Российско-финляндские переговоры

Беседа Дмитрия Медведева с Премьер-министром Финляндии Юхой Сипилей

Совместная пресс-конференция Дмитрия Медведева и Юхи Сипили по завершении переговоров

Беседа Дмитрия Медведева с Премьер-министром Финляндии Юхой Сипилей

Из стенограммы беседы:

Д.Медведев: Господин Премьер-министр, очень рад Вас приветствовать в Петербурге. Это первые переговоры наши с Вами – такие очные, хотя мы по телефону общались. Переговоров между правительствами не было достаточно давно по известным разным причинам, поэтому это хорошая возможность, для того чтобы обменяться соображениями по вопросам российско-финляндского взаимодействия и некоторым вопросам международной повестки дня. Добро пожаловать!

Ю.Сипиля (как переведено): Уважаемый господин Председатель Правительства, я летом получил Ваше приглашение приехать с визитом сюда. Я с удовольствием приехал сейчас. Мир и условия, которые нас окружают, ставят перед нами сложные задачи, вызовы, и всё-таки и при таких условиях нам очень важно поддерживать контакт.

Как Вы сказали уже, у нас целое множество двусторонних вопросов на повестке дня, а также других многосторонних вопросов, которые предстоит обсудить. Спасибо ещё раз за приглашение.

Д.Медведев: Kiitos! («Спасибо» по-фински).

Совместная пресс-конференция Дмитрия Медведева и Юхи Сипили по завершении переговоров

Из стенограммы:

Д.Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемые представители СМИ! Несколько слов по итогам наших переговоров с Премьер-министром Финляндии господином Сипилей.

Мы провели первую личную встречу, до этого общались по телефону. Хочу сказать сразу, разговор был хороший, мы подтвердили наше взаимное желание развивать двусторонние связи между нашими странами.

Финляндия является для нас близким соседом, партнёром, и это предопределяет характер наших отношений. Считаю, что главное, чтобы диалог был не только продуктивным, но и регулярным. Это на самом деле очень важно для того, чтобы наши связи развивались по восходящей.

Но экономическое сотрудничество, к сожалению, сейчас находится не на высшей точке. Товарооборот снизился почти на 40%.

Причин две. Первая причина носит объективный экономический характер – это снижение цен на углеводороды. Вторая причина носит субъективный характер – я имею в виду так называемые экономические санкции, которые ударили по торгово-экономическому сотрудничеству между нашими странами.

Я сказал своему коллеге сегодня: я не знаю, кому это выгодно. Может быть, и есть такие страны, но уж точно это не выгодно ни России, ни Финляндии.

Мы договорились о том, что возобновим работу межправительственной комиссии в качестве механизма для развития связей. Но, даже несмотря на текущую не вполне благоприятную ситуацию, наши инвестиционные проекты, наши бизнес-проекты продолжаются, что само по себе, конечно, очень важно. Например, речь идёт и об атомном проекте, и о работе нашей Объединённой судостроительной компании на судоверфи в Хельсинки, и о целом ряде российских проектов. И, напротив, у нас активно работает порядка 650 финских компаний в самых разных отраслях – и лесопромышленном комплексе, и строительстве, и пищевой промышленности, и некоторых других. Есть и очень крупные проекты, например такие, которые ведёт энергетический концерн Fortum. Есть и другие перспективные направления. Это и переработка сельхозпродукции, и высокие технологии, в которых наши партнёры из Финляндии, кстати, преуспели за последние годы. Речь идёт о фармацевтической продукции. Мы готовы развивать и другие направления, включая приграничное, межрегиональное сотрудничество. В общем, всё это остаётся в повестке дня, так же как и гуманитарные проекты. Мы договорились о том, что и в рамках межправкомиссии, и на уровне отдельных министерств и ведомств, и, наконец, просто на уровне премьеров такого рода диалог будет продолжен.

Мы обсуждали и сложные международные вопросы: урегулирование ситуации в Сирии, вопросы миграции на европейский континент, ситуацию, которая сложилась на Украине, некоторые другие темы. Естественно, этот обмен также был полезным.

В заключение хотел бы поблагодарить моего финского коллегу за обстоятельные и конструктивные переговоры. Уверен, что результаты послужат укреплению сотрудничества между нашими странами.

Ю.СипиляСпасибо. Уважаемый коллега, уважаемые представители средств массовой информации!

Я поставил перед собой такую цель, что в течение первого года на посту Премьер-министра Финляндии я хочу встретиться с коллегами из всех соседних государств. Для меня сегодня особое удовольствие было встретиться с Председателем Правительства Российской Федерации господином Медведевым здесь, в Санкт-Петербурге, – городе, который является для Финляндии традиционно важным и близким.

Как отметил уважаемый коллега, у нас сегодня состоялись хорошие, конструктивные переговоры по двусторонним вопросам, об Украине, о взаимоотношениях между Европейским союзом и Россией и также о международной обстановке.

Как Вы отметили, Россия для Финляндии является важным торговым партнёром, несмотря на сокращение нашего товарооборота из-за глобальной конъюнктуры и международной политической обстановки.

Россияне также представляют собой большую группу туристов в Финляндии, и Финляндия вкладывает в развитие туризма в нашей стране. Мы сердечно приветствуем российских туристов в Финляндии.

Я встретился также здесь с представителями финских компаний. Как отметил коллега, здесь, в России, ведут деятельность сотни финских компаний в различных отраслях, и большинство этих компаний остаются на российском рынке несмотря на то, что они должны были адаптировать свою деятельность с учётом изменившейся экономической ситуации. И на российском рынке, как и везде, важны для деятельности компаний такие факторы, как функционирование бизнес-среды и беспрепятственность ведения внешнеторговых операций. И в этом плане финские компании проявляют упорство.

Мы также с господином Медведевым обсудили состояние и ситуацию на нашей общей границе. У нас длинная общая граница, и хорошее функционирование, работа этой границы обеспечивают оживлённые и активные контакты и взаимодействие как между гражданами наших стран, так и между экономическими структурами и компаниями. Финляндия обеспечивает надлежащим образом надёжность и безопасность границы, и в то же время мы с ответственностью подходим к нашей задаче по обеспечению охраны внешней границы Европейского союза.

В настоящее время вот в этой части ситуация вполне удовлетворительная, надо сказать, и перекрытие каналов нелегальной миграции отвечает интересам обеих стран. Общими усилиями мы можем предотвращать возникновение различного рода проблем и угроз для внутренней безопасности наших стран. Мы были едины в том мнении, что необходимо найти устойчивое решение для этой проблемы. Традиционно хорошее взаимодействие между компетентными органами Финляндии и России продолжается, продолжается диалог между этими органами. Мы считаем, что нужно найти решение как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, поэтому мы договорились о том, что мы продолжим наши обсуждения по телефону в ближайшее время.

Как коллега уже отметил, мы обсудили и ситуацию на Украине. Финляндия полностью привержена общей внешней политике Европейского союза, включая те санкции, которые обусловлены ситуацией и украинским кризисом.

Обсудили мы также, коснулись исполнения минских соглашений. Естественно, для развития отношений между Европейским союзом и Россией имплементация, исполнение минских соглашений, имеет центральное значение.

Также важно, что наше взаимодействие и сотрудничество на различных форумах регионального уровня продолжается и остаётся активным. Финляндия передала в октябре 2015 года председательство в Совете Баренцева/Евроарктического региона России. В 2016 году Финляндия будет председательствовать в Совете министров Северных стран, и также Финляндия готовится к своему председательству в Арктическом совете, которое начнётся в 2017 году.

Международная обстановка ставит перед нами в настоящее время многие вызовы, задачи. Здесь требуется сотрудничество. Например, по Сирии требуется такое сотрудничество. Урегулирование ситуации в Сирии прежде всего важно для самих сирийцев, и также это важно для стабильности на Ближнем Востоке. Кроме того, ситуация там отражается и на нашем регионе, здесь, на севере Европы, имеет определённые эффекты.

Уважаемый господин Председатель Правительства, хочу ещё раз поблагодарить Вас за конструктивную беседу и за такое хорошее начало для нашего дальнейшего диалога. И здесь публично хочу повторить своё приглашение Вам приехать с визитом в Финляндию.

Вопрос: ТАСС, Вероника Романенкова. У меня вопрос к двум премьер-министрам.

Финляндия из всех стран Евросоюза имеет самую протяжённую границу с Россией и остаётся одним из основных торгово-экономических партнёров. Скажите, пожалуйста, влияют ли санкции на реализацию совместных крупных проектов, таких как строительство атомной станции и газопровода «Северный поток – 2»? И обсуждались ли эти проекты на нынешних переговорах?

Д.Медведев: Я два слова скажу, потом коллега, наверное, тоже выскажется. Безусловно, мы, несмотря на всякого рода трудности и санкции, остаёмся крупными торговыми партнёрами, потому что мы соседи и у нас очень серьёзная, длительная история инвестиционного и торгового сотрудничества, не говоря уже вообще об истории.

Конечно, санкции испортили нам сотрудничество в целом ряде сфер и отраслей. Это, к сожалению, именно так. Но это не мы придумали, не нам это и завершать. Что касается ряда крупных, важнейших проектов, то санкции их не затронули – ни то, что принимал Евросоюз, ни ответные меры, которые принимала Российская Федерация. И реализация таких важных проектов, например, как строительство атомной станции, идёт своим чередом. В настоящий момент готовится выход на стройплощадку. Мы с моим коллегой господином Премьер-министром обсуждали эту тему.

В отношении «Северного потока – 2». Это тоже крупный проект, мы тоже его обсуждали. Речь идёт именно о коммерческом проекте, кто бы как ни пытался его трактовать. Это нормальный бизнес-проект, именно так он и задумывался и российской стороной, российскими компаниями, прежде всего «Газпромом», и европейскими компаниями-партнёрами. И именно в таком виде мы и хотим его профилировать. Насколько я понял позицию моего коллеги, Финляндия также воспринимает этот проект сугубо как коммерческий, и с учётом нашего опыта работы по проекту «Северный поток – 1» мы намерены продолжить сотрудничество, базируясь на этом подходе.

Ю.Сипиля: Спасибо. Во-первых, о санкциях. Естественно, они оказали влияние на уровень нашей двусторонней торговли.

Да, мы обсуждали целый ряд проектов, и один из них – это строительство атомной электростанции «Ханхикиви-1». Также мы обсудили текущее состояние этого проекта по строительству атомной электростанции, коснулись мы и строительства запланированного там газопровода. Финляндия исходит из того, что Европейская комиссия даст юридическую оценку вот этого проекта. Для Финляндии он является именно коммерческим проектом, и мы относимся к нему прагматически.

Вопрос (как переведено): Helsingin Sanomat. Вопрос к Председателю Правительства Российской Федерации. Уже в течение длительного времени между Финляндией и Россией очень хорошо обстоят пограничные дела. Например, в том, что касается проверки проездных документов и на границе, и даже до того, как человек уже подъехал к границе. Практически 20 лет или почти на протяжении 20 лет там проверялось наличие визы, и потом вдруг начались проблемы в этом плане этой зимой. На северных пунктах пропуска появились мигранты или беженцы – на тех пропускных пунктах, которые расположены в Лапландии.

И на это явление обратили внимание не только Финляндия, но и Норвегия. Кажется, что всё-таки такие путешествия этих мигрантов, передвижения в каком-то плане носят организованный характер, и некоторые даже высказывают предположения, что это не только какие-то мафиози, какие-то преступные группировки, которые этим занимаются (организацией этих поездок), но, возможно, что это является как бы частью внешней политики России. Поэтому возникает вопрос: почему эти договорённости – или практики, процедуры, которые раньше работали так хорошо, – почему они перестали работать сейчас? И является ли это политикой России? Если является, то какие цели она преследует?

Д.Медведев: То, что происходит, является результатом отнюдь не политики России, а целого ряда обстоятельств, в том числе близорукой миграционной политики Евросоюза. И заложником этого стала Финляндия. Но, конечно, ничего бы этого не произошло, если бы на Ближнем Востоке не случилось тех событий, которые привели к детонации общей ситуации в целом ряде стран – и в Сирии, и в Ливии, и в некоторых других государствах.

У нас хорошее приграничное сотрудничество всегда было, и контакты были правильным образом выстроены. Мы договорились с господином Премьер-министром, что мы продолжим общение на эту тему, как и службы, которые за это отвечают, они также общение продолжат.

Такого рода миграция представляет опасность не только для Финляндии, но и для Российской Федерации, поэтому разговоры о том, что это часть нашей внешней политики или что это организованная история, – это просто чушь. Но в конечном счёте я вернусь к тому, с чего начал: Евросоюз должен сам разобраться, какую миграционную политику Евросоюз будет вести.

И ещё хочу обратить внимание уважаемых коллег из средств массовой информации. Если говорить о мигрантах, которые приехали с территории Российской Федерации (а мы не можем запретить им движение, потому что это основано на Европейской конвенции о правах человека и российской Конституции), то таких людей не более тысячи, а, например, с территории Швеции на территорию вашей страны приехало 30 тыс. таких людей.

Так что причины этой проблемы надо искать в другом месте. Ещё раз повторю: корень проблем находится на Ближнем Востоке и, естественно, в тех правилах, процедурах, которые утверждает Европейский союз. Мы подробно это обсудили с моим коллегой и договорились продолжить контакты на эту тему.

Вопрос: Салима Зариф, программа «Вести», телеканал «Россия». В Финляндии в начале января была принято решение о выдаче США российских граждан – Максима Сенаха и Александра Сергеева. Они были задержаны, когда пересекали границу как обычные туристы, и ни до, ни после задержания никаких данных об их противоправной деятельности в Россию не поступало. Вопрос такой: не кажется ли Вам, что это скорее месть, чем правосудие? И что нужно сделать для того, чтобы подобные инциденты в Финляндии с российскими гражданами больше не происходили? Просьба, если можно, пожалуйста, ответьте оба.

Ю.Сипиля: Да, спасибо за вопрос. Надо сказать, что Финляндия решает такие вопросы, во-первых, в соответствии с двусторонними и международными соглашениями и конвенциями, которые являются обязательными для нас. Здесь речь идёт о самостоятельных юридических, правовых процессах, которые касаются отдельных физических лиц, и поэтому я не могу прокомментировать отдельные такие случаи, но могу констатировать, что соответствующие контакты между финскими и российскими компетентными органами хорошо налажены и работают и по этому вопросу. Также были такие случаи, когда Финляндия выдала лиц для судебного преследования в Россию по просьбе России, и также были такие случаи, когда в результате такого судебного разбирательства, юридического процесса было констатировано, что предпосылок для выдачи гражданина России третьей стране не существует.

Д.Медведев: Я не хотел бы комментировать действия правоохранительных и судебных инстанций Финляндии, потому что это другая страна и это её компетенция. Я лишь могу сделать несколько замечаний по поводу рода процедур. Во-первых, договор о выдаче и договор о правовой помощи связывают не только Финляндскую Республику и Соединённые Штаты Америки, но есть соглашение между Российской Федерацией и также Соединёнными Штатами Америки. Почему-то американцы по поводу конкретных граждан к нам не обращались, если они считают их преступниками, а решили вытащить их из третьей страны. 

Это отражает общий подход американского правосудия, которое считает себя глобальным, считает, что оно может принимать решения в отношении любого гражданина, происходящего из любого государства, – вытаскивать его, похищать, привозить на свою территорию и судить. Это безнравственно и похоже на международную преступную деятельность, особенно между странами, которые имеют двусторонние соглашения об оказании правовой помощи. Я в данном случае, ещё раз говорю, имею в виду Россию и Америку.

Американцам стесняются возражать, а они ведут себя всё более нахраписто в этом смысле. Все упомянутые случаи, насколько мне позволяют судить, так сказать, те справки, которыми я располагаю… Речь идёт о совершенно ординарных событиях, и даже те преступления, которые вменяются в вину, не относятся к числу тяжких, хотя по американским законам за них могут быть назначены сроки наказания, превышающие сто лет. Так что даже с точки зрения гуманитарной выдача в Соединённые Штаты Америки не может считаться, на наш взгляд, во всяком случае, вполне оправданной.

Что же касается контактов между правоохранительными ведомствами наших стран в рамках тех соглашений, которые у нас существуют, мы, естественно, все эти каналы будем с нашими финскими партнёрами задействовать.

Вопрос (как переведено): Это вопрос к господину Медведеву. Каким образом Вы в текущем году собираетесь конкретно продвигать восстановление финляндско-российских торгово-экономических отношений, которые пострадали в последнее время? И какие практические меры или действия нужны для того, чтобы восстановить прежний уровень этого оборота и торговли между нашими странами?

Д.Медведев: Как я собираюсь продвигать? Вот я уже продвигаю. Мой партнёр, коллега стоит здесь, и мы провели полноценные переговоры, для того чтобы эти отношения улучшить, вернуть их к прежнему уровню.

Но это не мы их испортили, не мы эту кашу заварили. Мы готовы их восстановить в полном объёме. Главное, чтобы это услышали все наши партнёры, в том числе те, которые заседают в Брюсселе. Как только будут приняты необходимые решения, отношения с Финляндией, естественно, станут прежними, я имею в виду объёмы торгового сотрудничества и направления торгового сотрудничества.

Хотя во время обеда я сказал коллеге Премьер-министру, что больше всего из-за этих санкций мне жалко торгово-экономическое сотрудничество, которое требует внимательного отношения и восстанавливается всё-таки с определённым напряжением. Поэтому это должно быть общей задачей.

Эта полоса всё равно закончится, как закончились те 10 видов санкций, которые когда-то вводились в XX веке в отношении Советского Союза. А российско-финляндское сотрудничество останется, как и наше добрососедство. Вот так.

Ю.Сипиля: С Вашего позволения хочу тоже ответить.

Да, развитие торгово-экономических отношений между нашими странами для нас крайне важно, и мы ищем такие отрасли и такие возможности, которые находятся вне поля действия санкций.

Во время нашей двусторонней встречи сегодня мы обсудили ряд озабоченностей финских компаний. Там были и мелкие какие-то проблемы, озабоченности и более крупные, поговорили о них.

Да, мы договорились о том, что сопредседатели межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству встретятся в ближайшее время и на этой встрече будут обозначены дальнейшие шаги развития этих отношений.

Касательно вопроса, который был задан представителем газеты Helsingin Sanomat. Мы совместно отметили, что взаимодействие и сотрудничество на нашей границе на протяжении многих десятилетий было очень хорошим. Проблемы, которые связаны с миграционными вопросами, – это очень сложные процессы, и мы как раз с коллегой обсудили и коренные причины этих процессов. Мы очень прагматично обсуждали проблемы, которые наблюдаются у нас на данный момент. И, как я сказал, к этому вопросу мы вернёмся в самом скором времени – уже на будущей неделе. 

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/21597/