Встреча Дмитрия Медведева с генеральным директором Агентства стратегических инициатив Андреем Никитиным

Из стенограммы:

Д.Медведев: Андрей Сергеевич, вы уже пять лет практически работаете. Я вас с этим поздравляю, потому что агентство уже зарекомендовало себя как организация, которая помогает и обновлению экономики, и развитию различных государственных институтов. Тем не менее хочу остановиться на том направлении, которое, наверное, в наибольшей степени запомнилось в вашей деятельности представителям предпринимательского сословия, а именно на «дорожных картах» предпринимательской инициативы, которые были направлены на то, чтобы облегчить жизнь предпринимателям, выявить наиболее проблемные места, сложности, с которыми они сталкиваются на самых разных направлениях. Это и таможня, и регистрация компаний, и всякого рода местные решения, которые принимаются региональными властями.

Мы с вами договаривались на одном из совещаний о том, что мы прекращаем работу по тем «картам», которые исполнены, но в то же время сконцентрируемся на тех проблемах, которые остаются, а их ещё достаточно, о чём свидетельствует и мой опыт общения с предпринимателями, и, естественно, ваша постоянная работа. Как вы полагаете, на чём в ближайшее время нужно было бы сконцентрировать усилия агентства, естественно, чтобы впоследствии материалы, подготовленные агентством, были использованы и органами государственного управления?

А.Никитин: Дмитрий Анатольевич, спасибо за высокую оценку. Мы совместно с Минэкономразвития сейчас, после того как основные нормативные акты уже приняты (там немножко совсем осталось в Госдуме законопроектов, которые ещё ждут своего часа), перешли к такой проектно-целевой модели. Мы подготовили по каждой проблеме некую ролевую модель поведения предпринимателя и госоргана: как должна проходить там регистрация, получение разрешений и так далее. Сделано это в наглядной форме. Мы в ближайшее время это опубликуем. Например, как оформить право собственности быстро, и так далее. По сути, это документы, которые будут для ведомств таким бенчмарком, с ними будет сравниваться то, как на самом деле происходит тот или иной процесс. То есть это такой элемент проектного управления. И в ближайшее время мы эту тему запустим. Мы уже будем не просто по нормативным актам идти, а идти от проблематики…

Д.Медведев: Я надеялся, что вы и до этого так делали, потому как в основном предприниматели по проблемам всегда и задавали вопросы, которые существуют. Но есть какие-то направления, на которых вы считаете правильным сейчас сконцентрировать усилия и общественности – потому что вы, по сути, общественный голос, – и государственных структур?

А.Никитин: Конечно, теми новыми задачами, о которых Вы говорили в конце года – это подключение к газовым сетям, к сетям водоснабжения, водоотведения (то, что волнует малый бизнес, «Опора» эти проблемы ставила), – мы сейчас очень серьёзно занимаемся. Те изменения в «дорожные карты», которые не закрыты, по этой теме внесены. Остаётся проблема с международной торговлей. На сегодняшний день не фиксируется, скажем так, предпринимателями позитивных изменений, скорее, по опросам, они говорят даже о том, что жить стало сложнее.

Д.Медведев: Международная торговля – что имеется в виду?

А.Никитин: Это экспорт-импорт грузов… Соответственно, сроки, стоимость и количество разного рода документов…

Д.Медведев: То есть необходимость сконцентрироваться на таможенном оформлении, на быстроте прохождения государственной границы, на оформлении грузов всё равно остаётся, правильно?

А.Никитин: Она остаётся. Мы провели анализ, мы выезжали в порты, мы проходили все эти процедуры вместе с предпринимателями. Есть достаточно забавные факты. Например, по данным таможенных органов, досмотры происходят в 5% случаев, а по данным самих портов, дверка открывается в 24% случаев. Понятно, кроме таможенных органов есть Россельхознадзор и Роспотребнадзор. Но есть ещё добровольное открытие предпринимателями зачем-то этих контейнеров.

Д.Медведев: То есть залезают чаще, чем нужно.

А.Никитин: Да. На самом деле есть разница между оценкой бизнеса и оценкой самих органов. Мы сейчас с этим активно разбираемся и, я думаю, будем предлагать какие-то решения здесь.

Д.Медведев: Это мне кажется очень важным. Потому что в чём проблема принятия правильных решений в области экономики? Слушаешь предпринимателей – они говорят: давления много, слишком много решений, подчас ненужных, административных регламентов требуется много соблюдать. Можно было бы это делать проще.

Слушаешь, например, представителей ведомств – они говорят: нет, мы всё упростили, всё выглядит гораздо лучше, чем, например, пять лет назад, процедуры стали гораздо более короткими, гораздо более внятными, прозрачными.

Эти позиции плохо совмещаются.

Поэтому нужно их сажать за один стол, с тем чтобы предприниматели говорили свою правду, а представители органов управления – свою правду. Истина, кстати, действительно очень часто бывает посередине. Потому что одни что-то преувеличивают, другие – недооценивают. И на основании этого – в этом как раз, мне кажется, задача агентства, в том числе по улучшению предпринимательского климата в стране, – формулировать предложения, каким образом эти сложные ситуации преодолевать. Я поэтому просил бы вас именно на этом направлении сконцентрироваться, подготовить предложения по всем направлениям, не только, конечно, по оформлению грузов.

А.Никитин: Есть ещё один интересный нюанс. У нас раньше средний бизнес не так активно занимался экспортом. Когда крупная компания экспортирует, в принципе это один и тот же товар, таможня его знает, и там действительно не так много досмотров. А сейчас в связи с курсом рублянародилось много компаний, которые стали серьёзно смотреть, так сказать, на зарубежные рынки.

Д.Медведев: Это неплохо.

А.Никитин: И когда они первый, второй, третий раз идут, естественно, срабатывают профили риска. Их не знают. Поэтому эта проблема – она сейчас, скажем так, проблема роста.

Д.Медведев: Да. На это тоже нужно обратить внимание, согласен. Потому что у крупных компаний и проблем, как правило, не бывает: у них всё отлажено, они со всеми, что называется, договорились. Есть определённые механизмы, по которым они проходят оформление. А для среднего бизнеса таких механизмов меньше. Но для нас очень важно, чтобы они выходили на экспорт. Мы, поставив задачу импортозамещения перед всей экономикой, тем не менее исходим из того, что товары, которые производятся в нашей стране в порядке импортозамещения, должны прежде всего проходить проверку на качественность за границей. Если за границей брать будут, значит, это реальное импортозамещение.

В общем, и по этому направлению давайте поработаем.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/22941/