Совещание о ходе реализации и результатах инициатив социально-экономического развития до 2030 года
Вступительное слово Михаила Мишустина
Из стенограммы:
М.Мишустин: Коллеги, добрый день!
Мы продолжаем серию совещаний о том, как идёт работа по реализации ключевых инициатив социально-экономического развития на ближайшие девять лет – до 2030 года.
На этой неделе с участием вице-премьеров, министерств и ведомств уже обсуждали положение дел в строительстве, науке, образовании, цифровой трансформации и спорте. Результаты нашей дискуссии станут основой для дальнейшего продвижения в этих сферах – с учётом поручений Президента и поставленных им задач по достижению национальных целей развития. Это и есть наш приоритет. Такой комплекс мер – важная часть большой работы по повышению качества жизни людей в каждом регионе России.
Сегодня мы обсудим инициативы, которыми занимаются мои заместители – Андрей Рэмович Белоусов, Первый заместитель Председателя Правительства, и Виктория Валериевна Абрамченко, Заместитель Председателя Правительства.
Начнём с мер по технологическому развитию и внедрению новых решений в промышленности и на транспорте. В перечне инициатив, которые курирует Андрей Рэмович, также предусмотрен комплекс мер по созданию более комфортных условий для ведения бизнеса – и для новичков, которые запускают стартапы, и для хорошо известных компаний, успешно выходящих на внешние рынки.
Активное движение вперёд в этих сферах приближает выход экономики страны на устойчивый долговременный рост, что напрямую влияет на благосостояние наших граждан, а именно это – ключевая задача, которую ставит перед нами Президент.
Чтобы достичь значимых результатов и поставленных целей, безусловно, нужны свежие идеи, новые, нестандартные решения. Поэтому в качестве одной из ключевых инициатив была определена поддержка технологических стартапов на всех этапах их развития – вплоть до запуска инновационного производства и привлечения крупных инвесторов.
При этом технологические предприниматели также нуждаются в помощи при выходе на внешние рынки со своей конкурентоспособной продукцией. Первые государственные сервисы уже функционируют в цифровом виде.
В то же время наибольший результат для экономики дают проекты с так называемым вытягивающим эффектом для технологий, которые помогают развивать смежные отрасли, обеспечивают дополнительные рабочие места. Например, такие как в сфере производства электроавтомобилей и тяговых аккумуляторных батарей. Среди наших инициатив – создание целой линейки таких транспортных средств на альтернативных источниках энергии. У них улучшенные показатели энергоэффективности и экологичности.
Высокотехнологичные решения помогают реализовать и ряд других задач, в том числе те, которые ставил Президент по обеспечению связанности регионов России, развитию транзитных перевозок. У Правительства есть большой проект круглогодичного северного морского транспортного коридора. Также ведётся активная работа по развитию беспилотных перевозок грузов, причём не только по автомобильным дорогам, но и по воде, по воздуху. Создаются необходимые технологии и решения, и уже определены перевозчики и производители грузовиков.
Конечно, крайне полезны инновации в сфере здравоохранения. Они позволяют организовать дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов, на основе которого могут приниматься врачебные решения. Предстоит разработать и внедрить такие персональные медицинские устройства. Это особенно нужно в условиях коронавирусных ограничений и карантинных мероприятий.
На прошлом совещании мы обсуждали проекты в сфере строительства. Сегодня рассмотрим ещё один. Он направлен на снижение издержек бизнеса при возведении промышленных объектов. И для этого потребуется внести значительные изменения в нормативные документы.
Андрей Рэмович, пожалуйста, расскажите более подробно по каждому из этих девяти стратегических направлений. Прежде всего – что уже удалось сделать за прошедшие несколько месяцев и какие планы на ближайшую перспективу.
А.Белоусов: Спасибо большое.
Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги! Добрый день!
Напомню, что речь идёт о пакете из девяти инициатив, которые были разработаны в соответствии с решением Председателя Правительства, были доложены Президенту Российской Федерации и в октябре утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации.
Эти девять инициатив можно условно объединить в три группы.
Первая группа – это инициативы, связанные с улучшением предпринимательского климата, условиями ведения предпринимательской деятельности, прежде всего в промышленности, в промышленном строительстве, в сфере экспорта и в сфере технологического развития.
К ним относятся «Реинжиниринг правил промышленного строительства», создание цифровой экосистемы «Одно окно» для экспортёров, а также инициатива под названием «Взлёт – от стартапа до IPO», создание системы выращивания стартапов под технологические задачи Российской Федерации.
Далее – вторая группа, это так называемые технологические инициативы и технологические проекты-маяки, инициативы, связанные с формированием принципиально новых рынков на основе прорывных технологий. Это использование беспилотных средств в трёх средах – в воздухе, на земле и на море, – это создание рынка электротранспорта и выпуск российских электромобилей, это создание системы дистанционного мониторинга здоровья больных гипертонией и сахарным диабетом с помощью носимых устройств-гаджетов.
Мы считаем, что эти инициативы имеют крайне важное значение для страны. Это то, что в перспективе изменит жизнь миллионов людей. Я уверен, что эти технологические проекты-маяки останутся в истории технологического развития страны, как остались, например, первая железная дорога Санкт-Петербург – Царское Село, которая была построена в 1837 году и из которой вышла вся железнодорожная отрасль, как пароход Берда «Елизавета», первый российский пароход, который был спущен в 1815 году, первый автомобиль Яковлева – Фреза, запущенный в конце XIX века, из которого вырос российский автопром.
И третья группа – это, по сути дела, один такой очень большой и комплексный проект, транспортная инициатива. Это создание круглогодичного коридора «Северный морской путь». С его созданием будет завершено формирование системы из трёх коридоров «Восток – Запад», сшивающего, по словам Президента Российской Федерации, пространство страны. Это железнодорожный коридор с опорой на БАМ, Транссиб, автомобильный коридор от границы с Финляндией до крупнейших городов Урала и далее Сибири – Екатеринбург, Челябинск, в перспективе Тюмень и вышеупомянутый морской коридор от портов Северо-Запада до Дальнего Востока.
Теперь позвольте коротко остановиться на результатах каждой из отмеченных инициатив.
По реинжинирингу правил промышленного строительства. В прошлом году был проведён анализ клиентских путей, алгоритмов по пятнадцати объектам, типовым объектам промышленного строительства, и утверждена «дорожная карта» регуляторных изменений. Эта «дорожная карта» уже начала выполняться, и это уже позволило, по имеющимся оценкам, на два месяца сократить срок строительства промышленных объектов.
В частности, было ускорено принятие изменений в своды правил при наличии неоднократно согласованных специальных технических условий, запущено «одно окно» при проведении градостроительной государственной экологической экспертизы и ряд других.
В текущем году предстоит принять не менее десяти важнейших регуляторных изменений в законодательство, что позволит сократить сроки промышленного строительства на четыре месяца и также, соответственно, снизить затраты.
По второй инициативе, цифровая экосистема «Одно окно» для экспортёров, уже созданы и функционируют первые сервисы для экспортёров на базе цифрового межведомственного взаимодействия. Это касается оцифровки прежде всего важнейших субсидий, таких как транспортная субсидия, выставочная субсидия, получение сертификатов свободной продажи и ряд других.
Нормативно закреплён статус и функции цифровой платформы. Экспортёрам предоставлен доступ к 25 сервисам, включая полностью автоматизированные моментальные услуги, и сейчас этими услугами пользуются уже больше 3 тыс. крупных экспортёров.
И не могу не отметить: сегодня «одно окно» получает более 60 видов сведений от 18 ведомств Российской Федерации. Насколько я знаю, это одна из лидирующих позиций, один из лидирующих результатов вообще создания государственных информационных систем.
В текущем году предстоит расширить количество сервисов, довести их число до более чем 30, запустить платформы кредитных продуктов для экспортёров, а также в этом году и в следующем запустить вместе с Центральным банком систему расчётов для экспортёров, запустить также систему – очень важно! – непрерывного улучшения качества предоставляемых услуг на основе обратной связи, и количество экспортёров, пользующихся системой, должно практически удвоиться и достигнуть 6 тыс.
По инициативе «Взлёт – от стартапа до IPO» уже создана система предакселерации на базе ежегодно проводимого проектно-образовательного интенсива «Архипелаг». Это система, которая втягивает в воронку акселерации значительное количество вновь образованных стартапов и команд. В прошлом году это более 6 тыс. команд.
В конце прошлого года запущен Фонд фондов на основе частного и государственного финансирования. Сейчас это по 8 млрд рублей, в этом году мы должны дойти до по 10 млрд рублей: 10 млрд даёт частный бизнес и 10 млрд предоставляет государство.
Заключены соглашения между всеми ведущими институтами инновационного развития от так называемой бесшовной интеграции мер поддержки. То есть стартап, получивший поддержку в одном из институтов развития и доказавший успешное продвижение, по упрощённой схеме получает поддержку в других институтах развития на последующих стадиях своего роста, и здесь ключевую роль (сразу хочу поблагодарить Игоря Ивановича Шувалова) играет Внешэкономбанк.
И очень важно, что разработан прототип информационной системы для бесшовной интеграции мер поддержки инновационных компаний. В текущем году мы предполагаем развернуть эту информационную систему, для того чтобы к ней могли подключиться крупные корпорации, компании, как государственные, так и частные, чтобы облегчить инвестиции в стартапы на зрелых стадиях их развития.
Ещё в этом году мы планируем развернуть систему поддержки технологических компаний для доращивания под запросы крупных компаний на основе льготных кредитов и предоставления специальных грантов.
Далее – «Беспилотные логистические коридоры». В прошлом году определена федеральная трасса М-11 Москва – Санкт-Петербург в качестве пилотной для запуска движения грузовых автомобилей. Определены участники проекта, определена экономическая, организационная и финансовая модель, определён оператор – это госкорпорации «Автодор», определены перевозчики грузов и создан проектный консорциум между такими компаниями, как «Глобалтрак», «Деловые линии», Х5, «Озон» и «Почта России», которые будут первыми участниками использования беспилотной трассы.
В текущем году нужно начать строительство инфраструктуры на трассе М-11 по беспилотному движению, установить экспериментальный правовой режим (эта работа уже началась, но её нужно завершить), отработать тестовый участок цифровой инфраструктуры, который сейчас развёрнут на Центральной кольцевой автодороге, для отработки необходимых чисто технологических решений.
И очень важно: к концу года предполагается, что должны быть созданы не менее четырёх опытных образцов высокоавтоматизированного грузового транспортного средства с высоким уровнем автоматизации (это означает, что в кабине будет находиться человек, но он не будет за рулём), для того чтобы потом, в следующем году, уже запустить их по трассе в коммерческом режиме.
Далее – «Беспилотная аэродоставка грузов», пятая инициатива. Здесь утверждена концепция интеграции беспилотных воздушных систем в единое воздушное пространство Российской Федерации. Очень важный момент: поскольку тяжёлые беспилотники будут летать в общем воздушном пространстве, здесь требуется полное, 100-процентное обеспечение безопасности полётов.
Определён коммерческий партнёр проекта – это «Почта России». Заключены соглашения между «Почтой России» и четырьмя пилотными субъектами Российской Федерации, где будут отрабатываться трассы: это Ямало-Ненецкий автономный округ, Чукотка, Камчатка и Ханты-Мансийский автономный округ. Разработана экспериментальная маршрутная сеть, состоящая из 48 маршрутов, в пилотных субъектах Российской Федерации.
В текущем году предстоит спроектировать и построить посадочные площадки и оснастить их оборудованием, дать старт опытной эксплуатации в двух из четырёх отмеченных регионах (это Ямало-Ненецкий автономный округ и Чукотка), запустить уже в коммерческую эксплуатацию не менее 12 маршрутов и впервые перевезти беспилотными авиационными системами в уже коммерческом режиме не менее 77 т грузов.
Шестая инициатива – «Автономное судовождение». В прошлом году определён пилотный маршрут для автономных судов, Усть-Луга – Балтийск. Сформированы технические требования к средствам навигации (автономной навигации и так называемой e-навигации, электронной навигации), определён соответствующий партнёр технический – это компания «Ситроникс». Определён оператор проекта – это ФГУП «Росморпорт» – и начато проведение эксперимента по эксплуатации в Керченском проливе судна рабочего в режиме автономного судна. Впервые запущено автономное судно. Оно было разработано в рамках проекта Национальной технологической инициативы, и на нём сейчас отрабатываются технические и технологические параметры проекта.
В текущем году предстоит развернуть беспроводную широкополосную передачу данных, обеспечить на данном маршруте поставку оборудования для двух выделенных уже паромов, которые будут работать в автономном режиме, поставить оборудование для центра управления автономными судами, разработать программы подготовки экипажей и выполнить ряд других задач.
Седьмая инициатива – это создание и запуск электромобилей и в перспективе после 2024 года – водородного автомобиля. Здесь мы определили перечень пилотных территорий и федеральных трасс для создания зарядной инфраструктуры. Выделено восемь регионов – это Московская область, Краснодарский край, Ленинградская область, Нижегородская область, Сахалин, Татарстан, а также Крым и Севастополь – и трасса М-4 «Дон». Именно там в пилотном режиме будут создаваться системы заправок. По каждому из этих регионов разработана карта размещения зарядных станций, так называемых быстрых заправок. К стимулированию спроса на электромобили подключены действующие программы льготного автокредитования и автолизинга.
В текущем году предстоит ввести в эксплуатацию в отмеченных пилотных территориях более 500 (528, точнее) быстрых зарядных станций мощностью не менее 150 кВт•ч, провести и реализовать через программу стимулирования спроса не менее 2,5 тыс. автомобилей и организовать, что очень важно, впервые в нашей стране силами «Росатома» крупноузловую сборку тяговых аккумуляторных батарей в Калининградской области.
Восьмая инициатива – создание персональных медицинских помощников. Здесь у нас определён перечень нозологий, заболеваний для пилотного проекта. Собственно, как я уже сказал, это два заболевания – гипертония и сахарный диабет. Определён перечень субъектов Российской Федерации для проведения «пилотов» (это шесть регионов). Также в отработку инициативы будет включено ФМБА.
Определён перечень страховых компаний. Это три страховые компании: «Согаз», «Ак Барс» (страхование из Татарстана) и Военно-страховая компания, а также национальные медицинские исследовательские центры, два – кардиологический и эндокринологический, которые будут участвовать в данной инициативе.
В текущем году необходимо запустить пилотные проекты в отмеченных регионах с технологическим партнёром и страховыми компаниями, разработать действующий прототип цифровой платформы и интегрировать этот прототип с медицинскими информационными системами двух отмеченных национальных медицинских исследовательских центров. И впервые подключить к этой системе не менее 4 тысяч пациентов с сахарным диабетом и артериальной гипертензией, обеспечив их дистанционным мониторингом состояния здоровья, гаджетами требуемого качества.
Наконец, девятая инициатива – это создание круглогодичного Севморпути. Это длительная инициатива с горизонтом до 2030 года. В прошлом году, хочу отметить сразу, по Севморпути было провезено почти 35 млн т грузов. Это больше, чем план, план составлял 31 млн т. Был введён в эксплуатацию атомный ледокол «Сибирь», доведена мощность атомного ледокола «Арктика» до 60 МВт, заключены соглашения по запуску строительства четырёх плавучих атомных энергоблоков для Баимского ГОКа.
Основные работы по организации прежде всего плавания, функционирования Севморпути нам предстоит выполнить в этом году. Как показал опыт кризиса с навигацией, который возник у нас в ноябре прошлого года, нам нужно создать в этом году единый орган управления судоходством на Севморпути. Это крайне важная задача, без её решения мы не продвинемся дальше.
Кроме того, нужно в этом году ввести в эксплуатацию атомный ледокол «Урал», начать строительство первого ледокола на СПГ, завершить строительство порта Енисей под транспортировку угля и, что очень важно, разработать прототип единой платформы цифровых сервисов Севморпути, который в том числе будет объединять сервисы связи и сервисы навигации.
Если говорить кратко, уважаемый Михаил Владимирович, уважаемые коллеги, таковы результаты и наши планы.
М.Мишустин: Спасибо.
Очень хорошо, что разработаны детальные, пошаговые графики реализации проектов и через каждые два месяца расставлены контрольные точки – это нам поможет обеспечить выполнение поставленных задач в срок.
Нужно обязательно поддерживать постоянную обратную связь с нашими гражданами, прислушиваться к их мнению, ведь такой подход помогает принимать самые эффективные решения. Президент часто говорит об этом.
Важно, чтобы работа была организована на системной основе и не зависела от человеческого фактора. Прошу ускорить перевод всех коммуникаций и контрольных функций на цифровые платформы. Мы этим постоянно занимаемся.
Теперь, коллеги, перейдём к вопросам, которые курирует Виктория Валериевна. Прежде всего это большой блок по экологии. Здесь немало чувствительных тем, которые волнуют людей, включая разумное природопользование, бережное отношение к тем богатствам, которые есть в России, а это и леса, и недра, и многие другие ресурсы. Они, конечно, значительны, но их сохранение требует активного и ответственного отношения с нашей стороны. Тем более что Россия взяла на себя определённые международные обязательства, в том числе по борьбе с изменениями климата.
Среди наших инициатив – меры по проведению низкоуглеродной трансформации ряда отраслей экономики. О необходимости современного законодательства, которое позволит контролировать эмиссию углерода, неоднократно говорил Президент. Для этого будет создана национальная система высокоточного мониторинга парниковых газов, и с её помощью можно будет учитывать все выбросы и их поглощение.
Ещё одно важное направление в этой сфере связано с геолого-разведочными работами. И речь идёт не только о минерально-сырьевых ресурсах. Не менее важно продолжать поиск и оценку запасов воды, чтобы лучше обеспечить водоснабжение в целом ряде регионов, а также поддерживать геофизические исследования на шельфе, в Мировом океане и Антарктиде.
Такие начинания – важная часть экологической безопасности. Соблюдение её требований должно стать безусловным для надзорных органов, бизнеса и каждого из наших сограждан. Именно этим принципом мы руководствовались, когда утверждали инициативу по проведению «генеральной уборки». В рамках её реализации в прошлом году было поднято и утилизировано уже 17 судов. Рассчитываем, что это только первый шаг в расчистке прибрежных территорий и акваторий.
Немало делается и для сокращения объёма отходов, в том числе опасных для жизни и здоровья людей. Предстоит создать условия для максимальной переработки вторичных ресурсов. И новых производств, которые будут их использовать, что позволит сформировать экономику замкнутого цикла, которая вовлекает в оборот все существующие ресурсы, – практически безотходное производство.
Конечно, когда мы говорим о разумном природопользовании и снижении негативного воздействия на окружающую среду, то понимаем, как много ещё предстоит сделать для этого в агропромышленном комплексе.
Производство продуктов питания становится всё более высокотехнологичным, и Правительство продолжает оказывать государственную поддержку аграрным научным центрам по целому ряду направлений.
В прошлом году было создано 35 селекционных центров, которые должны стимулировать производство отечественных семян, а также способствовать развитию животноводства. Появились десятки новых научных лабораторий, обновлена приборная база. Средства на приобретение научного лабораторного оборудования предусмотрены и в текущем году.
Все эти меры нужны для наращивания технологического потенциала нашего агропрома, о необходимости которого не раз говорил Президент.
Виктория Валериевна, одна из инициатив, которую Вы курируете, связана с агронаукой. Расскажите о достигнутых результатах и о том, как идёт работа по реализации экологических инициатив.
В.Абрамченко: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!
Как Вы правильно отметили, Михаил Владимирович, у нас производство продуктов питания становится всё более высокотехнологичным. Технологическая модернизация российского агропромышленного комплекса – одна из ключевых задач, которые стоят перед нами до 2030 года.
Именно поэтому в блоке «Технологический рывок» подготовлена инициатива «Аграрная наука – шаг в будущее развитие агропромышленного комплекса». В этой инициативе мы сосредоточены на развитии отечественных селекции и генетики, в том числе на основе геномных и постгеномных технологий.
В бюджете на реализацию данной инициативы на три года заложены средства в объёме 6,2 млрд рублей, в том числе на 2022 год – в объёме более 2 млрд рублей.
К 2024 году в рамках задачи развития школ российской селекции и генетики создаём, регистрируем и внедряем отечественные сорта и гибриды сельскохозяйственных культур с характеристиками, что важно, не уступающими зарубежным аналогам. Разрабатываем и внедряем технологии, направленные на увеличение продуктивности крупного рогатого скота молочных пород, готовим селекционеров и генетиков.
В частности, наша задача – обеспечить аграриев семенами кукурузы, зерновых и зернобобовых культур на уровне значений Доктрины продовольственной безопасности, с тем чтобы не зависеть от импорта.
Нужно обеспечить долю рынка мяса птицы российского кросса мясных кур в объёме 9%.
К 2024 году будут созданы новые объекты научно-исследовательской инфраструктуры. Всего создадим пять агробиотехнопарков, первый – уже в этом году.
Для повышения урожайности культур и продуктивности сельскохозяйственных животных впервые в истории страны создаём цифровой банк генетических паспортов. Для этого в 2021 году мы обеспечили принятие одного из важнейших законов – это Федеральный закон «О семеноводстве», работа над которым продолжалась больше 10 лет.
Кроме того, в 2021 году уже проведена системная работа с целью мобилизации научного, инновационного и производственного потенциала сектора исследований и разработок в сфере сельского хозяйства. В частности, создано 50 аграрных научных центров, 30 междисциплинарных научных центров. Опытные хозяйства присоединены к научным центрам в качестве экспериментальных площадок. Создано 114 новых научных лабораторий в сфере селекции, семеноводства и молекулярной генетики, в которые уже привлечено больше 1100 новых научных сотрудников.
В прошлом году создано 35 селекционно-семеноводческих и селекционно-племенных центров, объём государственной поддержки которых до 2024 года составит 3,7 млрд рублей в рамках национального проекта «Наука и университеты». В 2021 году в рамках обновления приборной базы в аграрных научных центрах приобретено научное лабораторное оборудование на 1 млрд рублей. В этом году на эти же цели запланировано также выделение 1 млрд рублей.
С развитием отечественных технологий, но уже в геологоразведке, связан другой проект. Это инициатива «Геология: возрождение легенды». Цель инициативы – расширение минерально-сырьевой базы страны и долгосрочное развитие нашей экономики.
В нашей стране выявлены практически все виды полезных ископаемых. Причём Россия входит в число мировых лидеров по количеству запасов углеводородного сырья, угля, железных руд, никеля, меди, цинка, вольфрама, алмазов, благородных металлов и важнейших неметаллических видов сырья. Доходы, получаемые за счёт добычи и экспорта минерального сырья, обеспечивают значительную часть поступлений в федеральный бюджет. Это фундамент российской экономики. И реализация инициативы позволит не потерять позиции.
В бюджете на реализацию данной инициативы на три года заложены средства в объёме 31,6 млрд рублей, в том числе на 2022 год – в объёме более 10 млрд рублей.
Первые два связаны с проведением геологоразведочных работ. Они необходимы для выявления новых месторождений полезных ископаемых и запасов подземных вод в вододефицитных регионах нашей страны.
Наша цель – в 2024 году поставить на баланс 7 новых перспективных площадей по углеводородному сырью и 15 по твёрдым полезным ископаемым. Для этого уже в текущем году планируем направить для проведения полевых изысканий геологоразведочные партии преимущественно в регионы Сибири и Дальнего Востока.
Важнейшее направление в рамках инициативы – решение проблемы вододефицита в отдельных регионах нашей страны и создание единого водного реестра питьевых вод.
Хочу отметить, что сейчас чистая питьевая вода стала одним из ценнейших ресурсов в мире, а её дефицит в будущем может привести к глобальному водному кризису. Россия богата водными ресурсами, что является одним из наших преимуществ. И наша задача – их сохранить.
В силу незащищённости поверхностных вод от попадания загрязнений и большей подверженности влиянию климатических изменений роль питьевых подземных вод в водоснабжении страны существенно возрастает.
Планируем к 2024 году создать единый водный реестр источников питьевых вод, как подземных, так и поверхностных.
Для решения проблемы вододефицита в 11 регионах нашей страны в 2024 году планируем увеличить прирост запасов подземных вод в два раза – и подготовить 12 площадей для лицензирования. В 2022 году во всех 11 регионах уже приступим к бурению поисковых скважин на воду.
Третье направление связано с перевооружением «Росгеологии» и отраслевых институтов Роснедр. Нам необходимо восстановить государственные компетенции в геологоразведке, повысить скорость выполнения полевых работ и точность лабораторных исследований. Для этого до конца 2024 года будет закуплено не менее 600 единиц геологоразведочного и лабораторного оборудования. Уже подготовлен соответствующий перечень.
Четвёртое направление обеспечит исполнение взятых на себя международных обязательств, в первую очередь в Мировом океане. Мы также должны исследовать архипелаг Шпицберген и Антарктиду, чтобы сохранить лидирующие позиции.
Две следующие инициативы погружены в блок «Экология» и связаны с достижением национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни». Я говорю об инициативах «Генеральная уборка» и «Экономика замкнутого цикла».
Один из важнейших проектов – это «Генеральная уборка». Это тотальная уборка на суше и море. Правительство по поручению Президента выделило на неё 20 млрд рублей на трёхлетний период, в том числе более 4 млрд рублей в текущем году. Пришло время убрать всё, что накапливалось десятилетиями: это кладбища затопленных кораблей в морских бухтах, свалки в границах наших городов, опасные скважины и забытые собственниками бывшие промышленные предприятия, которые до сих пор отравляют окружающую среду и негативно влияют на здоровье наших граждан.
Нужно не только провести настоящую генеральную уборку, но и предотвратить новое захламление. Для этого уже в прошлом году мы обеспечили фундаментальные экологические изменения. Приняты важнейшие для природоохранной сферы законы. Теперь нельзя затапливать корабли и бросать производство. Собственники имущества должны будут нести полную финансовую ответственность за ликвидацию своего накопленного вреда на суше и на море.
Кроме того, предусмотрели «окрашивание» в бюджете экологических платежей для возможности реализации экологических проектов, в первую очередь направленных на реализацию данной инициативы.
С опережением срока в 2021 году реализация данной инициативы начата на море. Вы об этом сказали, Михаил Владимирович. В 2021 году поднято и утилизировано 17 судов в акватории Дальневосточного федерального округа.
В текущем году мы планируем поднять и утилизировать 68 кораблей на Камчатке, Сахалине, в Магаданской области, Хабаровском и Приморском краях, а к 2024 году планируем утилизировать 213 судов. Они перестанут мешать судоходству, рыболовству и наносить вред окружающей среде.
Ещё более масштабная работа предстоит на суше. В прошлом году мы уже начали инвентаризацию объектов накопленного вреда. На данном этапе мы выявили 1929 таких объектов. Нам предстоит оценить их влияние на экологию и здоровье граждан.
В текущем году обследуем 192 объекта. Их ликвидация улучшит качество жизни более 10 миллионов человек. Планируем приступить в этом году к подготовке проектно-сметной документации по ликвидации пяти наиболее опасных объектов, а к 2024 году проведём оценку влияния на окружающую среду и здоровье граждан всех объектов накопленного вреда, выявленных в рамках данной инициативы.
Параллельно запускаем ликвидацию заброшенных скважин. В этом году планируем ликвидировать 60, а к концу 2024 года – более 500 наиболее опасных скважин.
Следующая инициатива экологического блока касается каждого гражданина и почти всех секторов экономики – это «Экономика замкнутого цикла». Её цель – создание условий для минимизации образования отходов и вовлечение полезных фракций из отходов во вторичный оборот, снижение захоронений твёрдых коммунальных отходов в два раза к 2030 году.
Проблема отходообразования и захламления планеты касается не только бытового мусора, который накапливается каждый день и в каждом доме. Речь в первую очередь идёт о промышленных отходах, которых в нашей стране с учётом недропользования формируется более 8 млрд т.
Полезную часть этого объёма можно ввести во вторичный оборот и привлечь в экономику. По экспертным оценкам, например, извлечение золота, платины и серебра из бытовой техники и электроники в 13 раз эффективнее, чем из руды.
В бюджете на данную инициативу в течение трёх лет предусмотрено 10,6 млрд рублей, в том числе в 2022 году – 5,8 млрд рублей. К концу 2024 года в рамках инициативы впервые в нашей стране будут построены восемь современных экотехнопарков. Доля использования вторичных ресурсов в сельском хозяйстве должна достигнуть 25%, в строительстве – 20%, в промышленности – 15%, а половина видов упаковки должна перерабатываться.
Для этого в прошлом году мы уже начали готовить стимулирующие и ограничительные меры по аналогии с опытом ведущих стран мира. В частности, подготовили правила поддержки проектов с использованием зелёных облигаций и справочник наилучших доступных технологий по утилизации и обезвреживанию отходов. Разработали базовый проект федерального закона об использовании вторичных материальных ресурсов.
В 2022 году планируем завершить принятие всех нормативных актов, утвердить четыре отраслевые программы применения вторсырья в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и приступить к созданию экотехнопарков. Сейчас совместно с регионами уже выбираем площадки для размещения таких экотехнопарков.
Последняя инициатива связана с созданием необходимых инструментов и условий для низкоуглеродного развития. В этой инициативе мы сосредоточены на мерах по адаптации российской экономики к возникающим внешним вызовам климатической повестки, на создании системы мониторинга и учёта климатически активных газов и соответствующих поглотителей, а также стимулировании инвестиций экспортёров в климатические проекты на территории нашей страны.
В бюджете на реализацию инициативы на три года заложены средства в объёме 10,9 млрд рублей, в том числе на текущий год – в объёме более 4,5 млрд рублей.
В прошлом году обеспечено принятие нескольких важнейших регулирующих документов. В частности, утверждена Стратегия развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, принят базовый федеральный закон об ограничении выбросов парниковых газов, утверждены критерии проектов устойчивого развития, так называемая зелёная таксономия, подготовлены условия для зелёного финансирования. Так, в прошлом году размещено зелёных облигаций на сумму 94 млрд рублей. Подготовлена к утверждению Федеральная научно-техническая программа в сфере климата.
К 2024 году в рамках реализации важнейших инновационных проектов государственного значения, определённых Президентом, создаём систему высокоточного мониторинга парниковых газов. Такая система позволит дать объективную оценку поглощающей способности наших экосистем и прогнозировать изменение климата, предупреждать негативные последствия для граждан и экономики от климатических изменений.
Также планируется привлечь до 600 млрд рублей инвестиций в климатические проекты, включая размещение зелёных облигаций на сумму более 400 млрд рублей. К 2024 году будут созданы условия для вовлечения в климатические проекты до 15 млн га лесов на землях сельскохозяйственного назначения и до 25% площади резервных лесов. Всё это позволит увеличить на 10% поглощающую способность российских экосистем.
Наши действия требуют подтверждения и верификации внутри страны и признания на мировой арене. К 2024 году планируем обеспечить утверждение 78 национальных стандартов в сфере климата (в 2021 году уже утвердили пять таких стандартов). Также к 2024 году будет создана система аккредитации российских верификаторов, которая должна получить международное признание. Кроме того, будут синхронизированы международная и национальная инфраструктуры для реализации климатических проектов в рамках Парижского соглашения, что позволит обеспечить международное признание российских углеродных единиц и дать возможность их международного оборота.
Михаил Владимирович, Вами поставлены амбициозные цели. Все команды, которые трудились над реализацией соответствующих инициатив, над их подготовкой, работали очень интенсивно. Хочу поблагодарить всех участников этого процесса, все федеральные органы исполнительной власти.
Что важно: времени на раскачку у нас не было, поэтому в 2021 году мы были сосредоточены на подготовке соответствующих нормативных актов, обеспечили принятие ключевых федеральных законов (за это хочу поблагодарить отдельно Государственную Думу и Совет Федерации). Мы действительно приняли важнейшие законы в природоохранной сфере.
М.Мишустин: Спасибо, Виктория Валериевна.
Важно, чтобы эти меры имели конкретные результаты. Конечно, оценить успехи агропрома проще, мы видим их в ежегодных урожаях. С экологическими инициативами сложнее. Но показатели определены, и теперь главное – выполнить всё, что намечено, в соответствующие сроки.
Источник: http://government.ru/news/44422/