Встреча Дмитрия Медведева с членами Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов России
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Я пригласил вас для того, чтобы поговорить о том, как нам улучшить университетскую жизнь, как работать по теме, связанной с конкурентоспособностью наших университетов, чтобы их действительно признавали во всём мире, чтобы наше образование было престижным, популярным и, самое главное, качественным. Здесь присутствуют ректоры ведущих российских вузов, те, кто принимает самое активное участие в проекте. Мы его запустили в 2013 году. Целью его является повышение качества и привлекательности нашего образования, улучшение позиций наших вузов в мировых рейтингах. Бóльшая часть присутствующих здесь людей с самого начала этим занималась, стояла у истоков проекта, вы обеспечивали сопровождение этого проекта. Надеюсь, что и дальше так будет. Ваши оценки, рекомендации помогают развиваться университетам и в целом нашей высшей школе. Хочу вас за эту работу поблагодарить.
Сегодня в проекте участвует 21 университет, который был отобран по итогам двух конкурсов – 2013 и 2015 годов. На одном из этих отборов я присутствовал, встречался с коллегами. Представлены регионы от Калининграда до Дальнего Востока. За семь лет из федерального бюджета было выделено около 70 млрд рублей на поддержку участников проекта и достижение ими конкретных результатов, средства для нашего бюджета весьма немаленькие.
Но благодаря этому университеты многое смогли сделать, это нужно прямо сказать.
Во-первых, мы закрепились в ряде глобальных рейтингов. Мы всегда говорим о том, что рейтинги не главное, поскольку рейтинги всего не выражают, но рейтинг – это индикатор. Это касается и образования, и позиционирования нашей страны в других направлениях. Поэтому это само по себе неплохо.
В 2012 году до запуска проекта в различные рейтинги – отраслевые, предметные, институциональные – входило 15 наших университетов. В этом году их уже 48, в том числе 19 победителей проекта. Само по себе такое движение, конечно, позитивно.
Наиболее сильные позиции у нас в предметных рейтингах – и это естественно, – особенно в математике, физике, компьютерных науках, информатике, инженерном деле. Это то, что у нас исторически хорошо шло и где у нас есть хороший задел, но в то же время есть и очень хорошие новые решения.
Заметно вперёд продвинулись Новосибирский университет, МИФИ, Университет ИТМО, МФТИ, МИСиС, Высшая школа экономики.
И конечно, желающих получить образование в нашей стране действительно становится больше. Это факт отрадный. Мы выдвигаем образовательную конкурентоспособность на передний план. В 2012 году по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры у нас училось почти 165 тысяч иностранных студентов, а в прошлом году – уже 280 тысяч. Это пока цифры достаточно скромные. Я считаю, что наши вузы способны большее количество иностранцев обучать, тем не менее это всё равно рост, и рост почти двукратный.
Вузы находят новые способы, чтобы привлечь молодых людей из других стран. И, что, может быть, даже не менее важно, благодаря проекту университеты стали активнее развивать науку. Можно сказать, что университеты действительно стали научно-образовательными центрами. Что скрывать, как-то так исторически повелось, что к университетской науке, даже в советские времена, отношение было как к чему-то вторичному в отличие от науки, которая концентрировалась внутри Академии наук. В мире это не так, мы это прекрасно понимаем, и поэтому очень хорошо, что университеты – это теперь именно научные центры.
Всё это сделало нашу высшую школу, на мой взгляд, сильнее. Создана база для национальных целей развития. Напомню, каковы они. В 2024 году нужно постараться вывести Россию в пятёрку лидеров по научным исследованиям и разработкам. И в десятку – по присутствию в топ-500 глобальных рейтингов университетов. Сейчас мы на 17-м месте. Цели, конечно, сверхамбициозные.
Мы для этого работаем в рамках национальных проектов «Наука» и «Образование». Сегодня появились задачи, которых не было, когда мы проект начинали, или эти задачи не стояли так остро. Всё развивается, и понятно, что «цифра», которая была, условно говоря, в 2012 году, цифровая составляющая любой науки, сильно отличается от того, что есть сейчас. Очевидно, что есть и другие процессы: развитие искусственного интеллекта, трансформация рынка труда, возникновение новых профессий и так далее. На всё это нужно давать ответы.
Поэтому нужны новые подходы к проекту 5–100. Мы планируем расширить число участников, вы знаете об этом, с 21 до 30 университетов. В следующем году проведём конкурс университетов для предоставления субсидий на 2021 год. Я дал поручение проработать вопрос об увеличении финансовой поддержки. Это нужно сделать. И необходимо обновить критерии отбора вузов, которые получают эти деньги, при этом учесть и отраслевую специфику. Бренд университета должен быть отличимым и узнаваемым, авторитетным. Это вы и сами, уважаемые коллеги, понимаете.
Источник: http://government.ru/news/38180/