Совещание по вопросам совершенствования системы закупок

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Брифинг руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева 

Вступительное слово Дмитрия Медведева:

Добрый день, коллеги!

Мы сегодня собрались, чтобы обсудить проблемы развития системы государственных закупок (говорю о проблемах, потому что они есть), как государственных, так и тех закупок, которые делают государственные компании. К этой теме мы регулярно возвращаемся и с учётом того, какие решения принимались, и с учётом того, что действует относительно новое законодательство.

Но прежде чем мы перейдём к этой теме, несколько слов о некоторых других решениях, которые были приняты Правительством. Я подписал два постановления. Первое продлевает на 2016 год действие мер, которые направлены на сокращение расходов малого и среднего бизнеса при выполнении контрактов в рамках системы госзакупок. В частности, определяются условия, при которых заказчик получает право не устанавливать требования к обеспечению контракта при проведении торгов. Это одна из гарантий для малого и среднего бизнеса, как известно, она была введена и сохраняется на текущий год.

Второе постановление касается совершенно другой темы. Оно определяет нормы мощности служебных автомобилей, которые руководители государственных ведомств и их структурных подразделений вправе брать в аренду. Для машин с персональным закреплением мощность не должна превышать 200 лошадиных сил, а для автомобиля, который предоставляется по вызову, – 150. Это должно минимизировать возможности, связанные с арендой дорогостоящих, то есть неоправданных для эксплуатации на государственной службе за государственный счёт, автомобилей.

Теперь к основной теме. В целом система государственных закупок работает. Эта современная система позволила не только обеспечить переток государственных финансов в реальный сектор экономики, но и усилить эффект от государственных инвестиций, в известной степени, подчёркиваю, поддержать конкуренцию, создать условия для экономии государственных средств. Фактически был сформирован пул для осуществления закупок. Сейчас в условиях внешнего давления, в условиях санкций, жёстких ограничений на международных рынках капитала этот инструмент позволяет нам поддерживать и развивать экономику, реализовывать проекты, в том числе в сфере импортозамещения. Нам необходимо позитивные результаты, которые получены за последние годы, закрепить, но кое-где нужно скорректировать и ранее принятые решения.

Очевидно, что одной из задач следующего этапа должно стать дальнейшее повышение прозрачности работы сферы государственных закупок (об этом говорят все – об этом говорит бизнес, об этом говорят всякого рода общественные структуры, контролёры разные, люди просто говорят, которые с этим сталкиваются), в том числе того сегмента, где размещаются заказы государственных компаний. Там пока не хватает единых стандартов, множество, с другой стороны, различных способов закупки, что вроде бы как бы и правильно, может быть, но, с другой стороны, не позволяет оценивать ситуацию в целом и не позволяет как раз отделять закупки, которые осуществляются на конкурентных принципах, от других. Ну и, как мы все понимаем, нередко главной целью такого разнообразия является желание замаскировать просто единственного поставщика как раз в тех ситуациях, когда единственный поставщик не нужен.

Д.Медведев: «Современная система госзакупок позволила не только обеспечить переток государственных финансов в реальный сектор экономики, но и усилить эффект от государственных инвестиций, в известной степени поддержать конкуренцию, создать условия для экономии государственных средств. Этот инструмент позволяет нам поддерживать и развивать экономику, реализовывать проекты, в том числе в сфере импортозамещения». 

Сразу хочу оговориться: есть случаи, когда использование единственного поставщика абсолютно необходимо и просто невозможно себе представить что-либо другое. Это касается особо чувствительных сфер – безопасности, некоторых других. Но есть ситуации, когда использование конструкции единственного поставщика неоправданно и, как правило, обуславливается только одним – ведомственными интересами, а значит, интересами конкретных лиц. Это всё подрывает доверие к системе.

Есть и тревожные симптомы. При осуществлении государственных закупок государственными компаниями среднее число подаваемых заявок на торги в прошлом году снизилось. Ссылки на непростую ситуацию в экономике здесь не срабатывают, во всяком случае до конца. При тех же условиях в сфере закупок государством как раз удалось добиться роста аналогичного показателя.

Нам также необходимо повышать доступность корпоративных закупок для малого и среднего бизнеса. Отсутствие единых требований к документам не лучшим образом влияет на возможности малого и среднего бизнеса. Негативно сказывается и практика одностороннего расторжения контрактов по инициативе заказчика.

Мы этот инструмент, институт ввели, его раньше не было. Само по себе прекращение контракта по инициативе одной из сторон в законодательстве существует, это нормальная история, но это как бы в качестве общего правила, а в ряде случаев такое одностороннее расторжение не всегда способствует тому, чтобы эти государственные контракты реализовывались наиболее эффективным образом.

В сфере закупок самим государством тоже есть чем заниматься. Очень активное распространение получила практика выделения бюджетных средств в форме субсидий подведомственным государственным унитарным предприятиям и муниципальным унитарным предприятиям для приобретения ими товаров, услуг, в том числе на конкурентных рынках.

Но мы тоже прекрасно понимаем: по сути, это способ обойти законодательство о конкуренции. Потому что эта субсидия внешне выглядит вполне прилично, пристойно и укладывается в законодательные рамки (подчёркиваю, это всё делается в рамках закона), но, по сути, преследует одну цель – уйти от конкуренции, для того чтобы передать эти денежные средства конкретному исполнителю.

Вводятся зачастую и неценовые критерии оценки, что также не всегда хорошо влияет на работу системы и ведёт к повышению расходов государства, а этого допустить в современных условиях нельзя. Это в принципе недопустимо, неприемлемо, но в условиях, когда государство пытается на всём экономить, это просто расточительно и ведёт к весьма отрицательным последствиям.

Есть предложения, каким образом законодательство совершенствовать. Давайте послушаем сначала предложения антимонопольной службы, потому что ровно из этого доклада родилась идея совещания. Ко мне как раз Игорь Юрьевич (И.Артемьев) пришёл, рассказал, в чём сомнения антимонопольной службы. Давайте сейчас об этих сомнениях послушаем.

Пожалуйста, Игорь Юрьевич.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/22230/