Совещание о текущем состоянии автомобильной промышленности и основных направлениях стратегии её развития на период до 2025 года

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Доклад Дениса Мантурова о текущем состоянии автомобильной промышленности и основных направлениях стратегии её развития на период до 2025 года 

Перед совещанием Дмитрий Медведев посетил АвтоВАЗ и ознакомился с работой цехов производства двигателей и сборки готовой продукции.

Ведущий производитель отечественных легковых автомобилей ОАО «АвтоВАЗ» с 2010 по 2015 год успешно осуществил запуск в производство основных проектов на платформах Lada Kalina, Lada Largus, Lada 4×4, Lada Priora, Lada Vesta и Lada Xray. В рамках выполнения запланированных объёмов загрузки создаваемых мощностей в 2012 году началась контрактная сборка автомобилей для Renault на платформе B0 и на ней же с 2013 года – для Nissan, а в 2014 году на платформе Kalina – контрактная сборка автомобилей Datsun.

Совещание о текущем состоянии автомобильной промышленности и основных направлениях стратегии её развития на период до 2025 года

Из стенограммы:

Д.Медведев: Уважаемые коллеги, добрый день! Мы с вами говорили о состоянии дел в автопроме некоторое время назад. Наступил новый год, и ситуация, скажем прямо, не улучшилась, поэтому нам нужно ещё раз обсудить меры поддержки автомобильной промышленности, определиться с основными направлениями стратегии развития до 2025 года. Все вы люди, которые занимаются отраслью, поэтому убеждать вас в том, что автопром – одна из наших ключевых отраслей, я не буду. Она действительно обеспечивает и наш рынок автомобильный, и даёт людям работу, создаёт мультипликативный эффект для других секторов промышленности, поэтому нужно, имея в виду даже эти соображения, тщательно продумать систему стимулирования.

В прошлом году мы определённые решения принимали. Вы знаете, что до кризиса отрасль развивалась весьма динамично, в рамках так называемого механизма промсборки автопроизводители фактически инвестировали в Россию порядка 180 млрд рублей, было создано 25 тыс. новых рабочих мест. Ещё около 45 млрд рублей проинвестировали производители отдельных узлов и агрегатов. Благодаря этому российский автомобильный рынок поднялся на пятое место в Европе после Германии, Британии, Италии и Франции, причём большую долю продаж на нём, около 80%, составили автомобили, которые произведены в Российской Федерации.

Сейчас по известным причинам наш рынок продолжает демонстрировать отрицательную динамику.

Д.Медведев: «В 2015 году автопром получил государственную поддержку в размере 43 млрд рублей. Хороший эффект дали программы стимулирования спроса – обновления парка, льготного лизинга и автокредитования. Из 1,6 млн новых автомобилей, которые были куплены в прошлом году, более трети приобретались с использованием специальных льготных условий, стало быть, 600 тыс. семей смогли сэкономить при покупке машины».

Объём продаж всех типов автомобилей в прошлом году снизился по сравнению с 2014 годом практически больше чем на треть. Но, скажем прямо, эксперты давали гораздо более пессимистические прогнозы падения российского авторынка с учётом спроса, который сформирован. Эти пессимистические прогнозы не оправдались, и самое главное, что мы не допустили остановки предприятий и массовых сокращений людей. Во многом это результат совместной работы и тех мер, которые приняло Правительство. 

В 2015 году автопром получил государственную поддержку в размере 43 млрд рублей. Хороший эффект дали государственные программы стимулирования спроса – обновления парка, льготного лизинга, льготного автокредитования. Из более чем 1,5 млн новых автомобилей, а точнее 1,6 млн, которые были куплены в прошлом году, более трети приобретались с использованием специальных льготных условий, а стало быть, с одной стороны, 600 тыс. семей смогли сэкономить при покупке машины, что важно в нынешней ситуации (это хороший показатель), а с другой стороны, мы подержали автопроизводство. В этом году мы этот курс продолжим.

Тем не менее, по существующим оценкам, рынок в ближайшее время, в ближайшей перспективе, существенно не вырастет. Не способствует этому, конечно, и рост закупочных цен на компоненты, и курс рубля. Тем не менее нужно искать точки роста и в таких весьма сложных условиях. Два направления я сейчас обозначу.

Во-первых, нужно оперативно наладить работу по импортозамещению автокомпонентов. Здесь наши производители находятся в достаточно серьёзной зависимости, а нам требуется выстраивать собственные технологические цепочки – от сырья до готовой продукции, определить номенклатуру компонентов для локализации их производства дополнительного на территории нашей страны, создать базу для разработки перспективных материалов и комплектующих – это одна из ключевых задач.

И второе: конечно, нужно более внимательно анализировать наши экспортные возможности, подумать, как нам продвигать наши компании, наши бренды на внешние рынки. Мировой опыт показывает, что именно присутствие на глобальном рынке даёт национальной автоиндустрии возможность устойчивого развития не только в текущий период, но и в длительной перспективе.

Хочу также сообщить, что только что я подписал распоряжение Правительства о программе поддержки автопрома на 2016 год. Вот оно, свежеподписанное. Отрасль получит в текущем году наибольший объём субсидий среди всех гражданских отраслей. Цель этой программы – заложить основу для возобновления роста производства российских автомобилей. Предполагается, что общий объём финансирования составит около 50 млрд рублей. Это соответствует объёму поддержки прошлого года в реальном выражении.

Мы сохраним основные меры, которые применялись в 2015 году. Главная из них – программа обновления парка колёсных транспортных средств. Кроме того, будут продолжены программы льготного автокредитования и лизинга, субсидирования процентов по инвестиционным кредитам наших компаний, содействия регионам в закупке муниципальной техники на газомоторном топливе, а также закупке троллейбусов, трамваев. Продолжится масштабная поддержка перехода на производство автомобилей повышенного экологического класса и сохранения эффективных рабочих мест.

Д.Медведев: «Я подписал распоряжение Правительства о программе поддержки автопрома на 2016 год. Цель этой программы – заложить основу для возобновления роста производства российских автомобилей. Предполагается, что общий объём финансирования составит около 50 млрд рублей».

Мы начнём и два новых проекта. Первый – поддержка экспорта российских автомобилей и автокомплектов путём компенсации части транспортных затрат и расходов на приведение нашей техники в соответствие со стандартами покупателей. И второй – это новый этап обновления парка машин скорой и неотложной помощи. Напомню, что мы успешно реализовали данный проект ещё около 10 лет назад. Мы рассчитывали на то, что регионы смогут сами с этой задачей справиться в будущем. Кто-то справляется, кто-то, к сожалению, скажем прямо, не справляется, поэтому такое решение принято. Необходимый объём поддержки будет выделен из федерального бюджета. Регионы должны будут, естественно, определить свою долю. Очевидно, что это поддержка нашего автопрома, с одной стороны, и что ещё более важно, это поддержка качественных медицинских услуг, которые оказываются нашим людям.

Мы с вами сейчас обсудим то, что предлагается, решения, которые уже приняты Правительством. Естественно, вы можете предложить какие-то свои идеи, конечно, с пониманием того, в каком конкретно состоянии находится сегодня наша экономика. Прежде чем вы это сделаете, я попросил бы чуть более подробно Дениса Валентиновича Мантурова проинформировать о текущем состоянии дел (я основные позиции назвал) и об основных направлениях стратегии развития автопрома, включая и те решения, которые только что мною были озвучены, но в более тонком разрезе.

Пожалуйста, Денис Валентинович.

Д.Мантуров: Спасибо большое, Дмитрий Анатольевич. Уважаемые коллеги, перед тем как представить основные подходы разрабатываемой стратегии развития автопрома до 2030 года, я бы хотел коротко доложить о ситуации в отрасли.

Д.Мантуров: «На программу обновления парка через trade-in и утилизацию в 2016 году будет направлено 22,5 млрд рублей; льготный лизинг – 5 млрд; льготное автокредитование – 2,3 млрд рублей. Сохраняются и промышленные субсидии, которые работали в прошлом году. Они индексированы на этот год, сумма увеличилась до 80 млрд рублей».

Постепенное снижение спроса на автомобильные рынки началось ещё в 2013 году, и на протяжении последних трёх лет Правительство реализовывало системные меры поддержки. В частности, в 2015 году, несмотря на, как Вы уже сказали, скепсис многих экспертов, нам удалось сдемпфировать вдвое по рынку, а самое главное, примерно вдвое обеспечить, соответственно, сохранность самого производства. При этом, если сравнивать эффективность мер государственной поддержки 2015-го и 2009 года, поскольку они сравнимы с точки зрения объёмов рынка, на вложенные 75 млрд рублей в 2009 году было реализовано всего 460 тыс. автомобилей, притом что в прошлом году было потрачено из бюджета 43,3, а продано почти 600 тыс. То есть это говорит о том, что и сами меры были более эффективно настроены, и очень важный ещё фактор, что в 2009 году процент проданных автомобилей, произведённых в России, составлял всего 41%, то есть 700 тыс. В прошлом году 82% были произведены уже в России из 1 млн 400 тыс. Что касается 2016 года, Дмитрий Анатольевич, во-первых, огромная Вам благодарность за то, что Вы пролонгировали все меры, которые действовали в 2015 году. Мы рассчитываем на то, что это сохранит общий объём рынка, и надеемся, что производство не просядет в 2016 году.

Если позволите, я более подробно по каждой статье пройдусь, чтобы наши коллеги зафиксировали это для себя, из той цифры, которую Вы обозначили. Таким образом, на программу обновления парка через trade-in и утилизацию будет направлено 22,5 млрд рублей; льготный лизинг – 5 млрд; льготное автокредитование – 2,3 млрд рублей (это за 2016 год). Плюс к этому 9,9 млрд рублей будет направлено на исполнение обязательств государства по программам, которые реализовывались в 2013 и 2015 годах. Субсидия на компенсацию затрат по инвестиционным кредитам с учётом всех корректировок составит 6,3 млрд рублей. 

Также очень важны меры, которые будут обеспечивать закупку муниципального транспорта на газомоторном топливе, городского электрического транспорта, – это 3 млрд и 1 млрд соответственно. Новая мера, о которой Вы сказали, – это в части поддержки экспорта за счёт компенсации затрат на перевозку до российской границы, а также адаптацию и омологацию автомобилей под требования экспортных рынков. Изначально предполагалась сумма 6,3 млрд рублей. Когда Вы проводили совещание, мы подготовили как раз предложения по корректировке. Из 6,3 млрд 3,3, мы считаем, будет достаточно как раз на эту новую меру, и 3 млрд – это то, что Вы поддержали (очень важно) по автомобилям скорой помощи.

Конечно же, сохраняются и те промышленные субсидии, которые работали в прошлом году. Они индексированы на этот год, сумма увеличилась до 80 млрд рублей. Они будут использованы для компенсации части затрат на содержание рабочих мест и на закупку энергоносителей.

Переходя к стратегии, должен сказать, что в 2009–2011 годах большинство производителей с учётом низкого уровня автомобилизации по сравнению с другими странами ориентировались на растущий рынок, который к 2018 году должен был составить 3,5–4 млн машин в год. Надо сказать, что мы почти достигли этого уровня в 2012 году. Но сложившаяся ситуация изменила планы предприятий, в результате из созданных мощностей предприятия могут производить 3,4 млн автомобилей по году, но, как фактически спрос показывает, сами мощности загружены на сегодняшний день на 40%. Цифры в части загрузки по сравнению с другими странами показывают, что у нас есть стимул, к чему стремиться. 

В новой стратегии развития автомобильной промышленности мы предлагаем исходить из консервативного сценария в части загрузки производств с оптимизацией неэффективных мощностей и повышением уровня локализации: чем она будет глубже, тем больше автопроизводители будут захеджированы от валютных рисков даже в условиях возможной волатильности.

Ещё одно перспективное направление – это наращивание экспорта, особенно учитывая текущий курс рубля. В среднесрочной перспективе (три-пять лет) необходимо будет обеспечить поддержку этого вектора в режиме текущих бюджетных обязательств, что позволит к 2020 году увеличить объёмы поставок на внешний рынок более чем в два раза, а к 2025 году мы ставим целью увеличение доли экспорта в объёме производства с сегодняшних 7,7% до 25%.

Д.Мантуров: «Перспективное направление – наращивание экспорта, особенно учитывая текущий курс рубля. В среднесрочной перспективе (три-пять лет) необходимо будет обеспечить поддержку этого вектора в режиме текущих бюджетных обязательств, что позволит к 2020 году увеличить объёмы поставок на внешний рынок более чем в два раза, а к 2025 году мы ставим целью увеличение доли экспорта в объёме производства с сегодняшних 7,7% до 25%».

Определены потенциальные рынки, на которые планируется поставлять комплектующие и автомобили, имея в виду, что в Египте уже есть сборочное производство АвтоВАЗа. С вьетнамскими партнёрами ведутся переговоры о создании совместных предприятий по выпуску разных моделей марок «ГАЗ», «КамАЗ» и «УАЗ». Конечно, для освоения новых рынков сбыта необходимо существенно повысить конкурентоспособность российской продукции. В связи с этим необходимо сконцентрироваться на расширении производства качественных автокомпонентов, а также сырья и материалов, используемых при их производстве.

Мы продолжим поддерживать НИОКР по инновационным направлениям, выступающим в качестве новых точек роста. Проект единой модульной платформы (как в народе говорят, «Кортеж») должен стать основой для создания в России собственной школы высококлассных разработчиков и создания производства отечественных автомобилей мирового уровня. Ряд прорывных проектов будет реализован и в рамках национальной технологической инициативы (в данном случае это AutoNet), прежде всего связанной с созданием гаммы беспилотных автомобилей и соответствующей инфраструктуры.

Все эти решения должны прийти на замену реализуемым сегодня мерам, которые оказываются государством. Таким образом, в перспективе мы рассчитываем стимулировать дальнейшее развитие рынка и отрасли без постоянной бюджетной поддержки.

Спасибо за внимание.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/21495/