О развитии системы дополнительного образования детей
Посещение образовательного комплекса «Воробьёвы горы»
Вступительное слово Дмитрия Медведева на совещании
Доклад Ольги Васильевой о развитии системы дополнительного образования детей
Сообщение мэра Москвы Сергея Собянина
Сообщение заместителя главы администрации Тамбовской области Натальи Астафьевой
Перед совещанием Дмитрий Медведев осмотрел образовательный комплекс «Воробьёвы горы», класс судомоделирования, выставку предпрофессионального дополнительного образования, приуроченную к 60-летию запуска первого спутника Земли, и планетарий.
Московский дворец пионеров (под названием – городской Дом пионеров и октябрят) открылся в 1936 году. С августа 2014 года Дворец пионеров реорганизован в образовательный комплекс «Воробьёвы горы».
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Воробьёвы горы» – учреждение дополнительного образования детей (от 6 до 18 лет) с большим количеством детских творческих объединений, студий, художественных коллективов, кружков и секций технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой и социально-педагогической направленности. Всего в ГБПОУ «Воробьёвы горы» организовано более тысячи детских кружков и секций. В них занимается около 30 тысяч детей.
Кроме того, «Воробьёвы горы» – современная образовательная организация, включающая 20 учебных заведений на территории Москвы и Московской области. В период с августа 2014 года в состав учреждения вошли: 12 учреждений дополнительного образования; два детских сада (имеющие площадки по трём адресам); две общеобразовательные школы; лицей; колледж; круглогодичный детский лагерь – образовательный центр «Команда».
С 2013 года в ГБПОУ «Воробьёвы горы» ведётся капитальный ремонт. Уже отремонтированы Большой концертный зал, бассейн «Пионер», корпус 5, стадион. В настоящее время ремонтируется корпус 4.
Совещание о развитии системы дополнительного образования детей
Из стенограммы:
Д.Медведев: Мы сегодня собрались, чтобы обсудить вопросы развития системы дополнительного образования в нашей стране, новые подходы, которые для этого требуются.
Прежде чем мы начнём обсуждение, хочу поздравить всех педагогов нашей страны с Днём учителя, который отмечался вчера. День этот особый, потому что нет ни одного человека, который бы не испытывал уважения к учительской профессии и не вспоминал с теплотой своих педагогов, школу.
Конечно, это всё в полной мере относится и к педагогам, которые работают в системе дополнительного образования. В кружках, секциях детям помогают с самого раннего возраста раскрыть свои способности, начать свой путь или в науку, или в какую-либо другую область. Дети могут себя попробовать в самых разных сферах – и именно в чистой науке, и в техническом творчестве, и в спорте, и в музыке, и в искусстве.
После таких занятий они – самое главное, наверное, для любого ребёнка – начинают понимать, кем бы они хотели стать, когда вырастут. Я сейчас с ребятами пообщался. Во всяком случае те, кто постарше, очень чётко сориентированы на то, куда они будут поступать. Это действительно очень важно, потому что ранняя профессиональная ориентация позволяет школьнику подготовиться к учёбе (особенно когда речь идёт об учёбе в сложных, например, технических учебных заведениях), сделать упор на изучение того или иного предмета. Поэтому профессиональная ориентация здесь, конечно, абсолютно особенная.
Тем не менее и по форме, и по качеству современное дополнительное образование должно меняться и отвечать не только запросам самих детей и их родителей, но и потребностям нашего государства, приоритетам развития нашей страны, ориентироваться на те направления, которые станут актуальными, может быть, даже не сейчас, а в ближайшие пять-десять лет. Особенно с учётом бурного развития науки, технических знаний во всём мире.
Что у нас хорошо – это то, что ещё с советских времён была создана целая сеть кружков, студий, секций. И несмотря на сложности 1990-х годов и даже текущего периода, всё-таки то, что раньше делалось во дворцах и домах пионеров, у нас в целом как система сохраняется. И мы проводим совещание в одном из таких центров – Московском Дворце пионеров (он сейчас называется иначе, но суть на самом деле осталась та же самая), который в прошлом году отмечал 80-летие. Сегодня это современный многопрофильный комплекс, который начал создаваться ещё в 1960-е годы. «Воробьёвы горы» – действительно уникальный комплекс, потому что здесь всё: здесь и здания, и различные возможности, связанные с территорией, включая стадионы, ландшафтные объекты. Это на самом деле очень здорово, это уникальная тема.
Вообще в Москве реализуется много интересных и по-настоящему уникальных проектов такого рода в рамках предпрофессионального образования. Но хочу отметить, что в целом по стране кружковое движение тоже сейчас переживает подъём. И нам нужно подумать, каким образом лучше распространять тот опыт, который существовал раньше, и тот опыт, который возникает сегодня.
Мы, конечно, стремимся к тому, чтобы современных, хорошо оснащённых кружков и секций было как можно больше, потому что сейчас не выходя из дома, сидя у компьютера можно получить огромное количество различных прикладных знаний. Но для того чтобы школьники приходили в такого рода кружки и секции, этого недостаточно. Раньше было проще, потому что дома, скажем, вообще ничего подобного не было. Любой ребёнок, который попадал во дворец или дом пионеров, получал доступ к таким техническим возможностям, которые дома было практически невозможно создать. Сейчас всё сложнее, но тем важнее развивать именно это направление в дополнительном образовании.
Мы для этого в Правительстве утвердили Концепцию развития дополнительного образования, план мероприятий по её реализации на период с 2015 по 2020 год. По мере возможности увеличиваем финансирование этой сферы. В федеральном бюджете введён подраздел «Расходы на дополнительное образование». Мы предоставляем субсидии негосударственным организациям (на конкурсной основе), которые занимаются внеклассными программами. У нас есть немало проектов, которые реализуются с применением механизмов государственно-частного партнёрства, с участием крупных компаний и корпораций. Это тоже очень важно – чтобы бизнес понимал свою долю ответственности за такого рода профессиональную ориентацию молодого поколения.
Мы выделили дополнительное образование в отдельный приоритетный проект в рамках проектов, которыми занимается Правительство. Создаём новую модель этого образования. Большую роль в её становлении играют наши коллеги, представляющие общественные структуры, в том числе Агентство стратегических инициатив. Ядром этой модели должны стать модельные центры дополнительного образования, детские технопарки. Уже функционирует 25 детских технопарков «Кванториум». К концу года их будет не менее 40 в разных местах нашей страны. И мы специальные субсидии на этот счёт предусматриваем в бюджете. Распоряжением, которое было принято в январе 2017 года, такого рода субсидии были уже распределены в объёме 205 млн рублей.
В чём новизна этой модели? Она основывается на индивидуальном подходе к развитию каждого ребёнка, к выстраиванию для него собственной творческой и научной траектории. Это не означает, конечно, что раньше этого не было, тем не менее здесь работа идёт с каждым персонально. Внедряется механизм так называемого персонифицированного финансирования, когда у детей появляется возможность обучаться по внеклассным программам в организациях любой формы собственности, что на самом деле тоже неплохо. Сейчас мы апробируем этот механизм в девяти регионах. Если он заработает нормально, будем его распространять по всей стране.
Такая система требует тесного взаимодействия между школами, организациями дополнительного обучения, технопарками, университетами и предприятиями, то есть бизнесом. И конечно, большего разнообразия внеклассных программ. Должны появиться современные инновационные формы обучения детей, в том числе и сетевые формы – чтобы они были доступны в самых отдалённых сёлах. Это для нашей страны исключительно важно, потому что далеко не везде можно сделать какую-то площадку, будь то «Кванториум», а уж тем более такого рода большие объекты, как этот, московский.
Очень важно, чем занимаются дети, но не менее важно, а может быть, даже ещё более важно, кто их учит. Поэтому подготовка, непрерывное образование педагогов, которые работают в системе дополнительного обучения, и, конечно, система стимулирования таких педагогов – это тоже важнейший приоритет, которым необходимо заниматься.
О.Васильева: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Вы уже сказали о значении «Кванториума», и я хочу добавить, что к «Кванториуму» относятся с большим пиететом и вниманием наши бизнес-партнёры. Я хочу назвать компании – мы с ними работаем по разным направлениям допобразования: «Ростех», «Роскосмос», «РЖД», «Сибур», «Ростелеком», «Норникель», КамАЗ, «Северсталь». За два года реализации проекта технопарков этими компаниями было направлено на развитие и укрепление технопарков свыше 1,5 млрд рублей.
Ещё одним очень важным результатом нашего взаимодействия с компаниями для развития допобразования является внедрение так называемого отложенного трудового контракта. На сегодняшний день его подписали 150 человек. Суть контракта заключается в следующем. Контракт гарантирует талантливому ребёнку, что при успешном окончании вуза компания гарантирует ему достойное рабочее место инженера. Кроме того, в контракт включаются дополнительные меры поддержки во время учёбы, например дополнительная стипендия, трудоустройство на условиях неполной занятости (это уже зависит от конкретной компании).
Конечно, практика отложенных контрактов пока развивается, потому что не все родители и дети готовы планировать на горизонте четырёх-пяти лет, как и работодатели. Однако мы убеждены, что 150 контрактов – это серьёзный задел. Если мы будем и дальше вести разъяснительную работу со всеми заинтересованными сторонами, то, я думаю, результаты будут более успешными. Сразу хочу сказать, что это договор гражданско-правового характера и в этой связи условия исполнения и расторжения предусматриваются в самом договоре.
Следующим значительным пилотным направлением развития системы допобразования стало внедрение персонифицированного финансирования, сертификата. Ребёнок приходит с ним в любое учреждение допобразования и бесплатно занимается. А также – создание региональных модельных центров, в которых он может заниматься. Как Вы правильно отметили, Дмитрий Анатольевич, на сегодняшний день у нас девять пилотных регионов, и сертификатами воспользовались 84 500 наших детей. В системе дополнительного образования начинают развиваться механизмы государственно-частного и социального партнёрства.
Кроме того, мы поддерживаем частный сектор через механизмы компенсации процентов по кредитам, взятым негосударственными организациями для реализации программ допобразования. Например, в 2017 году 3 млн рублей получила АНО ДПО «Открытый молодёжный университет» в Томске, потому что там очень хорошие результаты нашей совместной деятельности.
Вы уже говорили о кружковом движении. Хочу сказать, что кружковое движение мы развиваем в рамках реализации Национальной технологической инициативы.
Сегодня идёт очень явный процесс интеграции систем дополнительного и общего образования, у нас появляется много новых программ по выявлению талантливых и одарённых детей, и, конечно, родителей очень волнует вопрос не только территориальной, но и материальной доступности дополнительного образования.
Наша позиция остаётся неизменной. В каждой школе обязательно должно быть как минимум пять бесплатных кружков, таких как шахматный, спортивный, литературный, музыкальный, научно-технический. Так, например, в результате активной реализации проекта «Шахматы в школе» у нас сейчас 742 тысячи ребят начальных классов в 12,5 тыс. школ 77 субъектов Российской Федерации играют в шахматы.
Здесь присутствует вице-губернатор Ростовской области – у них шахматы внедрены, а ещё есть замечательный дополнительный проект «Плавают все». На плавание отводится 18 часов каждому ребёнку. А в шахматы играют все дети с 1-го по 4-й класс. Не мне вам говорить, насколько это важно. Это прежде всего интеллектуальное развитие, развитие математических способностей и большие результаты.
Очень важный вопрос для нас – доступность дополнительного образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. В большинстве субъектов Российской Федерации осуществляется дистанционное дополнительное образование. На сегодняшний день его используют 13 тысяч наших детей-инвалидов и детей с ОВЗ, но эта форма образования не единственная для этих детей. Необходимо создавать и другие формы дополнительного образования. И вместе с нашими коллегами мы решаем это в рамках программы «Доступная среда» второй год подряд. На эти цели регионы предусматривают определённые средства. К 2020 году предполагается увеличение до 50% охвата программой дополнительного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ от 5 до 18 лет.
На сегодняшний день у нас увеличение почти на 40% организаций, которые реорганизуют дополнительные и общеобразовательные программы, а также числа воспитанников, которые занимаются в них. Я говорю о детях-инвалидах и детях с ОВЗ.
В среднем один ребёнок на сегодняшний день, и это очень отрадно, занимается примерно по двум программам, самыми востребованными из которых являются программы физкультурно-спортивной и художественной направленности.
На 23% произошло увеличение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации именно на дополнительное образование. Маленький пример. Если в 2015 году было 155 млрд, то в 2016 году – 191 млрд. Наибольшими они являются в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, Свердловской и Московской областях.
Говоря о системе дополнительного образования, нельзя не сказать о педагогах. На сегодняшний день их 247 тысяч. Благодаря работе по увеличению заработной платы она сегодня в среднем составляет 32 900 рублей. Созданы современные условия для развития новых направлений работы в отрасли. Туда стали приходить молодые специалисты. На сегодняшний день там задействовано 36% педагогов до 35 лет от их общей численности.
Вместе с тем мы неоднократно обсуждали с профессиональным сообществом введение с 1 января текущего года профессионального стандарта педагога дополнительного образования. Очевидно, что активно развивающиеся направления требуют быстрого реагирования и перестройки, в том числе и обеспечения кадрами.
Д.Медведев: Я не понял, мы ввели эти стандарты или нет?
О.Васильева: С 1 января 2018 года мы их вводим повсеместно. Мы работали вместе с Министерством труда и социальной защиты. Это очень важно, потому что введение этого стандарта даёт возможность также непрерывного профессионального обучения и переподготовки. И конечно, мы будем с этой целью отбирать лучшие региональные практики для повышения квалификации наших педагогов.
Я хочу отметить ещё один действенный механизм дополнительного образования, а именно: с 2015 года действует Российское движение школьников, которое также объединяет лучшие воспитательные практики для подрастающего поколения. В этом году у нас 8,5 тыс. организаций из всех субъектов Российской Федерации. Мы приветствуем все школы, которые вовлекаются в это движение. Это движение делает очень многое для того, чтобы развивать дополнительное образование.
И последнее. Вы нас поздравили с нашим профессиональным праздником. Большое спасибо! Я тоже присоединяюсь к этому поздравлению. И в заключение хочу отметить, что в ряде субъектов, Дмитрий Анатольевич, есть отдельные праздники педагогов допобразования. В частности, 8 октября в Санкт-Петербурге в 21-й раз будут чествовать своих педагогов дополнительного образования.
Может быть, нам тоже стоит подумать? Может быть, Вы согласитесь с нами, чтобы у нас был праздник педагогов допобразования? В разных регионах их чествуют в разное время.
Д.Медведев: Чем больше праздников, тем лучше. Да?
О.Васильева: Нет, просто Санкт-Петербург – в 21-й раз!
Д.Медведев: Давайте теперь обменяемся впечатлениями, опытом, предложениями. Но с учётом того, что мы в Москве проводим совещание, – пожалуйста, Сергей Семёнович, как в Москве действует эта система?
С.Собянин: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
В Москве традиционно развито дополнительное образование. Ольга Юрьевна призналась, что она в Доме пионеров в 11 кружков ходила в Москве. Тем не менее нам очевидно стало, когда мы анализировали ситуацию в 2011–2012 годах, что потенциал Москвы гораздо шире, чем то, что было задействовано.
В 2012 году в Москве получали дополнительное образование чуть более 400 тысяч детей. Огромная цифра, но с учётом того, что в Москве около миллиона школьников, она явно недостаточна.
Мы начали анализировать ситуацию, как дальше развивать дополнительное образование. На базе бывших домов пионеров или специальных учреждений дополнительного образования продвинуть серьёзно и качество, и объём, нам показалось, невозможно.
Совершенно очевидно, что можно больше задействовать потенциал самих школ. В силу того, что в Москве почти все школы работают в одну смену, вторая смена – это огромные площади, которые можно задействовать для дополнительного образования. Плюс школы с каждым годом всё лучше и лучше обеспечиваются с точки зрения материально-технического содержания: это и специализированные лаборатории, и специальные классы, и оборудование, и спортивные сооружения и так далее. Там, конечно, есть огромный потенциал.
Но мы не ограничивались школами – посмотрели, что можно сделать на базе наших колледжей. У них тоже прекрасная материальная база: станки, оборудование. Мы поработали с ведущими высокотехнологичными предприятиями города, как их можно задействовать в этой системе, с вузами, музеями, театрами и, по сути дела, создали проект, в котором наша обычная образовательная школа стала центром интеграции всего городского пространства, взаимодействуя с различными учреждениями и организациями для получения дополнительных услуг в области образования, используя все возможности высшего, среднего и специального образования, профессиональной и культурной среды.
Буквально в течение нескольких лет количество учащихся, которые задействованы в дополнительном образовании, увеличилось почти в два раза. Мы достигли цифры 800 тысяч человек. Причём с учётом того, что параллельно мы ввели систему электронной регистрации и учёта, здесь нет никакого – ни двойного, ни тройного счёта, это реальные цифры, реальные показатели, которые характеризуют сегодня эту огромную систему, которая работает в Москве.
Нам очень помогло в этом проекте создание специализированных классов, например, с ведущими медицинскими вузами. Создание медицинских классов – вы сегодня видели, как это работает, на примере нескольких опций. Школы насыщены медицинским оборудованием, могут давать и основные предпрофильные знания, и дополнительные. Для этого не нужно куда-то бежать, а можно в своей школе получить целый набор предпрофессиональных навыков.
То же касается инженерных классов, академических классов. У нас большой проект с Курчатовским центром. Есть и другое направление, другая ветвь, – это кадетские классы, где больше внимания уделяется военно-политическому образованию и навыкам, что тоже очень популярно, кстати.
Полностью были задействованы и возможности наших спортивных организаций и учреждений для этой работы. Они включены в общую систему записи кружковой работы, дополнительного образования.
Какой проект, на наш взгляд, ещё интересен для развития дополнительного образования? Мы с Ольгой Юрьевной не так давно подписали соглашение о развитии «электронной школы». Это проект, который развивает Минобрнауки, достаточно высокой степени продвинутости, он есть в Москве. Преподаватели загружают свой образовательный контент на специализированные порталы, оттуда учителя могут скачивать этот образовательный контент, для того чтобы на его базе вести свои сценарии уроков, догружать какие-то свои, понравившиеся им элементы этих уроков и так далее.
Этот контент может пригодиться для дополнительного образования. Это огромный опыт, огромные знания, которые можно, поднимая снизу, потом транслировать на всю образовательную систему.
На наш взгляд, в течение года – полутора, максимум двух этот проект уже будет повседневностью, обычной историей, без которой сложно будет вести современные уроки, в том числе по дополнительному образованию.
Я, Дмитрий Анатольевич, поддерживаю полностью Ваши тезисы. Дополнительное образование – это не второстепенное образование. Оно чрезвычайно востребовано родителями, и мы будем его активно дальше развивать.
Д.Медведев: Спасибо большое, Сергей Семёнович.
Москва – она и есть Москва, это столица со всеми возможностями, которые есть у столичного города. Здесь очень многие задачи решать несколько проще в чём-то, хотя есть, конечно, и специфика, столицы.
У нас есть коллеги, которые представляют дополнительное образование в малонаселённых пунктах.
Я попрошу Наталью Егоровну Астафьеву несколько слов сказать о том, как это организовано в Тамбовской области.
Н.Астафьева (заместитель главы администрации Тамбовской области):
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Тамбовская область имеет ярко выраженную специфику. У нас доля детей, которые проживают в сельской местности, составляет 40%, даже чуть больше уже, то есть тенденция такая. Естественно, проблема доступности дополнительного образования для детей, проживающих в сельской местности, – это тема, которая требует осмысления и своих подходов, то есть целенаправленной работы. Мы начали ей заниматься десять лет назад. Первый проект модернизации общего образования – 2007 год, сейчас 2017-й. Десять лет назад мы приступили к этой теме, используя ресурсы, которые выделялись на школу. Считаем, что достаточно системно отработали ряд механизмов.
Сегодня говорится о персонифицированном учёте. Сертификаты – это выбор для города. Для села мы ввели механизм нормативного финансирования – из расчёта четыре часа на одного ребёнка в неделю на программы дополнительного образования, которые начинают реализовываться на площадках школ. Таким образом, удалось за этот период фактически все программы, реализуемые в сельских школах, пролицензировать, пролицензировать программы в дошкольных учреждениях и финансировать дополнительное образование в штатном режиме по нормативному принципу. Изначально это носило заявительный характер, сейчас фактически все понимают, что это дополнительные деньги для школы, никто не отказывается. И ресурсы, конечно, коллег из культуры, здравоохранения и спорта.
Формат сельских школ (и мы считаем, это правильно) был переведён в социально-культурные комплексы, потому что невозможно реализовать на селе школе это в одиночку. Сергей Семёнович (Собянин) говорит, что школа в городе должна стать как бы центром притяжения. В селе это уже, само собой, общественно активная часть, политическая причём, идеологическая. Школа формирует трудовые резервы, и в общем-то село нас кормит. То есть это очень важный аспект идеологический.
Механизм межведомственного взаимодействия отработан на сегодняшний момент – будем говорить, не до конца, но выражается это в том, что в школе работают колледж-классы, выездные классы музыкальных школ, спортивных школ, всё это финансируется, и школа имеет право заказывать – имея дополнительные ресурсы, она заказывает себе те программы, которые, как считают родители, должны реализовываться на площадках этих школ.
Очень помог – и мы считаем, что его нужно продолжать для села, – проект реконструкции спортивных залов. Эффекты потрясающие в спортивных школах. Конечно, возможность клубов, возможность секций, кружков. Проект очень хороший. И адаптивный спорт. Здесь такой нюанс для села, который тоже является важным, – чтобы дети оставались в школах и находились в своей среде.
Новый проект – «Доступное дополнительное образование». Мы считаем, очень удачно, что он начал реализовываться параллельно со строительством и реконструкцией школ. Для сельских территорий это, наверное, единственная возможность качественно изменить условия предоставления дополнительного образования. Поэтому мы считаем, что строительство и реконструкция школ в селе, конечно, должны учитывать. Это очень важно для нас.
Какие задачи мы ставим сегодня перед собой в этом контексте? Конечно, это отработка механизма сетевого взаимодействия. Взаимодействие школы, науки, вузов, колледжей, производства – для села это единственная возможность качественно реализовывать программы дополнительного образования.
В Тамбовской области такой опыт есть. Например, непрерывное агробизнес-образование. Три школы стали ресурсными центрами, они объединены, дистанционно работают и с преподавателями вузов, и с реальным сектором экономики, и с производствами, и в то же время любой ученик любой сельской школы дистанционно подключается, и эти ресурсы становятся доступны всем.
Колледж-классы. У нас работает проект «Колледж-классы – производство». Для сельских школ он стал очень выигрышным, пользуется огромным успехом у родителей. Считаем, что этот сетевой механизм даёт свой эффект. И для села это устойчивая ситуация, которая позволяет обеспечить доступное и качественное дополнительное образование.
Второй момент – это дети с проблемами здоровья. Здесь два вектора у нас, два направления. Конечно, дистанционные технологии – это очевидно. И второе – это переподготовка родителей в качестве тьюторов для работы с детьми на площадках школ по допобразованию.
И третье: детей с проблемами здоровья мы в любом случае оставляем в школе. Дополнительное образование для детей с проблемами здоровья – это отдельная тема. Такой системы дополнительного образования для детей с проблемами здоровья в России в полном объёме ещё не было разработано. Эта тема оставалась ключевой для специализированных организаций, где эти дети находились. Сейчас ситуация поменялась.
Считаем, что очень важный момент – переподготовка и подготовка кадров, которые идут работать в село, – инженеров, врачей, экономистов, библиотекарей. Именно они составляют тот ресурс, который идёт на переподготовку, работает со школьниками. Проектные технологии – базис содержательный, и здесь мы готовы, и дети с удовольствием работают в туризме, в экологии и так далее.
Благодарны, что проект идёт. Технопарки мы делаем для села. Тоже там будет свой аспект, готовы им делиться.
Д.Медведев: Были упомянуты спортивные секции, кружки. Министру спорта есть что прокомментировать?
Павел Анатольевич (обращаясь к П.Колобкову), несколько слов скажите.
П.Колобков: Ольга Юрьевна (Васильева) уже в целом сказала о системе дополнительного образования. Я коротко остановлюсь на системе дополнительного образования и системе подготовки спортивного резерва, потому что, безусловно, эти две системы взаимосвязаны.
Вы знаете, что совсем недавно на совете при Президенте было принято решение о разработке специальной концепции подготовки спортивного резерва. Она была согласована с Министерством образования. В согласовании участвовало более десяти министерств и ведомств. Мы буквально на днях внесём её в Правительство Российской Федерации.
Безусловно, она предусматривает преемственность дополнительного образования и нашей системы, возможность перехода спортсмена из системы дополнительного образования в наши учреждения и в том числе наделяет организации дополнительного образования правом готовить спортивный резерв.
Хочу сказать, что это наша совместная с Министерством образования задача – вовлечь детей в занятия физической культурой и спортом. И вторая, безусловно, важная задача – это выявление лучших детей, лучших спортсменов, которые уже потом составляют костяк муниципальных, региональных и сборных команд Российской Федерации.
Сергей Семёнович (Собянин) уже сказал, что, выполняя поручение Президента, мы договорились с Министерством образования о том, что будем учитывать детей, находящихся в системе подготовки спортивного резерва, в общем количестве детей, вовлечённых в систему дополнительного образования, в их статистических формах отчётности.
И на данный момент в занятия спортом, физической культурой вовлечено порядка 5,2 млн детей. Из них 3 млн работают в нашей системе. Поэтому надо сказать, что мы также участвуем в выполнении 19 пунктов плана реализации Концепции дополнительного образования. На данный момент большинство из них уже выполнено.
Понимая значимость физической культуры и спорта для подготовки детей к последующей жизни, оздоровления детей, считаем, что наша система является очень важной. Можно было бы подумать вместе с Минобрнауки над тем, чтобы ввести дополнительный показатель – вовлечение детей в занятия физической культурой и спортом.
Д.Медведев: Показатель какого рода? Где он должен учитываться?
П.Колобков: У них есть показатель: порядка 70–75% детей должно быть вовлечено в систему дополнительного образования. По сути, это все: те, кто занимается искусством, спортом, в технических кружках. По сути, разделения внутри нет. Для нас, конечно, спорт является приоритетным проектом, приоритетной задачей. Я считаю, что дети должны в первую очередь заниматься спортом, должны быть готовы к последующей жизни.
Д.Медведев: У нас, мне кажется, и так показатель вовлечённости в систему дополнительного образования относится к числу индикаторов, которые учитываются при оценке результативности работы региональных, муниципальных властей, то есть сейчас это уже есть.
П.Колобков: И, конечно, я хотел бы сказать о системе соревнований. Безусловно, у нас достаточно разветвлённая сеть спортивных соревнований для детей, вовлечённых как в систему дополнительного образования, так и в систему спортивной подготовки.
Если говорить о подготовке преподавателей, мы считаем необходимым внести при разработке профессионального стандарта преподавателя дополнительного образования модуль, связанный с преподаванием физической культуры и спорта. На данный момент его нет.
Д.Медведев: Я упоминал в своём выступлении Агентство стратегических инициатив как опорную общественную структуру, которая занимается в том числе вопросами продвижения дополнительного образования.
Пожалуйста, Светлана Витальевна Чупшева.
С.Чупшева: Добрый день, уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемые коллеги!
Если мы вспомним, то три года назад, когда мы разбирали данные и структуру направлений, куда ходят у нас дети в рамках допобразования, мы увидели, что научно-техническим творчеством занимается всего 4% из этих 70%. Тогда как раз мы и предложили перезапустить вообще систему, экосистему по вовлечению детей именно в научно-техническое творчество, современные подходы показать им, переоснастить, полностью модернизировать инфраструктуру в этой части.
Спасибо огромное Президенту, Вам, Дмитрий Анатольевич, за то, что вы поддержали тогда нашу инициативу, и сегодня такая новая инфраструктура, такие новые программы у нас запущены на площадках детского технопарка «Кванториум». Вы поддержали проведение Национальной технологической инициативы и проведение олимпиады для школьников по основным направлениям НТИ для 9–11-х классов. У нас уже первые результаты есть. В этом году первые призёры смогли воспользоваться дополнительными баллами при поступлении в технические вузы.
Д.Медведев: Кстати, интересно, а сколько этих баллов?
С.Чупшева: По НТИ сто баллов дают. Сто баллов за победу в этой олимпиаде.
Хочу сказать, что дети в рамках НТИ представляют конкретные проекты по направлениям перспективных, новых рынков.
Кружковое движение. Дмитрий Анатольевич, мы очень много и сильно бились за то, чтобы как-то институализировать это направление. Спасибо Вам огромное за то, что Вы подписали «дорожную карту» по развитию кружкового движения, и к 2025 году мы должны охватить порядка 500 детей по всей стране новыми форматами образования.
Что касается профориентации, мы совместно со школой «Сколково» разработали Атлас новых профессий. Это некая навигация и для родителей, и для преподавателей, и для школьников, какие профессии у нас в горизонте 5–10 лет уже будут не востребованы, а какие новые появятся.
В этом году ребята тоже запустили проект «Моя будущая профессия», уже для детей, для школьников, это тоже в формате образования. Мы показываем новые рынки, новые тренды для школьников – попробовать себя в новых профессиях через игру. Этот формат тоже очень востребован.
Д.Медведев: Просто интересно мне стало, Светлана Витальевна, а как вы определяете те профессии, которые будут не востребованы?
С.Чупшева: Это целая система работы. В рамках прогнозирования, форсайтов работают наши эксперты в группах цифровой экономики, Национальной технологической инициативы.
Если мы вспомним, раньше была профессия в боулинге, когда не автоматические кегли вставали, а был специально человек, который вручную их ставил. Опять же чистить обувь: сегодня это делают аппараты. Есть, конечно, люди ещё, которые этим занимаются… То есть понятно, что в процессе роботизации многие профессии будут просто выбывать.
Д.Медведев: Сергей Семёнович подсказывает, то, что Вы привели в пример, это, конечно, не совсем профессии. А водитель, например, как это ни удивительно прозвучит, лет через 30–40, может статься, это будет довольно редкая профессия. Вряд ли полностью мы от этого уйдём, тем не менее с учётом автопилотных машин.
Это не праздная история, потому что мы даже говорим не о себе, а о наших детях, которым мы должны дать правильную профессиональную ориентацию. Даже если что-то интересно, нужно понимать, каковы перспективы развития этой профессии, во что это может превратиться, не сейчас, конечно, а через 10, 15, 20 лет, что для ребёнка, которому 12–15 лет, вполне очевидная перспектива.
С.Чупшева: В рамках нашей работы с регионами – проведение различных конкурсов вместе со Сбербанком «Навыки ХХI века». Мы выявили очень много интересных проектов, лучших практик именно в части новых форм допобразования, навыков будущего.
В таком многообразии родителям и ребёнку очень сложно ориентироваться. В этом году мы планируем уже стартово запустить с Министерством образования навигатор навыков будущего, где будут представлены такие современные программы, современные направления, которые будут навигаторами для родителей из любого региона, куда сегодня можно отдать ребёнка, в каких программах действительно он будет востребован.
Я Вам ещё в рамках нашей встречи, Дмитрий Анатольевич, говорила про необходимость развития навыков предпринимательства у детей в школах сегодня, мы это видим тоже по проектам в рамках Национальной технологической инициативы, которые мы ищем, и стартапов в этой части.
Фонд развития интернет-инициатив, который тоже был создан по поручению Президента. Сегодня говорят: у нас 7 тыс. стартапов за пять лет появилось. А нам надо 50–100 тыс. стартапов. Все акселерационные программы, которые мы запускаем для студентов вузов, уже не дают того эффекта. Нам нужно опускаться на ступеньку ниже, непосредственно в школы.
Здесь, конечно, такие программы, которые бы вызывали интерес у детей – заниматься предпринимательством, понимать, как придумать идею, какие сегодня перспективные, глобальные вызовы и направления, какие новые рынки будут появляться. Сегодня есть такие программы, продукты для детей 1–6-х классов, для старшеклассников, которые связаны с финансовой грамотностью, с навыками предпринимательской деятельности.
Дмитрий Анатольевич, если позволите, мы хотим Вас пригласить на запуск, открытие олимпиады по предпринимательству для младших классов в любую из московских школ. Я думаю, с Сергеем Семёновичем мы договоримся. Это проект «Учи.ру». Если Вы найдёте время в своём графике, конечно, было бы очень здорово.
Что касается экспорта образования, это тоже одно из перспективных направлений приоритетного проекта. Ребята из «Учи.ру» сегодня базовые онлайн-курсы по математике, по предпринимательству поставляют в страны БРИКС, и в Китае, Индии и Бразилии эти программы внедряются в школах.
У нас очень много запускается платформ по профобразованию: «Мастерславль», «Зарница» в Татарстане. Здесь тоже хочется сказать, что мы уже не закупаем оборудование для этих площадок, а мы его сами производим.
Д.Медведев: Это действительно очень важно. Потому что, когда начинался национальный проект по образованию 10 лет назад, я побывал во многих школах (тогда вообще было плохо с оборудованием в школах, и я имею в виду даже не дополнительное, а обычное образование, дополнительное тем более): ни одной пробирки, ни одной колбы, ни одного аппарата не было из России. Всё иностранное. Причём это элементарные вещи, это не принтер, который на базе самых современных технологий печатает трёхмерное изображение, а именно простейшие вещи. На это, конечно, тоже нам нужно обращать внимание, и коллеги из Министерства образования этим занимаются.
Источник: http://government.ru/news/29550/