О состоянии и перспективах развития в Крыму предприятий оборонно-промышленного комплекса
Дмитрий Медведев провёл совещание о состоянии и перспективах развития организаций промышленности Республики Крым и города Севастополя 4 августа 2017 года.
Д.Рогозин: На территории Республики Крым и города Севастополя у нас расположено 16 предприятий оборонно-промышленного комплекса. Из них 10 – предприятия судостроительной промышленности, три – авиационной, два – промышленности обычных вооружений и одно – радиоэлектронной промышленности. Всего численность сотрудников данных предприятий составляет 8300 человек.
Весной 2014 года в целях оперативного преодоления кризисных ситуаций, решения вопросов собственности и восстановления разрушенных производственных мощностей коллегией Военно-промышленной комиссии было принято решение об определении стратегических партнёров – кураторов (мы их так называем) – указанных предприятий из числа интегрированных структур, а также о разработке планов их загрузки. Все предприятия Крыма и Севастополя были проинспектированы руководством коллегии ВПК и Министерством промышленности и торговли.
Минпромторгом России предоставлена лицензия на деятельность в области разработки, производства, ремонта вооружения и военной техники восьми предприятиям Республики Крым и четырём предприятиям Севастополя. Все они включены в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса. На рассмотрении находится заявление о предоставлении лицензии ещё двум предприятиям Севастополя. В 2017 году обеспечена загрузка 14 предприятий ОПК в объёме 13,2 млрд рублей, содействие кураторов в этом объёме составляет 9,3 млрд рублей. В 2016 году – более 11 млрд рублей, из них при содействии кураторов – 8,1 млрд рублей.
В настоящее время заключены контракты на сумму более 12 млрд рублей. Кроме того, эта работа сопровождалась возвращением большого количества работников оборонно-промышленного комплекса Крыма и Севастополя, которые в поисках работы в последние годы переезжали в Российскую Федерацию. Даже на Дальнем Востоке я встречал сотни людей, крымчан с этих заводов, которые сейчас получили наконец надежду вернуться на свою малую родину.
Доля объёма производства промышленной продукции предприятий оборонно-промышленного комплекса Республики Крым и Севастополя в общем объёме производства оборонки России невелика – всего 0,2%. Но для экономики Крыма и Севастополя это, безусловно, очень важный компонент. В отношении организаций Республики Крым и Севастополя процедуры банкротства с учётом ситуации не ведутся.
Теперь конкретно по наиболее крупным предприятиям.
Авиационная промышленность.
Евпаторийский авиационный ремонтный завод в 2017 году войдёт (до конца этого года) в состав Объединённой авиастроительной корпорации с внесением 100% акций в уставной капитал корпорации.
ГУП «Севастопольское авиационное предприятие» специализируется на ремонте вертолётов. Его земельный имущественный комплекс передан в собственность Российской Федерации на основании распоряжения правительства Севастополя от 8 августа прошлого года. Планируется к интеграции в структуру «Вертолётов России».
ГУП «НИИ аэроупругих систем» (это здесь, в Феодосии) осуществляет разработку и изготовление парашютно-десантной техники. В 2015–2016 годах предприятие, несмотря на то что были проблемы, успешно выполнило государственный оборонный заказ на поставку десантных парашютных систем в количестве 3362 комплекта. В текущем году имеется заказ на поставку в Минобороны России более тысячи комплектов. Численность персонала – 250 человек.
Интересно такие цифры привести. Рост производства оборонно-промышленного комплекса по Крыму, Севастополю в 2017 году по отношению к 2015 году составляет 430,8%, а по отношению к 2016 году – 227,6%.
Естественно, мы взаимодействуем с главами наших субъектов Федерации. С Сергеем Валерьевичем Аксёновым согласована передача имущественного комплекса института, о котором я говорил, тоже в федеральную собственность.
Судостроение.
Ведущими предприятиями отрасли здесь являются керченский завод «Залив», феодосийский завод «Море», где мы сейчас находимся, и Севастопольский морской завод – крупнейший. В советское время 16 тыс. человек там работало, на Украине он в общем занимался перевалкой грузов. Зрелище, как Вы сказали, действительно, похоже на боевые действия. Ни одного стекла в окнах этого завода даже не было.
Производственные мощности керченского «Залива» позволяют строить крупнотоннажные суда, в том числе ледового класса. Предприятие имеет портфель заказов на строительство девяти кораблей различного класса. Также осуществляется строительство многофункционального аварийно-спасательного судна мощностью 4 МВт по заказу Минтранса России. И изготовление металлоконструкций для Керченского моста.
Мы в целом подключили наши предприятия к крупным инфраструктурным проектам. Географическая близость «Залива» к месту строительства Керченского моста позволяет дополнительно загрузить ещё и гражданскими заказами предприятие. Численность работающих на предприятии за два года увеличилась более чем в 2,5 раза, составляет 2600 человек. При поддержке Зеленодольского завода имени Горького привлечены инвестиции на сумму более 680 млн рублей. Они направлены на восстановление кранового хозяйства, ремонт производственных цехов, закупку высокотехнологичного оборудования, инструмента.
Дмитрий Анатольевич, когда мы с Вами сюда летели, я Вам как раз показывал, что было и что есть. Мы видели, что здесь, на «Море», произошло. Похожая картина и на предприятии «Залив».
ФГУП «Судостроительный завод «Море»». Для обеспечения развития предприятия и упрощения процесса интеграции в оборонно-промышленный комплекс России стратегическим партнёром судостроительного завода «Море» нами определено ОАО «Пелла» (Санкт-Петербург) – предприятие, которое тоже специализируется на подобного рода технологиях строительства судов. По итогам 2017 года «Пелла» планирует обеспечить загрузку завода контрактами на сумму более 1 млрд рублей. В соответствии с распоряжением Правительства России от 12 ноября 2016 года 12 объектов недвижимого имущества ФГУП «Судостроительный завод «Море»» подлежат передаче в аренду ОАО «Пелла» на срок до 31 декабря 2020 года. Распоряжением Правительства России от 8 февраля 2017 года «Море» включено в прогнозный план приватизации федерального имущества на 2017–2019 годы.
По поводу Севастопольского морского завода два слова. Планируется к передаче в федеральную собственность с дальнейшей интеграцией в Объединённую судостроительную корпорацию.
На базе имущественного комплекса Севморзавода в Севастополе с 2017 года действует филиал северодвинского нашего предприятия «Звёздочка», которое специализируется на судоремонте. Численность сотрудников в настоящий момент – 530 человек. Входит уже в состав ОСК.
В рамках госпрограммы развития оборонно-промышленного комплекса реализуется два мероприятия по перевооружению данного предприятия. Общий объём финансирования по этим мероприятиям составит 7,7 млрд рублей, из них средств федерального бюджета – 5,5 млрд рублей.
Отдельно отмечу, что нами ведётся работа по созданию системы социально-экономических стимулов, чтобы люди возвращались на эти предприятия, чтобы почувствовали разницу между тем, что было, что сейчас и будет. Самое главное – повышение заработной платы. По большинству предприятий закрыты накопленные за эти годы долги по зарплате. По моему поручению на сегодня погашена задолженность по Севастопольскому авиационному предприятию и Феодосийскому оптическому заводу. Ещё есть два предприятия-должника, но мы держим вопрос на контроле, и этот вопрос будет закрыт.
Решаются жилищные вопросы для сотрудников предприятий. Заводом «Залив» строится жилой дом на 139 квартир. Выдача квартир предполагается на условиях льготного кредитования. Сдача планируется в этом году, в ноябре. В перспективе планируется постройка целого микрорайона – «Семь ветров» – около 10 девятиэтажных домов. Непосредственное участие в этом принимает руководство Зеленодольского завода имени Горького и администрация города Керчи. Решением социальных вопросов активно занимается завод «Фиолент», например осуществляется доплата молодым специалистам за наём жилья.
Возвращаясь к перспективной загрузке предприятий: самая главная проблема, которая, безусловно, беспокоит крымчан и севастопольцев, – что будет дальше, за перспективой 2020–2021 годов. Эта загрузка будет вестись прежде всего по линии гособоронзаказа. Эти вопросы будут учтены при подготовке новой ГПВ (государственная программа вооружения).
Есть предложения и по линии гражданских заказчиков. Например, проектом стратегии развития рыбохозяйственного комплекса для нужд Азово-Черноморского бассейна предусматривается создание 18 новых современных судов рыбопромыслового флота с инвестиционным бюджетом 63 млрд рублей. Мы с Аркадием Владимировичем (Дворковичем) обсуждаем этот вопрос.
Д.Медведев: Меморандум – как раз начало этой работы.
Д.Рогозин: Да. И дальнейшая перспектива. На наш взгляд, конечно, эти суда должны создаваться на верфях, расположенных на полуострове.
Кроме того, предприятия Крыма включены в общероссийский каталог производителей высокотехнологичной промышленной продукции для нужд Арктики, что будет способствовать выстраиванию промышленной кооперации с другими крупными нашими предприятиями, которые задействованы в этой работе. В ходе моего последнего посещения в прошлом месяце предприятий Крыма мы достаточно подробно обсудили перспективы размещения здесь, в Крыму, корпуса для ледокола «Лидер». В принципе, я думаю, Керчь могла бы потянуть эту работу при определённой поддержке.
Интересные наработки есть и у концерна «Калашников». Они давно уже специализируются не только на выпуске оружия, уже делают и беспилотные системы, работают по кораблестроению.
Дмитрий Анатольевич, Вы знаете, что есть два поручения Президента об организации регулярного морского сообщения и морских круизов между Сочи и городами, расположенными на территории Крымского полуострова. Концерн «Калашников» предлагает строительство скоростных судов в кооперации с одним из крымских предприятий и их дальнейшее использование на одном из возможных четырёх маршрутов, которые определены Минтрансом.
Хочу сказать, что концерн «Калашников» не только предлагает продукцию, но и готов выступить в качестве оператора этого проекта, этой системы. Тем более что у акционеров этого концерна есть опыт именно в транспортной логистике. Аналогичное предложение сформулировано Зеленодольским заводом имени Горького. Я Вам, Дмитрий Анатольевич, показывал интереснейший проект – А145. Он уже на ходу, работает и мог бы быть здесь задействован.
Проблемные вопросы. Естественно, по линии предприятий ОПК главная проблема – это системная загрузка предприятий на длительную перспективу и их ритмичная работа. В условиях санкций, ограничивающих работу предприятий на иностранных рынках, без господдержки и системного подхода нам, конечно, не обойтись, но решение этого вопроса будет лежать в области новой программы вооружения, а также подпрограммы госпрограммы развития оборонно-промышленного комплекса. Подпрограмма с Вашего одобрения сейчас формируется – по созданию продукции гражданского назначения на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.
Конкретные предложения также включены в проект Вашего поручения по итогам сегодняшнего заседания.
Источник: http://government.ru/news/28742/