Об охране здоровья матери и ребёнка
Посещение Оренбургского областного перинатального центра
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад Вероники Скворцовой об охране материнства и детства
Сообщение губернатора Оренбургской области Юрия Берга
Сообщение главы Республики Коми Сергея Гапликова
Сообщение заместителя губернатора Смоленской области Оксаны Лободы
Перед совещанием Дмитрий Медведев посетил Оренбургский областной перинатальный центр.
Областной перинатальный центр открылся в октябре 2016 года. По состоянию на 8 декабря здесь родилось уже 526 детей.
На строительство клиники было направлено более 2,5 млрд рублей, приобретено 1832 единицы медицинского оборудования, в том числе 3 рентгеновских аппарата, 34 инкубатора для выхаживания новорождённых, 30 аппаратов искусственной вентиляции лёгких для женщин, 41 аппарат искусственной вентиляции лёгких для детей, 22 фетальных монитора, 61 операционный монитор, 7 ультразвуковых аппаратов. При этом доля импортного медицинского оборудования не превышает 40%.
На подготовку врачей и среднего медицинского персонала для перинатального центра из областного бюджета выделено 2,64 млн рублей. В 2014–2016 годах 226 специалистов прошли обучение в симуляционных центрах по профилю «Акушерство и гинекология».
Сегодня здесь работают 115 врачей, из них 1 доктор медицинских наук, 4 кандидата медицинских наук, 1 заслуженный врач Российской Федерации, 304 средних медицинских работника, 107 человек младшего медицинского персонала.
Центр рассчитан на 170 коек. Его общая площадь составляет 23,5 тыс. кв. м.
Селекторное совещание об охране здоровья матери и ребёнка
Из стенограммы:
Д.Медведев: Прежде всего хочу поздравить всех с Днём Конституции. Конституция – это Основной закон, по нему наша страна живёт уже более 20 лет. Напомню, что по Конституции Россия является социальным государством. Это в том числе касается здравоохранения, жизни наших людей и заботы о материнстве и детстве. Поэтому, по нашей Конституции, всё это является в том числе прямой обязанностью государства.
Начну с хороших данных. Нам удалось достичь Целей тысячелетия в области развития по таким важнейшим показателям, как снижение материнской и детской смертности. Я напомню, что эти Цели тысячелетия были сформулированы Организацией Объединённых Наций в 2000 году.
За последние 25 лет, то есть с 1990 года, показатель материнской смертности в нашей стране снизился более чем на три четверти. Сейчас он составляет чуть более 10 случаев на 100 тыс. родившихся живыми детей. За всё это время смертность детей в возрасте до пяти лет снизилась практически на две трети. Уровень младенческой смертности по результатам прошлого года составил 6,5 случая на тысячу родившихся живыми. По итогам 10 месяцев текущего года этот показатель выглядит ещё лучше и составляет приблизительно 5,9.
Но за этими сухими цифрами самое главное – это тысячи детей и женщин, которым была вовремя оказана медицинская помощь (причём эта помощь иногда очень сложная, высококвалифицированная) на базе тех решений, которые мы с вами принимали.
Работа по программе охраны материнства и детства, по созданию перинатальных центров началась приблизительно десять лет назад, когда мы приступили к первой версии национального проекта по здоровью. Тогда перинатальных центров в нашей стране было считаные единицы. Я один из них тогда посетил. Это был высокотехнологичный институт, который специализируется именно на поддержке материнства и детства, на выполнении высокотехнологичных медицинских действий. Сейчас эта программа реализована практически по всей стране – это результат нашей с вами работы в последнее время.
Я только что посетил Оренбургский областной перинатальный центр. Он производит очень хорошее впечатление. Там есть всё, чтобы и женщины, и дети получали самую лучшую медицинскую помощь. Специалисты, которые там трудятся, имеют очень хорошую подготовку. Оборудование – высокотехнологичное, сложное. Причём значительная часть его – это российское, абсолютно конкурентоспособное оборудование. И всё это смонтировано в единую систему и работает для решения самых разных медицинских задач. Условия очень приличные, комфортные.
В то же время всё сделано абсолютно разумно, нет ничего лишнего. К сожалению, у нас была такая стадия, скажем так, строительства различных социальных учреждений (это касается и медицинских учреждений, и школ, и даже детских садов), когда старались делать эксклюзивные объекты.
Да, они, может быть, прекрасные, но они очень дорогие, и вместо нескольких объектов появлялся один. Мне кажется, что типовые решения и в области медицинского проектирования, и в области проектирования школ, детских садов – это очень важно, поэтому курс на поддержку типовых решений мы обязательно продолжим.
За последние годы построено 35 таких центров. Эта работа продолжается, хотя планировалось завершить её к концу этого года. Напомню, что с 2008 по 2015 год было построено 25 перинатальных центров. С 2014 года по настоящее время у нас строится 32 перинатальных центра. Но работа эта завершается не во всех регионах. Есть объективные этому причины, но есть и не вполне объективные. Мы об этом поговорим с руководителями регионов, где стройки идут, но отстают, – для того чтобы определиться, как поступить дальше.
Было принято решение перенести сроки на следующий год. Запланированные на перинатальные центры средства из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования выделены. Но в любом случае нужно ускориться, действовать быстрее, не допускать дальнейших задержек. У нас сейчас есть все возможности, для того чтобы открыть эти центры для пациентов.
Тема материнства и детства настолько важна, что мы занимаемся ею в рамках приоритетных проектов, и такие центры являются частью одного из приоритетов. Проект этот называется «Технологии и комфорт – матерям и детям», на его выполнение выделены немаленькие средства: около 25 млрд рублей – из региональных бюджетов и порядка 45 млрд рублей – из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Это самый дорогостоящий проект из тех, которые реализуются сегодня в сфере здравоохранения. От его успеха зависит и демографическая ситуация, и будущее наших детей.
Все наши усилия по совершенствованию системы оказания медицинской помощи не имеют шансов на успех, если не будет высококлассных специалистов. От любой техники толка немного, если на ней некому работать или же люди, которые на ней работают, не подготовлены. Поэтому ещё одно направление нашей работы – это повышение квалификации медицинских работников, в том числе тех, которые работают с детьми, с будущими мамами. Для повышения квалификации акушеров-гинекологов, неонатологов, педиатров с 2011 года открылось 18 обучающих центров на базе федеральных государственных учреждений, ещё два создаётся. Надеюсь, что у нас будет больше грамотных специалистов.
У нас в повестке достаточно много вопросов, которые требуют внимания. Это и реабилитация детей после высокотехнологичной медицинской помощи, и профилактика, и лекарственное обеспечение, и паллиативная помощь.
Хочу также проинформировать об одном документе, который я недавно подписал. Этот документ направлен на совершенствование механизма предоставления высокотехнологичного лечения. Со следующего года изменяются правила финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, которая не включена в базовую систему обязательного медицинского страхования. Средства Фонда обязательного медицинского страхования на оказание такой помощи будут направляться напрямую федеральным государственным учреждениям, то есть не через бюджет, как это делалось раньше, а напрямую соответствующим бюджетополучателям. Такое постановление Правительства я подписал 5 декабря.
В.Скворцова: Охрана материнства и детства была и остаётся приоритетным направлением государственной политики нашей страны, деятельности Правительства Российской Федерации и Министерства здравоохранения.
В этом направлении мы достигли определённых успехов. Только за последний период, с 2012 года, младенческая смертность в нашей стране снизилась на 31,4%. За десять месяцев текущего года мы дополнительно сохранили 1118 детских жизней по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Высокими темпами снижается также смертность детей до пяти лет (с 2012 года – на 24,5%, фактически на четверть) и детей до 17 лет включительно (на 24%). Материнская смертность за этот же период времени снизилась на 38% и достигла по результатам 2015 года исторического минимума – 10,1 случая на 100 тыс. родившихся живыми. Мы надеемся, что в текущем году это значение будет ещё ниже.
Важно отметить, что число регионов с показателем младенческой смертности ниже 6 с 2012 по 2016 год увеличилось в 6,1 раза – с 7 до 43. Более половины регионов имеют меньшую младенческую смертность, чем в среднем по стране. А число регионов с показателем выше 10 за этот же период снизилось в 3,8 раза: из 19 осталось пять таких регионов.
В то же время ещё сохраняется неравномерность в снижении указанных показателей в различных частях нашей страны. Для дальнейшего снижения смертности, заболеваемости и инвалидности детей Минздравом проводится комплексная работа. Опыт показал, что чрезвычайно эффективной в плане снижения младенческой смертности оказалась программа строительства перинатальных центров. С 2007 по 2015 год было построено 25 таких центров – 23 региональных и два федеральных, и в настоящее время, с 2014 года, продолжается строительство перинатальных центров в рамках программы, предусматривающей 32 новых объекта в 30 субъектах Российской Федерации. Из них к настоящему моменту введено в строй и уже активно работает 10 перинатальных центров в республиках Башкортостан и Татарстан, Ставропольском крае, Белгородской, Калужской, Липецкой, Нижегородской, Самарской, Челябинской и Оренбургской областях. За оставшийся до конца текущего года период ожидается ввод в эксплуатацию и лицензирование к медицинской деятельности ещё пяти перинатальных центров: в Республике Дагестан и Кабардино-Балкарии, Алтайском и Красноярском краях (городе Ачинске Красноярского края) и Брянской области.
В 2017 году будет дополнительно введено 17 перинатальных центров в 16 регионах страны.
Перинатальные центры помогают развивать чрезвычайно важное направление совершенствования помощи детям – это развитие хирургической помощи плоду и новорождённому ребёнку. В стране уже сейчас ежегодно проводится более 500 операций на внутриутробном плоде. А ещё пять лет назад такие операции были единичными – где-то до пяти-шести операций в год.
С 2011 года объём неонатальных хирургических вмешательств в рамках высокотехнологичной помощи увеличился более чем в три раза, и сейчас это практически тысяча операций в год.
Активно развивается кардиохирургия новорождённых. Как результат, детская инвалидность вследствие врождённых аномалий системы кровообращения с 2013 по 2015 год снизилась на 9%, а число повторно признанных инвалидами по этой причине сократилось на 19,5%.
В целом по стране общая инвалидность детей в расчёте на 10 тыс. детского населения снизилась в 2015 году по отношению к 2012-му на 2%, до 186 случаев. При этом первичная инвалидность за этот же период снизилась на 14%, и это очень хороший, позитивный знак. Мы рассчитываем, что и общая инвалидность будет более быстрыми темпами снижаться.
Объём оказания высокотехнологичной медицинской помощи детям ежегодно увеличивается и за последние четыре года вырос в 2,2 раза – с 54,7 тыс. до 119,2 тыс. случаев лечения.
Мы получаем много просьб из регионов о помощи в развитии инфраструктуры педиатрической службы. Сейчас в субъектах Федерации специализированную, включая высокотехнологичную медицинскую, помощь детям оказывают 70 головных региональных детских больниц – областных, краевых, республиканских, 180 детских городских больниц, 15 детских инфекционных и 8 детских туберкулёзных больниц.
Вместе с тем хотелось бы отметить высокий процент износа среди этих больниц: 22% головных региональных больниц и 14% расположенных в приспособленных помещениях требуют серьёзных реконструктивных работ и вывода из аварийного состояния. Если говорить о городских детских больницах, то это 26 и 31%.
Фактически областные и городские детские больницы выполняют ту же функцию, что и перинатальный центр в системе перинатологии. Конечно, это очень важная задача – создать в каждом регионе серьёзный координирующий, организующий центр для оказания педиатрической помощи по всем профилям. Хотелось бы после завершения программы строительства перинатальных центров вернуться к рассмотрению вопроса о строительстве, реконструкции и капитальном ремонте детских больниц и поликлиник.
Одним из резервов снижения заболеваемости, инвалидности и смертности детей является вакцинопрофилактика. Благодаря чёткой реализации национального календаря прививок только за последних два неполных года, 2015–2016-й, заболеваемость корью в стране снизилась в 5,6 раза, краснухой – в 2,5 раза, эпидемическим паротитом – на 28%, острым гепатитом В – более чем на 15%. С 2014 года в национальный календарь прививок впервые была включена вакцинация против пневмококковой инфекции. Уже в 2015 году было привито от неё более 1,5 млн детей – в 10 раз больше, чем в течение 2014 года. В результате смертность детей до года от пневмонии сократилась за два года на 33%, а заболеваемость детей в возрасте до 15 лет пневмониями снизилась на 17,5%. В настоящее время проработан и обсуждается вопрос о дальнейшем расширении национального календаря прививок, прежде всего за счёт включения вакцин против ротавирусной инфекции, тяжёлой кишечной инфекции, особенно у детей до 3–4 лет, и ветряной оспы. Мы знаем, если взрослый человек болеет ветряной оспой, то это очень большой риск развития энцефалитических реакций и врождённых уродств у детей, рождённых, соответственно, при паталогической беременности, связанной с ветряной оспой. При 95-процентном охвате детей вакцинацией против этих инфекций в течение уже двух ближайших лет мы сможем снизить заболеваемость в два раза, то есть ветряной оспой не заболеет более 400 тыс. детей в год и 60 тыс. – ротавирусной инфекцией.
С 2013 года во всех субъектах Российской Федерации начато ежегодное проведение профилактических медицинских осмотров детей по новому алгоритму. В 2015 году число детей, прошедших профилактические осмотры, составило 21,3 млн, то есть увеличилось на 51% по сравнению с 2013 годом. Число детей, отнесённых к первой группе здоровья, увеличилось по сравнению с 2013 годом на 13,5%, составив практически 30%. 85% детей имеют первую или вторую группу здоровья, то есть являются здоровыми или имеют функциональные отклонения без стойкой органической патологии.
Однако проведение профилактических осмотров у детей вызывает немало нареканий, прежде всего со стороны родителей. Встречается формальный подход врачей, вызывают раздражение очереди в поликлиниках, некомфортность пребывания в них маленьких пациентов с родителями. Поэтому сейчас, когда завершилась программа модернизации здравоохранения и поликлиники оснащены оборудованием и компьютерной техникой, мы приступили к совершенствованию работы с использованием современных технологий менеджмента процесса, поточной логики расположения кабинетов, современной навигации. Кардинально меняем работу регистратуры с формированием контакт- и кол-центров, добиваемся широкого и грамотного использования информационных технологий с целью высвобождения времени врача для непосредственной работы с пациентом.
Особое внимание мы уделяем здоровью школьников. Минздравом инициирован и начал исполняться пилотный проект «Школьная медицина», направленный на улучшение здоровья школьников и повышение их ответственности за своё здоровье и здоровье своих близких. Совместно с Министерством образования и науки и Академией образования разработаны программы и памятки для педагогов, учеников и их родителей по здоровому образу жизни и оказанию первой помощи. Подготовлен проект профессионального стандарта для бакалавров по школьной медицине.
Уже в этом году в пяти регионах (это Тамбовская, Смоленская, Ростовская области, Республика Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий автономный округ) начали отрабатываться варианты взаимодействия между всеми профилактическими структурами и центрами здоровья, участковыми и школьными врачами с использованием информационных технологий. Фактически формируется единая информационная сеть школьной медицины и профилактики на уровне организованных детских коллективов. Это направление активно развивается.
Хотелось бы поднять ещё один вопрос. По мнению экспертного медицинского сообщества, существует серьёзная проблема, связанная с отсутствием выпуска лекарственных форм, предназначенных для детей младшего возраста. Ситуация сдвинулась с места и за период с января 2014 года по октябрь 2016 года было зарегистрировано 640 лекарственных препаратов, разрешённых к применению в педиатрии, из них 62% (это 395 препаратов) отечественного производства полного цикла. Однако эта работа требует продолжения в части мелкой фасовки лекарств для детей, особенно первого года жизни, у которых лечебная доза в 10 раз меньше, а у недоношенных – в 30 раз меньше, чем у взрослых. Такой приоритетный перечень необходимых в первую очередь лекарственных препаратов и фасовок для детей раннего возраста мы в настоящее время готовим с Министерством промышленности и торговли.
Пути совершенствования медицинской помощи матерям и детям лежат как в развитии инфраструктуры отрасли и чёткой современной организации лечебного процесса, так и в обеспечении качества медицинской помощи, повышении квалификации кадров. Поэтому нами совместно с профессиональным врачебным сообществом проводится работа по разработке и внедрению единых для всей страны клинических протоколов, которые включают в себя критерии качества оказанной помощи. В настоящее время для беременных женщин и детей разработано 350 таких клинических протоколов, которые есть в рабочем столе у каждого врача-педиатра, в том числе у участковых врачей-педиатров.
Минздравом разработаны и утверждены 19 порядков оказания медицинской помощи матерям и детям. Реализация Минздравом совместно с регионами комплекса мер по совершенствованию кадровой политики привела к увеличению с 2012 года числа врачей-педиатров в целом на 6,6% – это 2 тыс. 886 человек. Увеличивается и число врачей-специалистов, оказывающих помощь детям: кардиологов – на 20%, детских онкологов – на 42%, детских хирургов – на 13%, детских урологов-андрологов – на 32% и так далее. Систематизируется и расширяется разнообразие образовательных программ, которые в настоящее время отличаются мобильностью и существенно большей гибкостью и реагированием на запросы общества и рынка труда в медицине и здравоохранении в целом. Обеспечено ежегодное повышение квалификации по педиатрическому профилю более 15 тыс. специалистов.
В 2016 году начался переход к принципиально новой процедуре допуска к медицинской деятельности – государственная аккредитация. В 2017 году впервые процедуру первичной аккредитации пройдут все выпускники по специальности «педиатрия». В первичное звено большинство выпускников вузов придёт в должности участкового врача-педиатра. В 2018 году впервые по новому стандарту будут выпущены специалисты по программам педиатрических ординатур.
Ю.Берг: Вопросы материнства и детства – это вопросы будущего России. Хочу доложить о том, что делается для обеспечения охраны здоровья женщин и детей в нашем регионе.
При поддержке Правительства и Минздрава России в области создана трёхуровневая система родовспоможения с чёткой маршрутизацией пациентов. На западе и востоке области работают межрайонные перинатальные центры, повысившие доступность специализированной акушерской помощи при осложнённой беременности и родах для жительниц этих территорий. Благодаря продуманной дислокации реанимобилей, а в особых случаях санитарной авиации, доставка новорождённых в перинатальные центры осуществляется в кратчайший срок из любой точки области.
Укреплена материальная база областной службы родовспоможения. Капитально отремонтированы и оснащены современным оборудованием все родильные учреждения, на что область направила более 1 млрд рублей.
Федеральный пилотный проект дал возможность совершенствовать перинатальную диагностику врождённых пороков развития плода. Областная поддержка данного проекта составляет более 80 млн рублей ежегодно.
Получили развитие и смежные направления здравоохранения. Так, ремонт и оснащение современным оборудованием центров детской хирургии позволили развивать в регионе хирургическую помощь новорождённым и детскую нейрохирургию.
В области решены вопросы профилактики респираторной инфекции у недоношенных, обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей и детей в возрасте до трёх лет, обеспечения дорогостоящими препаратами детей с редкими, орфанными заболеваниями.
Более 70 млн рублей в год направляется на исполнение регионального календаря профилактических прививок. В этом году при поддержке Роспотребнадзора и с учётом дополнительно выделенных нами средств привито более 38% населения Оренбургской области. Эту работу мы продолжаем.
Благодаря государственно-частному партнёрству с Уральской горно-металлургической компанией, ПАО «Газпром», компаниями «Металлоинвест», «Башнефть», «Газпром нефть», «Русснефть» более 600 млн рублей направлены на ремонт и оснащение медоборудованием учреждений здравоохранения, обновление автопарка скорой медицинской помощи.
На постоянном контроле Правительства в области находится диспансеризация детей-сирот. Создан круглогодичный оздоровительно-образовательный центр «Солнечная страна», где непрерывно идёт обучение и оздоровление детей, в том числе детей с ограниченными возможностями.
Правительством области введены дополнительные меры поддержки материнства, учреждены выплаты регионального материнского капитала и ежемесячного пособия при рождении третьего и последующих детей. Увеличены единовременные выплаты при рождении двоих и более детей и пособия на детей в возрасте от полутора до трёх лет.
Ежегодно проводится областной фестиваль будущих родителей «В ожидании чуда». Традиционными стали праздники близнецов «Двойное счастье».
Правительство Российской Федерации задало регионам правильный вектор развития здравоохранения, что, в частности, подтверждают результаты нашей работы. Так, по данным Росстата, в Оренбургской области отмечается снижение смертности по всем основным категориям заболеваний. Отдельно хочу обратить внимание на снижение младенческой и материнской смертности. Если в 2013 году показатель младенческой смертности ровнялся 9,9, то в 2016 году он снизился до 6 промилле. Устойчивая тенденция к снижению наблюдается и в материнской смертности, показатели которой в 2016 году снизились до 8,8 и стали ниже общероссийских.
С.Гапликов: Вопросы охраны здоровья, материнства и детства находятся в числе приоритетных направлений правительства Республики Коми.
Для нашей республики характерна большая протяжённость территорий, низкая плотность населения и отсутствие круглогодичного наземного транспортного сообщения с рядом населённых пунктов.
Для улучшения акушерской и перинатальной медицинской помощи в республике создана уровневая система медицинской помощи женщинам и детям.
В первую группу у нас входят центральные районные больницы, на которые приходится всего лишь 5% родов в год. Во вторую группу, где имеется интенсивная терапия для женщин и новорождённых, – медицинские учреждения, в которых производится 20% родов в год. И более 75% родов происходит в учреждениях третьей группы, к которым относятся крупнейшие медицинские учреждения Республики Коми – это перинатальный центр и роддом кардиологического диспансера, находящегося в городе Сыктывкаре, и межтерриториальный родильный дом в городе Ухте.
За последние три года достигнута максимальная концентрация преждевременных родов в учреждениях третьей группы. Так, за 11 месяцев 2016 года 93% новорождённых с массой тела менее полутора килограммов родились именно в этих родильных домах.
Это позволило достичь хорошего результата, и на сегодняшний день выхаживание глубоко недоношенных новорождённых у нас достигло почти 82%. С целью оперативного контроля за качеством оказания помощи матерям и детям в республике созданы и функционируют дистанционные консультативные центры в детских многопрофильных больницах, а также в перинатальных центрах. В настоящее время проведена модернизация консультативных центров за счёт внедрения телемедицинских технологий, которые позволяют обеспечить качественную связь не только с отдалёнными медицинскими организациями республики, но и с федеральными медицинскими центрами, получать своевременно консультацию и соответствующую помощь.
Для транспортировки женщин и детей привлекаются силы и средства санитарной авиации. Так за 11 месяцев 2016 года было проведено 187 транспортировок беременных и новорождённых с привлечением спецбортов санитарной авиации. Кроме того, в республике беременным женщинам, проживающим в труднодоступных местах, возмещаются расходы на проезд в государственные медицинские организации, оказывающие медпомощь в период беременности и в родовой период.
С 2013 года в республике внедрены новые формы повышения квалификации специалистов на базе межрегиональных симуляционных центров. За прошедший период обучено 76 неонатологов, акушеров-гинекологов и реаниматологов. С целью своевременной диагностики нарушения развития плода в Республике Коми семь центров по оказанию помощи оснащены всем необходимым диагностическим оборудованием. Охват комплексной перинатальной диагностикой за 11 месяцев 2016 года составил почти 90% всех случаев, которые требуют соответствующей диагностики (срок берётся фактически от 14 недель), что позволило снизить младенческую смертность от врождённых пороков развития.
Реализация всех перечисленных мероприятий позволила обеспечить показатель младенческой смертности на уровне ниже среднероссийского и фактически снизить его за последний период на 40%. При этом с 2012 года республика, как и другие регионы Российской Федерации, перешла на международные критерии учёта живорождаемости с 500 граммов.
Таким образом, в результате внедрения такой уровневой системы оказания медицинской помощи, своевременных технологических оснащений тех учреждений, которые оказывают такую помощь, удалённых консультаций с помощью соответствующих технологических аппаратных центров, антенатальной и неонатальной соответствующей доставки удалось достичь показателей, установленных указами Президента. За 11 месяцев 2016 года показатель младенческой смертности составил 5,3 на 1 тыс. родившихся, а показатель детской смертности – 6,5 на 10 тыс. детского населения.
О. Лобода: Заместитель губернатора Смоленской области Лобода Оксана Васильевна. У нас идёт отставание от сетевого графика на 17 месяцев. В настоящее время график скорректирован, у нас работает подрядчик – госкорпорация «Ростех». Обязуемся в установленные сроки ввести в эксплуатацию перинатальный центр, в октябре 2017 года.
Д.Медведев: Давайте мы и с вами, и с другими регионами, где есть проблемы со сроками, и вообще всеми, кто сейчас занимается стройками, договоримся: у нас этот перенос носит уже финальный характер, больше мы ничего переносить не будем. Хочу, чтобы все губернаторы лично этим вопросом занимались. Деньги на эту программу выделены очень немаленькие, надо всё сделать. Тем более это касается жизни и здоровья наших граждан. Мы с вами понимаем, насколько важным является строительство перинатальных центров в каждом регионе нашей страны. Если в сроки не уложитесь, придётся деньги забрать.
Источник: http://government.ru/news/25635/