Об импортозамещении в изделиях радиоэлектроники и развитии рынка сбыта российской электронной компонентной базы

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Доклад Дениса Мантурова об импортозамещении в изделиях радиоэлектроники и развитии рынка сбыта российской электронной компонентной базы

Сообщение председателя совета директоров группы компаний «Итэлма» Александра Постникова

Брифинг Юрия Борисова

Перед совещанием Дмитрий Медведев посетил Научно-производственное предприятие «Итэлма» по производству электрического и электронного оборудования для автотранспортных средств.

Предприятие было создано в Москве в 1994 году и в настоящее время входит в группу компаний «Итэлма».

Основная продукция предприятия – системы управления двигателем, приборы бортовой электроники, мультимедиа, навигация, телематика, компоненты системы интеллектуальной помощи водителю.

НПП «Итэлма» разрабатывает и производит автокомпоненты для компаний ПАО «АвтоВАЗ», ПАО «КамАЗ», ООО «УК «Группа ГАЗ»» и других автопроизводителей.

Из стенограммы:

Д.Медведев: Мы сегодня специально собрались на производстве, в компании «Итэлма», и обсудим ситуацию в российской радиоэлектронной промышленности.

Состояние дел в радиоэлектронной промышленности постоянно в поле внимания. Давались поручения, решения принимались и на президентском, и на правительственном уровне. Тема эта важная, как и наращивание сбыта нашей электронной компонентной базы.

Радиоэлектронные устройства, системы – основа современного цифрового мира. И способность национальной экономики такие технологии производить, создавать и воспроизводить во многом определяет перспективы цифровизации экономики в целом. И её глобальную конкурентоспособность. Производство, которое мы только что осмотрели, оставляет хорошее впечатление, подтверждает, что у нас хорошие перспективы.

Сегодня рынок российской радиоэлектроники стабильно растёт. По прогнозам экспертов, в ближайшее десятилетие – к 2030 году – его объём увеличится в 2,5 раза и превысит 8 трлн рублей. Увеличивается и производство. Его рост в России в первом полугодии 2018 года составил 21%, если сравнивать с первым полугодием 2017 года, то есть рост на одну пятую.

Наша радиоэлектронная промышленность долгое время ориентировалась исключительно на нужды обороны и безопасности, что в общем понятно. И по этим направлениям мы во многом уверенно конкурируем с зарубежной техникой.

Ситуация в гражданском секторе принципиально иная. Достаточно долгое время мы обходились при помощи закупки соответствующих объёмов техники и компонентов за границей.

Отечественных продуктов мало. В прошлом году доля российских компаний на рынке радиоэлектроники составляла где-то 22%. Причём – и это, наверное, самая уязвимая позиция – некоторые технологии и изделия у нас вообще не производятся. Мы по-прежнему, и это нужно признать прямо, критически зависим от импорта. Зарубежные конкуренты – на то они и конкуренты – делают всё, чтобы этот разрыв только нарастал. Причём делают это не только экономическими методами, что естественно в конкурентном мире, но, к сожалению, и политическими методами, через санкции. И это делает наш рынок весьма уязвимым.

Российские производители тем не менее способны бороться за увеличение своей доли на нашем рынке радиоэлектронного оборудования. Здесь могут быть и должны быть востребованы технологические заделы оборонки и гражданские наработки. Тем более что в современном мире одно обогащает другое. Раньше у нас был прямой трансфер оборонных технологий в гражданские. Сейчас иногда гражданские технологии приходят в оборонку. Это процесс, который нужно всячески поощрять.

Правительство приняло целый ряд мер по импортозамещению. Действует специальная госпрограмма, в рамках которой наши компании получают поддержку на проведение исследований и модернизацию производственной базы. Уже есть несколько десятков достаточно успешных проектов. Среди них – и проекты компании «Итэлма». Речь идёт о создании автомобильной электроники и систем интеллектуального управления, которые поставляются российским автопроизводителям.

Свою эффективность в качестве меры господдержки при организации производства радиоэлектроники также показало заключение специальных инвестиционных контрактов. Большую работу проводит Фонд развития промышленности. Кроме того, принят целый ряд регулирующих документов для стимулирования и поддержки сбыта нашей радиоэлектронной продукции.

Основной смысл нашей сегодняшней встречи я вижу как раз в том, чтобы мы с вами поделились соображениями, что ещё можно сделать в рамках регулятивных функций государства и Правительства для стимулирования и поддержки сбыта нашей радиоэлектронной промышленности.

Мы во время экскурсии по производству эту тему затрагивали. Есть ряд постановлений Правительства. Есть, наверное, и какие-то нетривиальные идеи. Я просил бы ими поделиться.

Мы видим, что результаты в целом есть. Но свою долю рынка нам, конечно, никто просто так не отдаст. Нужны дополнительные, эффективные меры. Принципиально важно, чтобы производство было ориентировано на динамичный рынок, не зависело только от государственных заказов. Это действительно важно.

Требуется более точная настройка системы поддержки российских компаний, чтобы преодолеть существующее отставание от зарубежных конкурентов. И принятие мер, которые обеспечат широкое использование российской электронной компонентной базы. 

Д.Мантуров: Одним из главных сегодняшних трендов мировой радиоэлектронной промышленности является создание универсальных платформенных решений, которые могут применяться в разных отраслях и сферах экономики. В этой связи мы используем весь существующий спектр стимулирующих мер в поддержку отечественных электронных решений, на базе которых будут развиваться процессы цифровизации в высокотехнологичных секторах.

Одним из направлений, по которому мы начали работу с 2016 года, является инфо-телекоммуникационная инфраструктура высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объёмов данных.

Наши компании, в частности «Т8», уже успешно конкурируют здесь с Huawei и Cisco в части магистрального оборудования для оптических сетей нового поколения.

Также созданы решения для прокладки телекоммуникационных сетей в труднодоступных местах, использующиеся, в частности, в проекте «Газпрома» «Сила Сибири».

В целом через госпрограмму «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности» мы поддержали более 70 проектов, благодаря которым в этом и следующем годах на рынок выйдут новые образцы и телекоммуникационного оборудования, и вычислительной техники.

Ещё одно направление работы в этой сфере – это технологическое обеспечение выполнения законодательных требований по переходу операторов связи на российские системы хранения данных.

Уже началась поставка таких систем в интересах, в частности, «Мегафона». И чтобы остальные компании начали внедрять отечественное оборудование, мы с Министерством цифрового развития подготовили проект постановления Правительства о внесении изменений в правила хранения информации операторами связи.

В целом в качестве основного регуляторного механизма для всех отраслей выступают критерии отнесения продукции к российской, закреплённые в 719-м постановлении Правительства. Как раз сегодня коллеги просили об этом. Мы уже распространили их действие на системы хранения данных, вычислительную технику, телекоммуникационное оборудование и радионавигационную аппаратуру.

Аналогичный подход реализуется и в отношении автопрома. С прошлого года автомобили комплектуются устройствами вызова экстренных оперативных служб с использованием систем ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Их производят три наши компании: «Итэлма», где мы находимся, «Форт-Телеком» и «Сантэл-Навигация». На сегодня ими уже оборудовано 2,5 млн автомобилей – по сути, за полтора года, с 1 января прошлого года.

Автомобилестроение – это стратегически важный рынок, и, хотя сейчас около 90% автоэлектроники формирует пока ещё импорт, мы рассчитываем за счёт как раз регуляторных, стимулирующих мер нарастить ежегодные объёмы производства отечественных электронных автокомпонентов до 100 млрд рублей, а к 2030 году выйти на объём примерно 400 млрд.

Одним из наиболее выгодных подходов с точки зрения масштабирования спроса является создание универсальных программно-аппаратных решений для разных отраслей применения. К примеру, специалистами «Итэлмы» разработана интерактивная платформа (сегодня как раз коллеги её продемонстрировали). Мы начали с авиации, дальше подключили к этому сельхозмашиностроение и вышли на систему умного дома для ЖКХ. Это даёт тот мультипликативный эффект…

Д.Медведев: Даёт возможность просто этот проект масштабировать, используя в других областях.

Д.Мантуров: Да, совершенно верно.

Мы определили производителей наиболее продвинутых систем интеллектуального учёта электроэнергии и воды и совместно с Минстроем и Минэнерго подготовили соответствующие нормативные акты, регламентирующие применение этих систем.

Для технологического воплощения новых решений мы обеспечили поддержку в создании отечественных процессоров «Байкал», и в ближайшие два года на рынок выйдут новые модули для персональной вычислительной техники («Байкал-М») и серверов («Байкал-С»).

Помимо этого сейчас ведётся большая работа по адаптации к гражданскому применению ряда инновационных изделий ЭКБ, которые были разработаны до этого для оборонно-промышленного комплекса.

Подводя итог, хотел бы отметить, что наша радиоэлектронная промышленность уже осваивает наиболее перспективные гражданские рынки. При этом, конечно, сохраняется необходимость государственной поддержки спроса. В этой связи мы предлагаем создать межведомственный реестр российского радиоэлектронного оборудования и решений для его приоритетного использования, в том числе в рамках национальных проектов, которые все практически утверждены.

Наши предложения мы подготовили, включили в сегодняшний проект протокола. Просим их поддержать.

А.Постников (председатель совета директоров группы компаний «Итэлма»): Сегодня, когда Россия испытывает на себе беспрецедентное экономическое давление, интеллектуальная независимость приобретает особое значение. В связи с этим мы поддерживаем внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (иначе называемое 719-м постановлением) в отношении автомобильной техники, и в особенности – включение в него требований о применении отечественных электронных автокомпонентов. Эта мера, безусловно, придаст сильный импульс развитию рынка высокотехнологичной электроники в России (которую мы только что здесь демонстрировали), приведёт к созданию новых инженерно-технических специальностей и появлению предпосылок для расширения рынка автоэлектроники российского производства.

При одновременной разработке чётких отраслевых критериев отнесения электронных автокомпонентов к компонентам, произведённым на территории Российской Федерации, предпринимаемые Минпромторгом усилия создадут рынок автоэлектроники ёмкостью около 120–150 млрд рублей в год и рынок компонентов – 90–100 млрд рублей в год. Это потенциальный рынок микроэлектронных компонентов.

Эффективность внесения изменений в 719-е постановление и адресных мер стимулирования рынка со стороны Минпромторга можно проиллюстрировать на примере «ЭРА-ГЛОНАСС». Сегодня основной объём оборудования «ЭРА-ГЛОНАСС» на российском рынке импортируется из-за рубежа. Мы производим порядка 25–30%. Однако введение в постановление №719 однозначных критериев в отношении устройств «ЭРА» и одновременная разработка Минпромторгом мер по стимулированию применения российских систем «ЭРА» существенно изменили настроение ключевых иностранных автопроизводителей. Мы ожидаем, что предпринимаемые усилия увеличат объём производства российских систем «ЭРА-ГЛОНАСС» до 60% рынка. При этом мы надеемся (уже ведём эту тему, создали несколько дизайн-центров), что к 2023 году половина применяемой элементной базы для блоков «ЭРА-ГЛОНАСС» будет закупаться у российских производителей.

Однако «ЭРА-ГЛОНАСС» – это один из блоков, который стоит в современном автомобиле. Автомобиль становится «умным», цифровым, эксплуатируется в режиме онлайн. Практически каждая система автомобиля имеет свой блок управления, эти блоки объединены в единую систему.

Бытует мнение, что в России нет компетенции для создания таких систем. Это не так. В качестве иллюстрации я хотел бы привести наше успешное сотрудничество с КамАЗом и другими автопроизводителями по импортозамещению ключевых компонентов электронной архитектуры грузовиков и автобусов.

Результатом проделанной работы стало не только создание открытой и безопасной для российских автопроизводителей электронной системы, но и возможность независимого развития на её основе новых сервисных и функциональных возможностей автомобиля при его подключении к интернету. Подключённый автомобиль – это важнейшее направление развития новых цифровых технологий в автопроме. Однако эта технология может быть использована злоумышленниками как против отдельных граждан, так и против транспортной системы государства в целом.

С целью создания и развития российской компетенции в области защиты автомобильных промышленных контроллеров мы создали совместное предприятие между «Лабораторией Касперского» и компанией «Итэлма». В результате объединения компетенций образовалась уникальная команда разработчиков, которая создала принципиально новые технологии защиты от киберугроз. Хотелось бы отдельно отметить, что в данном случае речь идёт уже не об импортозамещении, а об импортоопережении.

Ещё один пример успешного развития в России собственных передовых технологий – это разработка НПП «Итэлма» компонентов системы интеллектуальной помощи водителю, известной также под аббревиатурой ADAS. При поддержке Минпромторга мы разработали компоненты системы машинного зрения, которые по своим характеристикам сопоставимы с лучшими международными аналогами, а где-то их превосходят.

Благодаря заинтересованности правительства Москвы во внедрении инновационных российских технологий на базе Мосгортранса была проведена опытная эксплуатация разработанной НПП «Итэлма» системы машинного зрения для автобусов. Испытания показали высокую эффективность этой системы.

Мы ожидаем, что внедрение машинного зрения приведёт к снижению аварийности примерно на 50%. Надеемся, что передовой опыт, который мы применили в Москве, может быть распространён на другие регионы России, а также применён для большегрузных автомобилей, которые зачастую становятся участниками ДТП с самыми тяжёлыми последствиями.

Хотелось бы также отметить наше плодотворное сотрудничество с НАМИ, специалисты которого готовили проект названных выше изменений в 719-е постановление Правительства, как в отношении электронных, так и прочих ключевых компонентов автомобиля. Как отраслевой научно-технический центр НАМИ разработал значительные компетенции в области беспилотного движения, которые органично дополняют созданные НПП «Итэлма» технологии машинного зрения и позволяют создать эффективную систему ADAS с элементами искусственного интеллекта.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/34090/