О ситуации на рынке труда и мерах по поддержке занятости

Посещение Центра занятости населения и Чебоксарского электромеханического колледжа

Вступительное слово Дмитрия Медведева на совещании

Доклад Максима Топилина о ситуации на рынке труда и мерах по поддержке занятости

Сообщение главы Чувашской Республики Михаила Игнатьева о ситуации на рынке труда в Чувашии

Доклад Дмитрия Ливанова о содействии трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций

Перед совещанием Дмитрий Медведев посетил городской Центр занятости населения и Чебоксарский электромеханический колледж.

Центр занятости обеспечивает горожанам реализацию гарантированного государством права гражданина на защиту от безработицы, оказание государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости, трудовой миграции.

Деятельность центра финансируется из федерального и республиканского бюджетов.

Численность персонала по штатному расписанию – 89 человек. 

Чебоксарский электромеханический колледж реализует образовательные программы по пяти профессиям, 14 специальностям и более чем 50 направлениям профессиональной подготовки. Подготовка осуществляется по основным профилям: информатика и вычислительная техника, информационная безопасность, электроника, радиотехника и системы связи, электро- и теплоэнергетика, машиностроение и металлообработка, экономика и управление.

Всего в колледже обучаются около 2500 человек. Студенты имеют возможность за время обучения освоить несколько дополнительных востребованных профессий: электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования, монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов, электросварщик ручной сварки, оператор станков с программным управлением, фрезеровщик и другие.

Колледж располагает современной материально-технической базой: четыре учебных корпуса, 26 компьютерных классов, 24 мастерских, 130 кабинетов и лабораторий, два общежития.

С 2008 года на базе колледжа действует Центр технического обучения HAAS Automation – крупнейшего станкостроительного предприятия в мире.

В 2012 году на базе колледжа открылся сертифицированный учебный центр «Международный сварщик», в 2014 году – Многофункциональный центр профессиональных квалификаций по отрасли «Электротехника», включающий в себя четыре ресурсных центра в области машиностроения, электротехники, энергетики, информационных технологий, в которых сконцентрировано высокотехнологичное оборудование. С ноября 2012 года колледж является региональным координационным центром Чувашской Республики движения WorldSkills Russia, которому предоставляется право на проведение отборочных региональных соревнований по международным стандартам.

В 2016 году на базе колледжа будет создан Межрегиональный центр компетенций в области промышленных и инженерных технологий по направлению «Автоматизация, радиотехника и электроника», который станет основной площадкой для подготовки членов национальной сборной и команд других субъектов Российской Федерации к участию в конкурсах профессионального мастерства WorldSkills, в том числе и в мировом чемпионате в Казани в 2019 году.

Совещание о ситуации на рынке труда и мерах по поддержке занятости

Из стенограммы:

Д.Медведев: Добрый день! У нас совещание, которое посвящено рынку труда, текущим мерам поддержки занятости в стране. Начать хочу вот с чего: вчера я, как и договаривались, подписал план действий Правительства в экономике на текущий год, то есть план, направленный на обеспечение стабильного социально-экономического развития в 2016 году. Мы его подробно обсуждали и на заседании Правительства, обсуждали на других площадках, обсуждали с Президентом. В течение недели документ дорабатывался, в него были внесены определённые корректировки, уточнены в ряде случаев источники финансирования. Ряд позиций ввиду сложившихся условий сформулирован таким образом, что он будет финансироваться при возникновении источников доходов и по итогам работы за первое полугодие.

Но основное содержание плана известно, и мероприятия сгруппированы, как известно, также по двум основным направлениям. Во-первых, это так называемые меры оперативного реагирования. Их цель – поддержка тех секторов экономики, которые хотя и испытывают сегодня значительные трудности, но имеют и значительный потенциал роста. Я их называл, ещё раз повторю: это автопром, лёгкая промышленность, транспортное машиностроение, сельхозмашиностроение, сельское хозяйство и жилищное строительство. Там уже решения в основном приняты, оформлены в виде нормативных актов. Определённые шаги мы также сделали для поддержки ипотеки, продлили программу субсидирования процентной ставки по ипотечным кредитам для тех, кто приобретает квартиры в новостройках. Сегодня как раз должен заканчиваться её срок, но мы решили продлить эту меру до 1 января 2017 года, а также увеличить объём средств, которые направляются на субсидирование ипотеки. Постановление об этом тоже подписано.

Ещё одна неотложная задача связана с поддержкой людей. Для максимального смягчения последствий экономического спада предусмотрена помощь региональным бюджетам, чтобы обеспечить своевременную выплату зарплат бюджетникам, пенсий и социальных пособий. На это мы средства также зарезервировали. И специальные деньги зарезервированы на поддержку рынка труда. Сегодня мы ещё об этом отдельно поговорим.

И второй блок, как известно, это системные меры, прежде всего речь идёт о законодательных инициативах, которые направлены на создание благоприятных условий для производства, для малого и среднего предпринимательства, на снижение издержек по всей производственной цепочке и на дальнейшее уменьшение административного давления на бизнес. Эти меры рассчитаны на среднесрочную перспективу. Часть из них должна быть запущена в условиях структурных преобразований.

Теперь непосредственно к теме нашего совещания – к ситуации на рынке труда. Здесь присутствуют и федеральные министры, и губернаторы, и руководители предприятий, и представители профессиональных союзов. Мы совместными усилиями должны постараться помочь людям, которые потеряли работу или которым сейчас грозит увольнение, но, с другой стороны, сохранить квалифицированные кадры для нашей промышленности, для других отраслей экономики.

Я напомню, что в 2015 году почти в два раза (точнее, в 1,7 раза) выросло число предприятий, которые были вынуждены сокращать своих работников. В результате безработица – как общая, так и зарегистрированная – выросла. В марте прошлого года она достигла пика – 4,5 млн человек, это приблизительно 5,9% от численности экономически активного населения. В самом уязвимом положении оказались промышленные предприятия автомобилестроения, транспортного машиностроения, частично сельхозмашиностроения. Собственно, здесь представители этих предприятий тоже присутствуют.

Тем не менее к концу года уровень безработицы снизился на одну десятую, то есть он не рос, а даже снизился. Что важно – нам удалось избежать массовых увольнений. В целом если сравнивать ситуацию прошлого года с кризисными периодами 2008–2009 годов, она, конечно, была в прошлом году заметно лучше. Это во многом связано с теми мерами, которые мы принимали, и, конечно, связано со спецификой того спада, который мы переживаем.

В соответствии с «антикризисным планом», который у нас действовал в прошлом году, более чем на 2 млрд рублей были увеличены бюджетные ассигнования на пособия для безработных. Регионам на поддержку рынка труда выделено 3,9 млрд рублей. Деньги пошли на опережающее обучение, на организацию временной занятости. При этом мы точечно помогали 18 регионам и тем предприятиям, которые являются в этих регионах ключевыми, то есть тем, где сложились наиболее сложные обстоятельства. В том числе таким, кстати, промышленным гигантам, как АвтоВАЗ, как КамАЗ, как ГАЗ, как Тверской вагоностроительный завод. Поддержку из федерального бюджета получили и ряд предприятий из Чувашии. Но в целом здесь также сохраняются проблемы.

Д.Медведев: «В прошлом году более чем на 2 млрд рублей были увеличены бюджетные ассигнования на пособия для безработных. Регионам на поддержку рынка труда было выделено 3,9 млрд рублей. Дополнительные меры по поддержке занятости на этот год предусмотрены планом действий в экономике, который я утвердил. Из федерального бюджета на субсидии регионам предполагается выделить 3 млрд рублей, при этом ещё 7 млрд – это резерв, который может быть использован в случае необходимости».

У нас создана межведомственная группа, которая занимается проблемами занятости. Считаю абсолютно необходимым продолжить её работу. Неплохой опыт накопили регионы, многие из которых реализовали свои программы в этой сфере. У нас руководители регионов тоже приглашены. Думаю, они несколько слов скажут на эту тему. Отмечу также, что и бизнес достаточно оперативно реагировал на ситуацию. Руководители многих предприятий искали выход не за счёт сокращения сотрудников, а за счёт реструктуризации, за счёт модернизации, за счёт поиска новых заказов и новых рынков. Это, конечно, можно только приветствовать.

Дополнительные меры по поддержке занятости на этот год предусмотрены планом действий в экономике, который я утвердил. Из федерального бюджета на субсидии регионам мы предполагаем выделить 3 млрд рублей, но при этом ещё 7 млрд – это резерв, который может быть использован в случае необходимости. Также хочу вас проинформировать, что сегодня с утра я подписал постановление о правилах предоставления и распределения этих денег субъектам Федерации.

Помимо уже действующих механизмов поддержки на обучение, на временную занятость появились и новые. Речь идёт о том, чтобы стимулировать работодателей принимать на работу людей, которые уволены с других предприятий в связи с ликвидацией предприятия или значительным сокращением штатной численности. Кстати, на ближайшем заседании Правительства, то есть послезавтра, будет рассмотрен проект распоряжения Правительства о распределении субсидий бюджетам пяти регионов: это Хабаровский край, Амурская, Архангельская, Магаданская области и Чукотка. Это субсидии на реализацию региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов. Мы и дальше такие решения будем проводить.

Особый акцент делается на переобучении, чтобы люди, которые работают на проблемных предприятиях, получали новую квалификацию и смогли перейти туда, где они востребованы, где есть работа. Такие возможности существуют и появляются. Рассчитываю, что поддержка ряда отраслей, в том числе тех, о которых я только что сказал, импортозамещение, реализация инвестпроектов повысят спрос на продукцию предприятий и обеспечат рост в смежных секторах.

Ещё одно направление, о котором хотел сказать, – это поддержка моногородов. Это более сложная в целом история. В силу специфики моногородов здесь необходимо сосредоточиться на новых рабочих местах, причём в основном вне градообразующих предприятий. На эти цели в бюджете текущего года предусмотрено более 7 млрд рублей для выделения Фонду развития моногородов. Средства пойдут для софинансирования в том числе объектов инфраструктуры, которая необходима для реализации новых инвестпроектов. Также мы в ряде случаев продолжим практику создания территорий опережающего развития, как это, например, было сделано для города Усолье-Сибирское в Иркутской области. Я посещал этот город в прошлом году, там возникла идея создать именно этот самый ТОР, и постановление об этом также мною подписано несколько дней назад.

С учётом текущей ситуации каждый регион должен внести коррективы в свою программу содействия занятости населения, предусмотрев в них дополнительные меры поддержки занятости работников ключевых предприятий, разумеется, обеспечить финансирование всех намеченных мероприятий в полном объёме. Особое внимание просил бы уделить выпускникам университетов и людям с ограниченной трудоспособностью, то есть инвалидам. Сейчас на базе ведущих вузов создаётся система содействия трудоустройству выпускников, внедрён механизм, который позволяет оценить реальное положение дел с их трудоустройством. Анализ показывает, что работу после окончания вузов находят в среднем 75% выпускников. Но эта цифра очень усреднённая, потому что это зависит очень сильно и от региона, и от самого высшего учебного заведения. Где-то показатели гораздо хуже.

Перед совещанием я побывал в Чебоксарском электромеханическом колледже, который уже давно существует, с послевоенных практически времён. Здесь много полезного сделано. Студенты могут освоить дополнительно несколько профессий, что им позволяет искать работу. Причём обучающиеся там не только бывшие школьники, но и взрослые люди, которые могут получить дополнительное образование и переквалификацию. И это такой весьма неплохой опыт. Также мы зашли в Центр занятости населения. Нам нужно активизировать работу таких структур по всей стране, они позволяют оперативно помогать людям с трудоустройством. Там современные поисковые системы стоят, база данных существует. Есть, естественно, возможность зарегистрироваться в качестве безработного и впоследствии проходить необходимые процедуры. Но самое главное, что всё-таки это такой офис, который занимается рынком труда на профессиональной основе и куда может зайти любой наш гражданин.

Есть и мобильные офисы, мы их тоже посмотрели. Так, в общем, вполне удобно, когда такой небольшой автомобильчик вместе с операторами, вместе с информационной системой может приехать в самый дальний край или в дальний район и провести приём людей, которые ищут работу.

В прошлом году эта база начала работать, я имею в виду базу вакансий. Этот ресурс надо развивать и в перспективе вообще формировать электронную службу занятости.

Вот набор тем для обсуждения на сегодняшнем совещании. Просил бы всех выступать максимально компактно, потому что есть довольно значительно количество людей, которые готовы были бы выступить. Начнём, естественно, с сообщения Министра труда и социальной защиты. Максим Анатольевич (обращаясь к М.Топилину), пожалуйста.

М.Топилин: Спасибо. Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Мы продолжали постоянный контроль над ситуацией и, соответственно, по подготовке проекта решения, которое обеспечило возможность продления дополнительных программ на этот год. Большое спасибо, что Вы подписали постановление. Мы его достаточно энергично готовили и с регионами, и с нашими коллегами из министерств и ведомств, и, безусловно, сразу после его подписания приступим к его реализации.

Несколько цифр. Мы, как я уже сказал, каждую неделю наблюдаем за ситуацией на рынке труда. 24 февраля, последние данные, которые мы имеем, – это 1 млн человек зарегистрированных в службе занятости, 1,3%. Как Вы уже сказали, по методологии Международной организации труда, ситуация более или менее стабилизировалась. И действительно, буквально вчера Росстат опубликовал данные по этой цифре: третий месяц подряд уровень безработицы по методологии МОТ сохраняется на отметке 5,8%, это 4,4 млн человек, чуть больше, чем в прошлом году. Но вместе с тем три месяца, несмотря на то что у нас, как правило, в зимние периоды идёт увеличение этого показателя, ситуация стабильная.

Д.Медведев: Стабильная – какая сейчас, какие цифры?

М.Топилин: 5,8% три месяца подряд.

Д.Медведев: То есть она осталась на уровне конца прошлого года, правильно я понимаю?

М.Топилин: Да, конец осени, когда у нас увеличение шло по 0,3 процентных пункта два месяца подряд – с 5,3 до 5,5. Последние три месяца (ноябрь, декабрь, январь) – 5,8%, это 4,4 млн человек. В прошлый кризис (2009 год) ровно в это время, в феврале, это было 9,2%. То есть ситуация лучше, но вместе с тем мы не расслабляемся, продолжаем работу.

Если говорить о прошлом годе, то, и по данным Росстата, и по данным мониторинга, высвобождено было порядка полумиллиона человек, если брать крупные и средние предприятия. Конечно, есть высвобождение в мелких предприятиях, но статистика фиксирует именно эти цифры, это 2,5% занятых. И допмеры, которые мы реализовывали, позволяли именно трудоустроить этих граждан. По данным служб занятости, по общим статистическим показателям, порядка 65% находят работу (где-то около 4 млн обращаются в среднем за год, чуть больше иногда) с помощью служб занятости. Под риском увольнения на сегодняшний день находится порядка 500 тыс. человек, это данные мониторинга. Как эта цифра складывается? Это 301 тыс. на последнюю дату тех, кто находится в режимах неполной занятости. В прошлом году эта цифра колебалась от 250 тыс. до 300 тыс., то есть приблизительно в этих параметрах она находилась. В 2009 году, Дмитрий Анатольевич (чтобы мы просто это тоже не забывали), 1,5–1,7 млн человек находилось в режимах неполной занятости, в пиковые точки 2009 года.

Вместе с тем нас беспокоит следующая ситуация: если брать эти 300 тыс. (неполный режим), несмотря на то что есть меры поддержки, и по линии автопрома прежде всего, 20% этой цифры (это порядка 70 тыс. человек) – это те, кто работает в режимах неполной занятости на предприятиях прежде всего автопрома. И мы очень активно с Минпромом работаем в этом направлении, с тем чтобы не допускать каких-то стихийных или спонтанных действий на предприятиях. Ситуация тоже находится под контролем.

Следующая отрасль, тоже достаточно проблематичная, как мы видим, – это строительство. Здесь порядка 11% от всех тех, кто находится в режиме неполной занятости, – это стройка, это 30 тыс. человек. Остальные отрасли находятся в более или менее спокойном режиме, но вместе с тем тоже им надо уделять очень серьёзное внимание.

Если говорить о тех, кто заявлен к увольнению, цифра на сегодня составляет чуть менее 200 тыс. человек. Здесь нет чётко выраженной отраслевой специфики, здесь есть и представители государственного управления, и отдельные сектора в финансово-банковском секторе, в транспортной деятельности, но здесь распределение более равномерное, здесь мы особых рисков пока не наблюдаем. Но вместе с тем те программы региональные, которые сейчас будут разрабатываться, будут нацелены прежде всего на эти сектора, которые я назвал.

В прошлом году мы пытались вместе с регионами акцентировать внимание на, как Вы сказали, переобучении, но и серьёзное внимание уделялось временной занятости. Хочу обратить внимание на то, что временная занятость – это были не просто какие-то работы временного характера, это были работы, которые мы пытались совместить с перевооружением, которое происходило на предприятиях. То есть если на предприятиях были программы где-то импортозамещения, где-то внедрялось новое производство, новые технологии и так далее, то временные работы мы организовывали таким образом, чтобы люди, которые заняты неполное рабочее время (у них появляется некое свободное время, день или два дня в неделю), работали именно на подготовке таких новых проектов и таких новых производств. То есть мы попытались их и переобучить, с одной стороны, и, с другой стороны, направить вот на эти проекты. То есть в каждом конкретном случае мы пытались эту работу синхронизировать, и 120 тыс. человек приняли участие в этих работах.

Какие новеллы в постановлении, которое Вы подписали? Во-первых, мы пытаемся всё-таки переформатировать работу таким образом, чтобы люди могли находить новые рабочие места на предприятиях, которые вновь создаются или на которых открываются новые рабочие места. Поэтому предусмотрены меры по поддержке занятости и субсидирование тех работодателей (оплата частично заработной платы из субсидий) тогда, когда люди будут устраиваться именно на новые рабочие места. То есть мы пытаемся всё-таки оказать поддержку регионам, когда с одних предприятий могли бы работники переходить на другие предприятия, если такие рабочие места есть. Это тоже такая достаточно кропотливая работа. В старой программе прошлого года этих мер не было.

Также Вы сказали про выпускников. У нас в службе занятости порядка 120 тыс. выпускников регистрируются. Это на самом деле очень плохая история, потому что, казалось бы, молодые люди получили только что образование и готовы выйти на рынок труда, но при этом по тем или иным причинам работу найти не могут. Поэтому в программе на 2016 год предусмотрена возможность оказания им содействия в трудоустройстве, оказание финансовой поддержки работодателям, с тем чтобы выпускники могли адаптироваться на производстве после окончания вузов. Это тоже направление, которое мы попытаемся с субъектами Российской Федерации реализовать где-то ближе к концу лета – началу осени.

Что касается трудоустройства инвалидов. У нас закончила работать прежняя программа. В рамках программы допмер мы предусмотрели поддержку работодателей для создания специализированных рабочих мест, инфраструктуры занятости для инвалидов. Кроме того, мы сейчас в рамках реализации законов, которые внесли изменения в закон о социальной защите инвалидов, начали через медико-социальную экспертизу информировать все службы, начиная от здравоохранения и заканчивая службами занятости, об инвалиде, который прошёл переосвидетельствование или пришёл на регистрацию в медико-социальную экспертизу. То есть не когда он просто обратился или не обратился, а медико-социальная экспертиза сразу даёт информацию (сейчас пытаемся это в электронном виде сделать) во все службы, чтобы сопровождать инвалида исходя из того, что ему необходимо и требуется.

Также будем развивать направления, связанные с мобильностью. Мы, конечно, планировали эту тему развивать более высокими темпами, но с учётом финансовых ограничений сейчас пытаемся точечно отработать в ряде регионов – прежде всего, конечно, это Дальний Восток – программы поддержки переезда работников. Программа в общем-то недешёвая, 300 тыс. стоимость сертификата. В этом году у нас деньги на это предусмотрены, мы будем просто пока пытаться её настроить.

Что касается портала «Работа в России». Вы посмотрели сегодня, мы пытаемся сделать его более современным, пытаемся завести туда всю информацию, связанную с месторасположением работы, связать это с картами. Пытаемся, в общем, не что-то новое создавать. Например, если есть карты в «Яндексе», мы пытаемся это просто синхронизировать, чтобы не придумывать свои новые технологии. Они уже есть, и их надо максимально использовать.

И, наверное, последнее, что я хотел бы сказать. Что касается регионов и региональных действий. Всё-таки мы уже давно передали службу занятости в регионы, но мы видим, что субъекты далеко не все оказывают должное внимание службам занятости, активным программам занятости. Пособия мы финансируем из федерального бюджета и деньги регионам передаём, при необходимости увеличиваем, как и в прошлом году, расходы на эти цели, но многие регионы, конечно, снижают расходы на активные программы, что в принципе, когда у нас, в общем-то, ситуация непростая, является неправильным. Допустим, в прошлом году, если брать программы переобучения (то, что является компетенцией регионов), снизилась на 1% доступность этих программ. То есть если раньше 7% безработных проходили переобучение, то в прошлом году уже было только 6,2%. Поэтому у меня большая просьба ко всем здесь присутствующим и в поручении в протоколе мы предусмотрели, чтобы регионы всё-таки уделяли серьёзное внимание антикризисным программам в том числе. Потому что нельзя рассчитывать только на то, что Федерация будет оказывать поддержку. В том году мы регионам, может быть, не всем помогали, потому что регион говорил: дадите нам деньги – тогда мы будем что-то делать, не дадите денег – мы не будем делать. Это неправильно. Регион должен сам исполнять свои полномочия, а мы должны закрывать какие-то более тяжёлые точки, которые являются местом социального напряжения. Это означает, что субъекты должны свои программы принимать и увеличивать доступность этих услуг в сегодняшний момент. Мы приступим сразу, Дмитрий Анатольевич, к реализации программ. Единственное, что хотел бы попросить уже заранее: мы в постановлении предусмотрели жёсткую схему, когда все субсидии на дополнительные меры на рынке труда должны быть распределены, как положено общими правилами, до 1 мая. Конечно, нам будет достаточно сложно это сделать, может ситуация за пределами 1 мая меняться. Мы будем стараться сделать всё вовремя, но вместе с тем, если у нас возникнет такая необходимость, мы тогда к Вам будем обращаться с просьбой о возможности какой-то пролонгации небольшой. Но ещё раз повторю, что постараемся сделать всё в возможно короткие сроки.

Д.Медведев: Я не могу не поддержать министра в том, что это задача не только и даже не столько федеральная, сколько наша общая. Понятно, что приоритеты могут быть в регионах разные, у кого-то больше проблем с безработицей, у кого-то меньше, у кого-то большее количество вакансий, у кого-то меньшее, структура населения разная, производственные мощности разные, состояние предприятий разное, но это должно делаться в совокупности с теми мерами и идеями, которые существуют на федеральном уровне. Если кто-то из руководителей регионов говорит, что это не его задача или что мы это будем делать только в случае, если получим федеральный ресурс, тогда этот руководитель региона принимает на себя ответственность за все неблагоприятные последствия, связанные с увеличением количества безработных и уменьшением количества рабочих мест. Это абсолютно очевидно.

Мы здесь как раз пригласили коллег, которые работают в этом направлении. Давайте послушаем сейчас, что скажут руководители субъектов Федерации, потом вернёмся к некоторым другим вопросам.

Михаил Васильевич (обращаясь к М.Игнатьеву), как дела в Чувашской Республике? Дайте справку, пожалуйста.

М.Игнатьев: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемый Михаил Викторович! Уважаемая Ольга Юрьевна! Уважаемые федеральные министры! Уважаемые коллеги! Выражаю вам всем благодарность за проведение совещания по ключевым вопросам занятости населения в Чувашской Республике в таком представительном формате.

В регионе ведётся определённая системная работа по реализации плана по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности. Положительная динамика в ряде отраслей экономики, эффективная реализация программ занятости и дополнительных мер по снижению напряжённости на рынке труда позволили снизить численность зарегистрированных безработных граждан в три раза за последние годы, коэффициент напряжённости – в семь раз.

На 1 марта спрос работодателей на рынке труда превышает в 2,2 раза количество зарегистрированных безработных граждан. По итогам прошлого года 82% граждан, обратившихся в центры занятости, успешно трудоустроены. Если перевести в количество людей, это 42 880 человек. Из них профессиональное обучение по востребованным специальностям прошли 2800 граждан. Уровень их трудоустройства составил 99%.

Одним из приоритетных направлений деятельности службы занятости республики и муниципалитетов является трудоустройство незащищённых категорий граждан. Налажено индивидуальное консультирование женщин, осуществляющих уход за ребёнком в возрасте до трёх лет. Специальные консультационные пункты открыты в детских поликлиниках и отделах социальной защиты населения. Обеспечена доступность информации в каждом районе и городе республики.

На профессиональное обучение ежегодно направляется более 400 молодых матерей. В республике реализуется комплекс мер, направленных на содействие занятости инвалидов и их интеграцию в общество, – это квотирование и создание специальных рабочих мест. Из 7,5 тыс. людей с ограниченными возможностями, имеющих трудовые рекомендации, 45% (практически каждый второй) заняты трудовой деятельностью.

За последние три года в рамках реализации дополнительных мероприятий создано 720 оборудованных рабочих мест для инвалидов в организациях реального сектора экономики. В прошлом году трудоустроено 66% от числа обратившихся людей с ограниченными возможностями здоровья. По данным Минтруда России, республика по этому показателю в пятёрке лучших субъектов страны. Я благодарен и министру, и всем членам его команды. На фоне общей стабильной ситуации намечаются негативные тенденции, это надо нам признать. Осложнение экономической ситуации в регионе влияет и на рынок труда. Инфляция, падение уровня доходов населения и, соответственно, снижение покупательского спроса на потребительском рынке ухудшают положение субъектов малого и среднего предпринимательства. Это в конечном итоге влечёт за собой высвобождение работников. В случае ухудшения ситуации мы прогнозируем рост на 10% числа людей, получающих зарплату по серым схемам. В прошлом году было выявлено 27 тыс. человек, состоявших в неформальных трудовых отношениях, из них 77%, или 21 тыс. человек, благодаря разъяснительной работе и эффективному администрированию заключили официальные трудовые договоры.

Совместно с Пенсионным фондом в текущем году работа в этом направлении продолжается, здесь никаких споров нет, понимание есть, конструктивное, эффективное взаимодействие налажено. На мероприятия по содействию занятости в области запланировано направить 392 млн рублей, это меньше, чем в прошлом году на 7%. При уточнении бюджета данные объёмы финансирования будут корректироваться. Участниками мероприятий программы станут более 84 тыс. человек. На сегодняшний момент в режиме неполной занятости находятся работники 22 организаций республики. Особое беспокойство вызывает ситуация на предприятии концерна «Тракторные заводы», где, по данным руководства концерна, в режиме неполной занятости находится 80% работников. 

Правительством Чувашской Республики совместно с федеральным Министерством труда принят ряд мер по урегулированию данной ситуации в прошлом году. Нам удалось сохранить занятость более 2,7 тыс. работников концерна «Тракторные заводы» за счёт принятых дополнительных мер. Но в настоящее время вынуждены констатировать, что далее решение вопроса концерна «Тракторные заводы» без оказания содействия со стороны Правительства России не представляется возможным. Это наша оценка, и сейчас во время рабочей встречи с Вами, Дмитрий Анатольевич, мы это обсудили, и с Вашей стороны есть полное понимание. Будем действовать на благо работников концерна. Конечно, от акционеров данного концерна тоже многое  зависит (здесь Болотин Михаил Григорьевич участвует). Это команда, это менеджмент, и ряд других вопросов, которые возникают. Но в то же время я хочу сказать: у концерна потенциал хороший. Они, конечно, сегодня работают на рынок, это мы все понимаем, но в то же время там работают квалифицированные, компетентные кадры… К тому же и промышленная отрасль Российской Федерации может потерять единственное импортозамещающее предприятие, выпускающее российские промышленные тракторы.

Кроме концерна в трудной ситуации могут оказаться смежные предприятия и организации, которые имеют заказы через этот концерн. Это 20 предприятий, количество людей примерно 1,6 тыс. Кроме этого я хочу отметить, что на особом контроле вопросы трудоустройства 135 сотрудников акционерного общества «Данон Россия», который закрывает свой филиал в городе Чебоксары, производство полностью там прекращается. Мы отслеживаем, оцениваем, встречи с работниками проводим.

В этом году объём предусмотренных федеральных средств на социальные выплаты составляет 216 млн рублей, что соответствует текущему уровню безработицы Чувашской Республики – это 0,8%, по МОТ– это 5%. При обострении ситуации на рынке труда с учётом угрозы массового увольнения работников концерна уровень безработицы по МОТ может достигнуть 7%, уровень регистрируемой безработицы – 2,1%. При этом потребность в дополнительном финансировании на социальные выплаты из федерального бюджета составит 364 млн рублей. С федеральным министерством мы отрабатываем предложения, предоставляем прогнозы, которые у нас есть..

С целью сохранения стабильной ситуации на рынке труда в 2016 году мы определили следующие приоритетные задачи. Первое – улучшение качества формирования и использования регионального сегмента информационно-аналитической базы вакансий «Работа в России». Второе – сохранение численности работающих инвалидов в организациях республики. Третье – создание дополнительных условий для организации самозанятости населения, особенно в сельской местности. Четвёртое – эффективная реализация мер государственной поддержки при кризисных явлениях на предприятиях реального сектора экономики.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич, благодарю Вас за эффективное взаимодействие. Ваше личное участие в решении вопросов занятости населения с посещением регионов, изучение ситуации на местах играют важную роль в выработке конструктивных мер для сохранения стабильной ситуации на рынке труда. Благодарю за внимание.

Д.Медведев: Спасибо, Михаил Васильевич.

Теперь давайте вернёмся к основным, резонансным группам, в том числе к трудоустройству выпускников высших и средних специальных учебных заведений. Пожалуйста, министр образования.

Д.Ливанов: Большое спасибо, уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги! Вопросы трудоустройства выпускников находятся постоянно в фокусе нашего внимания. Скажу о нескольких аспектах нашей работы.

Первое. Мы ввели систему объективного оценивания трудоустройства выпускников. Каждый год данные из нашей информационной системы по выпускникам вузов (а их примерно 1,2 млн) совмещаются с данными Пенсионного фонда о страховых отчислениях работодателей. В результате возникает информация (естественно, она деиндивидуализирована) о том, трудоустроен или нет выпускник того или иного вуза, того или иного направления подготовки в течение года, и если да, то каков объём его среднемесячной зарплаты. Это очень важная информация для принятия наших решений – как оперативных, так и стратегических.

На основе этой информации мы уже принимаем решение об изменении политики распределения контрольных цифр приёма. Например, мы увидели, что наибольший спрос предъявляется на выпускников технических и медицинских направлений подготовки. 90% выпускников технических и медицинских вузов находят работу в течение года. А с другой стороны, половина всех нетрудоустроенных – это выпускники экономических и юридических направлений. Поэтому мы делаем соответствующий манёвр в распределении контрольных цифр приёма. Всё больше и больше внимания отдаётся наиболее востребованным специальностям и направлениям подготовки.

Эти результаты (они были впервые опубликованы в прошлом году) сразу вызвали большую дискуссию, широкий интерес, но уже сейчас мы видим изменение предпочтений выпускников школ. В этом году, например, заявления на сдачу единого экзамена по физике подали на 21 тыс. больше 11-классников, чем в прошлом, по биологии – на 18 тыс. больше, по химии – на 10 тыс. больше. Мы понимаем, это как раз будущие абитуриенты технических и медицинских вузов. В наших планах на будущее – мониторинг уровня заработных плат (мы считаем это важным), а также расширение этой системы и на трудоустройство выпускников организаций среднего профессионального образования.

Дмитрий Анатольевич, в этой связи, поскольку администрирование этих платежей будет осуществлять Федеральная налоговая служба, мы просим дать поручение коллегам по ФНС сохранить преемственность в этом межведомственном обмене данными, для того чтобы мы могли и дальше проводить эту работу.

Второе. Мы используем и меры оперативного реагирования на ту ситуацию, которая складывается в экономике. Например, в этом году мы увеличиваем очень серьёзно, на 20% примерно, общее число бюджетных мест в магистратуре, для того чтобы выпускники бакалавриата имели возможность продолжить обучение, и почти в два раза увеличиваем количество бюджетных мест на вечерние и заочные формы обучения в магистратуре, для того чтобы те, кто высвобождается или переходит на режим временной занятости, ограниченной занятости, могли одновременно получать высшее образование.

Одновременно по всей системе образования созданы центры специализированных услуг по трудоустройству (они сегодня работают в 80% вузов и 70% организаций СПО), и на базе таких центров функционируют программы переподготовки и переобучения взрослых. И вот сегодня в электромеханическом колледже Вы как раз видели, как такие программы на практике могут быть реализованы. Они нами сейчас реализуются на высоком технологическом уровне с использованием самого современного оборудования и методик. В целом мы сейчас считаем, что готовы к тому, что ещё примерно 1,2 млн выпускников вузов в этом году выйдут на рынок труда. Они смогут либо продолжить обучение, либо найдут место работы. Спасибо.

Д.Медведев: Давайте теперь обменяемся информацией, но не в режиме докладов, что хорошего, что не очень хорошего, а в режиме предложений, что можно было бы сделать и по линии регионов, и по линии работодателей, и по линии трудовых коллективов. Давайте об этом поговорим. 

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/22009/