Совещание по улучшению качества дорог

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Сообщение губернатора Саратовской области Валерия Радаева о состоянии дорог Саратовской области

Сообщение первого заместителя Министра транспорта Евгения Дитриха о состоянии дорожных сетей в Российской Федерации

Из стенограммы:

Д.Медведев: Мы только что участвовали все вместе в большом форуме, который был посвящён поддержке сельского хозяйства, в том числе говорили о развитии дорожной сети. 

Действительно, за последнее время очень большое внимание со стороны наших людей уделяется состоянию дорог. Есть регионы, откуда поступает огромное количество вопросов о состоянии дорожной сети, особенно после зимнего периода. К числу таких регионов относится и Саратовская область. Мы обсуждали эту тему с Валерием Васильевичем (В.Радаевым) как с губернатором. 

По понятным причинам это накопленный эффект, это не сегодня возникло, но это не значит, что мы должны всё списывать на предыдущие трудности. Нам нужно сегодня выработать набор предложений по развитию и поддержке дорожной сети в Саратовской области, которые можно было бы применить и в других регионах Российской Федерации. Я поэтому позвал на это совещание не только региональных руководителей, но и Министра сельского хозяйства, потому что за развитие сельских дорог в том числе отвечает и Министерство сельского хозяйства, и руководство Федерального дорожного агентства, и Министерство транспорта.

Давайте обсудим, какую модель можно было бы использовать, в том числе с учётом принятых решений о том, чтобы часть акциза, который по определённым решениям, связанным с бензином, у нас должен зачисляться в региональные дорожные фонды, с тем чтобы наиболее рационально этими деньгами распорядиться. Но не только этими деньгами, потому что для того, чтобы решить эти задачи, необходимо использовать самые разные ресурсы.

Я хотел бы, чтобы сначала, наверное, несколько слов губернатор сказал, ну а потом мы послушали наших товарищей.

В.Радаев: Спасибо. Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Надо сказать, что протяжённость вообще дорог на территории Саратовской области 27 тыс. 298 км, из них 720 км – федеральных дорог, 9 тыс. км – дорог регионального значения и 16 тыс. км – дорог местного значения.

Поэтому мы сегодня как раз провели работу, чтобы всё это сбалансировать и конкретно ответственность за каждую дорогу была определена уже по вертикали, как говорится.

Что касается состояния. Ухудшение состояния происходило, мы провели полный анализ, начиная с 1990-х годов, и мы понимаем какая основа у тех дорог, которые относятся к межрайонным дорогам. Это было строительство под совершенно другой грузооборот. И те работы, которые проводятся в последнее время – а надо сказать, более-менее активно мы их проводим в последние четыре года, – это за счёт того минимального финансирования, которое имеется, в частности, у региона.  Но, к сожалению, они не дают должного эффекта. Необходимо прежде всего проводить капитальный ремонт, реконструкцию, а также вести строительство.

Поэтому в 2015 году, если суммарно, около 10 млрд рублей было направлено на дороги. Прежде всего, это завершение строительства мостового перехода в Балакове. На федеральном направлении построена современнейшая развязка и обход села Елшанка (населённого пункта Елшанка Воскресенского района) протяжённостью 15 км.

Полностью практически (до 60%) доведено до норматива состояние  федеральной трассы, которая у нас всё-таки 700 км по территории. Это большая поддержка, потому что она соединяет в том числе и межрайонное наше сообщение, обеспечивает маршруты. Надо сказать, у нас 771 автомобильный маршрут, 370 из них – школьные маршруты. И мы за счёт минимальных ресурсов сегодня всё-таки обеспечиваем функционирование всего этого автомобильного сообщения.

Но, надо сказать, тех ресурсов, которые в среднем заложены – а это по факту за последний год около 3 млрд рублей, – достаточно только на содержание дорог. На всё остальное просто недостаточно ресурсов.

Поэтому мы сегодня работаем с федеральным центром, и та поддержка по иным трансфертам, которая направляется в регионы, – это, конечно, тоже большое подспорье. Если мы в прошедшем году получили около 800 млн рублей, в этом году поддержка, учитывая расчётную схему, немного уменьшена, и, конечно, это скажется также на поддержании дорожной сети.

Я хочу сказать, что всё-таки по факту бюджет исполняется с дефицитом, нам очень сложно сегодня за счёт своих возможностей обеспечить нормативное состояние дорог. Но эту работу мы проводим и проводить будем в соответствии с теми возможностями, которые позволяет сегодня бюджет.

Д.Медведев: Да, сейчас никому не легко, как принято говорить, тем не менее эту работу проводить нужно, даже с учётом сложностей в исполнении бюджета. Тем не менее мы должны думать о том, как работать на будущее. У Министерства транспорта и Федерального дорожного агентства есть предложения на эту тему? Пожалуйста.

Е.Дитрих (первый заместитель Министра транспорта): Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Я хотел бы начать буквально с нескольких слов о состоянии федеральной сети в целом и потом по Саратовской области и по предложениям, которые мы сформулировали. Сегодня федеральная сеть автомобильных дорог составляет 52 тыс. км, из них на сегодня в нормативном состоянии 63,6%, или 32 тыс. км. В 2010 году, когда мы только приступили к решению задачи по приведению дорог в нормативное состояние, в нормативном состоянии было 39 всего. По сути, за это время нам удалось практически удвоить этот показатель, по концу 2016 года мы ожидаем 71% федеральных дорог, приведённых в нормативное состояние. Это стало возможным благодаря тому, что в 2011 году было принято решение о создании дорожного фонда. Вы, Дмитрий Анатольевич, приняли решение о 100-процентном финансировании норматива на содержание федеральных дорог, и это решение даёт свои эффекты.

По регионам ситуация, конечно, сегодня много сложнее. И дорожные фонды они создавали позднее федерального, и многие регионы тянули с созданием своих дорожных фондов. Да и сегодня мы знаем, что многие из них не полностью направляют те средства, которые должны поступать в региональные дорожные фонды для финансирования автомобильных дорог.

Что бы мы предложили в связи с необходимостью решения задачи приведения региональных дорог в нормативное состояние? Первое. Наверное, имело бы смысл проводить более сбалансированную политику в части направления средств на капитальные или текущие затраты. То есть, если значительная часть региональных дорог не находится в нормативном состоянии, может быть, имело бы смысл направить средства в большей степени на капитальный ремонт и ремонты существующей сети. Мы подготовили предложения по предоставлению регионам трансфертов в 2016 году, и наряду с прошлогодними условиями направления этих денег на стройку мы предложили регионам использовать федеральную поддержку и на капитальный ремонт и ремонты. Это позволит меньшими затратами привести сеть в лучшее состояние, это увидят люди.

Второе. Нам представляется правильным для регионов более качественно планировать те затраты, которые дорожные фонды должны нести. Вчера Президент говорил о том, что нам необходимо мониторить те ситуации, которые возникают с недофинансированием дорожных фондов за счёт акцизов. Эту проблему мы обсуждали на заседании, Вы фиксировали такое решение, Дмитрий Анатольевич. Мы к такому мониторингу приступили. Вот, наверное, это то решение, которое нам позволит полностью наполнять дорожные фонды и использовать их только на цели дорожной деятельности.

Гарантийные сроки – это то, что мы говорили. Во всех контрактах без исключения регионы должны закладывать гарантийные сроки для тех, кто исполняет подрядные работы на сети региональных дорог, для того чтобы не приходилось каждый год латать за бюджетные средства те огрехи, которые допускают подрядчики.

Мы готовы принять участие в рассмотрении любых предложений, и в том числе по тому, каким образом правильно решить поставленную вчера задачу по направлению дополнительных акцизов в региональные дорожные фонды. Спасибо большое.

Д.Медведев: Хорошо. Значит, давайте по этим предложениям пройдёмся, включая, естественно, обсуждение специфики той ситуации, которая сложилась в Саратовской области, потому что мы сейчас находимся именно здесь. Но это не означает, конечно, что мы это решение будем принимать только в отношении одного субъекта Федерации. У нас, к сожалению, большое количество субъектов Федерации, которые требуют повышенного внимания к состоянию дорожной сети. Денег на это, как всегда, не хватает, но нужно даже теми ресурсами, которыми мы располагаем, таким образом сманеврировать, чтобы добиться ощутимого результата, чтобы люди этот результат увидели. Давайте всё это обсудим. 

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/22632/