Сообщение Игоря Шувалова на совещании с вице-премьерами
Дмитрий Медведев провёл совещание с вице-премьерами 30 мая 2016 года.
Д.Медведев: Хочу затронуть ещё один резонансный вопрос, он касается правил дорожного движения. Автомобильное движение очень интенсивное у нас, мы вынуждены постоянно корректировать законодательство, чтобы обеспечить безопасность всех участников движения – и водителей, и, конечно, пассажиров, и пешеходов. Поэтому такие решения регулярно принимаются. Постановление, о котором сейчас идёт речь, касается тех, кто неправильно себя ведёт на дороге, подвергает опасности не только свою жизнь, но и жизнь окружающих.
Мы некоторое время назад начали обсуждать модель так называемого опасного вождения. Запрет на опасное вождение не должен, конечно, быть поводом для злоупотреблений в отношении добросовестных водителей, именно поэтому мы довольно долго обсуждали саму формулировку, чтобы никакой двусмысленности в определении термина «опасное вождение» не было. Мы в марте об этом говорили, я тогда принял решение отложить подписание документа, чтобы провести обсуждение на открытых площадках. Такое обсуждение состоялось, интерес был огромный, порядка 150 тыс. посещений, поступило немало предложений. В результате документ был доработан и такое постановление Правительства – об изменениях в правилах дорожного движения в части так называемого опасного вождения – я подписал.
Игорь Иванович (обращаясь к И.Шувалову), расскажите, пожалуйста, как шла работа и на что в итоге мы вышли?
И.Шувалов: Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги! Мы в Правительстве работаем по плану, который Вы утвердили в августе 2015 года, и это достаточно объёмная законотворческая работа. Сейчас Государственная Дума в рамках весенней сессии рассматривает несколько законопроектов, которые подготовлены Правительством. Мы надеемся, что эта наша совместная работа завершится принятием соответствующих федеральных законов.
По термину «опасное вождение» и определению опасного вождения как административного правонарушения я Вам докладывал в марте. Документ был подготовлен Министерством внутренних дел и действительно на тот момент содержал возможность двоякого толкования, там были некоторые неточности, размытые формулировки. На это обращали внимание не только эксперты, но и участники дорожного движения, водители. Получив поручение этот документ разобрать в рамках Открытого правительства, мы собрали экспертный совет, пригласили экспертов, тех, кто профессионально занимается правилами дорожного движения, – вообще как ситуация развивается с безопасностью дорожного движения? Мы подключили телевизионные каналы, передачи, которые достаточно популярны у наших граждан, где часто выступают эксперты Правительства, и некоторые журналы, в том числе журнал «За рулём». Мы подробно изучили саму формулировку, были даны предложения, как эту формулировку уточнить. Формулировка, которую мы Вам представили в последней редакции, – это как раз плод совместного нормотворчества. Эта формулировка хоть и объёмная, но достаточно точная.
Вместе с тем, для того чтобы избежать каких-либо неприятностей на дорогах, когда сотрудники ГИБДД останавливаютводителей, мы заранее подготовили вместе с Министерством внутренних дел и экспертами так называемую библиотеку. Это такие примеры нарушений правил дорожного движения, которые будут рассматриваться как опасное вождение. Таких примеров сейчас шесть. Это компьютерная модель, но она поддерживается и конкретными реальными случаями поведения водителей на дорогах. Мы разместили в интернете эту библиотеку, и за несколько дней свыше 2 млн обращений было к этой библиотеке. Мы понимаем, что граждане теперь чувствуют себя более безопасно, потому что понимают, за какое конкретное поведение будет наступать ответственность.
Эта библиотека будет пополняться, мы будем её рассматривать и дальше, другие дополнения к ней. Пока с Министерством внутренних дел договорённость такая: они своими циркулярами и внутренними разъяснениями будут ориентировать сотрудников ГИБДД на то, чтобы при определении того, опасно ли было вождение водителя или нет, руководствоваться примерами, которые находятся в этой библиотеке. Ещё раз скажу, что в настоящий момент таких примеров шесть, никаких других помимо этих сотрудники пока рассматривать не будут – только после того, как пройдут публичные обсуждения и произойдёт дополнение к этой библиотеке.
Теперь, после утверждения определения «опасное вождение», нам необходимо также с экспертным сообществом, с гражданами отработать всё-таки размер административной ответственности, штрафа за опасное вождение. Предварительно нам говорили о том, что этот штраф должен быть около 5 тыс., но все дискуссии в последние два месяца говорят о том, что за такие примеры необходимо предусмотреть более высокие штрафы. Каков объём этого штрафа, мы будем обсуждать. Рассчитываем, что такое решение будет поддержано осенью 2016 года и будет наступать административная ответственность в виде штрафа за опасное вождение.
Д.Медведев: На дорогах происходят очень разные случаи, есть совершенно возмутительные, которые становятся достоянием общественности, когда водители ведут себя просто безобразно, создавая угрозу для жизни окружающих. Понятно, что именно на предотвращение таких случаев и направлена новая модель опасного вождения. Мы действительно долго шли к этому юридическому определению. У нас оно не работало, хотя в целом ряде стран подобные формулировки используются. Нам надо посмотреть за практикой применения соответствующей нормы правил дорожного движения, которую я утвердил. Если потребуется что-то откорректировать, если мы увидим, что что-то всё-таки срабатывает не так, как нужно, надо будет предложить поправки в законодательство. Это новый опыт, но нам есть резон этим опытом воспользоваться именно для того, чтобы предотвращать наиболее опасные нарушения правил дорожного движения, которые совершаются водителями.
Источник: http://government.ru/news/23205/