О совершенствовании онкологической медицинской помощи

Вступительное слово Михаила Мишустина

Доклад Татьяны Голиковой о мерах по совершенствованию онкологической медицинской помощи

Из стенограммы:

М.Мишустин: Добрый день, уважаемые коллеги!

У нас завтра очень важный день – день защиты детей, которые больны раком. Это очень серьёзный диагноз, который воспринимается как трагедия, особенно когда речь идёт о ребёнке. Но методы профилактики и диагностики совершенствуются. Появляются, достаточно активно, новые препараты, развивается высокотехнологичная помощь по этому направлению.

Очень важно, чтобы детки, которые болеют, могли всем этим воспользоваться и диагноз остался в прошлом. Вчера мы с Татьяной Алексеевной (Т.Голиковой) и нашими сотрудниками Правительства встречались с детскими онкологами. Очень подробно обсуждали, как организовано лечение и какие есть проблемы.

Хочу сказать, что Правительством разработан целый ряд мер, чтобы улучшить ситуацию с лечением онкологии, особенно у детей. Это касается решения двух основных проблем – качества лекарств и их дефицита.

Для нас, конечно, безусловный приоритет – это жизнь и здоровье, я бы даже сказал, выздоровление пациента, тем более ребёнка, который болен. Никакие экономические выгоды производителей не сравнятся с тем, как быстро ребёнок может почувствовать себя лучше и насколько успешно он преодолеет болезнь. А для этого прежде всего нужны качественные препараты.

Эта тема возникает регулярно. Она и в прессе возникает регулярно, и вчера мы её достаточно подробно обсуждали.

В последние годы отечественные фармпроизводители работали очень серьёзно над улучшением качества производимых лекарств, им также оказывалась немалая поддержка. У нас уже появились сегодня хорошие, качественные лекарства, которые не уступают зарубежным аналогам, продаются намного дешевле. И работа по созданию таких препаратов будет нами продолжена.

Вместе с тем история болезни всегда индивидуальна. Есть ситуации, когда комплексное использование препаратов, включая зарубежные, даёт лучшие результаты, позволяет сократить количество побочных явлений и в конце концов ведёт к тому, что пациент быстрее выздоравливает. В этих случаях в приоритете, мы все понимаем, должна быть не страна происхождения лекарства, а эффект для пациента, особенно если пациент – маленький ребёнок.

Предлагаю, чтобы Министерство здравоохранения и Росздравнадзор проанализировали детально эту ситуацию. По итогам этой работы мы примем целый ряд решений. Я собираюсь сегодня подписать соответствующий протокол этих поручений.

Очень важно, чтобы необходимые лекарства всегда были доступны для пациентов. Вы знаете, родители тяжелобольных детей жалуются, что нужных препаратов зачастую не хватает. Во многом это связано с тем, что у нас нет пока ни одного федерального органа, который следил бы, мониторил бы ситуацию: достаточно ли на рынке жизненно важных препаратов. Поэтому мы часто о дефиците узнаём от врачей, от родителей по факту, а надо действовать на опережение. Считаю, что здесь Росздравнадзор должен отслеживать ситуацию на фармрынке и очень оперативно информировать как руководство Правительства, так и Минздрав и врачей в соответствующих больницах.

Повторю: нам нужно очень внимательно относиться и к больным детям, и к их семьям. Им требуется наша поддержка. И всё, что от нас зависит, в том числе обеспечение их необходимыми лекарствами, мы сделаем.

Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.Голиковой), теперь Вам слово. Расскажите подробнее, какие есть предложения по совершенствованию помощи, в том числе онкобольным.

Т.Голикова: Уважаемый Михаил Владимирович!

Вчера по результатам встречи, о которой Вы упомянули, с нашими ведущими детскими онкологами мы проработали вариант поручений и вариант действий, которые должно осуществить Правительство для того, чтобы решить обозначенные Вами проблемы и ответить на поставленные Вами вопросы.

В последнее время и в Правительство, и в Министерство здравоохранения поступают обращения родителей, врачей по поводу того, что есть проблемы с обеспечением лекарственными препаратами и по ряду других направлений в части развития онкологической помощи. Собственно, наши предложения исходят и базируются и на этих обращениях, и на том разговоре, который вчера состоялся.

Предлагается остановиться на девяти первоочередных задачах.

Первая. Специалистами, ведущими онкологами должны быть разработаны и Министерством здравоохранения утверждены схемы лечения больных с онкологическими заболеваниями. На основании этих схем Правительством по предложению Министерства здравоохранения и коллег-экспертов должен быть утверждён перечень лекарственных препаратов, закупка которых может осуществляться по торговым наименованиям. Такое право у нас на сегодняшний день законом предоставлено. Главное, чтобы это было согласовано с ведущими специалистами.

Второе. Правительством предполагается установить норму, предусматривающую возможность для пациента продолжить приём в амбулаторных условиях того лекарственного препарата с конкретным торговым наименованием, которое он получал в стационарных условиях, чтобы не менять терапию, доказавшую свою эффективность.

Третье. Министерством здравоохранения будет проработан вопрос о снятии с отдельных иностранных лекарственных препаратов ограничений, из-за которых медицинские организации не имеют на сегодняшний день возможности покупать их на торгах.

Четвёртое. В последнее время, и Вы об этом сказали, всё чаще поднимается вопрос качества и эффективности обращающихся на российском рынке дженериков и их соотношения с оригинальными препаратами. Поэтому мы считаем, что сведения о качестве и безопасности таких дженериков должны быть подтверждены или опровергнуты. То есть либо это качественный препарат, либо с ним есть проблемы. Для этого мы предлагаем провести сравнительный анализ всех обращающихся на рынке российских онкологических препаратов, их соответствия оригинальным – по качеству, эффективности и безопасности.

Такую работу может в рамках имеющихся полномочий и соответствующей лабораторной базы провести Росздравнадзор. У него на это есть все ресурсы.

Пятое. Сравнительные пострегистрационные клинические исследования (об этом вчера говорили наши уважаемые онкологи) проводят сами медицинские организации, которые имеют возможность каждый день следить за пациентами и за эффективностью их лечения. Но результаты этих исследований пока не учитываются ни в рамках фармаконадзора, ни в целях дальнейшего применения лекарственных препаратов. Поэтому, как Вы уже отметили, предлагается Минздраву проанализировать практику таких исследований и представить предложения по нормативному урегулированию (в случае необходимости) этого вопроса и, соответственно, финансовому обеспечению таких исследований.

Шестое. Отдельного решения требует вопрос с теми онкологическими препаратами, которых или нет сейчас на рынке, или они не имеют в инструкции по медицинскому применению показаний для применения у детей. Здесь нам нужны системные решения, чтобы исключить такие ситуации в будущем.

Мы предлагаем также поручить Министерству здравоохранения провести анализ практики применения таких лекарственных препаратов и предложить меры, которые позволят врачам назначать такие препараты, которые нужны пациенту, и при необходимости внести изменения в инструкцию по медицинскому применению.

Седьмое. Очень важно знать, какие лекарства и в каком объёме находятся на рынке. Многие из проблем, которые сегодня существуют, как раз связаны с тем, что недостаточно препаратов имеется на рынке и, соответственно, в какие-то моменты образуется дефицит.

Вы справедливо отметили, что сегодня ни у одного федерального органа нет таких полномочий по анализу рынка с точки зрения наличия/отсутствия препаратов, поэтому правильно было бы, и мы обращаемся к Вам, закрепить это как полномочия Росздравнадзора, чтобы он имел возможность информировать нас.

Восьмое. Также предлагаем дополнить национальный проект «Здравоохранение» мероприятием по утверждению единого порядка диспансерного наблюдения за онкологическими больными. Сейчас такого порядка у нас нет, это приводит к тому, что часть онкологических больных на учёт не ставится, а значит, своевременно не оказывается медицинская помощь и фактически мы этих больных упускаем.

И наконец, девятое. Ещё одна проблема, которую вчера обозначили наши коллеги-онкологи, – это проблема подготовки кадров для онкологии. Нам необходимы квалифицированные врачи. Такого специалиста невозможно подготовить за короткий период, здесь нужна полноценная специализация, а значит, и изменения в требования по профессиональному образованию врачей. Мы предлагаем, чтобы Министерство здравоохранения совместно с коллегами-экспертами такие требования разработало и представило нам соответствующие предложения. Учитывая, что эти меры носят безотлагательный характер, предлагаем их осуществить в максимально сжатые сроки.

М.Мишустин: Спасибо, Татьяна Алексеевна.

По итогам. Проект у нас есть, сегодня будет подписано соответствующее моё распоряжение по всем пунктам, о которых говорила Татьяна Алексеевна. Хочу обратить ваше внимание, Михаил Альбертович (Мурашко) и Дмитрий Всеволодович (Пархоменко), на необходимость создания цифровой платформы, для того чтобы фактическая информация о доступности этих важных лекарств доводилась до наших граждан, в том числе посредством сети Интернет. Пожалуйста, займитесь этим срочно, этот мониторинг на сегодняшний день очень важен для людей. По всем остальным пунктам просил бы вас ежемесячно докладывать в Правительство и на регулярной основе – Татьяне Алексеевне.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/38970/