сотрудников, которые занимаются этим в Росздравнадзоре. Мы обязательно разберёмся и Ваше предложение по совершенствованию именно самой структуры, которая занимается как регистрацией медпрепаратов, так и системой управления, рассмотрим. Если действительно не хватает людей, мы добавим.
Вы абсолютно правы, создаётся информационная система для этого, но уже очень много было сделано буквально за прошедшие два года, в частности нашим министерством. Здесь и пандемия подхлестнула. Речь идёт в том числе о регистрации ускоренной, особенно когда регистрация необходима для получения оборудования больницами и поликлиниками. Мы приняли в начале пандемии целый ряд оперативных решений. Я просто по цифрам могу сказать: у нас несколько лет назад в год (в частности, в 2019-м) регистрировалось около 1,5 тыс. медицинских изделий, а в прошлом году уже 2 тыс. превысили. Это то, что мне докладывал господин Мурашко.
Но на этом не остановились. В апреле было утверждено постановление Правительства, которым сроки регистрации медизделий сократили в два раза. Было 50 дней, сейчас 22 дня – то, что касается УЗИ, МРТ, компьютерных томографов, и порядок этот будет действовать пока до 1 сентября 2023 года. Посмотрим ещё какие процедуры можно упростить.
Мы также упростили процедуры для различных расходных материалов, устройств для исследований и проведения процедур. Для них сделали заявительный порядок, что тоже очень важно, для того чтобы за пять дней можно было получить регистрационное удостоверение.
Что касается, скажем так, стимула того, чтобы вместо ушедших компаний приходили российские разработчики и производители, всё необходимое надо делать. Будем благодарны Вам за любую информацию, которая поможет нашим производителям занять соответствующие ниши. Там очень много есть чего. Я знаю огромное количество наших предприятий, которые производят качественную медицинскую технику, диагностику. Нужно их выводить на рынок.
А.Яцкин (первый заместитель Председателя Совета Федерации): Уважаемый Михаил Владимирович!
Как уже отметила Валентина Ивановна, текущая геополитическая ситуация побуждает принимать оперативные решения по развитию международных транспортных коридоров в целях надёжного логистического сообщения, кооперационных связей с дружественными странами. Развитие транспортной системы, инфраструктуры уже обсуждалось руководством страны, в Совете Федерации. На наш взгляд, существенный импульс для решения вопросов могли бы дать меры по развитию инфраструктуры водных путей в Азово-Черноморском бассейне и Каспийском бассейне. Здесь и порты, и обновление судов, причём и грузовых (танкеры, балкеры, рефрижераторы, буксиры), и пассажирских – для осуществления внутреннего туризма, внутренних перевозок пассажиров. Всё это – элементы надежного развития международного транспортного коридора «Север – Юг».
Раскрыть потенциал указанного маршрута для безопасного судоходства не позволяют глубины на отдельных участках водных артерий указанных бассейнов. Решению данной проблемы способствовало бы скорейшее завершение строительства гидротехнических сооружений, в первую очередь Багаевского и Городецкого гидроузлов.Что касается логистического потенциала Каспия, полагали бы возможным, Михаил Владимирович, увеличение показателей пропускной способности Волго-Каспийского судоходного канала. Специалисты предлагают в качестве основного показателя увеличение глубины канала до 4,5 метров. Отсутствие нормативно установленных параметров затрудняет бесперебойное прохождение судов и приводит к серьёзным экономическим последствиям и потерям как для бизнеса, так и для государства, а особенно во взаимоотношениях с нашими партнёрами по Каспию.
Уважаемый Михаил Владимирович, на днях Вами было принято серьёзное решение о поддержке и развитии авиатранспортной отрасли. Думаю, настал момент предусмотреть аналогичную поддержку и отрасли гражданского судостроения, и в целом инфраструктуры внутреннего водного транспорта. Прошу Вас поручить комплексно проработать указанный вопрос для оперативного принятия решения. Сенаторы готовы совместно с коллегами из Правительства принять участие в этой работе.
М.Мишустин: Андрей Владимирович, Вы абсолютно правы: тема логистическая сегодня одна из ключевых. Без сомнения, внутренние речные перевозки и вообще всё, что связано с возможностями наращивания грузопотоков, в том числе морским и речным транспортом, – это важнейшее направление нашей деятельности. Мы этим постоянно занимаемся и недавно с Андреем Рэмовичем Белоусовым, с Виталием Геннадьевичем Савельевым как раз обсуждали все подходы альтернативные, связанные с нашими логистическими путями.
Что ещё очень важно, мы прорабатывали детально в социально-экономических инициативах конкретные вопросы, связанные с возможностями наших водных путей.
В транспортной стратегии на ближайшие семь лет – до 2030 года с прогнозом до 2035 года – предусмотрены очень серьёзные меры по созданию современного сообщения по водным путям: это и обновление соответствующей инфраструктуры, что подразумевает не только ремонт, но и введение в эксплуатацию новых гидротехнических современных сооружений, а также работы по обеспечению судоходной проходимости, модернизацию речного флота, включая технические суда. Мы системно подходим к решению этих задач.
Речь идёт здесь не только о водных путях, но и об улучшении водоснабжения городов, сельской местности – это очень важный элемент, – и об увеличении объёмов грузов, в том числе за счёт более долгих сроков навигации. Это и вопросы рыбопромысловой отрасли, внутреннего туризма. Здесь всё связано. Да и та же самая экологическая безопасность для многих субъектов, это тоже всех, в том числе и губернаторов, волнует.
Вы абсолютно правы: здесь можно говорить и о Каспийском бассейне. Но также очень важно благополучие, например, ряда регионов, которые связаны с рекой Дон. Волго-Донской маршрут самый загруженный транспортный коридор. В связи с переориентацией логистических цепочек эти реки становятся ключевыми магистралями на европейской части России. Здесь требуется проведение работ, которые должны повысить пропускную способность, перераспределение воды в течение года и многое другое.
Сразу Вам скажу, сколько у нас средств на это зарезервировано: 28,5 млрд до 2024 года. В этом году – 6,2 млрд рублей. Это то, что касается бюджета.
Средства выделяются также и в рамках государственной программы по мелиорации – до 2024 года 5,39 млрд рублей выделено. И по рыбохозяйственному комплексу – также где-то порядка 0,5 млрд рублей в этом году.
Конкретные предложения будем рады услышать, и приглашаю Вас принять участие и в проработке дальнейших наших предложений по социально-экономическим инициативам.
Андрей Рэмович (обращаясь к А.Белоусову), у Вас стратегия транспортная в течение двух месяцев будет докладываться?
А.Белоусов: Чуть попозже. Но я хочу сказать, что у нас раз в две недели проходит заседание штаба, где мы рассматриваем вопросы по трём транспортно-логистическим коридорам. Это «Восточный», это «Север – Юг», о котором Вы сказали и который состоит из трёх маршрутов, и Азово-Черноморский. Поэтому, пожалуйста, там предельно конкретные вопросы.
Сейчас Минэкономразвития и другие наши коллеги, отраслевые министерства, определились с грузопотоком и с грузовой базой до 2030 года, и сейчас мы выделяем узкие места. Пункты пропуска, портовые мощности перевалочные, подъездные пути – всё это предмет конкретной работы, расчёты, которые должны осуществляться.
А.Яцкин: Спасибо, Михаил Владимирович. Мы готовы к такой работе.
М.Мишустин: Спасибо большое.
Источник: http://government.ru/news/45844/