О стимулировании экспорта сельскохозяйственной продукции

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Доклад Дмитрия Патрушева о мерах по стимулированию экспорта сельхозпродукции

Сообщение временно исполняющего обязанности губернатора Курской области Романа Старовойта

Сообщение генерального директора группы компаний «Агропромкомплектация» Сергея Новикова

Перед совещанием Дмитрий Медведев посетил предприятие «Комби-Линец» и Курский мясоперерабатывающий завод.

Филиал «Комби-Линец» ООО «Агропромкомплектация-Курск» представляет собой комбикормовый завод и элеватор, введённые в эксплуатацию в 2018 году.

Проектная мощность комбикормового завода – 218 тыс. т гранулированных комбикормов в год.

Элеваторная часть рассчитана на единовременное хранение 150 тыс. т зерна. Плановая мощность по сушке зерна – 300 т в час.

На комбикормовом заводе в с. Линец установлено оборудование российского производства машиностроительной компании «ТехНэкс».

Одна из особенностей завода – наличие линии по производству престартерных кормов для молодняка. Производительность линии – 5 т в час.

Для завода установлен режим наибольшего благоприятствования для инвесторов, действуют льготы по налогу на имущество. Также выделяется субсидия на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам в рамках постановления Правительства №1063 от 6 сентября 2018 года.

ООО «Курский мясоперерабатывающий завод» (КМПЗ) – инновационное высокотехнологичное предприятие мясоперерабатывающей промышленности. Проектная мощность завода составляет до 185 тыс. т мяса и мясопродуктов в год при ассортименте свыше 100 наименований.

КМПЗ характеризуется высоким уровнем автоматизации, что позволяет вести оперативный производственный учёт и отслеживать перемещение продукции на каждом этапе производства, начиная с поступления сырья и заканчивая отгрузкой готовой продукции контрагенту.

Единая информационная база, объединяющая логистические процессы, предприятия и функциональные подразделения, позволяет планировать объёмы сырья и материалов, формировать производственные задания исходя из производственных мощностей и заказов клиентов. Автоматизированы и роботизированы процессы производства, включая наиболее трудоёмкие и опасные операции, складской логистики, хранения и размещения – подачи сырья.

Продукция КМПЗ реализуется в 33 субъектах Федерации, поставляется в Белоруссию, а также во Вьетнам и Гонконг.

Численность работников предприятия составляет 2140 человек.

Совещание о стимулировании экспорта сельскохозяйственной продукции

Из стенограммы:

Д.Медведев: Сегодня мы с вами собрались в Курской области, чтобы обсудить дополнительные меры, которые должны способствовать увеличению экспорта продукции сельского хозяйства. Подчёркиваю: именно это является сегодня предметом нашего совещания. Я и мои коллеги по Правительству регулярно проводим разные совещания по поддержке сельского хозяйства и села в целом. Сегодня акцентируем внимание на увеличении экспорта продукции сельского хозяйства.

Очень важное направление, потому что агропромышленный комплекс растёт быстрыми темпами. Это видно невооружённым взглядом. В Курской области агропромышленный комплекс очень неплохо развит, есть большое производство зерновых, кормов, а также производство и переработка молока и мяса. В целом по стране решены задачи продовольственной безопасности. Мы только что говорили о том, как всё это начиналось в 2006–2007 годах, когда был первый национальный проект. Тогда многие задачи стояли очень остро. Сейчас у нас самый широкий выбор продуктов российского производства. Наши сельхозпроизводители не только хотят, но и могут выходить на иностранные рынки, и это вполне объяснимо.

Агроэкспорт развивается достаточно успешно. В 2018 году было поставлено за рубеж сельхозпродукции и продовольствия почти на 26 млрд долларов. Мы любим сравнивать с тем, что было, а также с экспортом вооружений. Сейчас это сравнение абсолютно показательное. Это даже выше целевых показателей, установленных в федеральном проекте «Экспорт продукции АПК», который является частью национального проекта по международной кооперации и экспорту.

Россия вошла в число стран-лидеров по экспорту зерна. Для нас это очень важно, тем более сейчас, когда идёт уборочная кампания. Идёт она в общем и целом неплохими темпами. Есть уже и просто очень хорошие результаты. В Краснодарском крае (мне специально звонил губернатор, чтобы доложить) собрано на 19 июля почти 11,2 млн т зерна, что на 700 тыс. т больше, чем в прошлом году. Урожайность там хорошая – 61 центнер с гектара.

Весьма неплохо также идёт сбор урожая здесь, в Курской области, несмотря на то что погодные условия не являются идеальными в этом году.

В результате всего этого растут объёмы российских поставок и по зерну, и по другим пищевым продуктам – рыбе, мясу, пищевой продукции другого ассортимента.

Расширяется и география экспорта, включая наших крупных партнёров в Азиатско-Тихоокеанском регионе (Китай, другие страны). Есть интерес к нашей сельхозпродукции и в Африке, и в странах Ближнего Востока. И конечно, всем этим мы должны обязательно воспользоваться.

Но, с другой стороны, мы понимаем: это направление пока является для нас новым, и нужно помогать аграриям продолжать усилия по выходу на внешние рынки, по продвижению своей продукции. Необходимые меры предусмотрены, включая федеральный проект, о котором я уже сказал. Там есть соответствующий показатель – к 2024 году экспорт агропродукции должен вырасти до 45 млрд долларов. Цифра, конечно, очень большая, но я считаю, что она нам вполне по силам, если мы сможем соединить те возможности, которые сейчас у нас сложились, и сохранить и нарастить поддержку, которая в настоящий момент существует. Напомню, что на эти цели за шесть лет мы планируем направить 407 млрд рублей.

Помимо этого нужно проработать ряд дополнительных шагов. Какие шаги?

Во-первых, мы будем оказывать государственную поддержку инвестиционным проектам по глубокой переработке сельхозпродукции на территории нашей страны, с тем чтобы изменить структуру экспорта в пользу готовой продукции, а не сырья. Этот курс является стратегическим в целом в экономике и применительно к аграрной отрасли и пищевой промышленности, соответственно, тоже.

Наша работа по зерновым уже началась по этому направлению, необходимо ускорить её по рыбе и морепродуктам. Сейчас, напомню, 90% улова просто замораживают перед тем, как отправить на экспорт. Мы понимаем: чтобы стимулировать предпринимателей строить заводы по переработке рыбы, закладывать новые суда, нужно принимать определённые решения. Мы их приняли, изменили систему распределения квот на вылов. В результате рассчитываем увеличить долю рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью до 40%.

Во-вторых, нужно развивать и дальше логистическую инфраструктуру. Мы продолжаем строить сеть оптово-распределительных центров, которые нужны экспортёрам. В прошлом году начали работать восемь таких центров. Ещё 14 нужно ввести в эксплуатацию в течение четырёх лет – до конца 2022 года.

В Комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года нужно учесть потребности аграриев в транспортировке продукции аграрно-промышленного комплекса. Изменения надо подготовить и включить в план к середине декабря, мы об этом договаривались. Пока же мы компенсируем сельхозпроизводителям часть затрат на транспортировку продукции АПК по железной дороге через льготные тарифы.

Есть разные предложения о том, что делать дальше, как быстро доставлять эту продукцию. Давайте тоже их обсудим.

В-третьих, необходимо активней вести работу по сертификации нашей продукции, чтобы у стран-импортёров не было вопросов к документальному подтверждению качества российских товаров. Этим занимается Россельхознадзор. В том числе согласовывает экспортные ветеринарные сертификаты на различные виды аграрной продукции. Есть результаты – свыше 4 тыс. российских предприятий включены в реестр экспортёров, имеют право поставлять продукцию животноводства более чем в 80 стран.

Также есть предложения о корректировке ряда нормативных документов. Я думаю, коллеги, которые будут выступать сегодня, об этом скажут. В том числе – о подготовке единой методики учёта места происхождения для продукции, которая производится на экспорт, и о процедуре выдачи так называемого сертификата здоровья, который необходим для реализации сельхозтоваров на территории целого ряда стран.

Давайте обсудим эти и некоторые другие вопросы. У нас есть проект протокольного решения, он тоже должен подвергнуться обсуждению.

Послушаем выступления. Начнём с базового выступления – Министра сельского хозяйства. Дмитрий Николаевич (обращаясь к Д.Патрушеву), пожалуйста.

Д.Патрушев: Позвольте поблагодарить, уважаемый Дмитрий Анатольевич, за постоянное внимание к сельскохозяйственной отрасли и участие в решении важнейших задач, которые стоят перед агропромышленным комплексом. Президентом в майском указе поставлена цель – к 2024 году увеличить экспорт сельхозпродукции до 45 млрд долларов, то есть более чем в два раза. В первую очередь мы тщательно проанализировали потенциал АПК каждого региона. Для этого совместно с полномочными представителями Президента провели серию совещаний во всех федеральных округах. Участие в них принимали главы субъектов, а также заинтересованные организации. Эти мероприятия позволили скоординировать общие усилия и определить возможный вклад каждой области, края или республики в общероссийский экспорт АПК. Также важно, что совещания позволили обсудить и выработать совместные шаги в поиске и развитии новых точек роста сельхозпроизводства. С каждым регионом были согласованы целевые показатели производства и экспорта, установленные исходя из реальных возможностей. Один из важнейших итогов проведённых совещаний в том, что субъекты подтвердили готовность к работе по наращиванию экспорта сельхозпродукции и продовольствия. Таким образом, мы рассчитываем, что установленные майским указом показатели будут выполнены в полном объёме.

Агропромышленный комплекс России уже сегодня демонстрирует высокий экспортный потенциал. В 2018 году мы нарастили экспорт почти на 20% – до 25,8 млрд долларов. Коротко расскажу о структуре экспорта. Более 40% сегодня занимает зерно. По итогам 2018 года мы поставили 54,8 млн т зерна на внешние рынки. Что касается этой экспортной позиции, наши планы до 2024 года включают значительное увеличение валового сбора зерновых культур – на 28%. Российская Федерация не первый год занимает первое место в мире по экспорту пшеницы. По прогнозам Минсельхоза, в 2024 году зерновые останутся лидером российского экспорта с объёмом более 11 млрд долларов. Второе место разделят масложировая продукция и продукция пищевой и перерабатывающей промышленности с показателем 8,6 млрд долларов каждая. Рыба и морепродукты займут третью позицию с общей суммой 8,5 млрд долларов.

Дмитрий Анатольевич, Вы обозначили конкретные задачи по развитию экспорта продукции рыбохозяйственного комплекса. Механизмы квот, о которых Вы сказали, безусловно, будут способствовать развитию экспортного потенциала отрасли. Мы делаем на это большую ставку. Кроме того, планируем увеличить объёмы глубокой переработки, выпуска конечной продукции с высокой добавленной стоимостью, производства комбикормов, развития мари- и аквакультуры.

Всё это, разумеется, положительно скажется на развитии экспортного потенциала.

Также, как Вы отметили, при формировании нашей новой экспортной политики особое внимание будет уделено увеличению производства продукции с высокой добавленной стоимостью. В первую очередь речь идёт о продукции переработки. Рост её объёма обеспечат как действующие предприятия, которые модернизируются под экспортные задачи, так и новые. Они создаются в рамках реализации инвестиционных проектов. В настоящее время во всех федеральных округах страны прорабатывается более 500 таких проектов.

Следующим ключевым направлением наращивания экспорта является работа над созданием товаропроводящей инфраструктуры. Отмечу, что ряд регионов, преимущественно приграничные, взяли на себя высокие обязательства по увеличению экспорта продукции. Одной из причин являются перспективы строительства на их территории объектов транспортно-логистической инфраструктуры, в первую очередь портовых терминалов. Например, в Краснодарском крае уже в этом году запланирован запуск глубоководного терминала, ориентированного на экспорт масложировой продукции. Подобные проекты будут реализовываться в Ленинградской, Ростовской, Архангельской областях.

В целом реализация планов в области логистики имеет для нас ключевое значение. Несмотря на то что логистика напрямую не относится к сфере полномочий Минсельхоза, мы оказываем активное содействие её развитию, взаимодействуем с бизнесом для уточнения его потребностей, проводим анализ перспективных инвестпроектов и готовим соответствующие предложения. В частности, в июне Минсельхоз направил в Минтранс предложения о включении в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры ряда дополнительных инвестпроектов.

Необходимо отметить важный инфраструктурный проект, который будет способствовать развитию экспортного потенциала России в азиатском направлении. Строительство зернового терминала в дальневосточном порту Зарубино и мультимодального транспортного коридора «Восточные зерновые ворота» позволят осуществлять перевалку до 4 млн т зерна ежегодно.

Говоря о росте производства и развитии логистических цепочек, нельзя забывать о конечной точке движения отечественной сельхозпродукции, а именно о зарубежных рынках. Мы ведём планомерную работу по расширению доступа к ним российских производителей и устранению торговых барьеров. В этом направлении также имеются определённые достижения. В частности, после длительной работы для наших производителей молочной продукции и мяса птицы открылся рынок Китая: 33 предприятия молочной отрасли и 30 организаций по производству мяса птицы аккредитованы для экспорта в КНР. В целом для развития нашего сотрудничества в аграрной сфере и расширения поставок продукции российского животноводства на рынок Китая мы предложили китайским партнёрам подготовить и подписать совместный план сотрудничества по поставкам российской мясной продукции. Уважаемый Дмитрий Анатольевич, учитывая особое значение этого вопроса для реализации планов по увеличению экспорта, прошу Вас рассмотреть возможность его включения в повестку встречи глав правительств России и Китая 17 сентября текущего года в Санкт-Петербурге.

Другим важным, но пока не освоенным нами направлением экспорта является Африка, куда планируется поставлять мясо птицы, пшеницу и продукты её переработки. Потребность в этих позициях там очень велика. Также Минсельхоз продолжит расширять присутствие на рынках стран Персидского залива. Буквально на днях для наращивания поставок российской аграрной продукции в Королевство Саудовская Аравия мы приступили к разработке соответствующего двустороннего документа.

Наконец, важнейшим направлением экспорта остаются страны СНГ, куда традиционно поставляется широкий перечень сельхозпродукции. Здесь мы также не планируем сбавлять обороты и будем закреплять позиции.

Реализация экспортных планов невозможна без оказания соответствующих мер господдержки нашим экспортёрам. В этом вопросе мы всегда стараемся учитывать мнение всех заинтересованных сторон – региональных органов власти, отраслевых союзов и ассоциаций, сельхозтоваропроизводителей. В случае необходимости и при существующей возможности оперативно вносим поправки в уже действующие инструменты поддержки. Например, изначально субсидирование перевозок сельхозпродукции распространялось только на транспортировку железными дорогами из отдельных регионов страны. Изучив предложения, мы внесли в механизм ряд изменений, которые отменяют все географические ограничения по отправке грузов и расширяют перечень продукции, транспортировка которой может быть просубсидирована. Раньше эта мера распространялась на 65 регионов, теперь она будет работать во всех 85 субъектах страны. Кроме того, теперь под действие субсидий попадает также водный и автомобильный транспорт. Новая редакция постановления сегодня была внесена в Правительство Российской Федерации.

В дополнение к уже существующему механизму выдачи льготных кредитов мы вводим меру поддержки – кредитование предприятий АПК, ориентированных на экспорт. Предусматривающее это постановление Правительства №512 вступило в силу весной текущего года. Вся система государственной поддержки АПК будет постепенно адаптироваться в том числе под задачи динамичного развития экспорта. Приведу пример. Одной из действенных мер было субсидирование экспортных кредитов. С 2019 года этот механизм перестал реализовываться для предприятий АПК по причине его исключения из 620-го постановления Правительства. Однако, учитывая высокую заинтересованность крупнейших экспортёров аграрной продукции в данной мере, мы с коллегами из Минэкономразвития и Российского экспортного центра в рабочем порядке договорились о возобновлении действия этого постановления для аграрного экспорта. Для ускорения принятия необходимых решений по возобновлению работы постановления №620 просил бы Вас дать заинтересованным ведомствам поручение о согласовании соответствующих изменений в бюджетную роспись. Для экспортёров это очень ожидаемый и нужный механизм государственной поддержки.

Минсельхоз намерен изменить механизм распределения средств господдержки. Мы будем учитывать реальный потенциал подотраслей АПК субъектов в рамках так называемой регионализации. Новый подход к оказанию господдержки предусматривает разделение действующих видов субсидий на стимулирующий и компенсирующий механизмы. Совместно с каждым региональным органом управления АПК мы выделили наиболее перспективные направления развития. На их поддержку будет направляться стимулирующая часть субсидии. Это позволит в рамках действующих лимитов повысить эффективность господдержки аграриев и сосредоточить усилия на развитии специализации точек роста регионов. Завершая тему развития механизмов господдержки, хотел бы выразить благодарность за то, что наше предложение о совершенствовании мер находит Вашу поддержку.

Вместе с обозначенными мерами Минсельхоз параллельно прорабатывает целый комплекс мероприятий, которые также будут способствовать увеличению экспорта сельхозпродукции. Во-первых, это мелиорация. На реализацию мелиоративных мероприятий федеральным проектом «Экспорт продукции АПК» до 2024 года предусмотрено 36 млрд рублей. Мелиоративные мероприятия могут способствовать существенному наращиванию объёма урожая, в том числе зерновых. Во-вторых, рост экспорта также обеспечат мероприятия по повышению плодородия почв. В результате проведения этих работ дополнительная суммарная прибавка продукции растениеводства до 2025 года может составить до 8,4 млн т зерновых. Немаловажным фактором выполнения стратегических задач станет процесс цифровизации АПК. С помощью новых технологий мы сможем с меньшими затратами получить больший урожай.

Помимо этого необходимо активизировать работу по маркетинговой поддержке продвижения российской аграрной продукции на международных рынках. В рамках федерального проекта «Экспорт продукции АПК» предусмотрен раздел по созданию комплексной системы продвижения аграрной продукции.

Ключевая цель всего описанного комплекса механизмов и мероприятий заключается в реализации прорывных сценариев развития производства и экспорта продукции АПК в субъектах страны.

Однако для этого в том числе необходимо решить ряд проблемных вопросов.

Начну с продвижения сельхозпродукции. Как вы знаете, во всех крупнейших странах-экспортёрах давно созданы мощные национальные системы продвижения продукции АПК на экспорт, включающие разветвлённые сети представителей по сельскому хозяйству за рубежом. Они доказали свою эффективность. Решение по созданию к 2021 году сети атташе по АПК за рубежом в количестве не менее 50 было утверждено на заседании президиума совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам.

Источник и объёмы финансирования этого мероприятия были ранее согласованы Минфином России. В соответствии с утверждённым планом по реализации федерального проекта «Экспорт продукции АПК» Минсельхозом был подготовлен соответствующий проект указа Президента. Однако в течение некоторого времени мы ведём работу по его согласованию с Минфином. К сожалению, вопрос пока ещё не решён.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Прошу Вас рассмотреть возможность поддержать Министерство сельского хозяйства и дать поручение Минфину России о согласовании проекта указа Президента в кратчайший срок. Для нас это также очень важное направление.

Продолжу тему продвижения продукции АПК. Выполнение наших стратегических целей в значительной степени зависит от качества и полноты мер, направленных на поддержку российских экспортёров. Они включают защиту и продвижение продукции на внешние рынки, создание позитивного образа страны происхождения.

Однако экспортные бренды, разработанные Российским экспортным центром, к сожалению, пока не стали эффективным инструментом поддержки и продвижения российской аграрной продукции на зарубежные рынки, обеспечивающим доверие иностранных потребителей.

Поэтому, мы полагаем, необходимо уделить особое внимание разработке комплекса мер поддержки продвижения аграрной продукции на перспективные международные рынки. Речь идёт в том числе о выставочных и гастрономических мероприятиях, бизнес-миссиях и так далее. По нашему мнению, в данном вопросе необходимо обеспечить прямую связь между проводимыми РЭЦ мероприятиями и конкретными практическими результатами этой работы. Мы считаем, что международные выставки в контексте формирования положительного имиджа российской продукции за рубежом – это очень ценный, но пока недооценённый ресурс. Минсельхоз со своей стороны готов активно включиться в это направление работы.

Ещё о некоторых проблемных вопросах. Одним из барьеров, препятствующих наращиванию объёмов экспорта, является стоимость транспортировки. Операторы подвижного состава зачастую повышают ставки на аренду вагонов не только по объективным причинам, но и в связи с сезонностью перевозки грузов АПК. При этом важно отметить первые положительные реальные сдвиги в данном направлении: «РЖД» выразило готовность рассмотреть вопрос о снижении на 50% тарифа на перевозку рефрижераторных контейнеров. Это важный шаг, но его пока, к сожалению, недостаточно. Просим оказать поддержку и поручить ФАС совместно с Минтрансом и Минсельхозом при участии «РЖД» провести анализ тарифообразования операторами подвижного состава на транспортные услуги по перевозке продукции АПК железнодорожным транспортом.

И наконец, заключительный наболевший вопрос, о котором в том числе говорили Вы, Дмитрий Анатольевич, и который поднимался большинством руководителей регионов. Он касается невозможности учёта экспорта по месту его происхождения. Речь идёт о тех случаях, когда продукция производится предприятием в одном регионе, а экспорт осуществляется в другом. Например, именно поэтому одним из лидеров по экспорту зерна из России, согласно официальной статистике, является Москва. Такая ситуация затрудняет оценку реального вклада каждого отдельного региона в производство экспортной продукции. Предполагаем, что для решения данного вопроса требуется внести корректировки в существующую методологию учёта экспорта Федеральной таможенной службы и Росстата. Мы вынесли соответствующее предложение на проектный комитет и просим нас поддержать.

В завершение выступления хотел бы сказать, что достижение целевого показателя по экспорту сельхозпродукции – задача, требующая включённости всех заинтересованных сторон. В её решении должны принимать участие не только органы исполнительной власти, но и государственные компании. При формировании экспортного пула считаем целесообразным Минэкономразвития и Росимуществу провести анализ деятельности государственных организаций, занимающихся экспортом сельхозпродукции, сырья и продовольствия, и представить в Правительство предложение по интеграции их деятельности в мероприятия по достижению целевого показателя объёма экспорта продукции АПК к 2024 году.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич, благодарю Вас за пристальное внимание к сельскому хозяйству в целом и к вопросу наращивания агроэкспорта. Повторю, что у нас есть необходимые возможности для решения поставленной в майском указе задачи. Уверен, что совместно с сельхозпредприятиями, руководством регионов, нашими коллегами из других ведомств при поддержке руководства государства мы сможем вывести агропромышленный комплекс страны на качественно новый уровень развития.

Д.Медведев: Спасибо, Дмитрий Николаевич.

Доклад достаточно подробный, основные позиции обозначены. Давайте приступим к обсуждению того, что звучало, предложений, которые есть, и, возможно, ещё будут. Начнём с выступления исполняющего обязанности губернатора Курской области, поскольку мы находимся в гостях.

Роман Владимирович (обращаясь к Р.Старовойту), пожалуйста.

Р.Старовойт: Дмитрий Анатольевич, Вы совершенно справедливо заметили, что какими бы ни были меры поддержки государства, финансовые вливания, всё равно в большинстве случаев всё зависит от человека. Куряне честные, трудолюбивые люди, которые горячо любят свою землю, и именно в этом залог успехов агропромышленного комплекса, о которых я хочу вас проинформировать.

В рамках федерального проекта «Экспорт продукции АПК» разработан региональный проект «Экспорт продукции АПК Курской области», где ставится задача к концу 2024 года увеличить экспорт до 272 млн долларов. По решению Минсельхоза России Курская область участвовала в пилотном проекте по определению перспективных направлений развития АПК, в том числе способствующих увеличению экспорта продукции. Одним из приоритетных направлений для Курской области определено производство зерновых и масличных культур. В текущем году хозяйствам области предстоит убрать 964 тыс. га зерновых культур. К сегодняшнему дню уборка проводится во всех районах, обмолочено более 200 тыс. га, или 21% площади. Намолочено 1,5 млн т зерна при урожайности более 53 центнеров с гектара в среднем. По прогнозу, валовый сбор зерновых культур составит около 5 млн т.

Достижению запланированных показателей и, соответственно, увеличению экспортных поставок зерна будет способствовать реализация инвестиционных проектов по строительству зернового терминала и отгрузочного железнодорожного элеватора, что позволит обеспечить отгрузку зерна до 9 тыс. т в сутки. Мощности по хранению зерна увеличатся на 100 тыс. т.

Производство масличных культур в регионе за счёт расширения посевов сои увеличится на 60% и составит около 1,5 млн т, которые необходимы для загрузки мощностей экспортно ориентированного комплекса по глубокой переработке масличных культур.

Показатели по производству продукции животноводства. Сегодня регион в полном объёме обеспечивает себя мясом птицы и свиней, а также отгружает значительные объёмы животноводческой продукции в другие регионы. Наращивание объёмов производства животноводческой продукции позволит загрузить мощности перерабатывающих предприятий и увеличить экспорт мясо-молочной продукции.

Объёмы производства пищевой продукции. В отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности объём отгружаемой продукции за 2018 год составил 102 млрд рублей. К 2024 году данный показатель достигнет 180 млрд рублей.

Запланированные объёмы продукции экспорта АПК. Наша цель – к концу 2024 года не только достичь показателя 272 млн долларов, но и превысить его. Так, в 2018 году экспорт мясной продукции составил 13 млн долларов против 1 млн долларов в 2017 году. В прошлом году произведено 311 тыс. т мясной продукции, из них 140 тыс. т – предприятием, на котором мы с вами находимся.

ООО «Агропромкомплектация» начало экспортные поставки, что позволило уже в текущем году увеличить экспорт мясной продукции в регионе в шесть раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Сегодня ведётся работа по реализации крупных экспортно ориентированных проектов, направленных на увеличение валового сбора зерновых и масличных культур, производства молока, а также проектов по строительству мощностей по глубокой переработке продукции растениеводства и животноводства.

Во-первых, реализуются проекты по строительству селекционных семеноводческих центров, в том числе группой компаний «Эко-Нива», что позволит нам достичь запланированных урожаев.

Во-вторых, ООО «Содружество» реализует проект по переработке 1 млн т масличных культур, что позволит производить до 250 тыс. т масла и 650 тыс. шрота.

В-третьих, реализация компанией «Мираторг» одного из масштабных проектов, аналогичных тому предприятию, на котором мы сейчас находимся, по строительству мясохладобойни по убою свиней мощностью 4,5 млн голов в год позволит увеличить экспортные поставки мясной продукции на 42 млн долларов.

Претворение в жизнь намеченных планов позволит в перспективе увеличить экспортный потенциал Курской области в сфере АПК до 480 млн долларов, что в два с половиной раза превысит достигнутый уровень прошлого года.

Хочу выразить благодарность Правительству за то, что в целях стимулирования роста экспорта сельскохозяйственной продукции в качестве одной из мер господдержки было принято постановление Правительства №512. Этим постановлением установлены правила субсидирования льготных кредитов для сельхозтоваропроизводителей – экспортёров продукции АПК. Данная мера поддержки позволит значительно увеличить объёмы экспорта сельхозпродукции.

В завершение своего выступления обозначу вопросы, требующие решения на федеральном уровне.

Во-первых, прошу рассмотреть вопрос создания экспортных объединений. Это может стать одним из новых инструментов поддержки экспортёров сельхозпродукции, учитывая ограниченные возможности как федерального, так и регионального бюджетов по поддержке экспорта. К сожалению, действующее законодательство содержит ряд ограничений по формированию таких объединений. В целях повышения конкурентоспособности российской агропродукции, и прежде всего высокомаржинальной продукции переработки, прошу Вас поручить ФАС России подготовить проект правового акта, наделяющего Минсельхоз и ФАС России полномочиями по заключению соглашений с сельхозтоваропроизводителями для экспорта продукции АПК.

Второй вопрос касается льготного кредитования. На территории нашего региона, как и в других регионах, многие предприятия реализовали крупные инвестпроекты в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства. Эти предприятия были и остаются социально значимыми и экспортно ориентированными. Но некоторые в силу различных обстоятельств попали в сложную финансовую ситуацию. Регионы сталкиваются с большими проблемами при поиске новых инвесторов. Если инвестор не найдётся, то в силу действующего законодательства в отношении таких предприятий вводится процедура банкротства, которая длится от полугода до нескольких лет. В результате деятельность предприятий, как правило, прекращается, что влечёт за собой социальную и экономическую напряжённость в регионе. Учитывая данные обстоятельства, предлагаю рассмотреть возможность предоставления льготных кредитов инвесторам для приобретения таких предприятий.

В заключение – вопрос об экспортных поставках зерна. Я поддерживаю Министра сельского хозяйства по поводу внесения корректировки в методологию учёта экспорта Федеральной таможенной службы и Росстата. Этот вопрос является актуальным и для Курской области. Так, в прошлом году, по данным таможенной статистики, прямой экспорт зерна у нас составил 420 тыс. т. В то же время порядка 1 млн т зерна на сумму около 170 млн долларов из региона вывозится в портовые терминалы, где крупные зернотрейдеры формируют партии для экспорта. Но по Курской области данное зерно не учитывается, а учитывается как вывоз в другие регионы Российской Федерации.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич, труженики агропромышленного комплекса Курской области, несомненно, решат поставленные задачи по наращиванию продукции АПК и увеличению экспортного потенциала региона.

Д.Медведев: Давайте сразу послушаем представителя бизнеса. У нас есть ещё губернаторы и представители различных направлений аграрного бизнеса. Послушаем руководителя группы, которая также нам показывает свои возможности.

С.Новиков (генеральный директор группы компаний «Агропромкомплектация»): 13 лет назад я участвовал в таком же совещании, вёл его тогда Первый вице-премьер России Дмитрий Анатольевич, курировал приоритетные национальные проекты, ставились задачи Правительству. Тогда я увидел много скептиков. Мне запомнилась фраза: «Фантастика. Сказок не бывает». За последние 12–13 лет плодотворной совместной работы, благодаря созданным государством благоприятным условиям эту сказку мы превратили в явь. За эти годы, если говорить о свиноводстве, вложили более 500 млрд рублей частных инвестиций. Благодаря этому мы в 2018 году вышли на полную самообеспеченность производства свинины у нас в стране.

Хотя Правительство, Минсельхоз и Россельхознадзор последние годы проводят большую работу по выводу сельхозпродукции на внешние рынки, в отношении свинины у нас сделано не так много прорывов. Мы уже начали делать первые поставки в Гонконг. Белоруссию мы не считаем зарубежным рынком. В то же время на наших глазах развивается непростая ситуация с АЧС в Китае, Вьетнаме, Таиланде и других странах Юго-Восточной Азии, где сосредоточено свыше 60% мирового объёма производства и потребления свинины. Сегодня все мировые эксперты прогнозируют в ближайшие годы большой дефицит свинины и другого животного белка на этом рынке, а правительства крупнейших стран по производству мяса проявляют чрезмерную активность по дополнительному продвижению своих производителей на этот рынок. Мы видим всемерную активность Министерства сельского хозяйства, но, по-видимому, здесь потребуется срочная сверхконсолидация других ведомств. В этом направлении мы также просим затронуть этот вопрос на высоком уровне, возможно, на встрече с руководством Китая в сентябре, как сказал министр.

Дмитрий Анатольевич, мы не должны упустить этот исторический шанс не только для свиноводства, но и для всей отрасли мясного животноводства, являющегося локомотивом развития АПК.

И непосредственно связанный с этой темой вопрос. Как я уже сказал, мы добились успехов в мясном животноводстве, прежде всего свинине и птице, но мы можем достаточно быстро растерять весь этот успех в случае неконтролируемого ухудшения ветеринарно-эпизоотической ситуации у нас в стране. Минсельхоз и Россельхознадзор проводят большую работу в этом направлении, но, к сожалению, не всё зависит от них, и этого явно недостаточно. Главное, что мешает этому вопросу, – это высокий уровень разобщённости различных ведомств в понимании огромной опасности для российской экономики в случае обострения ветеринарно-эпизоотической ситуации у нас в стране. Об экспорте тогда будет говорить достаточно сложно. Можем ли мы попросить Вас дать дополнительные указания всем ведомствам, чтобы максимально быстро и результативно консолидировать усилия по всему комплексу вопросов, связанных с ветеринарной безопасностью в стране.

Д.Медведев: Указания я, естественно, дам. Это ключевая вещь, мы должны этим обязательно заниматься. Сами понимаем, в каких условиях находимся, какие огромные инвестиции были сделаны – вы их только что назвали. Я и мои коллеги этим вопросом будем заниматься. Дополнительную координацию постараюсь обеспечить.

Что касается того, о чём говорили Вы и министр. Мы в ходе консультаций с нашими китайскими и другими партнёрами по такой кооперации, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе, всегда эти вопросы поднимаем и стараемся отстаивать наши возможности по поставке различных видов продуктов из Российской Федерации. Не исключением будет и встреча, которая состоится в сентябре. Это надо делать на всех уровнях и по всем направлениям, только в этом случае можно достичь успеха. Тем более сейчас наступил важный момент, чтобы нам правильным образом закрепиться на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона. Будем над этим работать.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/37430/