Об итогах реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» в 2017 году

Осмотр экспозиции выставки «Транспорт России»

Вступительное слово Дмитрия Медведева 

Доклад Максима Соколова о ходе реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги»

Сообщение губернатора Саратовской области Валерия Радаева

Сообщение мэра города Набережные Челны Наиля Магдеева

Перед началом совещания Дмитрий Медведев осмотрел экспозицию выставки «Транспорт России».

Форум и выставка «Транспорт России» проводятся в рамках «Транспортной недели» – ежегодного делового события, включающего серию общероссийских и международных мероприятий для открытого обсуждения наиболее актуальных транспортных вопросов и укрепления взаимопонимания между представителями государственной власти и бизнес-сообщества.

Среди участников выставки – производители транспортных средств, грузовые и пассажирские перевозчики, владельцы и операторы транспортной инфраструктуры, ремонтные и обслуживающие предприятия, логистические компании, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, научного сообщества, СМИ. 

Совещание об итогах реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» в 2017 году

Из стенограммы:

Д.Медведев: Мы с вами встречаемся в рамках большого форума, который посвящён транспорту России. Это хороший повод для того, чтобы пообщаться по итогам реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» в текущем году. Именно поэтому на форуме здесь, в этом помещении, присутствуют наши коллеги – руководители субъектов Федерации, и на связи находятся практически все наши территории. Этот проект – абсолютно универсальный, он объединяет огромное количество регионов, поскольку эта проблема носит общезначимый характер.

На выставке в рамках ежегодного форума в целом демонстрируется развитие отрасли, крупнейшие транспортные стройки, в том числе и дороги, достижения в сфере создания средств транспорта, в области железных дорог, автомобильных трасс, реконструкции и строительства аэропортов. Это действительно крупные и знаковые проекты, за которыми следит вся страна.

Но не менее важны и более простые вещи – состояние автомобильных дорог, организация движения, освещённость перекрёстков, разметка, оборудование переходов. Здесь ситуация очень разная. Она зависит от конкретного субъекта Федерации, от тех инвестиций, которые шли на развитие дорожной сети в последние годы, и по стране она меняется.

Я хочу отметить, что в последнем индексе глобальной конкурентоспособности по качеству транспортной инфраструктуры в целом мы находимся на 37-м месте. Имея в виду, что этот индекс объединяет 137 стран, это выглядит достаточно приемлемо. Но по качеству автодорог – и это ключевая вещь – мы занимаем лишь 114-е место. Конечно, нас это устраивать не может.

Но дело не только в рейтингах. Состояние автодорог – это то, с чем любой человек сталкивается каждый день. Не помню ни одного случая, когда моё общение с людьми обходилось бы без жалоб на дороги. Я думаю, и коллеги-губернаторы почти каждый день с этим сталкиваются. Конечно, мы совместно с регионами работаем над улучшением дорог и улиц. Выделяем деньги, ремонтируем трассы, строим новые трассы. Учитывая важность проблемы, выделили эту тему в приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги» и решили сначала сконцентрироваться на крупных городах, потому что там наиболее сложная ситуация.

Сегодня обсудим ход реализации этого проекта. Там, где увеличивается количество машин, возникают проблемы с пробками, с организацией парковок, город становится менее удобным, машины буквально захватывают всё доступное пространство на дорогах. Это влияет на качество городской среды, на работу общественного транспорта.

Если говорить о финансовой составляющей, на реализацию этого проекта мы выделяем деньги из федерального бюджета, в этом году – свыше 31 млрд рублей. Ещё примерно столько же добавляют регионы и города – участники проекта. То есть общий объём финансирования составляет порядка 65 млрд рублей.

Мы обеспечиваем регионы нормативной документацией и, конечно, методическими указаниями, оперативно разбираем, решаем те вопросы, которые возникают, если они носят системный характер. Сами регионы совместно с муниципалитетами непосредственно проводят торги, выбирают подрядчиков, заказывают всю необходимую документацию, принимают дорожные работы. При выборе участников для ремонта учитывается целый ряд факторов, включая интенсивность движения, аварийность тех или иных участков, и, главное, учитывается мнение людей, о чём сейчас коллеги мне специально рассказывали.

С самого начала проекта мы обращали внимание на то, что учёт мнения людей при выборе участков для ремонта, оценке качества работ не может быть формальным. У нас, конечно, любят рапортовать о достижениях, об успехах, а на местах всё равно остаются ямы, фонари, которые не горят, или некачественный ремонт. В рамках проекта оценка граждан сопоставляется с данными систем контроля расходования средств, с информацией о проделанных работах. Мы впервые использовали для получения обратной связи социальные сети. Всё это фиксируется в единой информационной системе, что позволяет оперативно реагировать по наиболее проблемным участкам.

В этом году отремонтировано более 5 тыс. км дорог. В результате по итогам года уже более половины дорог и улиц городов-участников приведено в нормативное состояние. Кстати, эта цифра даже выше тех планов, которые мы имели. В следующем году мы собираемся двигаться с опережением этих показателей. Здесь возникает не только результат, сам по себе неплохой, но и целый ряд проблем. По новым участкам автомобилисты любят разгоняться, в результате аварийность кое-где даже подрастает. Поэтому нужно следить за тем, чтобы не появлялись новые очаги аварийности, нужно предусматривать мероприятия по безопасности. Это касается освещения перекрёстков и самих трасс, организации пешеходных переходов, средств фиксации дорожно-транспортных происшествий, контроля скоростного режима. По итогам этого года количество аварийно-опасных участков сокращено более чем на 40%, если брать уровень прошлого года.

Завершая вступительное слово, хочу сказать, что, конечно, сама работа не сводится к одним дорогам. Города должны научиться комплексно планировать все виды транспорта, оптимизировать транспортные потоки, поощрять использование современного общественного транспорта, и это задача на предстоящие годы. С учётом того, что и в зале, и в режиме видеоконференции с нами губернаторы и мэры, давайте послушаем, как обстоят дела на ваших территориях, естественно, целый ряд территорий мы сейчас подключим: как вы оцениваете результативность проекта и что планируете делать в ближайшее время?

Сначала выступит Министр транспорта, чтобы некоторые дополнительные итоги, которые не прозвучали в моём выступлении, также осветить. Пожалуйста, Максим Юрьевич. 

М.Соколов: Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам были определены две основные цели проекта «Безопасные и качественные дороги»: приведение в нормативное состояние улично-дорожной сети в крупнейших городских агломерациях и устранение мест концентрации дорожно-транспортных происшествий.

Действительно, в проекте участвуют крупнейшие города нашей страны, 39 городов, объединённые в 38 агломераций (Самаро-Тольяттинская представляет собой одну агломерацию). Эти города расположены в 36 субъектах Федерации, и уличная сеть этих агломераций составляет почти 50 тыс. км. К началу 2017 года на протяжённости этих километров было 2830 мест концентрации дорожно-транспортных происшествий. Паспортом изначально было предусмотрено приведение в нормативное состояние улично-дорожной сети – с 38 до 44%, соответственно, сокращение на 27% количества мест концентрации ДТП.

Основным инструментом реализации приоритетного проекта являются программы комплексного развития транспортной инфраструктуры. Они включают в себя пообъектные перечни планируемых к выполнению ремонтно-восстановительных и иных работ. По результатам общественных слушаний и полученных рекомендаций представителей общественности и граждан, что было очень важно на начальном этапе, а также экономии по торгам с учётом соответствующих решений проектного комитета в ходе реализации программ были включены новые территории и дополнительные мероприятия.

В результате уличная протяжённость сети агломераций, вовлечённых в этот проект, увеличилась на 2%, примерно на 100 км, а планируемая протяжённость дорожной сети, которая должна быть в нормативном состоянии по итогам 2017 года, стала даже более 50%, точно – 52,5% от общей протяжённости дорожной сети агломераций. Количество ликвидированных мест концентрации дорожно-транспортных происшествий также увеличилось на 303 единицы, то есть на 30%, и составило 1313 мест ликвидации концентрации ДТП. То есть практически в два раза, на 46,5%, за один год нам удалось сократить эти непростые места на улично-дорожной сети.

Совокупный бюджет составляет 65 млрд рублей, из них 31 млрд 250 млн были выделены из федерального бюджета. И сегодня, уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги, я хочу доложить, что работы по объектам дорог, улично-дорожной сети и ликвидации концентрации дорожно-транспортных происшествий в соответствии с нашими планами выполнены в полном объёме.

Добиться таких убедительных результатов позволило использование командной работы в рамках проектного управления (в первую очередь работа с региональными, муниципальными командами на местах) и необходимой методической поддержки, проведение регулярных селекторных, выездных совещаний с участием руководителей Федерального дорожного агентства, Минтранса. Я как министр практически во всех регионах за эти два года – на подготовительном этапе и в рамках 2017 года – побывал и провёл совещания на местах. Селекторные совещания из Белого дома мы с вами проводили регулярно. Общее число человек, вовлечённых в нашу командную работу, составило более тысячи. При этом мы использовали современные технологии, общую электронную систему, базу – «Эталон».

Хотел бы поблагодарить федеральный проектный офис за постоянную административную, методическую поддержку Минтранса России. Совместно с проектными офисами был организован мониторинг работы в субъектах Российской Федерации, систематизация опыта, обмен, обобщение и доведение до команд лучших практик по всем направлениям этого проекта.

По результатам анализа работы команд можно констатировать, что высокие результаты были обеспечены за счёт следующих факторов.

Первое – и это очень важно – правильное формирование команды проекта. Далее – организация системы коммуникаций в проекте, адекватная оценка своих возможностей, установка и соблюдение сроков исполнения отдельных контрольных точек, по которым мы отчитывались в Правительстве. А также выстраивание системы обратной связи с конкретными пользователями дорог, информирование граждан о проводимых работах и оперативное доведение проблем до конкретных исполнителей на местах.

Хочу выразить отдельную признательность тем главам субъектов (многие из них сейчас участвуют в совещании), кто лично возглавил проектные команды. Это всегда положительно сказывается на работе по проекту.

По результатам реализации проекта в 2017 году сформирован рейтинг субъектов Российской Федерации, которые участвовали в приоритетном проекте. Трём субъектам – Саратовской, Пензенской и Астраханской областям, занявшим первые места в рейтинге, сегодня здесь, на площадке «Транспортной недели», вручены памятные награды.

Несмотря на достижение всеми субъектами заявленных значений, по ряду регионов у нас были серьёзные опасения. В этой связи в целях обеспечения максимально эффективного использования выделенных ресурсов я хотел бы попросить в рамках сегодняшнего совещания рассмотреть возможность предоставления проектному комитету в следующем году права осуществлять в течение года перераспределение средств федеральной поддержки на проект между субъектами Российской Федерации.

Также хотел бы заострить внимание на таком важном вопросе, как синхронизация мероприятий в рамках другого приоритетного проекта – «Формирование комфортной городской среды». Этот проект координируется Минстроем России. Здесь, с одной стороны, нам необходимо было исключить ситуации, когда сначала ремонтируется дорога, а потом приходят коммунальные службы и раскапывают её, чтобы провести ремонт коммуникаций. С другой стороны, если мы ремонтируем дорожное полотно на какой-то отдельно взятой улице, было бы очень правильно одновременно выполнить благоустройство прилегающей территории. Этот процесс синхронизации должен происходить на уровне субъектов, муниципалитетов. Об этом мы всегда говорили в рамках наших селекторных и личных совещаний с главами регионов. С коллегами из Минстроя мы тоже работы по организации этого процесса проводили в этом году.

С учётом того, что перечень объектов на 2018 год в целом уже определён, хотел бы попросить глав субъектов уделить указанному вопросу дополнительное внимание и обеспечить, чтобы в следующем году при координации Минстроя и региональных проектных команд была проведена сверка дорожных работ и работ по линии жилищно-коммунального хозяйства.

Перечень объектов в рамках ПКРТИ уже в целом определён. Сейчас будет проводиться актуализация этих перечней по итогам 2017 года, рассматриваться предложения по внесению корректировок. Программы на 2018 год будут уточнены с учётом достигнутых результатов. При этом, если в текущем году, исходя из поставленных задач по приведению дорожной сети, мы смотрели первоочередные мероприятия как быстрореализуемые и некапиталоёмкие, то начиная с 2018 года мы переходим к инвестиционным проектам, более капиталоёмким мероприятиям. Включение в наши программы таких мероприятий, конечно, будет происходить по инициативе самих субъектов Федерации, о чём они будут докладывать в Минтранс и федеральный проектный офис.

Конечной точкой нашего проекта обозначен 2025 год. В период до 2025 года мы предусматриваем в том числе мероприятия по качественному изменению состояния транспортной инфраструктуры городских агломераций, оптимизацию транспортных потоков и синхронизацию всех видов транспорта с учётом решения задач по переориентации на пассажирские перевозки общественным транспортом. Согласно паспорту проекта эти мероприятия должны быть учтены. Предложения, которые будут даны субъектами Федерации, мы поддержим в первую очередь. Поэтому хотели бы попросить, уважаемый Дмитрий Анатольевич, одобрить направление средств федерального бюджета на указанные цели, на разработку таких программ – в размере до 570 млн в рамках общего бюджетного планирования (эти деньги в целом есть), чтобы субъекты уже начали планировать мероприятия по развитию общественного транспорта и организации дорожного движения начиная с 2018 года.

Также просили бы дополнительного поручения Минфину совместно с Минтрансом в рамках бюджетного планирования 2019–2020 годов предусмотреть в проектах бюджета на соответствующие годы средства на дальнейшую поддержку из федерального бюджета проекта «Безопасные и качественные дороги».

Буквально два слова о создании в рамках приоритетного проекта информационных систем – систем учёта общественного мнения, контроля расходования дорожных средств, систем оперативного управления. Они были представлены Вам на стенде. Также запущена система контроля мониторинга формирования и расходования средств дорожных фондов. Это уже за рамками проекта, на всю страну, на все субъекты Федерации, но это тоже очень важно, поскольку позволяет получать информацию об объёмах дорожных фондов во всех субъектах.  

В заключение хотел бы сказать о двух важных вопросах законодательного регулирования. Первый касается переустройства инженерных систем и систем инженерно-технического обеспечения при проведении работ. Второй – вопросов разработки документов транспортного планирования. По этим вопросам мы вместе с депутатами Государственной Думы, с федеральным проектным офисом подготовили ряд предложений. Прошу также Вашего поручения рассмотреть эти предложения в рамках законопроектной работы на 2018 год.

Д.Медведев: Какие законы надо менять?

М.Соколов: По переустройству инженерных систем в рамках проведения дорожных работ. Это связано с тем, чтобы учитывать затраты на перекладку инженерных коммуникаций в том объёме, в котором они были на период до начала работ, потому что зачастую наши инженерные компании дают более большие и дорогостоящие технические условия, которые приходится учитывать дорожникам, закладывая эти средства…

Д.Медведев: То есть ограничить аппетиты, другими словами.

М.Соколов: Говоря простым языком, именно так. Второй касается разработки документов транспортного планирования. Эти документы уже рассматриваются на площадке Государственной Думы.

Д.Медведев: Хорошо, работайте над этой темой. 

В.Радаев: Приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги» для нашего региона является ключевым. Ежедневно улично-дорожной сетью Саратова и Энгельса пользуется более миллиона человек. 2015-й мы объявили Годом дорог в Саратовской области. Его логичным продолжением стал проект «Безопасные и качественные дороги».

Благодаря работе Минтранса России и Федерального дорожного агентства на высоком уровне организовано взаимодействие всех участников проекта. В итоге нам удалось достичь высоких результатов. К началу проекта в Саратовской агломерации доля дорог, соответствующих нормативным требованиям, не превышала 20%. Мы взяли на себя обязательство за год удвоить этот показатель. На реализацию проекта в текущем году нам предоставили 1 млрд рублей из федерального бюджета. Учитывая долгосрочность программы, это огромный вклад в экономику региона. И в то же время огромная ответственность. Нужно было эффективно потратить каждый рубль, и мы эту задачу выполнили за счёт чёткой организации всего процесса, использования современных технологий, а также жёсткого контроля за ходом выполнения работ.

Проведено порядка 400 испытаний дорожно-строительных материалов, проверены все отремонтированные участки, вошедшие в проект. Большое внимание уделялось работам, непосредственно влияющим на повышение уровня безопасности дорожного движения, в первую очередь в местах концентрации ДТП. В результате проведённых мероприятий установлено 41 средство фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, 27 светофорных объектов, 3 км барьерных и почти 22 км пешеходных ограждений, введено 90 м шумовых полос. Все вышеперечисленные действия дали возможность ликвидировать 61 место концентрации ДТП, то есть снизить на 74% к уровню 2016 года.

Весь комплекс мер в итоге позволил привести в нормативное состояние более 200 км дорог, и в настоящее время доля дорог в Саратовской агломерации, соответствующих нормативным требованиям, составляет 42,9% при общей протяжённости 963 км. В результате реализации проекта в 2018 году планируется повысить долю дорог, соответствующих нормативным требованиям, в Саратовской агломерации до 61%, снизить число мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на 93,9% к уровню 2016 года. Как и в текущем году, особое внимание будет уделено качеству выполняемых работ. Наряду со специалистами к контролю будут широко привлекаться общественные организации, средства массовой информации, гражданские активисты. Сохраняя высокий уровень темпов и качества работ, благодаря поддержке федерального центра мы рассчитываем, что к завершению проекта основные транспортные проблемы Саратовской агломерации будут решены, повысится безопасность дорожного движения, будет сформирована удобная, доступная транспортная инфраструктура.

Д.Медведев: Люди-то эти перемены видят? Я помню, как мы с Вами совещание прямо у вас проводили – с учётом того, что количество жалоб на ситуацию в области дорожного строительства и дорожного движения в Саратовской области было огромным. Меняется ситуация, по Вашей информации?

В.Радаев: Дмитрий Анатольевич, я неслучайно сказал вначале, что это ключевое для нас решение, потому что проблемой номер один было состояние дорог не только в агломерации, но и в целом на территории Саратовской области. Вы это всё видели своими глазами. Но я хочу сказать, что за последнее время именно в рамках агломерации практически нет у нас жалоб. Люди видели, люди контролировали, мы постоянно информируем, и прежде чем приступить к работе, мы выбирали приоритеты, о которых и Вы сказали, и министр сказал. Я думаю, и дальше так же будем двигаться.

Д.Медведев: Здесь действительно нужно очень внимательно относиться к запросам людей, даже с точки зрения того, на что обратить внимание. Понятно, что плохие дороги всех раздражают, но есть места, по которым огромное количество людей ездит, и это всё нужно перепроверять в общении с людьми.

Н.Магдеев (мэр города Набережные Челны, в режиме видеоконференции): Набережные Челны – это центр агломерации, специализация которой автомобилестроение и нефтехимия. Здесь производится каждый второй российский грузовой автомобиль, каждая третья шина и четверть всех пластиков в стране. Сегодня в Набережночелнинскую агломерацию помимо города Набережные Челны входит ещё семь крупных городов и районов Республики Татарстан с населением более 1 миллиона человек.

За последние годы в городе выполняются значительные объёмы работ, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения. Реализация приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» стала ощутимой поддержкой в работе по повышению безопасности дорожного движения и приведению в нормативное состояние городской дорожной уличной сети.

Позвольте поблагодарить Правительство Российской Федерации и Вас лично, уважаемый Дмитрий Анатольевич, за оказанную поддержку. В текущем году за счёт средств проекта «Безопасные и качественные дороги» мы полностью привели в нормативное состояние один из центральных проспектов нашего города – проспект Московский протяжённостью 8 км. Помимо ремонта дорожного покрытия проведена полная модернизация светофорных объектов, искусственного освещения, установлены и заменены дорожные знаки и ограждения. Кроме того, благодаря сотрудничеству с Фондом развития моногородов реализуются мероприятия по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры в промышленной части города. В настоящее время совместно с Фондом развития моногородов начаты работы по реконструкции ещё четырёх дорог.

Все эти меры позволяют нам реализовать новые инвестиционные проекты. Так, приведение в нормативное состояние дорог в промышленных зонах Набережных Челнов способствовало активному развитию территории опережающего социально-экономического развития и появлению крупных иностранных и российских инвесторов. Сегодня в Набережных Челнах работают 17 резидентов ТОСЭР, большинство предприятий которых находится в промышленной зоне, где как раз и была создана дорожная инфраструктура. И первый вопрос, который задают нам российские и иностранные резиденты при вхождении в ТОСЭР, – это вопрос не только обеспеченности кадрами, но и наличия качественных дорог. В последующем этот фактор стал одним из ключевых при выборе индустриальной площадки. Необходимо сказать, что благодаря качественным дорогам мы планируем привлечь дополнительные инвестиции в сумме до 1 млрд долларов с китайской компанией Haier.

В наши дни дороги – это артерии города, которые, безусловно, влияют на инвестиционную привлекательность, создают положительный деловой климат, формируют комфортную среду для проживания, создают положительный образ города. Необходимо отметить, что на начало 2017 года доля автомобильных дорог, не соответствующих нормативным требованиям, насчитывала 40% от общей протяжённости сети Набережночелнинской агломерации. Благодаря реализации проекта «Безопасные и качественные дороги» в текущем году нам удалось увеличить долю автомобильных дорог, соответствующих нормативу, на 10%, ликвидировать 11 мест концентрации ДТП. Количество ДТП сократилось на 39%.

В то же время достижение такого положительного результата произошло в том числе благодаря синхронизации проекта «Безопасные и качественные дороги» с действующими в Республике Татарстан программами «Формирование городской среды», «Развитие общественных пространств» и «Пять шагов по благоустройству». Помимо главного объекта проекта «Безопасные и качественные дороги» в 2017 году – как я уже говорил, это реконструкция проспекта Московского, – было выполнено комплексное благоустройство дворовых территорий, капитальный ремонт жилых домов, расположенных по данному проспекту, реконструкция бульвара в жилом квартале. Такой комплексный подход получил широкое одобрение со стороны жителей нашего города.

Существенное улучшение состояния автомобильных дорог по достоинству оценили и инспекторы Общероссийского народного фронта. Например, если в 2015 году город находился на 90-й позиции, то сегодня это уже 12-я позиция. Это самое существенное продвижение среди российских городов.

В 2018 году в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги» планируется продолжить проведение ремонтных работ и магистралей. Объекты выбраны с учётом мнения жителей города и прошли широкое общественное обсуждение. В то же время в городе активно ведётся строительство жилья. Проектом «Безопасные и качественные дороги» в последующие годы предусмотрено дальнейшее развитие улично-дорожной сети, в частности, строительство транспортных развязок и создание новых магистралей. В связи с этим мы готовы заблаговременно начать разработку проектно-сметной документации, подготовительные работы, опираясь на лимиты финансирования, рассчитанные до конца реализации проекта.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич, прошу Вас рассмотреть возможность утверждения лимитов финансирования проекта с учётом объектов строительства на 2019-й  и последующие годы. Это необходимо нам для обеспечения своевременной и качественной подготовки объектов строительства.

В свою очередь мы обещаем поддерживать заданный высокий темп и выполнять ремонтные работы в срок и на высоком уровне.

Д.Медведев: Спасибо большое. Конечно, нам и на моногорода нужно обращать максимально серьёзное внимание с учётом специфики жизни в этих городских образованиях, трудности решения там экономических задач.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/30418/