Совещание по инфраструктурно-технологическому обеспечению социальной сферы
Вступительное слово Михаила Мишустина:
Дорогие друзья, уважаемые коллеги!
Мы сегодня встречаемся в новом Центре обработки данных Федеральной налоговой службы в городе Дубне. На первый взгляд может показаться странным, что именно здесь пойдёт разговор на такую тему, как инфраструктурно-технологическое обеспечение социальной сферы в Российской Федерации. Но этот центр является «сердцем» Федеральной налоговой службы, её информационных систем, которые так или иначе связаны, конечно же, с жизнью каждого человека. И это огромный массив данных. Их использование позволяет не только собирать деньги, обеспечивать средствами все системы Российской Федерации, наполнять местные бюджеты, региональные, федеральные, но и оказывать людям конкретную финансовую поддержку. А также, конечно, внедрять качественно новый подход к предоставлению всех масштабных мер социальной помощи, которые Правительством, Президентом, в частности, во время пандемии, предоставляются нашим людям, нашему населению.
Список мер помощи постоянно совершенствуется, дополняется. Например, с этого года по инициативе Президента у нас были введены ежемесячные выплаты для детей от трёх до семи лет, которые воспитываются в малоимущих семьях. И это дополнительно к тем механизмам, которые на постоянной основе действуют уже не первый год в Российской Федерации. Различные выплаты, пособия, льготы предусмотрены как на федеральном уровне, так и в конкретных регионах. Более того, у нас социальные гарантии теперь закреплены и в Конституции Российской Федерации. Это ежегодная индексация пенсий и пособий, а также то, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума.
Ситуация с коронавирусом сегодня серьёзно повлияла на доходы людей. И Правительство оперативно предоставило поддержку тем, кто в очень непростых условиях оказался, кому пришлось в это время особенно трудно – это безработные, семьи с детьми.
Цифровая платформа ФНС позволила провести все необходимые выплаты на детей без личного участия заявителей – здесь хочу от всей души всех вас поблагодарить, Татьяну Алексеевну Голикову, коллег из Минцифры, налоговой службы, из Минтруда, тех, кто за кратчайшее время решили эту задачу. Фактически все сведения ЗАГС проверялись в электронном виде, и по такому же алгоритму сейчас идут выплаты на детей от трёх до семи лет. При этом ведётся автоматическая проверка данных о доходах этих семей. Никому не нужно никуда ходить, и никакими справками мы не беспокоим граждан.
У нас огромное число льгот и пособий, которые направлены на то, чтобы выравнивать материальное положение семей. Необходимо сделать так, чтобы их получали те, кто действительно в этом нуждается, то есть перейти к по-настоящему адресной системе социальной поддержки, развивая механизмы «социального казначейства», о чём мы неоднократно говорили.
Нужна такая цифровая платформа в социальной сфере, которая позволит выявлять тех, кто нуждается в поддержке, и предоставлять её в проактивном режиме и без лишних документов, без лишних справок. Зачастую человек даже не знает, что ему полагается какая-то льгота, и в этом смысле необходимо помочь ему, чтобы он понимал, имеет ли право обратиться за пособием или помощью.
До конца года Правительство планирует запустить соответствующий пилотный проект. Мы его давно уже обсудили, работали над этим. К сожалению, пандемия вносит свои коррективы в наши сроки. Этот проект позволит определять нуждающиеся семьи на основе данных государственных информационных систем и оказывать им адресную поддержку.
Пока такую идею мы планируем реализовать в Нижегородской области и Республике Татарстан. Отвечать за это будут Министерство труда, Федеральная налоговая служба, Министерство экономического развития и Минфин в целом как основной, системный интегратор этих вещей, а также Росстат, Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. Все коллеги в этом вопросе должны взаимодействовать слаженно и координировать свои действия под руководством Татьяны Алексеевны (Голиковой), чтобы мы уже в ближайшее время этот пилот смогли оценить и, возможно, распространили на другие регионы Российской Федерации.
В этом смысле у налоговой службы есть хорошая база, в первую очередь – возможность на этой базе создавать реестр населения со всеми соответствующими информационными ресурсами федеральных органов исполнительной власти, задействованных в решении этой задачи.
Мне бы хотелось, чтобы проект был быстро реализован. Здесь я вижу три этапа.
Первый этап – полтора месяца: мы наполним реестр нужной информацией. Далее мы ещё по одному месяцу заложим на два других этапа. Это время на то, чтобы в системе появились данные о предоставляемых льготах и пособиях. И завершающий этап – это анализ всех сведений, которые там есть, и выработка предложений по оценке нуждаемости, о чём мы с Татьяной Алексеевной (Голиковой) неоднократно говорили. И построение системы адресной поддержки. Это может быть и по домохозяйству, это может быть и по семье.
Всё это нужно обсудить и в первую очередь сделать это удобным нашим людям, чтобы все наши идеи сделали адресную социальную помощь доступной. Я считаю, что такая оптимизация, когда мы это сделаем, позволит нам также её увеличить.
Надеюсь, что мы с этими задачами справимся.
Источник: http://government.ru/news/40908/