Совещание о мерах поддержки малого и среднего предпринимательства
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Министра экономического развития Алексея Улюкаева
Д.Медведев: У нас с вами сегодня встреча, посвящённая поддержке малого и среднего бизнеса. Тема постоянно в зоне внимания Правительства и других структур, но с учётом того, что ситуация не такая, как мы бы все, наверное, хотели, нам всё равно приходится к этим вопросам возвращаться.
Работа по поддержке и стимулированию этого вида предпринимательства ведётся довольно значительная. Идёт она по разным направлениям: во-первых, государство принимает меры по созданию мотивации для тех, кто открывает своё дело, во-вторых, это поддержка уже работающих компаний.
Сегодня мы собрались для того, чтобы обсудить меры по повышению доступности кредитования для небольших компаний и совершенствованию механизма предоставления государственных гарантий или же поручительств для малого и среднего бизнеса.
Сегодня, как известно (цифра тоже всем хорошо знакомая), удельный вес малого и среднего бизнеса в экономике страны не слишком велик, если его сопоставлять с развитыми странами, хотя, конечно, этот сектор всё равно растёт. Но у нас пока доля малого и среднего бизнеса в ВВП – это порядка пятой части. От общей численности занятых если считать, это четвёртая часть. В других странах цифры другие, вы знаете.
Д.Медведев: «Уже в этом году новые предприятия малого бизнеса в производственной, научной и социальной сферах смогут воспользоваться двухлетними налоговыми каникулами».
Стимулирование деятельности малого и среднего предпринимательства – один из элементов экономической политики. Напомню, что у нас и в рамках Национальной предпринимательской инициативы, и в рамках тех «дорожных карт», которые мы приняли, мы действуем для того, чтобы убирать существующие препоны, чтобы компании работали свободно и эффективно. Здесь тоже есть движение вперёд – нельзя считать, что ничего не происходит, – и в области таможенного администрирования, и строительства, и энергетики.
Уже в этом году новые предприятия малого бизнеса в производственной, научной и социальной сферах смогут воспользоваться двухлетними налоговыми каникулами. Работа по реализации этого решения идёт достаточно активно, и надеюсь, что для малых и средних предприятий более открытой станет система государственных закупок на основе закона о контрактной системе.
Д.Медведев: «Предлагается создание национальной системы гарантийных организаций с единым координирующим центром. Им станет федеральный гарантийный фонд, он же Агентство кредитных гарантий. Предлагается создать его в форме небанковской кредитной организации».
Кредитный ресурс, действительно, одна из серьёзных проблем. В общем, ситуация всем известна – банки не особенно любят вкладывать деньги в малое предпринимательство. Банковская осторожность, с другой стороны, тоже понятна: большинство небольших фирм имеет низкую кредитоспособность, это связано с низким качеством залогового обеспечения и отсутствием ликвидного имущества, которое может быть предметом обеспечения или же предметом взыскания. Действующие меры по развитию кредитования малого и среднего бизнеса пока не дали нам в этом плане совершить качественный рывок.
Есть целый ряд предложений, сегодня мы их обсудим, они носят дискуссионный, скажем аккуратно, характер, включая возможности долгосрочного кредитования с использованием средств Фонда национального благосостояния путём размещения определённой суммы в банках с высоким рейтингом долгосрочной кредитоспособности. Но Фонд национального благосостояния – это наш важнейший ресурс, и вопрос любого его использования требует очень серьёзного анализа. Давайте, ещё раз говорю, поговорим обо всех плюсах и минусах такого пути.
Сегодня мы также обсудим систему гарантий, которые государство готово предоставить кредитным организациям при инвестировании в малый и средний бизнес.
Д.Медведев: «Основная задача агентства – это предоставление контргарантий региональным гарантийным организациям, которые уже этим занимаются. Гарантии, которые такое агентство сможет предоставлять, должны повысить возможности банков без особого риска кредитовать относительно небольшой бизнес, что должно в целом увеличить общий объём инвестиций в этот сектор экономики».
Предлагается создание национальной системы гарантийных организаций с единым координирующим центром. Им станет федеральный гарантийный фонд, он же Агентство кредитных гарантий. Предлагается создать его в форме небанковской кредитной организации.
Основная задача агентства – это предоставление контргарантий региональным гарантийным организациям, которые уже этим занимаются. Гарантии, которые такое агентство сможет предоставлять, наверное, должны повысить возможности банков без особого риска кредитовать относительно небольшой бизнес, что должно в целом увеличить общий объём инвестиций в этот сектор экономики.
Здесь есть определённые цифры. По оценкам Минэкономразвития (сейчас Алексей Валентинович (Улюкаев) доложит их), цифры выглядят довольно привлекательно: чуть ли не до полутриллиона рублей можно будет собрать. Но поживём – увидим, какие будут результаты. В любом случае надо действовать и в этом направлении тоже. Приступим к обсуждению темы.
Брифинг Алексея Улюкаева по завершении совещания о мерах поддержки малого и среднего предпринимательства
Стенограмма:
А.Улюкаев: Сегодня на совещании у Председателя Правительства обсуждалась принципиальная повестка поддержки малого и среднего предпринимательства с точки зрения финансовых ресурсов, прежде всего две базовые темы.
Первая – это гарантии кредитным организациям, которые предоставляют ресурс для малого и среднего бизнеса. Речь шла о том, чтобы исполнить те задачи по доформированию федеральной системы гарантийных фондов, которые уже были сформулированы. У нас сейчас работает система региональных гарантийных фондов. Большой объём – 37 тыс. кредитов – под эти гарантии был выдан на сумму больше 230 млрд рублей. Сейчас принято решение о создании федерального гарантийного фонда, который сможет выровнять стандарты и параметры работы всех региональных фондов, их требования к заёмщику, к параметрам предоставляемых кредитов, условиям кредитования, с тем чтобы они были единообразными и типовыми. И, кроме того, с тем чтобы этот федеральный гарантийный фонд мог предоставлять под поручительство, которое дают региональные фонды, свои контргарантии, а в необходимых случаях непосредственно выставлять гарантии для заёмщиков в случае объёмных кредитов. Имеется в виду, что минимальный объём капитализации уже в этом году будет 10 млрд рублей. Мы сегодня обсуждали вопрос о том, чтобы, возможно, его увеличить. Средства соответствующие в бюджете есть. Необходимо будет буквально днями принять решение о возможности дополнительного увеличения объёма капитализации федерального гарантийного фонда.
Второй вопрос – это возможность предоставления досрочных кредитных ресурсов высокорейтинговым российским коммерческим банкам, которые могли бы кредитовать производственный малый и средний бизнес для создания их новых основных производственных фондов, увеличения их основного капитала. Эта проблема была обсуждена с разных сторон, окончательного решения пока нет. Мы продолжим уточнять те условия, при которых средства Фонда национального благосостояния были бы, с одной стороны, надёжно защищены, а с другой стороны, дали тот необходимый толчок развитию малого и среднего бизнеса, о котором идёт речь.
Вопрос: А почему нет окончательного решения? Когда оно может быть?
А.Улюкаев: Не знаю, думаю, что в короткие сроки. Дело в том, что мы должны дать точный ответ на то, при каких условиях в самом деле эти ресурсы смогут стать для коммерческих банков основанием предоставления именно такого кредита – долгого, долгосрочного, десятилетнего примерно кредита именно под цели инвестиционных проектов при той марже (маржа примерно получается порядка 3%), которая предоставляется. Вот эти условия, количественные прежде всего, должны быть дополнительно обсуждены.
Вопрос: Условия – в смысле проекты, каким они должны характеристикам соответствовать?
А.Улюкаев: Нет-нет. Проекты они сами будут оценивать. Именно финансовые условия, именно всё-таки цена ресурса. Сейчас мы говорим о том, что Фонд национального благосостояния размещает эти ресурсы под ставку инфляции плюс 1%, и то, что на выходе должен получить конечный заёмщик, – 10%, мы сейчас говорим. Но это не всегда комфортно для коммерческих банков. Они ставят вопрос о том, что такая маржа не соответствует их пониманию рисков и доходности…
Вопрос: И просят увеличить ставку, конечно?
А.Улюкаев: Или уменьшить цену пассивов, или обеспечить какие-то дополнительные гарантии со стороны бюджета, которые позволили бы им уменьшить создаваемые резервы против этих рисков, таким образом также сделать такие проекты для них комфортными.
Вопрос: Вопрос только в конкретных условиях? Принципиальное решение, что будут различаться их средства, оно ведь есть? И в каком объёме? Называли 100 млрд…
А.Улюкаев: По этому вопросу решения нет.
Вопрос: Там просто в ФНБ уже нет этих 100 млрд?..
А.Улюкаев: Не знаю, откуда у вас такая информация, чего там нет. Фонд национального благосостояния – это 2 трлн 900 млн рублей. Эти средства, безусловно, есть, вопрос в нормировании, в том, каким образом мы это нормируем.
Вопрос: По гарантийному фонду вы сказали, что может быть больше. О какой сумме идёт речь?
А.Улюкаев: У нас в бюджете зарезервирована сумма 100 млрд рублей на цели поддержки малого и среднего предпринимательства моногородов. Поэтому пока здесь подвижная планка. Мы говорили сейчас о возможности увеличить в несколько раз ту цифру, 10 млрд рублей, которая у нас изначально была оговорена как цифра бюджета текущего года, и плюс 20 млрд от бюджета 2015 года. Речь шла о том, чтобы от 30 (то есть то, что предусматривалось на 2015 год, дополнительно прокапитализировано в 2014 году) до 50 млрд рублей, но это то, что мы должны… Ещё раз: такие средства предусмотрены, но каким образом наиболее эффективно их использовать – сейчас мы должны определить.
Вопрос: Правительство готово идти банкам навстречу, чтобы…
А.Улюкаев: Во многом готовы. Собственно говоря, всё то, что мы делаем в связи с гарантией, это и есть движение в их сторону.
Источник: http://government.ru/news/10207/