Об Агентстве по технологическому развитию
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад Дениса Мантурова о задачах Агентства по технологическому развитию
Из стенограммы:
Д.Медведев: Уважаемые коллеги, у нас сегодняшний президиум Совета по модернизации экономики посвящён одной вполне конкретной, но важной теме. Совсем недавно, в конце января, я встречался с экспертами, обсуждали, как улучшить инфраструктуру поддержки инноваций в контексте тех идей, которые уже сформулированы и которые должны быть реализованы. Сегодня мы эту работу продолжим, затронем вопросы, связанные с созданием нового института, а именно Агентства по технологическому развитию.
Сразу хочу отметить, во избежание кривотолков, речь не идёт о появлении ещё одного федерального органа исполнительной власти, потому что, когда говорят «агентство», в голову сразу приходит ассоциация, что это или новое министерство, или какое-то ведомство, которое будет делить деньги. Это не так. Планируется создать некоммерческую организацию, которая в перспективе, если всё будет нормально, должна выйти на самоокупаемость.
Мы проговаривали, что организация будет иметь целевую правоспособность, как говорят юристы, то есть у неё будет точечный мандат, а именно трансфер технологий. Что такое этот самый трансфер технологий? Это один из распространённых инструментов повышения конкурентоспособности промышленности. Он активно используется во всём мире, позволяет национальным компаниям приобретать необходимые компетенции для того, чтобы быть на рынке замеченными, а в дальнейшем развивать собственные продукты и услуги.
Сегодня создавать новые технологии с нуля очень часто экономически необоснованно, очень дорого. С другой стороны, простое копирование зарубежных разработок, их локализация могут дать лишь краткосрочный эффект, который далеко не всегда повышает уровень технологического развития. Хотя это тоже делается и, наверное, иногда просто необходимо. Но важно, чтобы передовые технологии именно прорастали и пускали корни на нашей земле, становились базой для дальнейшего развития независимо от настроений, которые существуют, от различных внешних факторов. Эту работу и предстоит организовать.
Очевидно, что работа по такому направлению – по поиску, отбору, передаче перспективных технологий – должна вестись на постоянной, системной основе. Для этого и создаётся новое агентство, о чём было сказано ещё в Послании Президента.
Коротко обозначу основные направления его работы. Естественно, что мы сейчас обсудим, и какие-то позиции могут быть скорректированы, дополнены. Прежде всего агентство должно помогать бизнесу искать необходимые технологии как в России, так и за рубежом, оказывать юридическую и консультационную поддержку. При этом нужно состыковать российских заказчиков с российскими разработчиками, то есть помочь тем, кто создаёт технологии здесь и здесь же планирует их коммерциализировать. А вот трансфер зарубежных разработок также необходим, но, конечно, обычно в той ситуации, когда нет отечественных конкурентоспособных аналогов.
Кроме того, предполагается, что агентство будет собирать информацию о существующих отечественных и зарубежных перспективных разработках. Это тоже очень важно, потому что в мире столько всего происходит, что даже специалисту, который следит пристально за рынком очень трудно во всём этом ориентироваться, что уж говорить об обычных людях или об обычных предпринимателях, которые хотят заняться тем или иным бизнесом. Поэтому это направление, безусловно, крайне необходимо. По сути, нужно будет заниматься аналитической работой.
Важно точно определить, и в этом сложность такой аналитики, какая именно технология «выстрелит», какая технология перспективна, а какая, вполне вероятно, устареет. Это, конечно, самое сложное, то, что требует глубоких знаний и, конечно, определённого дара предвидения, тем более что никто не спешит расставаться со своей интеллектуальной собственностью, дарить её, передавать. Зачастую, продавать действительно конкурентоспособные, приносящие прибыль решения – все стараются это делать самостоятельно или через использование тех или иных агентов, поэтому качественная экспертиза проектов исключительно важна.
Желательно также, чтобы при участии агентства решались не только вопросы импортозамещения, но и формировались заделы для новых рынков, включая и те, которые сегодня прорабатываются в рамках национальной технологической инициативы.
Структура этого агентства требует осмысления, обсуждения. Рассчитываю, что этот проект должен быть интересен прежде всего бизнесу, что деловое сообщество примет в нём активное участие, поэтому многое зависит и от того, кто будет реализовывать этот проект. Есть целый ряд идей, включая и идею провести конкурс на должность руководителя агентства. Давайте об этом тоже поговорим. Необходимо окончательно определиться и с некоторыми другими вопросами, включая и вопросы финансирования.
Пожалуйста, сначала выступает министр промышленности. Денис Валентинович, вам слово.
Д.Мантуров: Спасибо большое. Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Факт того, что предпринимательское сообщество в лице «Деловой России» стало основным идеологом подготовки концепции создания агентства, говорит о прямой заинтересованности бизнеса в появлении на рынке проводника между носителями технологий и их потребителями. Здесь наши цели совпадают, поскольку без упрощения доступа отечественных компаний к передовым технологическим решениям сложно создать высокотехнологичное производство и обеспечить конкурентоспособность на внешних рынках.
Сегодня у бизнеса четыре основных канала наращивания инновационного потенциала. Первое – это импорт технологий в форме патентов, ноу-хау, лицензионных соглашений, создания совместных предприятий. Второе – вовлечение в технологические операции иностранных компаний. Третье – это использование результатов российской науки. И четвёртое – создание компаниями собственного научно-технического задела. Для того чтобы поднять технологический уровень нашей промышленности в короткие сроки, мы считаем необходимым на данном этапе сфокусировать работу агентства на оказании содействия реализации в первую очередь лицензионных проектов.
Должен сказать, что мы значительно отстаём от стран – технологических лидеров по объёмам импорта технологий. В частности, в 2014 году Россия потратила на эти цели всего 2,4 млрд долларов, в то время как в 2011 году США закупили иностранных технологий на 35 млрд, Япония – на 19 млрд, а Китай – на 15 млрд. Агентству надлежит не только простимулировать привлечение инвестиций в импорт технологий, но и содействовать изменению его структуры. Сейчас половина расходов приходится на инжиниринг, то есть на импорт уже зрелых технологий, в то время как доля покупок патентов, лицензий ноу-хау, сопряжённых с освоением новых производственных процессов, составляет лишь 10%.
Помимо прямого содействия в привлечении передовых иностранных технологий бизнесу для более точного построения долгосрочных стратегий нужна поддержка в виде предоставления объективного анализа различных технологических решений. Самостоятельное получение таких оценок в мировом разрезе сопряжено со значительными затратами, поэтому агентство должно стать точкой сборки и непрерывной актуализации данных о существующих технологиях и компетенциях не только в России, но и за рубежом.
Поддержка лицензионных сделок и создание совместных производств потребует от управленческой команды агентства глубокого понимания отраслевой специфики и концентрации на приоритетных отраслях и рынках. На данный момент мы выделили перспективные сегменты, они отображены на четвёртом слайде, в частности машиностроение, строительство, фармацевтика, биотехнологии и другие отрасли. По этим направлениям агентство должно будет вести непрерывный мониторинг и строить прогнозы тенденций технологического развития. Это даст возможность выделять перспективные наработки, определяющие будущие рынки.
Для создания инфраструктуры точечного привлечения ведущих технологий для развития компетенций агентство может содействовать становлению в стране рынка технологических брокеров. Вы как раз говорили, что в какое-то время агентство перейдёт на самоокупаемость. Мы смотрим даже дальше: рассредоточение таких брокеров на рынке, которые самостоятельно потом уже, отпочковавшись, будут выполнять эту работу. Тем самым оно последовательно передаст ряд функций коммерческим операторам.
С точки зрения достижения максимальной эффективности агентства важным фактором является его увязка с существующими институтами развития, такими как «Роснано», РВК, Фонд развития промышленности и «Сколково». В этой части основной задачей мы видим исключение прямого дублирования функций и максимальное использование агентством компетенций, накопленных коллегами. Поэтому в наблюдательный совет необходимо будет включить глав институтов развития, руководителей деловых объединений и российских компаний.
Мы предлагаем выбрать для агентства форму автономной некоммерческой организации, а его учредителем выступить Правительству Российской Федерации. Что касается позиции генерального директора, в части Вашей идеи по конкурсу у нас уже есть положительный опыт организации такой работы по Фонду развития промышленности, которую мы проводили как раз с АСИ, поэтому мы предлагаем таким же способом поступить и в этом случае. В отношении организационных процедур мы рассчитываем до 1 июля запустить агентство уже в работу. По предварительным расчётам, на этот год на обеспечение его деятельности потребуется порядка 200 млн рублей, которые, я думаю, при балансировке бюджета… Мы уже с Аркадием Владимировичем (Дворкович) на эту тему говорили, понимаем, как обеспечить это финансирование.
Спасибо за внимание.
Д.Медведев: Спасибо, Денис Валентинович. В отношении денег давайте мы подумаем над тем, каким образом изначально заложить разумную схему финансирования. Если учредителем агентства будет Правительство, наверное, государство может что-то найти с учётом нынешней ситуации, да и дело даже не в нынешней ситуации, а в принципе. Но я исхожу из того, что по-хорошему эта деятельность должна быть нужна не только и не столько государству. Это же мы не для того, чтобы себя потешить, создаём это агентство, Правительство его учредило, и дальше что? А бизнесу наплевать, как оно работает? Оно в нём не заинтересовано, это бизнес-комьюнити? Поэтому мы здесь, во-первых, должны создавать то, что интересно бизнесу, и, во-вторых, бизнес должен в этом всём участвовать. Я не говорю о каких-то больших деньгах – просто чтобы было понятно, для чего это делается, а иначе это какая-то очередная государственная история. Поэтому могу поддержать тему по государственному финансированию только в очень ограниченных пределах и только в качестве начала работы, чтобы в будущем, когда мы всё это запустим, в следующем году ко мне не пришли и не сказали: «Нет, никто денег не даёт, никому это не надо, поэтому давайте ещё из бюджета дадим». Тогда лучше будет закрыть лавочку. Все услышали? Договорились.
Алексей Евгеньевич Репик, пожалуйста.
А.Репик (президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»): Добрый день, Дмитрий Анатольевич, коллеги!
Идея возникновения агентства во многом появилась в результате обсуждения деловым сообществом, и Вы совершенно правильно отметили в самом начале Вашего выступления, что стремительное развитие технологий меняет привычную нам картину мира просто на глазах. Пока мы здесь сидим, появляются новые технологические решения, может быть, возникают целые отрасли, и привычная нам экономическая модель в мире…
Д.Медведев: И может, уже даже возникли, а мы ещё не знаем. 15–20 минут потеряли, а мир изменился.
А.Репик: Поэтому давать этому положительную или отрицательную оценку, мне кажется, неправильно. Мы просто должны научиться в этих условиях жить, к ним адаптироваться.
Основную проблему невысокой конкурентоспособности Российской Федерации и российских компаний до сих пор все эксперты видят в технологическом отставании наших компаний. И, например, в рейтинге ВЭФа на форуме в Давосе именно недостаточный потенциал инновационный и уровень технологического развития ухудшают нашу общую позицию. То есть в целом, по оценке Давоса, мы поднялись на 45-е место, а вот по этим двум направлениям плетёмся в седьмом десятке.
Когда Вы, Дмитрий Анатольевич, встречались с Экспертным советом совсем недавно, была хорошая новость о том, как нас высоко оценивает «Блумберг». Мы посмотрели, на самом деле мы на 12-й строчке среди инновационных экономик в мире – в первую очередь благодаря высочайшему международному признанию нашего высшего образования и системе подготовки кадров, а с точки зрения технологий здесь есть над чем работать.
Поэтому предлагаемые бизнесом решения сформировать систему трансферов в первую очередь необходимых, недостающих зарубежных технологий крайне актуальны. Необходимость модернизации наших производств и продуктовых линеек – первоочередная задача для большого числа российских компаний. В подтверждение этого в начале года мы попросили предпринимателей «Деловой России» оценить актуальность предлагаемых наборов сервиса, а потом к этой инициативе подключилось, и очень эффективно, Агентство стратегических инициатив. Почти 2 тыс. предпринимателей за последние три недели так или иначе высказали позицию – надо им это или не надо, будут они пользоваться этим набором услуг или не будут. Полученные результаты для нас неожиданностью не стали. Запрос на функцию есть, особенно, когда написано чётко и конкретно, как Вы сегодня это сформулировали: не широкой повесткой технологического развития, которая может быть всё и обо всём, а именно адресное, точечное заполнение существующей лакуны, которого компаниям не хватает. Кстати, мировой опыт подтверждает, что запрос на трансфер технологий далеко не является российской спецификой.
Под технологиями в целом мы подразумеваем не только интеллектуальную собственность, это и патенты, ноу-хау, внутренние техрегламенты, система контроля качества, программа обучения – то есть всё, что нужно для того, чтобы «проросла» эта экспертиза здесь, чтобы потом дала нам те самые необходимые результаты в виде повышения конкурентоспособности. А формами передачи таких технологий являются лицензионные соглашения и совместные предприятия, создаваемые российскими компаниями, национальными компаниями с зарубежными, международными партнёрами – обладателями технологий.
Мы долго и серьёзно думали на тему, есть ли у российского бизнеса сейчас ресурс, для того чтобы инвестировать в совместные предприятия. Обычно ведь такой подход: международные компании передают технологии и ноу-хау, а российские инвестируют в свою производственную и коммерческую инфраструктуру, в СП. Недавно, на прошлой неделе, мы были с Вами в Санкт-Петербурге, на Петербургском тракторном заводе, и там на существующих мощностях в три раза увеличен выпуск тракторов без особых инвестиций, в два раза увеличена производительность труда. На самом деле многим иностранным партнёрам достаточно просто вовлечения имеющихся у нас ресурсов.
Более того, для привлечения технологий в Россию мы можем использовать такие преимущества, как наш человеческий капитал, доступ к рынку, а ещё умную регуляторную политику. Если в России будут созданы более выгодные условия, более удобные условия для запуска той или иной прорывной технологической продукции, это повысит интерес зарубежных обладателей технологий к партнёрству с российскими компаниями.
Функциональная модель агентства, конечно, опирается непосредственно на запрос бизнеса, с которым мы обсуждали набор необходимых функций и сервисов. Компании сталкивались с данной проблематикой и попытались эту логику перевести именно в набор задач для агентства.
Первый сервис, как Вы обозначили, – это информационно-аналитическая поддержка, потому что сегодня бизнес права на ошибку не имеет. Мы уже не можем попробовать и сказать: извините, не получилось. Для принятия правильного решения о модернизации производства нужна оценка потребностей, оценка возможностей, всего, что происходит на рынке в России и в мире сегодня, и ещё хорошие предсказания, как Вы сказали, о том, что может на нём происходить и будет завтра. Данный сервис очень востребован, потому что у компаний доступа к результатам такой хорошей научно-технической разведки и к аналитической информации сейчас нет, а реализовать эту функцию самостоятельно позволить себе частные компании не могут.
Второй сервис – консультационная поддержка, он описывает не менее важную проблему. Если у предпринимателя есть идея, важно, чтобы он мог протестировать идею, понять её работоспособность, технологическую реализуемость, риск попасть на более высокую стоимость проекта, чем в изначальном запросе, с чем часто сталкиваются предприятия.
Но даже тогда, когда все решения приняты, необходимо обеспечить, чтобы технологии приходили в Россию на наших, приемлемых для русских компаний условиях. Здесь важна команда переговорщиков, репутация тех людей, которые будут помогать российским предприятиям выполнять важную задачу технологической модернизации. Здесь у нас будет очень востребован сервис сопровождения сделки, включая юридическую, финансовую, технологическую, аудиторскую поддержку.
Но даже после подписания соглашения работа не должна заканчиваться, потому что важно довести идею до результата, то есть до рынка. Бизнес привык оценивать себя и свой успех именно в части результатов, в части выполнения проекта, а не в части комфортного движения по процессу. Поэтому, я считаю, здесь агентство может помочь и в привлечении необходимого банковского финансирования на рыночных условиях, и в помощи в инжиниринге, и в поддержке взаимодействия с существующими институтами развития, что немаловажно.
Можно, конечно, выполнять всю работу под ключ, то есть выполнять интеграционную функцию. Хотя, зная предпринимательское сообщество, я думаю, что скорее всего всё-таки будут заказы на работы в отдельных блоках, а не в целом. Для чёткой реализации конкретных функциональных задач необходимо правильно задать ключевые показатели эффективности. С нашей точки зрения, это должно быть в первую очередь количество заключённых соглашений о намерениях между компаниями, потом – количество заключённых лицензионных соглашений (и, кстати, показатель конверсии между намерениями и реализацией намерений), количество строящихся и построенных производственных предприятий, суммарные частные капитальные вложения по привлечённым агентством проектам.
Наряду с этими основными сервисами предлагаем сформировать на базе агентства экспертный совет, в состав которого могут войти генеральные конструкторы, технические директора крупнейших российских предприятий, – некая аналогия с ГКНТ, который достаточно успешно в советское время реализовывал или участвовал в определении запросов промышленности на перспективные технологические решения, именно с точки зрения совещательного подхода тех, кто в технологиях понимает и разбирается.
С помощью агентства планируется также доводить повестку технологического развития до субъектов и компаний, в том числе через наши деловые объединения, по аналогии с той деятельностью, которую Агентство стратегических инициатив проводит в субъектах в части улучшения инвестклимата.
И наверное, последнее. Основными задачами агентства всё-таки должны стать реализация программы импортозамещения без потери качества для потребителя и содействие росту несырьевого экспорта. В этом контексте агентство должно работать в тесной связке с существующими функциональными институтами развития, в первую очередь с Фондом развития промышленности, который может оказывать поддержку высокотехнологичным российским компаниям и в части проектного финансирования, и в части доступа к внутреннему рынку через инструмент специнвестконтракта. А что касается реализации задачи по развитию экспорта, здесь мы очень рассчитываем на поддержку проектов со стороны Российского экспортного центра. В этой связи мы хотели бы видеть руководителей этих институтов наряду с представителями деловых объединений в составе коллегиального органа управления агентством. Доклад завершён.
Д.Медведев: Спасибо. Я в целом идеи поддерживаю, кроме, наверное, не вполне корректного сравнения с ГКНТ. Я сказал, что не будем создавать орган государственного управления, но бизнес говорит: «Нет, создайте нам Государственный комитет по науке и технике СССР». Давайте ещё здание ему отдадим, которое мэрия сейчас занимает…
Тем не менее идея, чтобы лучший опыт впитать, безусловно, есть, и это правильно. И опираться надо на самые разные институты, которые занимаются в том числе научными изысканиями.
Источник: http://government.ru/news/21674/